6 декабря. Память благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия

5618
Фото

Седмица 27-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Амфилохия, епископа Иконийского (после 394). Святителя Григория, епископа Акрагантийского (VI—VII). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского (1703).

Мучеников Сисиния, епископа Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). Преподобного Колумбана, игумена Люксейского (615).

Преподобномученика Серафима Тьевара (1931); святого Иоанна Васильева исповедника (1932); священномученика Елеазара Спиридонова пресвитера и мученика Александра Уксусова (1937).

Святитель Амфилохий Иконийский

Святитель Амфилохий Иконийский (около 340/345 — после 394) — один из великих каппадокийских отцов Церкви. Он приходился двоюродным братом святителю Григорию Богослову. В юности будущий святитель получил хорошее образование и шесть лет работал адвокатом в Константинополе. В начале 370-х годов он оставил службу, но необходимость заботиться о престарелом отце не позволила ему избрать отшельническую жизнь. В 374 году по рекомендации святителя Василия Великого Амфилохий был избран епископом города Икония (провинция Ликаония в Малой Азии). Святитель Амфилохий принял активное участие в борьбе против арианства и был среди отцов II Вселенского Собора (381). Именно он настоял на том, чтобы император Феодосий I Великий издал эдикт 383 года, запрещающий еретикам устраивать церковные собрания внутри города.

Благоверный князь Александр Невский

Святой князь Александр Невский — величайший полководец Древней Руси. В Невской битве со шведами и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями русские войска, возглавляемые князем Александром, отстояли северо-западные границы Руси от нападения крестоносцев. Умелой стратегией и политикой он ослабил тяготы монголо-татарского ига для русского народа и добился учреждения в Золотой Орде епархии Русской Православной Церкви. В 1248 году князь отказал послам папы Римского в подписании унии и написал ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов. В 1263 году, возвращаясь из Орды, князь тяжело заболел, принял монашескую схиму с именем Алексий и преставился в Городецком монастыре, недалеко от Владимира.

Евангелие дня

Человек находится в постоянном диалоге с самим собой. В мыслях мы строим и обсуждаем планы, принимаем решения, просчитываем те или иные ситуации. И подчас настолько увлекаемся общением с нашим альтер-эго, что теряем способность радоваться жизни. Об этом, в частности, говорит нам отрывок из 18-й главы Евангелия от Луки. Он читается сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 18.

15Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

16Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

17Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,

30и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Услышанное нами чтение из Евангелия от Луки является составным. На самом деле, между двумя призывами Христа (уподобиться ребёнку и оставить всё ради Царства Небесного), есть ещё довольно много текста. Но для богослужебного чтения были взяты только избранные строки. В чём заключается замысел такого решения? Дело в том, что устроители богослужения стремились показать чрезвычайно важную вещь. А именно, что христианину необходимо стремиться к духовной и шире жизненной цельности.

Она, эта цельность, с одной стороны должна напоминать детский подход к бытию. Заключается он не в наивности или, что хуже, в глупости. Речь о детской незлобивости, нежелании мстить, отвечать злом на зло. А ещё в умении радоваться и удивляться самым простым вещам. Вспомните сами, сколько восторга вызывали у нас когда-то бабочка, пожелтевшие осенние листья, первое получившееся подтягивание на турнике. Всему этому мы, к сожалению, разучились радоваться, полагая, что счастье заключается в чём-то эксклюзивном, недоступном и, конечно же, завтрашнем.

Мы гоним время и гонимся сами, пренебрегая тем, кто и что находятся рядом. И это большая ошибка. Христос предлагает нам иное. А именно: оставить всё имеющееся ради Царства Небесного. В данном случае и речи нет о каком-то пренебрежении или предательстве. Спаситель всего лишь призывает нас верно расставлять в жизни приоритеты, положив в основание искреннюю веру в Бога. А ещё и посвятив дорогих нам людей, наши чувства и желания, в конце концов, наше счастье как таковое Богу. Тем самым, мы освобождаемся от тревоги, обретаем спокойствие.

Ведь, на самом деле, контроль всего лишь иллюзия. Ничего мы по правде не контролируем. Один неосторожный шаг, секунда невнимательности и всё в земном смысле для нас может закончиться. Но это в свою очередь не означает, что вообще не нужно ничего делать. Наоборот, мы призываемся радоваться имеющемуся окну возможностей, когда мы по-доброму тепло и свободно поделимся радостью с окружающими людьми. Близкими и не очень. Ведь как сказал Христос, Он находится там, где двое или трое собрались во имя Его.

Давайте же ценить время и тех, кто оказался нашими спутниками в нём. Чтобы через по-детски искреннее отношение к ним освятить своё бытие, приняв благодать Христову в наши сердца. Чтобы жизнь наша не представляла собой бесконечное и бессмысленное общение с самими собой или гонкой за призрачными мечтами об иллюзорном счастье, но стала бы временем плодотворной подготовки ко встрече с Богом — источнику истинного и вечного счастья.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У святого Ефрема Сирина есть такие слова: «Смирение являет себя в неосуждении ближнего». Все остальное можно забыть и вспоминать лишь тогда, когда мы с этой задачей справимся. Не может быть смирения, когда мы осуждаем другого, ведь в этом осуждении мы поставляем себя выше другого человека, мы на него смотрим сверху вниз. Почему мы так любим осуждать? Потому что через осуждение мы себя прославляем. Мы словно говорим тем, с кем мы осуждаем или ради кого мы осуждаем человека: «Я ведь не такой! Я не стал бы говорить о всех этих грехах, если бы сам был грешен! Я совершенно другой человек, я гораздо лучше того, кого осуждаю, потому и право имею того судить». О каком же смирении может тогда идти речь? И всякий раз, когда мы, собравшись в кругу родных, близких, друзей, начинаем осуждать другого человека, давайте вспоминать эти дивные слова преподобного Ефрема Сирина.

«Я не оставлял тебя»

Расскажу одно предание. Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного — и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю беду, старец воззвал; «Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!» Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь». Сказав это. Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок не барахтаться с страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.

Святитель Феофан Затворник

Молитвословия

Тропарь благоверного великого князя Александра Невского

глас 4

Яко благочестиваго корене/ пречестная отрасль был еси, блаженне Александре,/ яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли,/ новаго чудотворца, преславна и богоприятна./ И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию,/ во псалмех и пениих радующеся славим Господа,/ давшаго тебе благодать исцелений,/ Егоже моли спасти град сей,/ и державе Российстей/ богоугодней быти,// и сыновом Российским спастися.

Кондак благоверного великого князя Александра Невского

глас 8

Яко звезду тя пресветлу, почитаем, от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши/ и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне./ Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии:/ моли спасти Отечество твое/ и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти:// радуйся, граду нашему утверждение.

Величание

Величаем тя,/ благоверный княже Александре,/ и чтим святое успение твое,/ и ныне молиши за нас// Христа, Бога нашего.

Молитва первая благоверному князю Александру Невскому

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца к тебе взывающия; ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских оных отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на Небесех царствуеши, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к Вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 8

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Молитва святителю Митрофану Воронежскому

О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.

Пастырем ея да даст Господь святую ревность попечения о спасении людей, во еже неверующия просветити, неведущия наставити, сомнящияся вразумити, отпадшия от Православныя Церкве к ней возвратити, верующия в вере соблюсти, грешныя на покаяние подвигнути, кающияся утешити и во исправлении жизни утвердити, и тако вся люди ко уготованному вечному Царству святых Его привести. Умоли Господа, угодниче Христов: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезенный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Всем же в державе людем да дарует благий Бог наш мир, тишину, безмятежие и изобилие плодов земных, паче же ко исполнению заповедей Его тщание неленостное; и да избавит царствующия грады, град сей и вся иныя грады и веси от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и от всякаго зла.

Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим; да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь

Тропарь святителей Амфилохия и Григория

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак святителя Амфилохия

глас 2

Божественный гром, труба Духа,/ веры садоделателю и сечиво ересей, иерарше Амфилохие,/ Троицы угодниче великий,/ со Ангелы предстоя присно,/ моли непрестанно о всех нас.

Кондак святителя Григория

глас 4

Светолучными сиянии Церковь Святаго Духа световодит/ светлое совершающия твое успение,/ преподобне отче всеблаженне Григорие.

Новости по теме

Подведены итоги литературного конкурса, посвященного святому Александру Невскому Подведены итоги литературного конкурса, посвященного святому Александру Невскому

5 декабря, в воскресный день, предваряющий день преставления святого благоверного князя Александра Невского, в храме преподобного Серафима Саровского города Казани прошла церемония награждения победителей и призеров литературного конкурса «Мой Александр — мой герой».

Прихожане храма Воскресения Христова поселка Алексеевское провели интеллектуальную игру Прихожане храма Воскресения Христова поселка Алексеевское провели интеллектуальную игру

6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в приходе храма Воскресения Христова поселка Алексеевское состоялась интеллектуальная викторина «Александр Невский — дух, слава и имя России».

О святом благоверном князе Александре Невском
Публикации 7 декабря 2021
О святом благоверном князе Александре Невском

Об Александре Невском, 800-лет со дня рождения которого мы празднуем в этом году, очень много говорят. Мы все учились в школе, и помним, как учителя истории рассказывали нам об этом великом человеке. Чаще всего акцент делался на том, что он

В канун дня памяти святого Александра Невского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме посёлка Юдино В канун дня памяти святого Александра Невского митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме посёлка Юдино

5 декабря, в канун дня памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме посёлка Юдино (Кировский район города Казани).