11 декабря. Священномученика митрополита Серафима Чичагова

4370
Фото

Седмица 29-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобномученика и исповедника Стефана Нового (767). Мученика Иринарха и святых семи жен (303).

Святителя Феодора, архиепископа Ростовского (1394). Мучеников Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII).

Священномученика митрополита Серафима Чичагова (1937). Священномучеников Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего пресвитеров, преподобномучеников Рафаила Тюпина, Викентия Никольского и мученицы Анисии Маслановой (1937); мученицы Параскевы Федоровой (1938); священномученика Николая Крылова пресвитера (1941). Обретение мощей преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (2000).

Преподобномученик Стефан Новый

Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый пребывал в глубоком затворе. Постепенно возле него собралась община иноков. Слава святого дошла до императора Копронима, ревностного иконоборца. Он попытался переманить святого на свою сторону, но Стефан опроверг все доводы еретиков и остался верен православию. Его оклеветали и заточили в темницу. Святой и там создал монастырь, где постоянно шло моление и почитались иконы. Когда об этом донесли императору, он приказал забить преподобномученика до смерти.

Священномученик митрополит Серафим Чичагов

Священномученик Серафим (Чичагов) принадлежал к дворянскому роду. По благословению Иоанна Кронштадтского он принял священнический сан. В 1895 году начал работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». После смерти жены принял монашество. В 1903 году по его ходатайству и при активном содействии императора Николая Второго был прославлен преподобный Серафим Саровский. Впоследствии отец Серафим принял епископский сан, заняв Сухумскую кафедру. В 1921 году, уже в сане митрополита, он был сослан в Архангельскую область. Во второй раз владыка был арестован в 37-ом году. Прикованный к постели восьмидесятидвухлетний старец был вынесен из дома на носилках и доставлен в тюрьму. Впоследствии он принял мученическую смерть.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, был сыном Стефана (родного брата Преподобного Сергия Радонежского). Овдовев, Стефан принял монашество и вместе с сыном пришел в монастырь к Преподобному Сергию, который, провидя подвижническую жизнь отрока, постриг его с именем Феодор. По благословению Преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор основал Старый и Новый Симонов монастыри, где приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт — будущие основатели Белозерских монастырей. Святитель Феодор вел строгую подвижническую жизнь, и великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. В 1387 году он был назначен на Ростовскую кафедру. Святитель преставился 28 ноября 1394 года. Его мощи находятся в ростовском Успенском соборе.

Евангелие дня

Иногда, предавшись философским рассуждениям о Боге, люди воспринимают Его как совершенно отрешённого от дел, которые происходят в мире. Но как же Бог относится к миру с библейской точки зрения? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 19-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 19.

37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

42и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,

43ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

В сегодняшнем чтении мы слышим описание входа Господнего в Иерусалим. Обычно акцент делается на поведении учеников и всех тех, кто встречает Его радостными восклицаниями. Они ликуют и славят Бога, благословляя Иисуса как Царя, который пришёл, чтобы исполнить Господню волю. Вопрос о царском достоинстве Иисуса беспокоил людей с самого начала. Ещё Ирод преследовал младенца Христа, опасаясь, что со временем Он станет царём и его конкурентом, и вот сегодня мы слышим, как фарисеи готовы называть Иисуса учителем, но только не царём. Кроме того, они не только сами не хотят Его так называть, но и просят Его, чтобы он запретил это делать другим. Однако Христос не запрещает. Он знает, что они совершенно правы в своём ликовании, хотя и не понимают до конца своей правоты. Для них царь — это тот, кто властвует и торжествует над врагами, но Христос — Царь, Который идёт, чтобы умереть на кресте и восторжествовать над самой смертью. И эта смерть будет результатом ненависти тех, кто также должен был бы ликовать, но выбрал возмущение и злобу.

Смотря на Иерусалим и зная об этом выборе, Иисус Христос плачет. Он Бог, который не просто вошёл в человека, но действительно стал им, парадоксальным образом усвоив Себе человеческие чувства. Из Евангелий мы знаем, что Христос мог уставать или хотеть есть, однако слёзы выдают не просто потребности тела, но эмоции, связанные с сожалением. И это то, что может нас удивить. Казалось бы, Он Сам Бог и всё знает. Ему не нужно объяснять, что всё земное проходит, люди умирают, города разрушаются и надо заботиться не о временном, но о вечном. Но в том-то и дело, что с библейской точки зрения вечное не противостоит временному, но в нём существует и через него проявляется. Именно поэтому Христос говорил ученикам, что тот, кто хочет проявить любовь к Нему, должен проявлять её к ближнему. Именно поэтому Иоанн Богослов в своём послании пишет, что любить Бога и не любить при этом находящегося рядом человека нельзя.

Как Бог, Христос любил и любит всех людей, все города и страны, однако как человек он мог дружить с конкретными людьми Марфой и Марией, был особенно близок с любимым учеником Иоанном и любил конкретный город — Иерусалим. Мы тоже часто любим совершенно конкретных людей, и особенно отмечаем какие-то места, города или страны..., но беда наша в том, что, любя своё, мы противопоставляем этому всё остальное и отвергаем его. В отличие от нас, в Иисусе Христе любовь к конкретным людям и местам не порождала отвержения или ненависти к остальным, в чём Он для нас является очень важным примером. Подлинный христианский патриотизм предполагает, что любовь к чему-то своему, особенному и родному не заставляет нас противопоставлять ему всё остальное. Напротив, любовь к конкретному должна стать для нас школой любви ко всему Божьему творению.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда люди страдают от того, что в своей жизни они не увидели явления справедливости в тех или иных обстоятельствах. Им кажется, что зло тотально господствует. Мне приходится общаться со многими людьми, и очень часто я слышу такие слова: «Святейший, а куда мир идет? Что с нами происходит? Почему наступает зло?» У некоторых наступает отчаяние, они спрашивают: а можно ли что-то сделать? Глубоко убежден: никакого отчаяния быть не должно, потому что зло будет побеждено. Зло господствует временно. Оно может наслаждаться своими победами, издеваться над добром и носителями добра, но оно будет уничтожено. Иногда нам действительно не хватает всей жизни, чтобы увидеть, как зло терпит поражение, а иногда мы и при жизни становимся свидетелями такой победы.

Борьба со страстью

Далеко не всегда возможно сразу одолеть страсть (укоренённый грех). Если сразу не получилось, то не отчаивайтесь, аскетизм требует системного подхода. Постарайтесь подробно осмыслить конкретные проявления этой страсти и определить этапы (ступени) борьбы с ней. Составьте в письменном виде план борьбы со страстью, продумайте заранее модель поведения в ситуациях, провоцирующих страсть. Ставьте целью не просто победу над страстью, а обретение противоположной ей добродетели, ведь страсть — это раковая опухоль добродетели.

Молитвословия

Тропарь священномученика митрополита Серафима Чичагова

глас 5

Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив,/ служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/ наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/ данная ти от Бога многообразная дарования/ к пользе народа Божия приумножил еси,/ учитель благочестия/ и поборник единства церковнаго быв,/ пострадати даже до крове сподобился еси,/ священномучениче Серафиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика митрополита Серафима Чичагова

глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/ теплую любовь к нему имел еси,/ писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/ верныя к его прославлению подвигл еси/ и благодарственнаго посещения/ самаго преподобнаго сподобился еси./ С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/ в Небесных чертозех водворяяся,/ моли Христа Бога// серафимския радости нам причастником быти.

Молитва священномученику митрополиту Серафиму Чичагову

О Боголюбезне Серафиме, велий во святителех и славный в мученицех! Пламенное восхождение твое лицезряще во обители горния, недоумеем, како благохвалити тя, паче же ти возследовати, дивный отче. Вемы бо воина тя предобра, храбрством изрядна и во бранех неодолима. Вемы тя и врача благодатна, в терпении неколеблема и во искусстве преизящна. Ты и живописания даром Церкви послужил еси и сладкопения талант Господеви принесл еси. Паче же, пастырю благий, аще и отреклся еси суеты мира, обаче вся тяготы и скорби того вмещал еси в пространное твое сердце. Не довлеет лета повествовати нам, паче же уразумети леностным умом непрестанныя ти труды по обителей святых летописанию, Серафима преподобнаго прославлению, жизни устроению церковней, разделений горьких врачеванию. Паки и в изгнаниих и заточениих образ веледушия и смирения крайняго светоявил еси, архиерею Божий. Над сим же всем солнцесияет мученический ти венец. Вся убо превозмогл еси о укрепляющем тя Христе. Сего ради в памяти твоей единяемся и усердно просим: не остави нашей худости, укрепи ны о Господе, еже заповеди Его непорочно хранити, еже Церковь святую от соблазн избавити вражиих, еже горняя нам мудрствовати, греховных же отступати и суетных. Се бо и дерзновение превелие, еже стяжал еси пред престолом Божиим, вемы, пресвятый наш отче. Сим утешаемся и молитвенному твоему заступлению себе о Господе предаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученика Стефана Нового

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения/ всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству мужески вооружился еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Стефане приснопамятне.

Кондак преподобномученика Стефана Нового

глас 3

Из неплодна, преподобне, корене возрасте ветвь,/ первострадальцу тезоимените,/ монахов наставник велик, отче, явился еси,/ и ярости не убоявся царя,/ не хотяща Христов чествовати образ,/ сего ради скончався,// мученический венец приял еси, Стефане.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 4

От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 2

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Два Серафима
Публикации 11 декабря 2022
Два Серафима

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) один из тех, кто пострадал за веру Христову во времена Сталинских репрессий. Удивительна и поучительна жизнь этого архипастыря, благодаря трудам которого был канонизирован другой великий русский святой, носивший это древнее имя, а именно — преподобный Серафим Саровский.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.