Церковный календарь

7 декабря. Память великомученицы Екатерины

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 декабря. Память великомученицы Екатерины

Седмица 26-я по Пятидесятнице
День постный. 24 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Меркурия (III). Великомученицы Екатерины (305–313). Мученика Меркурия Смоленского (1238–1239).

Преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мученицы Августы, мучеников Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Преподобного Мастридии. Преподобного Симона Сойгинского (1562).

Священномученика Евграфа Еварестова пресвитера (1919); священномучеников Евгения Яковлева и Михаила Богородицкого пресвитеров (1937); священномучеников Александра Левицкого, Алексия Тютюнова, Иоанна Никольского, Корнилия Удиловича и Митрофана Корницкого пресвитеров (1937).

Великомученица Екатерина

Екатерина была самой завидной невестой Александрии — дочерью городского правителя, умной и блестяще образованной красавицей. Знатные юноши домогались ее руки, видя в ней идеал, но сама она не находила идеала на земле. Ее мать-христианка привела дочь к своему духовнику, и, слушая его, девушка увидела образ Жениха Небесного. Так, воплотив в себе образ невесты Христовой, она стала идеалом для женского монашества. Святая смело исповедала Христа перед императором. Пораженный ее красотой и умом, правитель Рима велел своим ученым убедить ее, но в итоге она сама обратила в Христову веру языческих мудрецов, а потом — и императрицу. Разъяренный Максимин казнил и ученых, и даже свою супругу. Потеряв голову, он предложил святой выйти за него, но получил отказ. Святая с радостью приняла смерть за Христа.

Мученик Меркурий Смоленский

Святой мученик Меркурий служил в войске смоленского князя. В 1239 году татарские полчища Батыя подошли к Смоленску, угрожая городу разорением. Святой в это время молился в Смоленском соборе перед образом Божией Матери и услышал глас, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь. Он отправился в татарский стан, вступил в единоборство с предводителем татарского войска и убил его. Враги с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена. Не в силах устоять против воина Христова, они обратились в бегство. Сам святой принял смерть в бою. Тело воинамученика погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ныне там хранятся сандалии святого мученика Меркурия.

Священное Писание

1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15

18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, 19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; 20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

ГЛАВА 2

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Лк., 90 зач., XVIII, 15-17, 26-30

15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 18, 15-17, 26-30

«Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок — сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию: зло в христианстве первой важности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Христианское мученичество — это не просто героическая смерть в борьбе за свои убеждения: прежде всего это акт сострадания по отношению к заблудшим. Мы говорим, что мученики своей смертью свидетельствуют о Христе. Путь мученика — это усилие исправить, пусть даже ценой собственной жизни, человеческую неправду, исцелить духовную слепоту своих ближних светом Божественной Истины. Христианское мученичество — это не смерть, а ее полная противоположность, торжество подлинной жизни. И служение Церкви людям — тоже часть этого свидетельства, часть ее исповеднического подвига здесь, на земле.

Как обращаться к монахам?

Монашество — это не священный сан или почётный титул, это особая форма служения Богу, принятие обетов безбрачия, послушания и нестяжания. Правильно обращаться к монахам — брат, сестра, согласно традиции, — отец, мать. Повсеместно распространенное у нас в женских монастырях обращение матушка правильнее использовать лишь в отношении настоятельницы.

Настоятельница (игумения) женского монастыря имеет право ношения наперсного креста и, соответственно, право им благословлять: «Мать настоятельница (или «матушка»), благословите!» В отличие от священника, она благословляет наперсным крестом, и целовать нужно его, а не руку.

При обращении к монахам нужно иметь в виду, что не все из них могут иметь благословение на общение с паломниками, поэтому не смущайтесь, если с вами не будут разговаривать.

Догматические основы аскетизма

Аскетизм имеет основание в догматическом и нравственном учении Церкви. Человек имеет определённое (высшее) призвание, предназначение: осуществление обо́жения, достижение единения с Богом и ближними. Однако, он подвержен греху. Борьба с влиянием на него зла и достижение духовно-нравственного совершенства в единстве с Богом требует от человека тех усилий, которые и обозначаются как аскетические.

Обожение человека после грехопадения прародителей и дальнейшего распространения зла на земле стало возможно в силу спасения, осуществленного через Крестные страдания и смерть Воплощенного Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Аскетическое делание является средством к достижению личного спасения, обо́жения человека, приобщения его ко Христу.

Такая форма делания осуществима в Церкви Христовой, наделенной всеми необходимыми для спасения грешника благодатными средствами; осуществима под Её руководством.

Наконец, аскеза практикуется христианином исходя из тех знаний о целях его земной жизни, которые представлены в догматическом учении Церкви. Стремясь достичь этих целей, в том числе и посредством аскетического делания, человек, при содействии Божественной благодати, возрастает возрастом духовным, восходит по лестнице духовных совершенств.

Молитвословия

Тропарь великомученицы Екатерины

глас 4

Добродетельми, яко лучами солнечными,/ просветила еси неверныя мудрецы,/ и, якоже пресветлая луна ходящим в нощи,/ неверия тьму отгнала еси/ и царицу уверила еси,/ вкупе же и мучителя обличила еси,/ богозванная невесто, блаженная Екатерино,/ желанием востекла еси в Небесный чертог/ к прекрасному Жениху Христу,/ и от Него царским венцем венчалася еси:/ Емуже, со Ангелы предстоящи,/ за ны молися,// творящия пречестную память твою. 

Кондак великомученицы Екатерины

глас 2

Лик честный Божественне, мучениколюбцы,/ воздвигните ныне,/ почитающе всемудрую Екатерину,/ сия бо в тризнищи Христа проповеда и змия попра,// риторов разумы укротивши.

Молитва великомученице Екатерине

О святая Екатерино, дево и мученице истинная Христова невесто! Молим тя чрез особливую благодать, еюже предвари тя Жених твой, Сладчайший Иисус: якоже посрамивши прелести мучителя, мудростию твоею пятдесят ветий победила еси и, напоивши их Небесным учением, к свету истинныя веры наставила еси, тако испроси и нам оную Божию мудрость, да и мы, расторгнувше вся козни адскаго мучителя и презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея православныя веры сосуды достойны соделаемся, и с тобою в Небесной скинии Господа и Владыку нашего Иисуса Христа хвалим и прославляем во вся веки. Аминь.

Тропарь великомученика Меркурия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Меркурий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша. 

Кондак великомученика Меркурия

глас 4

Во бранех непобедимаго воина/ и в бедах непостыдна заступника,/ песньми Меркурия ублажим, славяще,/ празднующия бо память его весело// от бед избавляет и скорбей.

Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах

глас 5

Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.

Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского

глас 8

Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.

Тропарь мученика Меркурия Смоленского

глас 2

Возсияв, яко звезда многосветлая,/ в соборней церкви пред пречистым и чудотворным образом Пречистей Богородицы,/ за Нюже и за град Смоленск пострада,/ многокозненнаго и богомерзкаго царя Батыя устраши,/ и сильнаго исполина победи, и люди удиви,/ душу свою, многострадальне Меркурие, за благочестие положи,/ яко Захариина и Авелева ясно вопиет твоя кровь ко Господу./ И ныне молися за души наша.

Кондак мученика Меркурия Смоленского

Явися во бранех непобедимь воин,/ от римлян родом,/ сыновство име града Смоленска,/ яко бо сих ради наречеся,/ яко от Богородицы страж крепок послася граду,/ песньми Меркурия ублажим,/ празднующе весело память его,/ яко да избавит град наш от беды ратник.

Теги:
Великомученица Екатерина
мученик Меркурий Смоленский
православный календарь

Все публикации