Церковный календарь

12 декабря. Память преподобного Акакия Синайского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 декабря. Память преподобного Акакия Синайского

26-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 29 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мученика Филумена (ок. 274). Преподобного Акакия Синайского (VI).

Преподобного Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (III). Священномученика Авива, епископа Некресского (VI) (Груз.). Святителя Мардария (1935) (Серб.).

Священномученика Сергия Кочурова пресвитера (1941).

Преподобный Акакий Синайский

Рассказ о кончине преподобного Акакия Синайского приводится в «Лествице». Будучи послушником у одного старца, «весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава», юный Акакий подвергался поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через девять лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя пять дней наставник поведал о смерти своего послушника старцу: тот усомнился в этом и, когда они пришли в склеп, где был похоронен преподобный Акакий, спросил лежавшего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» — на что тот, оказывая послушание и после смерти, ответил: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Немилосердный старец, бывший наставником преподобного Акакия, был вразумлён этим чудом и провёл остаток дней затворником в келлии при гробнице своего бывшего ученика.

Священномученик Авив, епископ Некресский

Священномученик Авив — один из основателей грузинского монашества. По просьбе грузинского царя Парсмана VI и католикоса Евлавия он принял сан епископа. Персы, захватившие в то время Кахетию, насаждали огнепоклонство. Епископ Авив с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и тушил огни в капищах зороастрийцев. Благодаря его стараниям горцы Кахетии перешли в лоно Православной Церкви. Также он обратил в христианство многих персов. По приказу персидского сатрапа Авив был схвачен, подвергнут жестоким пыткам и скончался, побитый камнями, в селении Рехи. Тело святого бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни тление не коснулись тела святого. Ныне мощи святого почивают в Мцхетском Самтаврском соборе.

Мученик Парамон

Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 г., при императоре Декии. Правитель восточных областей Аквиан заточил в темницу 370 христиан, принуждая их пытками и угрозами отречься от Христа и принести жертву идолам. Один из местных жителей по имени Парамон обличил жестокость правителя и исповедал свою веру во Христа. После жесточайших пыток святого Парамона обезглавили вместе с остальными 370 мучениками.

Священное Писание

1 Тим., 283 зач., III, 1-13

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9 хранящие таинство веры в чистой совести.

10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Лк., 100 зач., XX, 9-18

9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Тит. 1, 5-2, 1; Лк. 20, 9-18

Притча о винограднике изображает ветхозаветную церковь; делатели — это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала св. Апостолы, потом их преемники — архиереи со всем священством. Виноградник Божий — один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века — приносить Господину винограда плод — спасенные души. Это задача христианской иерархии, следовательно и нашей. В какой мере исполняется она — все мы видим. Что же сказать на это? Во многом — слава Богу! — но во многом-многом нельзя не пожелать лучшего. Это особенно касается проповеди слова Божия. Где-то слышится проповедь; а между тем это единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия. Как бы и над нами не исполнилось: «придет господин виноградника и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим». Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград…

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известно, что любовь, которая вспыхивает ярким пламенем в молодые годы, когда молодым людям кажется, что они друг без друга жить не могут, в какой-то момент перестает гореть столь же ярко, а иногда просто теплится, да так слабо, что любое дуновение ветра может это пламя погасить, словно от любви ничего и не осталось. Святой апостол Павел учит нас: чтобы с любовью этого не произошло, нужно избегать греха и прилепляться к добру (см. Рим. 12, 6–14). Наверное, многие современные люди никак не могут связать потерю любви с тем, о чем говорит апостол. А он учит: потеря любви там, где человек совершает грех, где он прилепляется ко греху, а не к добру, не к святости. От нравственного состояния человека зависит способность любить. Давайте громко об этом скажем на весь мир, на всю страну: от нравственного состояния человека зависит способность любить! И с потерей нравственного чувства, с его искажением человек теряет силы к тому, чтобы любить. Любовь требует энергии, без энергии любви быть не может, и если нет добра в жизни человека, если побеждает зло, если человек прилепляется не к добру, а к злу, то любовь деформируется, ослабляется, а в конце концов исчезает…

Благое устроение

Слышал я о некоем брате, что, когда он приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келью свою привести в порядок». Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием души его». И никогда он не говорил ни о ком: «Сей брат нерадив», или «сей тщеславен», но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего.

Авва Дорофей

Молитвословия

Тропарь преподобного Акакия

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со ангелы срадуется, преподобне Акакие, дух твой.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Преподобный Акакий Синайский
священномученик Авив Некресский
мученик Парамон Вифинский
православный календарь

Все публикации