30 ноября. Память cвятителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского

4438
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266—270). Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (1426).

Мученика Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Преподобного Лазаря иконописца (ок. 857). Мучеников Гоброна-Михаила и с ним 133-х воинов (914) (Груз.). Преподобного Севастиана Джексонского (1940) (Серб.).

Святитель Григорий, епископ Неокесарийский

Святителя Григория (в миру Феодора) считают первым, кто в Крещении принял христианское имя Григорий («пробудившийся», «бодрствующий»). В 14 лет он лишился отца, и это, по словам святого, стало «началом истинного познания». Окончив школу риторов, Григорий занялся философией и изучением Писания. Около 245 года он был поставлен во епис копа Неокесарийского. Святость жизни и обильные духовные дары святителя многих привели ко Христу — в начале его служения в городе было всего 17 христиан, а перед своей кончиной около 270 года он еле нашёл на окраинах 17 язычников. По словам святителя Василия Великого, место святителя Григория «среди апостолов и пророков», так как он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской».

Преподобный Никон, игумен Радонежский

Преподобный Никон в юном возрасте, услышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, пришел к нему с просьбой постричь его в иноки. Великий игумен, провидя будущего подвижника и испытывая его смирение, отослал Никона в Высоцкий монастырь, где тот принял постриг и священство. Укрепившись в добродетелях, святой вернулся к наставнику, став его помощником, а затем преемником. Преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией. После разорения обители татарским войском Никон с братией начали работы по ее восстановлению. В это время были обретены нетленные мощи Преподобного Сергия, для упокоения которых преподобный Никон воздвиг Троицкий собор.

Преподобный Лазарь иконописец

По происхождению Лазарь, вероятно, был хазар, жил в Константинополе, в раннем возрасте принял монашеский постриг. Будучи иконопочитателем, изучил искусство иконописи и, несмотря на иконоборческие гонения, писал иконы. При императореиконоборце Феофиле (829—842 гг.) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни святого спасла блж. имп. Феодора. Уступив просьбам императрицы, Феофил выпустил находившегося при смерти Лазаря из темницы. Преподобный укрылся в храме Предтечи в Фовере где, несмотря на мучавшие его раны, написал образ св. Иоанна Крестителя, который стал почитаться чудотворным. После восстановления иконопочитания им был создан мозаичный образ Иисуса Христа, который поместили над воротами Халкопратии. Также прп. Лазарь создал изображение Богородицы и двух Ангелов в храме Св. Софии.

Евангелие дня

Что необходимо сделать для того, чтобы Бог простил мне все мои грехи? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 16-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 16.

01 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

02 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

03 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

04 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

05 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

06 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

07 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

08 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

09 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Притча, которую мы только что услышали, рассказывает о весьма хитроумной афере. Один из топ-менеджеров крупной компании проворовался и был пойман с поличным. В ожидании решающего разговора с начальником, пока его ещё не лишили полномочий, он встречается с партнёрами-должниками компании и от лица своего босса прощает им крупные суммы. Весьма продуманный ход. Ведь скоро его участь будет решена. Он явно окажется на улице. Поэтому он спешит заручиться хоть какой-то поддержкой со стороны. Такими действиями он добивается расположения других бизнесменов. Авось вспомнят его услугу и поддержат в трудную минуту. А может даже и к себе на должность позовут. О том, насколько эффективна была стратегия этого жулика, говорит реакция его начальника. Узнав о новой махинации, он хвалит его. Притча не говорит о том, что было дальше. Вполне возможно, что хозяин выгнал своего управителя. Но, может, и нет. Может быть, оценив его скрытые доселе таланты, он нашёл им достойное применение. Например, назначил начальником инспекционной службы, чтобы выявлять таких же, как он, аферистов.

Этой замечательной притчей Господь призывает нас отнюдь не к лукавству и хитрости в достижении своих корыстных целей. Он напоминает нам, что наши отношения с Богом, начальником нашей жизни, зависят от отношений с людьми. Как мы к людям, так и Бог к нам. Именно отношения с людьми — это показатель моей веры в Бога и моей духовности. Апостол Иоанн Богослов в своём послании пишет об этом вполне определённо: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

А потому, делай что хочешь, но, если не наладишь отношения с теми, кто тебя окружает, шансов на помилование ноль. Придёт начальник и спросит за всё. А у всех нас есть, за что спросить. И если не заручимся поддержкой, окажемся не просто на улице, но в месте помрачнее. Как же вести себя с людьми? А ровно так, как хитрый жулик из причти. Он вёл себя «как будто». Как будто они представляли для него особую ценность и важность. Так и мы ради Христа и его Евангелия должны вести себя со всяким, как будто думаем о нём, как будто говорим с ним и действуем по отношению к нему в присутствии Бога. Иными словами, в какой бы ситуации я не оказался, с каким бы человеком не встретился, как бы себя этот человек не вёл по отношению ко мне, я должен приложить все силы, чтобы поступить с ним так, как будто я настоящий ученик Христов и стараюсь во всех своих делах исполнять Его Евангелие. Если я будут регулярно следовать этому принципу, у меня будет постепенно формироваться навык новых действий. Я буду поступать с окружающими не так, как я поступал с ними раньше. Не будем сомневаться, к нашему удивлению и радости довольно скоро многие из тех, с кем у меня были конфликты, недопонимания, напряжение, отчуждение и холод в отношениях, повернуться ко мне лицом. Именно благодаря тому, что я действую «как будто» многие претензии, обиды, раздоры и даже вражда исчезнут. Главное — решиться. Побороть тот страх и смущение, которые исходят от моей больной самости и эгоизма. Сделать шаг навстречу другому человеку. И можно явственно ощутить, что то место, где раньше по отношению к окружающим была пустота, постепенно наполняется божественной благодатью. Я теперь уже не как будто, но действительно испытываю к ним тепло. А это и есть верный признак, что начальник простил меня и нашёл моим талантам достойное применение в Своём Небесном Царстве.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит. Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически бо’льшая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства. <…> Эта ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях.

Мать и дитя

Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сначала она поддерживает его, приучая уверенно перебирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и манит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятельно. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая пропасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонько выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг!

Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходимо иногда оставлять одних, чтобы заставить сделать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге. Бурями и временными оставлениями укрепляется душа.

Святитель Василий Кинешемский

Зачем мирянину нужна аскетика, какое отношение к нам имеет опыт великих подвижников?

Христианство — это не просто правильная богословская теория, это практика духовной жизни. Любая практика основана на опыте. Мы имеем богатейший опыт духовной борьбы, изложенный святыми подвижниками. Святые отцы называли аскетику искусством из искусств.

Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни — у монаха-отшельника, другие — у инока, живущего в общежительном монастыре, третьи — у мирянина. Что объединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. У нас и единый Церковный Устав, но применяется он в разной степени.

Аскетика отвечает на популярные вопросы мирян: как избавиться от той или иной страсти, научиться молитве, обрести внимание на богослужении, не превращать исповедь в механическое повторение одних и тех же грехов? и т.п.

Субъективное эстетическое доказательство: наша способность воспринимать и ценить красоту

В материалистической картине мира все наши способности — в том числе, интеллектуальные и духовные, должны быть плодом эволюции, то есть процесса, полностью детерминированного острой конкуренцией за ограниченные ресурсы, в ходе которого качества, полезные для того, чтобы продвигать свои гены, закреплялись, а неполезные — отсеивались.

Можно приискать эволюционное объяснение того, что, например, лица противоположного пола кажутся нам красивыми, или вид накрытого стола радует глаз.

Но это охватывает только очень небольшую часть нашего эстетического опыта; большую часть того, что мы находим эстетически прекрасным — далекие туманности, горы, водопады, леса — трудно связать с пищей или размножением.

Более того, эстетическое переживание было бы эволюционно вредным — потому что отвлекало бы наших предков от борьбы за ресурсы. Гораздо более убедительное объяснение — способность видеть и ценить красоту вложена в нас нашим Создателем.

Молитвословия

Тропарь святителя Григория Неокесарийского

глас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Григория Неокесарийского

глас 2

Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.

Молитва святителю Григорию Неокесарийскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Никона Радонежского

глас 1

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Никона Радонежского

глас 4

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

В день памяти преподобного Никона Радонежского митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в Успенском соборе Астрахани В день памяти преподобного Никона Радонежского митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в Успенском соборе Астрахани

30 ноября, в день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, в Успенском кафедральном соборе города Астрахани состоялось соборное архиерейское богослужение.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.