1 декабря. Память мученика Платона Анкирского

3611
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице
День постный. 18 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мученика Платона (302 или 306). Мучеников Романа диакона и отрока Варула (303).

Мучеников Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.

Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1948).

Мученик Платон Анкирский

Платон, брат мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Тот вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа, уверяя юношу, будто бы он мог сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Святого били, мучили, заточили в темницу, держали там без пищи и воды 18 дней. Это не поколебало мученика, тогда в обмен на жизнь и свободу ему предложили лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом»,  — отвечал мученик и был обезглавлен (302 или 306).

Мученик Роман Кесарийский

Диакон Роман переселился в Антиохию из Кесарии Палестинской во время одного из гонений, где укреплял христиан в вере личным примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Мученик был схвачен во время обличения идолопоклонства на большом языческом празднике и приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой прославлял Христа и хулил языческих богов. Асклипиад приказал отрезать ему язык, но и лишенный языка святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда его повесили.

Мученики Закхей и Алфей Кесарийские

Святые Закхей и Алфей пострадали в Кесарии Палестинской во время Великого гонения на христиан, учинённого императором Диоклетианом (284—305). Закхей был диаконом в городе Гадара. Алфей происходил из знатной семьи и был чтецом в Кесарии, а также нёс служение экзорциста, имея дар изгнания бесов. Хотя император в 20-й год своего правления объявил прощение многим заключённым, тем не менее многие христиане были осуждены на смерть. Среди них оказались Закхей и Алфей. Закхея доставили к городскому судье и пытали, после чего заключили в темницу. Туда же был приведён Алфей, который проповедовал Христа среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от язычества. Алфея били розгами и терзали его тело железными крюками, а затем заковали. За отказ принести жертвы идолам мученики были обезглавлены.

Евангелие дня

Как современному человеку следует относиться к разного рода правилам, инструкциям и предписаниям, которые регулируют его общественную и религиозную жизнь? Ответ на этот вопрос содержится в тех отрывках из 16-й и 17-й глав Евангелия от Луки, которые звучат сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 16.

15Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Глава 17.

01Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

02лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

03Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

04и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему.

Сегодня в центре внимания Спасителя оказывается довольно проблемная ситуация. Несмотря на то, что иудейская среда была весьма традиционная и патриархальная, разводы были в ней не редкостью. И в основном страдали из-за этого женщины. Ведь в глазах древнего закона они были всего лишь вещью, собственностью мужа. Именно муж мог инициировать развод, а не наоборот. И сделать он мог это по любой причине. Вот что говорит один из древних еврейских текстов о причинах развода: «если она испортила еду, если она пряла на улице; если она разговаривала с незнакомым мужчиной; если она неуважительно говорила о родственниках своего мужа в его присутствии; если она сварливая женщина». Развод мог случиться даже в том случае, если мужчина встретил более красивую женщину. Одним словом, семья могла развалиться лишь потому, что её глава поддался похоти или стал одержим какой-то иной страстью или эмоцией. Однако проблема не только в этом. Проблема в том, что каким-то образом всё это одержимое поведение современники Христа научились оправдывать законом Моисея. В частности, для того, чтобы обосновать развод, они указывали на следующую заповедь пророка: «Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдёт благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, пусть напишет ей разводное письмо». Вот это выражение из закона «что-нибудь противное» евреи и толковали максимально широко.

Итак, что получается? С одной стороны, общество очень традиционное и религиозное. С другой стороны, это совершенно не мешает жить по своим страстям. Захотел развестись, нет проблем. Просто надо правильно истолковать закон. А закон, как известно, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.

Всё сказанное выше, конечно, не означает, что закон — всего лишь пустышка. Чтобы у слушателей не сложилось такого впечатления, Спаситель добавляет: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт». Это означает, что, если сердце гнилое, эгоистичное, если в нём живёт похоть, зависть, сварливость, сребролюбие, не стоит надеется на закон. Наше больное самолюбие найдёт, как его приспособить для себя, использовать в своих корыстных целях. Оно всё изящно вывернет наизнанку и скажет, что так и было. И само поверит в это. А вывернет просто потому, что хочется. Потому что оно одержимо желанием обладать, наслаждаться, получать удовольствие.

Поэтому и говорит Господь во второй части отрывка: «наблюдайте за собой». То есть будьте внимательны к своему внутреннему миру; обращайте внимание на скрытые мотивы своих мыслей, чувств, слов и поступков. Постоянно задавайте себе вопрос: а что сейчас мной руководит? Почему я раздражаюсь на человека, почему не хочу его прощать, почему муж или жена вызывают у меня неприязнь, почему я наполнен гневом, ревностью, злобой, обидой. Зачастую в основе всех этих движений лежит страх. В глубине сердца мы боимся потерять своё. Мы боимся страданий и не хотим лишиться наслаждений. Господь же, а за Ним и вся христианская традиция, обращаются к нам со словами: «не бойтесь». Во всякой ситуации, несмотря ни на что, старайтесь быть верными заповедям Евангелия: ищите волю Бога и проявляйте деятельную любовь к человеку. И какой бы страх не беспокоил ваше сердце, наберитесь мужества и шагните ему навстречу. Господь не оставит нас в этом страдании. Но в момент, когда наши собственные силы иссякнут, наполнит и поддержит нас Своей благодатью.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек — венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, — от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас. И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности.

Притча. Бог знает, что — добро

Один человек спросил старца:

— Какое бы доброе дело мне делать?

Авва отвечал ему:

— Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был кроток, и Бог был с ним. Так что желает душа твоя, то и делай, главное — береги свое сердце в чистоте.

Аскетика является движущей силой покаяния

Как часто бывает: воцерковился человек, следит за собой, исповедует грехи, старается исполнять заповеди. Сначала идёт борьба с наиболее грубыми, явными страстями. Когда грубые грехи побеждены, возникает вопрос: а что делать далее? Кажется, что рой мелких грехов и победить невозможно, что они естественны. Некоторые так и говорят: «Мы же в миру живём», «мы не святые». Результатом становится автоматическая исповедь, повторение одного и того же.

Приходя к врачу, человек обычно не знает своего диагноза. Ему известны только симптомы — что и где у него болит, что мешает ему жить. Приходя в Церковь человек также плохо понимает, что с ним происходит, почему вдруг у него в жизни что-то не так. Он начинает говорить о каких-то своих «симптомах»: у меня не ладится то-то, у меня есть такая-то слабость. Вот здесь и нужен системный подход к исцелению души, который даёт аскетика.

Чем сложнее перед нами задача, тем больше знаний требуется для её решения: незначительный порез может вылечить любой человек, а тяжёлая внутренняя болезнь уже требует знаний в области медицины. Подобная же картина и в области исцеления души. Изучение аскетики поможет осознать механизм проникновения и развития греха и научит средствам противостояния ему.

Может ли вера в Воскресение быть результатом галлюцинаций?

Из-за явного неправдоподобия «теории заговора» несколько более популярна «теория галлюцинаций»: апостолы глубоко сокрушались о том, что разбежались, страстно желали увидеть Господа живым и вот внушили себе, что видели.

Эта теория также сталкивается с непреодолимыми трудностями.

В древности люди верили в призраков, и видение умершего Учителя было бы воспринято как призрак, однако Евангелия подчёркивают, что Он воскрес именно физически.

Апостолы вовсе не ожидали Воскресения и даже сначала не поверили возвестившим им мироносицам (эта деталь достоверна, поскольку выставляет апостолов не в лучшем свете, и её не могли бы придумать позже).

Самое главное, что эта теория не отвечает на вопрос «куда делось тело?», ведь апостолам было бы достаточно убедиться, что тело Господа по-прежнему лежит в гробнице (или их врагам было бы достаточно предъявить это тело), чтобы христианство кончилось не успев начаться.

Молитвословия

Тропарь мучеников Платона и Романа

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Платона

глас 3

Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученик Платон Анкирский (302 или 306 г.)
Жития святых 1 декабря 2016
Мученик Платон Анкирский (302 или 306 г.)

Брат святого мученика Антиоха врача (IV в.; память 16/29 июля); родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя слово Божие язычникам.