10 декабря. Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

5119
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице
День постный. 27 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Иконы Божией Матери, именуемой «Знáмение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия (VI—VII). Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392). Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобного Романа (V).

Священномучеников Николая, архиепископа Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мученика Иоанна Емельянова (1937).

Икон Божией Матери «Знáмение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

Икона Божией Матери, именуемая «Знáмение»

Чудо от Новгородской иконы Божией Матери, позже названной «Знамение», случилось в 1170 году. Тогда соединённые силы русских удельных князей, возглавляемые сыном святого князя Андрея Боголюбского Мстиславом, подошли к Великому Новгороду. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Илия дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. На врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые знамением новгородцы устремились в бой и одержали победу.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков служил в Ростове в правление великого князя Московского Димитрия Донского. Однажды он, защищая осужденную на казнь женщину, повторил слова Спасителя, веля бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, после чего отправил ее на покаяние. Ростовский князь и его бояре, недовольные судом, изгнали святого. Тогда святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию и, осенив себя крестным знамением, встал на нее и поплыл прочь. Удалившись от Ростова, Иаков вышел на берег у места, где он впоследствии основал Зачатьевский Иаковлевский монастырь. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Епископ простил их, но в город не вернулся. На Ростовской кафедре он был предшественником святителя Феодора, сродника и ученика Сергия Радонежского.

Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода

Святой князь Всеволод, внук Владимира Мономаха, родился в 1098 году в Новгороде. В 1117 году, когда его отец, святой Мстислав Великий, отбыл на княжение в Киев, Всеволод был оставлен им в Новгороде, где княжил 20 лет. В 1136 году партия новгородцев, не желавшая иметь князем потомка Мономаха, изгнала его из города, после чего Всеволода приняли псковичи. Вскоре князь Всеволод скончался во Пскове в возрасте 46 лет. Весь город собрался на погребение святого, а новгородцы, раскаявшись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его мощи, но не могли сдвинуть с места гроб. После долгих молитв новгородцев о даровании им «хоть малой части святого праха на утверждение граду» от пальца святого князя отпал ноготь. 27 ноября 1192 года мощи святого князя Всеволода были перенесены в Троицкий собор, в котором освятили в его честь придел. Рядом с гробом было поставлено боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с латинской надписью: «Чести моей никому не отдам».

Евангелие дня

Большинство из нас живёт по расписанию. Мы ходим на работу, делаем дела, отдыхаем и всему находим своё время. Но порою возникают такие ситуации, когда люди бывают готовы нарушить любое расписание. Об одной из них как раз и рассказывается в отрывке из 13-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 13.

10В одной из синагог учил Он в субботу.

11Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Помню в детстве на нашей улице жила старенькая бабушка, которая всё время была согнута практически пополам. Когда-то в молодости она упала с грузовика, в кузове которого ехала работать на колхозное поле и её что называется согнуло в три погибели. Сейчас, вспоминая её мужа, который с прожил нею после этого всю жизнь, я понимаю, что он был настоящим мужчиной, любящим и верным, потому что не оставил жену в трудной ситуации. Но тогда я был ребёнком и не обращал на это внимания. Мне было интересно другое: неужели ничего нельзя исправить, ведь вокруг столько взрослых и умных людей, неужели ничего нельзя исправить?

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим удивительную историю. Однажды в субботу в одной из синагог Иисус после проповеди исцелил женщину, которая была скорчена в течение восемнадцати лет. Она ни о чём Его не просила, но просто присутствовала там вместе со всеми. Её исцеление было даром любви и сочувствия, которые проявил Спаситель. И зная Его, мы этому не удивляемся. Чудо само по себе загадочно, потому что мы не знаем его природы, не знаем, как именно слово Христа и Его прикосновение подействовало на больное тело так, что оно стало здоровым, но сам поступок Спасителя для нас вполне ожидаем. По крайней мере для людей, воспитанных в христианских традициях. Зато неожиданно другое: возмущение поступком Христа начальника синагоги. Мы не знаем, был ли знаком сам этот начальник с этой женщиной, но так или иначе вместо того, чтобы порадоваться за неё, он возмутился. При этом Господь довольно однозначно даёт понять, что своих животных этот же начальник в субботу кормит и поит. И, вполне вероятно, что, если бы речь шла о его жене, он не стал бы возмущаться, ведь это была бы его жена, родной для него человек. Но любовь и добрые дела не должны знать расписаний и дней недели. Если в беду попал твой родственник, ты не будешь говорить: сегодня праздник — не время вмешиваться, помогу ему, когда наступит рабочая неделя, наоборот, бросишься помогать сегодня, сейчас же, потому что этот человек тебе дорог.

Что произошло с начальником синагоги? Неужели он этого не понимал? Может быть, и понимал когда-то давно, но со временем зачерствел сердцем. В отличие от него Иисус Христос в каждом видел ближнего, и любой нуждающийся человек был для Него своим, тем кому надо было помочь безотлагательно.

Среди тех, кто видел чудо, были люди, которые внутренне противились щедрости Спасителя. Однако не стоит торопиться осуждать их, ведь когда мы сами проходим мимо тех, кто попал в беду, мы, по сути, делаем то же самое. И напротив, когда помогаем, оказываемся среди тех, кто радуется со Христом, ощущая всем сердцем, что Господь рядом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни — это великий и неповторимый Божий дар и что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность и становится недостижимым для нас. Конечно, мы можем попытаться произвольно воспроизвести его, приблизиться к нему в повторении или в имитации, но воскресить прошлое, чтобы во всей полноте вновь пережить его, невозможно. И потому самым опасным человеческим грехом — грехом пренебрежения Божиим даром времени — является праздность. Праздность — это ничегонеделание, это некий духовный вакуум, поглощающий всего человека без остатка, овладевающий всем его существом.

Святитель Афанасий Ковровский о поклонах во время молитвы «Отче наш»

Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале её, поётся ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.

Как последствия грехопадения повлияли на природу людей

В результате грехопадения человек утратил цельность. Произошло рассогласование его внутренней иерархии: души и тела, и главных сил души (ума, воли и чувств), как между собой, так и относительно самих себя.

А. Рассогласованность души и тела.

Человек — существо душевно-телесное, душа должна управлять телом. Тело — хороший слуга, но плохой господин. В результате грехопадения плоть вышла из под контроля души (душа стала подчиняться потребностям тела). Пища, отдых, развитие тела начинают становиться целью и смыслом жизни, затмевая Бога. Для многих летний отпуск — главное событие года. А что чаще всего желают на день рождения? Так и говорят: главное — это здоровье!
У человека возникают страсти (пример: питание / чревоугодие). Не нужно быть диетологом, чтобы убедиться, как много не только лишней, а вредной пищи употребляется ради удовольствия.

Б. Рассогласованность трёх сил души между собой

Три силы души (ум, воля и чувства) рассогласовались между собой, как лебедь рак и щука из известной басни. Ум должен управлять волей и чувствами, а своим Руководителем иметь Бога. Ум — господин души. Яркий пример рассогласования трёх сил души — вечерняя молитва. Воля противится ей (силы куда-то уходят), ум переваривает события дня, чувства уже спят.

Исходя из вышесказанного, задачи у нас следующие: подчинить тело душе, исцелиться от страстей, восстановить иерархию трёх сил души. Общая последовательность исцеления трёх сил души обычно такова: сначала должен исцелиться ум, потом требуется исцеление воли, и только справившись с волей, можно справиться с чувствами.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»

глас 4

Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва пред иконой Божией Матери «Знамение»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь великомученика Иакова Персянина

глас 4

Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученика Иакова Персянина

глас 2

Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовского

глас 4

Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителя Иакова, епископа Ростовского

глас 8

Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре.

Тропарь преподобного Палладия

глас 1

Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Новости по теме

Праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Новоиерусалимском подворье Казани возглавил епископ Елабужский Иннокентий Праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Новоиерусалимском подворье Казани возглавил епископ Елабужский Иннокентий

10 декабря, день празднования иконе Божией Матери «Знамение», епископ Елабужский Иннокентий совершил Литургию в соборе Воскресения Христова на Новоиерусалимском архиерейском подворье г. Казани.

Дивное Знамение веры Православной
Публикации 10 декабря 2020
Дивное Знамение веры Православной

Сегодня хотелось бы вспомнить об одной из удивительных святынь России — об иконе Богородицы «Знамение», называемой Курская Коренная

После столетнего перерыва в Знаменском храме Новоиерусалимского архиерейского подворья состоялось богослужение После столетнего перерыва в Знаменском храме Новоиерусалимского архиерейского подворья состоялось богослужение

10 декабря в Новоиерусалимском архиерейском подворье в нижнем храме Воскресенского собора, освященном в честь иконы Божией Матери «Знамение», прошел первый после столетнего перерыва водосвятный молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?