Церковный календарь

4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 декабря. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

25-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 21 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

История праздника

Введение Пресвятой Богородицы во храм — один из великих церковных праздников. День посвящения Девы Марии Богу остался в Предании Церкви. Родители Марии, праведные Иоаким и Анна, долгие годы страдавшие неплодством, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И вот, когда Пресвятой Деве исполнилось три года, они решили выполнить свое обещание. Собрав близких, они одели свою Дочь в лучшие одежды, после чего с пением священных песней и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Деву Марию первосвященник с другими служителями. В храм вела лестница в 15 высоких ступеней. Как только трехлетнюю Деву Марию поставили на первую ступень, Она, поразив всех, быстро преодолела лестницу. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Ее в Святая святых, куда было позволено входить только ему, и то с очистительной жертвенной кровью и только раз в год. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Установление праздника

Известия об этом событии сохранило церковное предание, нашедшее отражение в таком апокрифе, как «Протоевангелие Иакова». В число двунадесятых праздник Введения вошёл позже других. В месяцесловах он впервые появился в VII веке и праздновался вначале без особой торжественности, позднее его статус изменился. В IX веке этот праздник получил широкое распространение на Православном Востоке, но в качестве двунадесятого он окончательно был принят с XV века В православном мире принято праздновать Введение 21 ноября по старому стилю. День праздника отмечен всенощным бдением.

Рождественская тема в празднике Введения во храм Богородицы

Богослужебные тексты праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы говорят о связи этого события с Боговоплощением. Божия Матерь, таинственно введённая в храм Божий и даже во Святая Святых — ту часть храма, куда ветхозаветный первосвященник мог входить лишь один раз в год (в день очищения), Сама именуется «Боговместимым храмом», «Пречистым храмом Спасовым», «Дверью Господней» (которой Он вошёл в мир). Пречистая Дева стала свидетельством для современников, что Рождество обещанного пророками Мессии уже близко. Для христиан таким свидетельством является праздник Введения: «В храме Божии является, и Христа всем предвозвещает» (из тропаря праздника). Неслучайно именно с праздника Введения в православных храмах начинают звучать рождественские песнопения. На праздничной утрене Введения в качестве катавасии (завершения песен канона) используются ирмосы 1-го канона праздника Рождества Христова: «Христос рождается, славите». С этого дня в богослужении появляются черты предпразднства Рождества.

Священное Писание

Евр., 320 зач., IX, 1-7

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, — перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, — и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись св. Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти — то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Маленькая девочка-отроковица приводится к Иерусалимскому храму и Сама, без посторонней помощи, поднимается по высоким ступеням к первосвященнику, который ее встречает. Этот дивный образ запечатлен в нашей иконографии. Дай Бог, чтобы наступило время, когда все мы, как дети Божии, пройдя тяжелейшим историческим путем исканий, потерь и приобретений, радостей и разочарований, будем подниматься по ступеням навстречу Богу. И всегда символом этой встречи — и в древности, о которой мы сейчас говорим, и в наше время — является Божий храм. Пусть Божий храм будет местом встречи людей с Богом, чтобы этот великий опыт соприкосновения с Божественным помогал нам преодолевать трудности сегодняшнего дня.

Молитвословия

Тропарь праздника

глас 4

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.

Кондак праздника

глас 4

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.

Молитва в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

О Пресвятая Дево, Царице небесе и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страсе Божием во вся дни живота нашего, да будем храми Духа Святаго, наипаче же помози всем, в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови, в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем далече от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози убо и нам отражати вся искушения вражеская от плоти, мира и диавола находящая на ны от юности нашея, и побеждати оная молитвою и постом. Ты бо, во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию, и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу, Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Введение во храм Пресвятой Богородицы
православный календарь

Все публикации