Седмица 27-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Великомученика Меркурия (III). Великомученицы Екатерины (305—313). Мученика Меркурия Смоленского (1238—1239).
Преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мученицы Августы, мучеников Порфирия Стратилата и 200 воинов (305—313). Преподобного Мастридии. Преподобного Симона Сойгинского (1562).
Священномученика Евграфа Еварестова пресвитера (1919); священномучеников Евгения Яковлева и Михаила Богородицкого пресвитеров (1937); священномучеников Александра Левицкого, Алексия Тютюнова, Иоанна Никольского, Корнилия Удиловича и Митрофана Корницкого пресвитеров (1937).
Великомученица Екатерина
Екатерина была самой завидной невестой Александрии — дочерью городского правителя, умной и блестяще образованной красавицей. Знатные юноши домогались ее руки, видя в ней идеал, но сама она не находила идеала на земле. Ее мать-христианка привела дочь к своему духовнику, и, слушая его, девушка увидела образ Жениха Небесного. Так, воплотив в себе образ невесты Христовой, она стала идеалом для женского монашества. Святая смело исповедала Христа перед императором. Пораженный ее красотой и умом, правитель Рима велел своим ученым убедить ее, но в итоге она сама обратила в Христову веру языческих мудрецов, а потом — и императрицу. Разъяренный Максимин казнил и ученых, и даже свою супругу. Потеряв голову, он предложил святой выйти за него, но получил отказ. Святая с радостью приняла смерть за Христа.
Мученик Меркурий Смоленский
Святой мученик Меркурий служил в войске смоленского князя. В 1239 году татарские полчища Батыя подошли к Смоленску, угрожая городу разорением. Святой в это время молился в Смоленском соборе перед образом Божией Матери и услышал глас, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь. Он отправился в татарский стан, вступил в единоборство с предводителем татарского войска и убил его. Враги с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена. Не в силах устоять против воина Христова, они обратились в бегство. Сам святой принял смерть в бою. Тело воинамученика погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ныне там хранятся сандалии святого мученика Меркурия.
Священное Писание
«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» — эти строки Александра Пушкина как нельзя лучше иллюстрируют то настроение, в котором пребывали апостолы до Голгофской казни Христа. Ученики отказывались слышать слова Спасителя о грядущей трагедии, концентрируясь на мечтах о том, какую власть они получат в царстве Мессии. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 18.
31Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
34Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
Спаситель решает в последний раз посетить Иерусалим. Наступает время финальной части Его земного служения — Голгофа уже не просто близится. Сын Божий явственно ощущает дыхание смерти. Господь Иисус делится переживаниями с учениками. Он не просто сообщает им, что предстоит пережить в будущем. Христос готовит апостолов к испытаниям, а вместе с этим ждёт от них сочувствия и утешения. Крест ужасает Спасителя и Ему — истинному Богу и истинному человеку — нужна поддержка от учеников, которых Он искренне считает не просто последователями, а друзьями.
И что получает Христос в ответ? Евангелист Лука указывает, что апостолы ничего не поняли из речи Спасителя. Другие евангелисты описывают более скорбную картину. Ученики начинают отговаривать Спасителя идти в Иерусалим, а затем начинают требовать от Христа должностей в Его царстве. При этом апостолы начинают друг с другом отчаянно спорить о том, кто из них будет более могущественным.
Если бы на месте Спасителя в тот момент оказался кто-нибудь из нас, реакция на просьбу апостолов была бы вполне привычной и понятной. Представьте себе только. Вы находитесь фактически на пороге мучительной смерти, а вас начинают просить исполнить какие-то карьеристские мечтания. Думаю — что таких учеников и последователей многие бы просто отогнали от себя. Но Христос — являясь не только человеком, но Богом — проявляет поистине неземное смирение.
Он прекрасно понимает, что апостолы (при всей своей искренности и душевной чистоте) — дети своей эпохи. Ученики были воспитаны на утопических мечтаниях еврейского народа о всемирном господстве, которое непременно наступит после прихода Мессии. Апостолы ощущали необыкновенное счастье от того, что именно их обещанный пророками Христос избрал учениками. А потому необходимо непременно воспользоваться выпавшим счастьем.
Потому апостолы и не пожелали услышать горького пророчества Христа о Себе Самом. Спаситель не гонит апостолов прочь. Он терпеливо разъясняет им суть Своего служения: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». А ещё Господь Иисус кротко предвещает ученикам, что они, однажды осознав смысл земной миссии своего Наставника, пожелают разделить с ним чашу Его страданий. Не потому, что будут стремиться к смерти. А потому, что иного пути свидетельства о Евангелии у них не будет.
Что всё прозвучавшее выше значит для современного православного христианина? В первую очередь то, что следование правде Божией требует от нас мужества и храбрости. Не в том смысле, что необходимо организовывать крестовый поход против инакомыслящих. Речь о другом. Исполнение заповеди любви к Богу и людям, стремление быть смиренным, милосердным, кротким — перечисленные добродетели не соответствуют духу мира, который во зле лежит. А потому на сотворённое добро нам часто будут отвечать злом.
Потому не нужно обманываться и полагать, что верность Христу автоматически принесёт земное благополучие. Безусловно, Отец Небесный проявляет Свою заботу о нас и в материальном ключе. Но всё же Евангелие выше уровня меркантильной выгоды. А радость, которую даёт нам Христос, превосходит любое счастье мира. Даже если путь к этой радости идет через Голгофу. За смертью Христа последовало воскресение. Те, кто терпеливо исполняют заповеди Спасителя, тоже обязательно будут Богом прославлены.
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Христианское мученичество — это не просто героическая смерть в борьбе за свои убеждения: прежде всего это акт сострадания по отношению к заблудшим. Мы говорим, что мученики своей смертью свидетельствуют о Христе. Путь мученика — это усилие исправить, пусть даже ценой собственной жизни, человеческую неправду, исцелить духовную слепоту своих ближних светом Божественной Истины. Христианское мученичество — это не смерть, а ее полная противоположность, торжество подлинной жизни. И служение Церкви людям — тоже часть этого свидетельства, часть ее исповеднического подвига здесь, на земле.
Как обращаться к монахам?
Монашество — это не священный сан или почётный титул, это особая форма служения Богу, принятие обетов безбрачия, послушания и нестяжания. Правильно обращаться к монахам — брат, сестра, согласно традиции, — отец, мать. Повсеместно распространенное у нас в женских монастырях обращение матушка правильнее использовать лишь в отношении настоятельницы.
Настоятельница (игумения) женского монастыря имеет право ношения наперсного креста и, соответственно, право им благословлять: «Мать настоятельница (или «матушка»), благословите!» В отличие от священника, она благословляет наперсным крестом, и целовать нужно его, а не руку.
При обращении к монахам нужно иметь в виду, что не все из них могут иметь благословение на общение с паломниками, поэтому не смущайтесь, если с вами не будут разговаривать.
Догматические основы аскетизма
Аскетизм имеет основание в догматическом и нравственном учении Церкви. Человек имеет определённое (высшее) призвание, предназначение: осуществление обо́жения, достижение единения с Богом и ближними. Однако, он подвержен греху. Борьба с влиянием на него зла и достижение духовно-нравственного совершенства в единстве с Богом требует от человека тех усилий, которые и обозначаются как аскетические.
Обожение человека после грехопадения прародителей и дальнейшего распространения зла на земле стало возможно в силу спасения, осуществленного через Крестные страдания и смерть Воплощенного Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Аскетическое делание является средством к достижению личного спасения, обо́жения человека, приобщения его ко Христу.
Такая форма делания осуществима в Церкви Христовой, наделенной всеми необходимыми для спасения грешника благодатными средствами; осуществима под Её руководством.
Наконец, аскеза практикуется христианином исходя из тех знаний о целях его земной жизни, которые представлены в догматическом учении Церкви. Стремясь достичь этих целей, в том числе и посредством аскетического делания, человек, при содействии Божественной благодати, возрастает возрастом духовным, восходит по лестнице духовных совершенств.
Молитвословия
Тропарь великомученицы Екатерины
глас 4
Добродетельми, яко лучами солнечными,/ просветила еси неверныя мудрецы,/ и, якоже пресветлая луна ходящим в нощи,/ неверия тьму отгнала еси/ и царицу уверила еси,/ вкупе же и мучителя обличила еси,/ богозванная невесто, блаженная Екатерино,/ желанием востекла еси в Небесный чертог/ к прекрасному Жениху Христу,/ и от Него царским венцем венчалася еси:/ Емуже, со Ангелы предстоящи,/ за ны молися,// творящия пречестную память твою.
Кондак великомученицы Екатерины
глас 2
Лик честный Божественне, мучениколюбцы,/ воздвигните ныне,/ почитающе всемудрую Екатерину,/ сия бо в тризнищи Христа проповеда и змия попра,// риторов разумы укротивши.
Молитва великомученице Екатерине
О святая Екатерино, дево и мученице истинная Христова невесто! Молим тя чрез особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамивши прелести мучителя, мудростию твоею пятдесят ветий победила еси и, напоивши их Небесным учением, к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, расторгнувше вся козни адскаго мучителя и презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея православныя веры сосуды достойны соделаемся, и с тобою в Небесной скинии Господа и Владыку нашего Иисуса Христа хвалим и прославляем во вся веки. Аминь.
Тропарь великомученика Меркурия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Меркурий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак великомученика Меркурия
глас 4
Во бранех непобедимаго воина/ и в бедах непостыдна заступника,/ песньми Меркурия ублажим, славяще,/ празднующия бо память его весело// от бед избавляет и скорбей.
Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 5
Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.
Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского
глас 8
Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.
Тропарь мученика Меркурия Смоленского
глас 2
Возсияв, яко звезда многосветлая,/ в соборней церкви пред пречистым и чудотворным образом Пречистей Богородицы,/ за Нюже и за град Смоленск пострада,/ многокозненнаго и богомерзкаго царя Батыя устраши,/ и сильнаго исполина победи, и люди удиви,/ душу свою, многострадальне Меркурие, за благочестие положи,/ яко Захариина и Авелева ясно вопиет твоя кровь ко Господу./ И ныне молися за души наша.
Кондак мученика Меркурия Смоленского
Явися во бранех непобедимь воин,/ от римлян родом,/ сыновство име града Смоленска,/ яко бо сих ради наречеся,/ яко от Богородицы страж крепок послася граду,/ песньми Меркурия ублажим,/ празднующе весело память его,/ яко да избавит град наш от беды ратник.