Церковный календарь

10 декабря. Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 декабря. Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»

26-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 26 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Иконы Божией Матери, именуемой «Знáмение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия (VI–VII). Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392). Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.

Преподобномучеников монахов 17-ти в Индии (IV). Преподобного Романа (V).

Священномучеников Николая, архиепископа Владимирского, Василия Соколова, Бориса Ивановского, Феодора Дорофеева, Николая Андреева, Алексия Сперанского, Иоанна Глазкова, Сергия Аманова, Иоанна Хрусталева, Сергия Бредникова, Николая Покровского, Димитрия Беляева, Владимира Смирнова, Иоанна Смирнова пресвитеров, прмчч. Иоасафа Боева, Кронида Любимова, Николая Салтыкова, Ксенофонта Бондаренко, Алексия Гаврина, Аполлоса Федосеева, Серафима Крестьянинова, Никона Беляева и мученика Иоанна Емельянова (1937).

Икон Божией Матери «Знáмение»: Курской-Коренной (1295), Абалакской (1637), Царскосельской, Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой «Корчемная» (XVIII).

Икона Божией Матери, именуемая «Знáмение»

Чудо от Новгородской иконы Божией Матери, позже названной «Знамение», случилось в 1170 году. Тогда соединённые силы русских удельных князей, возглавляемые сыном святого князя Андрея Боголюбского Мстиславом, подошли к Великому Новгороду. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Илия дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. На врагов напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые знамением новгородцы устремились в бой и одержали победу.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков служил в Ростове в правление великого князя Московского Димитрия Донского. Однажды он, защищая осужденную на казнь женщину, повторил слова Спасителя, веля бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, после чего отправил ее на покаяние. Ростовский князь и его бояре, недовольные судом, изгнали святого. Тогда святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию и, осенив себя крестным знамением, встал на нее и поплыл прочь. Удалившись от Ростова, Иаков вышел на берег у места, где он впоследствии основал Зачатьевский Иаковлевский монастырь. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Епископ простил их, но в город не вернулся. На Ростовской кафедре он был предшественником святителя Феодора, сродника и ученика Сергия Радонежского.

Обретение мощей благоверного князя Новгородского Всеволода

Святой князь Всеволод, внук Владимира Мономаха, родился в 1098 году в Новгороде. В 1117 году, когда его отец, святой Мстислав Великий, отбыл на княжение в Киев, Всеволод был оставлен им в Новгороде, где княжил 20 лет. В 1136 году партия новгородцев, не желавшая иметь князем потомка Мономаха, изгнала его из города, после чего Всеволода приняли псковичи. Вскоре князь Всеволод скончался во Пскове в возрасте 46 лет. Весь город собрался на погребение святого, а новгородцы, раскаявшись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его мощи, но не могли сдвинуть с места гроб. После долгих молитв новгородцев о даровании им «хоть малой части святого праха на утверждение граду» от пальца святого князя отпал ноготь. 27 ноября 1192 года мощи святого князя Всеволода были перенесены в Троицкий собор, в котором освятили в его честь придел. Рядом с гробом было поставлено боевое оружие князя – щит и меч, имевший форму креста, с латинской надписью: «Чести моей никому не отдам».

Священное Писание

1 Тим., 279 зач., I, 8-14

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, 10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, 11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, 13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; 14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.

Лк., 98 зач., XIX, 45-48

45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, 46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, 48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 16-4, 4; Лк. 19, 45-48

«Дом Мой есть дом молитвы». И точно, только войди в храм, и уж позывает тебя на молитву. Все тут так расположено и так делается, чтоб располагать и споспешествовать молитве. Потому, если хочешь возгреть молитву в сердце своем, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме? Но бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа перед собою, изливай перед Ним душу свою. Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай - делу молитвы. Поднимай тяжелую душу горе, и дебелость ее разбивай созерцанием вещей Божественных. Если есть что за тобою, сними с себя покаянием и обетом исправления. Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, заготовляйся и на все время как будешь вне храма, не отступать от Господа мыслью, а всегда видеть Его перед собою, чтоб не подвиглись стопы твои с правого пути на неправый. От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем как должно. А от достодолжного пребывания в храме, опять легче будет тебе удержать внимание перед Господом, когда будешь вне храма… И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе, а больше этого чего еще желать?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нашу земную Церковь мы называем Церковью воинствующей. Наименование воинствующей Церкви не имеет никакого отношения к человеческим войнам. Речь идет о другой войне: Церковь, находящаяся здесь, призвана воевать со злом. Каждый христианин призван одерживать победы над злом в самом себе, а все вместе мы должны воевать со злом, которое нас окружает. Борьба со злом, которую ведет Церковь, отнюдь не безопасна. И мы знаем, как мир, исполненный зла, порой обрушивается на Церковь, подвергая ее гонениям. Невозможно понять смысл этих гонений, невозможно рационально объяснить, почему с такой злобой мир нападает на Церковь, уничтожает храмы, убивает праведников. Так происходило на протяжении всей истории, так происходит и сегодня, и мы знаем, что нет другой группы людей, которая бы подвергалась сегодня таким же страшным испытаниям, как христиане. Многие погибают, храмы разрушаются, под разными предлогами христианская вера вытесняется за пределы общественной жизни, особенно в так называемых просвещенных странах. Церковь не может быть безразличной ко всему этому. Она отвечает на происходящее молитвой, мужественным исповеданием веры, отвечает борьбой. Вот поэтому Церковь земная и называется Церковью воинствующей…

Святитель Афанасий Ковровский о поклонах во время молитвы «Отче наш»

Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв, что мы уже не рабы, а искуплённые Кровью Христовою от рабства сыны Божии, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но наипаче сию, данную Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале её, поётся ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и сотворить поясной поклон.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Знамение»

глас 4

Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва пред иконой Божией Матери «Знамение»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 4

Наста днесь всечестный новый праздник,/ пренесение честных мощей/ блаженнаго князя Гавриила,/ веселящи изрядно всех благочестивых множества,/ темже, вси вернии,/ сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием:/ блаженне княже Гаврииле,/ имея дерзновение ко Христу Богу,/ моли спастися празднующим любовию память твою.

Кондак благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца

глас 8

Возвеселися, Христова церковь,/ имущи в себе источника чудесем обильна./ Днесь, любовию сошедшеся в тя, людие твой,/ в пренесение честных мощей блаженнаго князя Гавриила,/ воспоем песнь единому Богу в Троице, радующеся,/ сподобльшаго нас видети пречестное сокровище, мощи его,/ от мног лет сокровенны, напоследок же нам явлены./ Яко да молитвами его к Богу от всех находящих зол избавимся/ и радостною душею и веселием сердца/ благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Тропарь великомученика Иакова Персянина

глас 4

Мучении странноужасными и доблестию терпения/ всех преудивил еси, многострадальне,/ над коимждо составом удеси резания,/ благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу./ Тем, во страдании твоем венец прием,/ к Престолу возшел еси Небеснаго Царя Христа Бога, Иакове,// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученика Иакова Персянина

глас 2

Уверився доброю сопружницею, терпеливодушне,/ и Страшнаго Судища убоявся,/ персское повеление и страх, Иакове, поплевал еси/ и явился еси мученик честный,// телом, яко розга, режем.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителя Иакова, епископа Ростовского

глас 4

Избран от юности Богови быв,/ святителю Иакове,/ сего ради архиерейства саном почтен,/ упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя./ Темже и по преставлении / чудес дарования от Бога приял еси/ исцеляти различныя недуги./ Моли о нас, совершающих честную память твою,/ да тебе непрестанно величаем.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителя Иакова, епископа Ростовского

глас 8

Яко архиереев сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове,/ непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди,/ тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Иакове Богомудре.

Тропарь преподобного Палладия

глас 1

Монашествовав Богоугодно, Богоносне отче наш,/ молитвою и постом Бога взыскал еси/ и был еси приятелище чисто Духа,/ блистая верным добродетельныя зари,/ имиже просвещавши вся чтущия тя./ Слава прославлъшему тя Христу,/ слава Укреплыыему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Теги:
Икона Божией Матери «Знамение»
святитель Иаков Ростовский
благоверный князь Всеволод Новгородский
православный календарь

Все публикации