Церковный календарь

1 декабря. Память мученика Платона Анкирского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 декабря. Память мученика Платона Анкирского

Неделя 24-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 18 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Платона (302 или 306). Мучеников Романа диакона и отрока Варула (303).

Мучеников Закхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского (303). Собор святых Эстонской земли.

Святого Николая Виноградова исповедника, пресвитера (1948).

Мученик Платон Анкирский

Платон, брат мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Тот вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа, уверяя юношу, будто бы он мог сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой ответил, что мудрость философа, хотя и  велика, но  преходяща и  ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Святого били, мучили, заточили в темницу, держали там без пищи и воды 18 дней. Это не поколебало мученика, тогда в обмен на жизнь и свободу ему предложили лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом»,  – отвечал мученик и был обезглавлен (302 или 306).

Мученик Роман Кесарийский

Диакон Роман переселился в Антиохию из Кесарии Палестинской во время одного из гонений, где укреплял христиан в вере личным примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Мученик был схвачен во время обличения идолопоклонства на большом языческом празднике и приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой прославлял Христа и хулил языческих богов. Асклипиад приказал отрезать ему язык, но и лишенный языка святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда его повесили.

Мученики Закхей и Алфей Кесарийские

Святые Закхей и Алфей пострадали в Кесарии Палестинской во время Великого гонения на христиан, учинённого императором Диоклетианом (284–305). Закхей был диаконом в городе Гадара. Алфей происходил из знатной семьи и был чтецом в Кесарии, а также нёс служение экзорциста, имея дар изгнания бесов. Хотя император в 20-й год своего правления объявил прощение многим заключённым, тем не менее многие христиане были осуждены на смерть. Среди них оказались Закхей и Алфей. Закхея доставили к городскому судье и пытали, после чего заключили в темницу. Туда же был приведён Алфей, который проповедовал Христа среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от язычества. Алфея били розгами и терзали его тело железными крюками, а затем заковали. За отказ принести жертвы идолам мученики были обезглавлены.

Священное Писание

Еф., 221 зач., II, 14-22

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Лк., 66 зач., XII, 16-21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 5, 9-19; Лк. 12, 16-21

Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертью, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». «Так», то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть «собирают» не «себе, а богатеют только в Бога». А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, - богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоят в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человек – венец творения, и Господь нам вручил этот мир. И от того, как мы себя ведем, как мы строим свои отношения, как мы строим отношения друг с другом, с окружающим нас миром, с природой, от того, какова наша гражданская позиция, какова наша позиция перед проблемами в нашей жизни и в жизни человечества, – от этого будет зависеть не только лицо человеческой цивилизации, но и состояние нашей бессмертной души. Потому что если мы миримся со злом, если мы отступаем, если мы идем на компромиссы, то мы совершаем грех. И Бог дает нам возможность пройти жизненный путь по этой нами определяемой траектории, но в конце этого пути Он спросит с нас. И потому от того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье здесь, благополучие этого мира и, конечно, то, что ждет нас в вечности.

Притча. Бог знает, что — добро

Один человек спросил старца:

– Какое бы доброе дело мне делать?

Авва отвечал ему:

– Не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив, и Бог был с ним. Илия любил безмолвие, и Бог был с ним. Давид был кроток, и Бог был с ним. Так что желает душа твоя, то и делай, главное - береги свое сердце в чистоте.

Молитвословия

Тропарь мучеников Платона и Романа

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Платона

глас 3

Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.

Теги:
Мученик Платон Анкирский
православный календарь

Все публикации