8 декабря. Память священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского

4235
Фото

Седмица 27-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священномучеников Климента, папы Римского (101),и Петра, архиепископа Александрийского (311).

Преподобного Петра молчальника (ок. 429).

Преподобномученицы Магдалины Забелиной (1931); священномучеников Серафима, архиепископа Смоленского, Григория Воинова, Иоанна Владимирского, Василия Парийского, Космы Коротких, Иоанна Тарасова, Симеона Афонькина, Илариона Соловьева, Ярослава Савицкого, Александра Вершинского, Иоанна Янушева, Виктора Смирнова, Андрея Шершнева, Варлаама Попова пресвитеров и vextybrfПавла Кузовкова (1937); мученика Николая Копнинского (1938).

Священномученик Климент, папа Римский

Римлянин из очень богатой, знатной семьи, священномученик Климент, в отличие от «золотой молодежи», не прельщался роскошью и удовольствиями — он рано задумался о смысле жизни и, услышав об учении Христа, отправился в Палестину. Приняв Крещение от апостола Петра, он стал его учеником и был рукоположен во епископа Римского. Благочестие святого позволило ему многих обратить ко Христу — от рабов до членов императорской семьи. Император сослал святого в Крым, на каменоломни вблизи Херсонеса. Но и там святой успешно продолжил проповедь, однажды явив чудо — открыв источник воды для узников. Тогда правитель Рима приказал утопить святого. Спустя почти тысячу лет в Херсонесе крестился князь Владимир. Он захватил с собой в Киев часть мощей мученика, которые стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Священномученик Петр возглавил Александрийскую Церковь во время жестоких преследований христиан. И сила проповеди святого Петра была столь велика, что горожане семьями принимали крещение. По приказу императора Максимиана святителя схватили и приговорили к смерти. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая своё возмущение. Желая избежать кровопролития, архиепископ передал властям письмо, в котором предлагал разобрать заднюю стену темницы, чтобы его смогли тайно вывести на казнь. Ночью священномученик сам вышел к палачам. Его казнили на том же месте, где когда-то принял смерть святой апостол Марк. И голос с неба известил: «Петр — начало апостолов, Петр — конец александрийских мучеников».

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

На пятый день после Введения во храм Пресвятой Богородицы происходит отдание этого праздника. Служба отдания напоминает службу первого дня праздника, но без той же торжественности: не положено всенощного бдения, нет Великого входа на вечерне, на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. Особенностью отдания Введения во храм является соединение последования Введения с последованиями служб священномучеников Климента Римского (†101) и Петра Александрийского (†311). Отдания других двунадесятых праздников обычно не соединяются с богослужением, посвящённым святым дня. На утрени отдания читаются три канона: Введению, мученику Клименту и мученику Петру. На «хвалитех» к стихирам праздника присоединяются стихиры этих святым. На литургии положены чтения и песнопения как праздника, так и святых.

Евангелие дня

В наследии христианского писателя Клайва Льюиса нашлось место для повести-притчи — «Кружной путь или блуждания паломника». Главный герой, юноша Джон, живёт в стране Пуритании, где все почитают строгого Хозяина. Которого, правда, никто не видел, но все знают, что Хозяин строг и с лёгкостью наказывает людей за их ошибки. Чем-то произведение Льюиса напоминает отрывок из девятнадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем его.

Глава 19.

12Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Герои упомянутой притчи Льюиса боятся Хозяина и живут по строгим правилам. Их-то главный герой, юноша Джон, и нарушил, а потому решился на побег. Чтобы скрыться от Хозяина и Его наказания. Странствия заставили героя Льюиса измениться к лучшему. Завершилось путешествие Джона в прекрасном месте, рядом с морем. И место это, к удивлению героя, было домом Хозяина.

Джон неожиданно обнаружил, что маршрут его странствия закольцевался, и он почти дошёл до Пуритании, но находится с обратной стороны тех самых высоких гор, где, как все верили, и обитает Хозяин. Сам же Хозяин, к удивлению Джона, не имел ничего общего со строгим прокурором. В Нём герой Льюиса увидел любящего и заботливого отца.

Прозвучавшее чтение из Евангелия от Луки тоже касается нашего восприятия Бога. Бывает, мы становимся пленниками собственного неправильного видения. Благоговея перед величием Бога, мы по какой-то причине наделяем Его чертами властного правителя или холодного судьи. Так поступил герой Льюиса, так поступил и один из героев евангельского повествования — слуга, который скрыл данные ему деньги и не пустил их в дело.

Мины, счётные единицы времён Христа, обозначают большое количество серебра. Хозяин оставил своим слугам разное количество мин. Двое слуг пустили деньги в дело и умножили количество серебра. Третий слуга утаил данные ему монеты, а затем вернул их Хозяину. Вернул с оправданием — «я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего не клал, и жнёшь, чего не сеял». Слугу после произнесения этих слов изгнали из дома Хозяина.

Неужели Бог действительно так жесток? Что плохого совершил третий слуга? Ведь каждый на его месте мог испугаться ответственности и поступить так же. Смысл притчи таков. Хозяин из прозвучавшей истории, на самом деле, не жесток. Он не оставлял слуг без помощи. И первые двое слуг умножили серебро потому, что Бог поддержал их дерзновение. Незаметно для них Он заботился об успехе их дела.

Третий же слуга, по сути, запретил Богу участвовать в своей жизни. Этот человек утаил серебро, которое ему не принадлежало, а потом обвинил Господа в жестокости и неудаче. Так слуга показал, что ему и Хозяину не по пути. И ничего общего с Богом он иметь не хочет. Господь же ждёт от нас иного. Чтобы достичь чего-то доброго в жизни, нужно проявить храбрость — взять имеющиеся возможности, таланты, способности и постараться их умножить. Бог желает, чтобы мы принесли пользу, сделали что-то по-настоящему нужное, стали настоящими личностями. Так мы избежим участи третьего слуги, не станем, как он, заживо мёртвыми, но будем с помощью благодати Божией по-настоящему живыми соработниками Отца Небесного.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

О приобретении благодати Божией

Лучше отказаться от восприятия Бога как сурового надзирателя, и воспринимать Его как Подателя благодати. При таком отношении к Богу получится изменить и отношение к следствиям своих греховных поступков: согрешил — в какой-то степени сам лишил себя благодатного покрова, благодатных даров; не был на службе в храме, не молился келейно — сам отказался от определенной благодатной поддержки; читал с благоговением Священное Писание, помог ближнему — привлёк благодать Божью.

Аскетизм — только средство достижения христианского совершенства, а главной силой спасения служит Божья благодать, сила Божья. Примером может служить капитан парусника, использующий силу ветра, или серфингист — силу волны. Аскетизм имеет своей целью приспособить силы и способности человека к восприятию Божественной благодати, сделать его восприимчивым к спасительным действиям Бога. Мы не столько изменяем себя сами (самосовершенствуемся), сколько открываемся Богу для преображения Его силой. Как открываемся? Понуждая себя исполнять заповеди Божьи, обращаясь к Богу в молитвах, участвуя в Его Таинствах и пр.

Все успехи в духовной жизни следует рассматривать не как личную победу, а как дар Бога, Который даровал нам благодать, силу, для достижения их. Вся христианская духовная жизнь может оцениваться через благодать — её потерю или приобретение.

Мягкое слово Божие и грубое сердце

Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им:

— Вода по свойству своему мягка, а камень — тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его.

Святитель Николай Сербский

Нравственные основы христианского аскетизма

Помимо догматической основы аскетизм имеет христианско-нравственную. Это значит, что аскетизм соответствует как естественному нравственному закону, так и христианскому нравоучению, содержанию Божественных заповедей, важнейшие из которых: заповеди о любви к Богу и к ближнему (Лк.10:27).

В основании аскетизма лежат следующие базисно-нравственные положения:

  • о необходимости уподобления Богу: «будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:45); «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48);
  • о необходимости подражания Христу (и) по человеческому естеству: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21).

Подражая Христу в том, например, как Он постился, молился, противодействовал искушениям со стороны диавола и иудеев, проявлял рассудительность, духовную мудрость, совершал дела милосердия, христианин нравственно преображается, уподобляется Богу, благодатно соединяется с Ним, а уподобляясь и соединяясь с Богом, движется к реализации главной цели христианской жизни.

Молитвословия

Тропарь священномучеников Климента и Петра

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Тропарь священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 8

От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак священномучеников Климента и Петра

глас 4

Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи/ воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,// вашими молитвами соблюдите вся.

Кондак священномученика Петра, архиепископа Александрийского

глас 3

Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.

Тропарь священномученика Климента, папы Римского

глас 4

Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном хождении,/ море во едино течение чудодетельне твориши,/ Клименте предивный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак священномученика Климента, папы Римского

глас 2

Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.

Молитва священномученику Клименту, папе Римскому

О всечестный учениче верховнаго апостола Петра, новый Петре веры Христовой, вторый Моисею, священномучениче Клименте, просвещенный учением великаго апостола, венчанный венцем мученичества! Испроси нам молитвами твоими благодать Святаго Духа сохраняти веру Христову и церковныя спасительныя обычаи, да расточится безбожие. Умоли, угодниче Божий, Милосердаго Творца, да излиется на нас благодать Святаго Духа, просвещающая наши души, да попалит Господь Бог страстей наших огнепальная стремления, да сохранит нас от всякия злобы, да спасет от напастей, бед и скорбей, и да пребудем верными христианами до конца жизни нашея, сохраняя в сердцах наших памятование печалей, болезней и трудов твоих, во славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский (311 г.)
Жития святых 8 декабря 2016
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский (311 г.)

Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью