12 декабря. Память преподобного Акакия Синайского

3811
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобного Акакия Синайского (VI).

Преподобного Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (III). Священномученика Авива, епископа Некресского (VI) (Груз.). Святителя Мардария (1935) (Серб.).

Священномученика Сергия Кочурова пресвитера (1941).

Преподобный Акакий Синайский

Рассказ о кончине преподобного Акакия Синайского приводится в «Лествице». Будучи послушником у одного старца, «весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава», юный Акакий подвергался поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через девять лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя пять дней наставник поведал о смерти своего послушника старцу: тот усомнился в этом и, когда они пришли в склеп, где был похоронен преподобный Акакий, спросил лежавшего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» — на что тот, оказывая послушание и после смерти, ответил: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Немилосердный старец, бывший наставником преподобного Акакия, был вразумлён этим чудом и провёл остаток дней затворником в келлии при гробнице своего бывшего ученика.

Священномученик Авив, епископ Некресский

Священномученик Авив — один из основателей грузинского монашества. По просьбе грузинского царя Парсмана VI и католикоса Евлавия он принял сан епископа. Персы, захватившие в то время Кахетию, насаждали огнепоклонство. Епископ Авив с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и тушил огни в капищах зороастрийцев. Благодаря его стараниям горцы Кахетии перешли в лоно Православной Церкви. Также он обратил в христианство многих персов. По приказу персидского сатрапа Авив был схвачен, подвергнут жестоким пыткам и скончался, побитый камнями, в селении Рехи. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни тление не коснулись тела святого. Ныне мощи святого почивают в Мцхетском Самтаврском соборе.

Мученик Парамон

Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 г., при императоре Декии. Правитель восточных областей Аквиан заточил в темницу 370 христиан, принуждая их пытками и угрозами отречься от Христа и принести жертву идолам. Один из местных жителей по имени Парамон обличил жестокость правителя и исповедал свою веру во Христа. После жесточайших пыток святого Парамона обезглавили вместе с остальными 370 мучениками.

Евангелие дня

У каждого человека, даже может быть и не очень верующего, есть нечто, что он воспринимает как святыню. Это может быть ребёнок, семья, Родина, личное пространство — что-то отдельное, особенное и дорогое. Для верующего же человека таковым является всё то, что связано с Богом. И кажется, человек, который не имеет ничего святого, способен на самые страшные поступки. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 19.

45И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,

46говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

В период не столь давних по меркам истории гонений на церковь, когда тысячи храмов уничтожались, закрывались или переделывались в клубы, склады и машинно-тракторные станции, появилось довольно много историй о людях, которые во всех этих процессах участвовали. Те из них, что были приезжими, в народной памяти практически не оставались, но вот местных, согласившихся разрушать храм, в который ещё недавно они ходили молиться, помнили. Именно о таких людях говорили: ничего святого за душой. Рассказчик подобных историй всегда подчёркивал, что для того, кто пошёл на святотатство, ничем хорошим это не заканчивалось, ведь они пренебрегли храмом Божиим и попрали святыню. Такие рассказы от очевидцев и даже самих участников приходилось слышать многим в церковной среде, и оценка была однозначной: это один из самых тяжёлых грехов.

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим о людях, которые внешне ничего не разрушали, не закрывали и не переделывали. Более того, они находились в рамках закона и даже могли оправдать свою деятельность как добродетельную. Всё было очень просто. В иерусалимский храм постоянно шли люди, которые желали помолиться и принести жертвы. Они могли привести собственное животное для жертвоприношения, но значительно проще было купить его при храме. Только сделать это можно было не за языческие нечистые деньги, но за специальные храмовые деньги, к которым язычники не прикасались. Таким образом, желая помочь собратьям, которые жили далеко, первосвященники и их помощники устроили бойкую торговлю и мену денег прямо во дворе язычников, единственном месте в храме, в котором могли молиться представители иных народов.

Считали ли служители храма себя страшными грешниками? Думали ли, что совершают святотатство? Конечно, нет. Конкретные торговцы выполняли волю первосвященников, а те оправдывали себя общей пользой и возможностью заработать. Однако их мнение о происходящем совершенно не совпадает с мнением Христа, который входит в храм и выгоняет всех тех, кто превратил Дом Божий в вертеп разбойников, вместо того чтобы сделать его домом молитвы. Он не обличает римлян, хотя они язычники и захватили Иудею, не говорит ничего об эллинах, но приходит к верующим и показывает им, что они, превозносясь над остальными, ведут себя ещё хуже... И самое страшное, что, даже получив вразумление от Христа, они лишь озлобились и искали как погубить Его, вместо того чтобы честно сказать себе, что они давно научились оправдывать грехи и заставили свою совесть замолчать.

Слушая сегодняшнее чтение, нам стоит задуматься и о нашем собственном состоянии. Конечно, люди, которые сто лет назад выступали против Церкви и гнали священство, поступали ужасно... но именно очевидная греховность их поступков, давала им повод к покаянию, которое они нередко совершали, пусть и под конец своей жизни. Когда же человек верующий привыкает к двойным стандартам, ему увидеть свою неправоту значительно тяжелее. И единственное, что может в этой ситуации нас порадовать, — это уверенность в том, что Христос поможет нам увидеть правду о себе самих и не только увидеть, но и встать на путь исправления.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известно, что любовь, которая вспыхивает ярким пламенем в молодые годы, когда молодым людям кажется, что они друг без друга жить не могут, в какой-то момент перестает гореть столь же ярко, а иногда просто теплится, да так слабо, что любое дуновение ветра может это пламя погасить, словно от любви ничего и не осталось. Святой апостол Павел учит нас: чтобы с любовью этого не произошло, нужно избегать греха и прилепляться к добру (см. Рим. 12, 6—14). Наверное, многие современные люди никак не могут связать потерю любви с тем, о чем говорит апостол. А он учит: потеря любви там, где человек совершает грех, где он прилепляется ко греху, а не к добру, не к святости. От нравственного состояния человека зависит способность любить. Давайте громко об этом скажем на весь мир, на всю страну: от нравственного состояния человека зависит способность любить! И с потерей нравственного чувства, с его искажением человек теряет силы к тому, чтобы любить. Любовь требует энергии, без энергии любви быть не может, и если нет добра в жизни человека, если побеждает зло, если человек прилепляется не к добру, а к злу, то любовь деформируется, ослабляется, а в конце концов исчезает…

Благое устроение

Слышал я о некоем брате, что, когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келью свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием души его». И никогда он не говорил ни о ком: «Сей брат нерадив», или «сей тщеславен», но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего.

Авва Дорофей

Болезни и исцеление ума

Ум должен быть направлен к Богу. В Библии неверующий определяется как безумный. «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» (Пс.13:1; Пс.52:2). Порочный ум — это не отсутствие ума, а его отключённость от Бога. Человек может быть очень развит интеллектуально, но лишён главного знания — о Боге.

Свято место пусто не бывает, человек не может заглушить свой дух — силу, стремящуюся к Богу. Без Бога ум становится восприимчивым к влиянию демонов и под их воздействием создаёт себе идола. Либо он подменяет Бога человеческой выдумкой (своей или чужой) — отсюда множество мировоззрений и религий, их можно смело назвать болезнями ума. Либо ставит на Его место какое-то земное увлечение. Либо отвергает Бога.

Также ум начинает обходить совесть и оправдывать свои грехи, ведь люди редко просто переступают через совесть, чаще делают это с помощью самообмана.

На пути ко спасению у человека первым выздоравливает, ис-целяется ум. Ум христианина обретает цельность, имея основание в Боге, Который есть Сверхум, ведь Бог Премудр и Всеведущ. По словам апостола: Кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор.8:3). Читая жития святых, мы видим, что даже малообразованные подвижники учили высоким истинам, могли прозревать будущее, точно оценивать духовное состояние людей. Например, преподобный Паисий Святогорец закончил лишь начальную школу.

Молитвословия

Тропарь преподобного Акакия

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со ангелы срадуется, преподобне Акакие, дух твой.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученик Парамон Вифинский и с ним 370 мучеников (250 г.)
Жития святых 12 декабря 2016
Мученик Парамон Вифинский и с ним 370 мучеников (250 г.)

Пострадал за веру во Христа вместе с 370 мучениками в 250 г. при императоре Декии (249-251 гг.). Правитель восточных областей, князь Вифинский (в Малой Азии), принуждал 370 христиан принести жертву идолам.