Церковный календарь

30 ноября. Память cвятителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 ноября. Память cвятителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского

26-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 17 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266–270). Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (1426).

Мученика Ацискла и Виктории Кордувийских (IV). Преподобного Лазаря иконописца (ок. 857). Мучеников Гоброна-Михаила и с ним 133-х воинов (914) (Груз.). Преподобного Севастиана Джексонского (1940) (Серб.).

Святитель Григорий, епископ Неокесарийский

Святителя Григория (в миру Феодора) считают первым, кто в Крещении принял христианское имя Григорий («пробудившийся», «бодрствующий»). В 14 лет он лишился отца, и это, по словам святого, стало «началом истинного познания». Окончив школу риторов, Григорий занялся философией и изучением Писания. Около 245 года он был поставлен во епис копа Неокесарийского. Святость жизни и обильные духовные дары святителя многих привели ко Христу — в начале его служения в городе было всего 17 христиан, а перед своей кончиной около 270 года он еле нашёл на окраинах 17 язычников. По словам святителя Василия Великого, место святителя Григория «среди апостолов и пророков», так как он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской».

Преподобный Никон, игумен Радонежский

Преподобный Никон в юном возрасте, услышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, пришел к нему с просьбой постричь его в иноки. Великий игумен, провидя будущего подвижника и испытывая его смирение, отослал Никона в Высоцкий монастырь, где тот принял постриг и священство. Укрепившись в добродетелях, святой вернулся к наставнику, став его помощником, а затем преемником. Преподобный Никон поддерживал все, что было установлено учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией. После разорения обители татарским войском Никон с братией начали работы по ее восстановлению. В это время были обретены нетленные мощи Преподобного Сергия, для упокоения которых преподобный Никон воздвиг Троицкий собор.

Преподобный Лазарь иконописец

По происхождению Лазарь, вероятно, был хазар, жил в Константинополе, в раннем возрасте принял монашеский постриг. Будучи иконопочитателем, изучил искусство иконописи и, несмотря на иконоборческие гонения, писал иконы. При императореиконоборце Феофиле (829–842 гг.) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни святого спасла блж. имп. Феодора. Уступив просьбам императрицы, Феофил выпустил находившегося при смерти Лазаря из темницы. Преподобный укрылся в храме Предтечи в Фовере где, несмотря на мучавшие его раны, написал образ св. Иоанна Крестителя, который стал почитаться чудотворным. После восстановления иконопочитания им был создан мозаичный образ Иисуса Христа, который поместили над воротами Халкопратии. Также прп. Лазарь создал изображение Богородицы и двух Ангелов в храме Св. Софии.

Священное Писание

1 Тим., 278 зач., I, 1-7

1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Лк., 75 зач., XIV, 12-15

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Тим. 1, 1-7; Лк. 14, 12-15

В указании кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В нагорной беседе о всех богоугодных делах — молитве, посте, милостыне — Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно. Стало быть, всеми трудами жизни своей христианин должен заготовлять себе будущее блаженство, строить себе вечный дом и предпосылать туда провиант на всю вечность. Такой образ действования — не интересанство, потому что собственно интересы ограничиваются здешнею жизнью, а такая жизнь идет в ущерб этим интересам. К тому же, жить так нельзя без веры, упования и любви к Господу. Действование по заповедям в чаянии воздаяния — также отрешенное действование. Между тем, оно ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит. Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически бо’льшая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства. <…> Эта ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях.

Мать и дитя

Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сначала она поддерживает его, приучая уверенно перебирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и манит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятельно. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая пропасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонько выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг!

Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходимо иногда оставлять одних, чтобы заставить сделать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге. Бурями и временными оставлениями укрепляется душа.

Святитель Василий Кинешемский

Зачем мирянину нужна аскетика, какое отношение к нам имеет опыт великих подвижников?

Христианство — это не просто правильная богословская теория, это практика духовной жизни. Любая практика основана на опыте. Мы имеем богатейший опыт духовной борьбы, изложенный святыми подвижниками. Святые отцы называли аскетику искусством из искусств.

Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни — у монаха-отшельника, другие — у инока, живущего в общежительном монастыре, третьи — у мирянина. Что объединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. У нас и единый Церковный Устав, но применяется он в разной степени.

Аскетика отвечает на популярные вопросы мирян: как избавиться от той или иной страсти, научиться молитве, обрести внимание на богослужении, не превращать исповедь в механическое повторение одних и тех же грехов? и т.п.

Молитвословия

Тропарь святителя Григория Неокесарийского

глас 8

В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Кондак святителя Григория Неокесарийского

глас 2

Чудес многих прием действо,/ знаменьми ужасными демоны устрашил еси/ и недуги отгнал еси человеческия, всемудре Григорие,/ чудотворец же именуешися,// звание от дел прием.

Молитва святителю Григорию Неокесарийскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Никона Радонежского

глас 1

Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Никона Радонежского

глас 4

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Святитель Григорий Неокесарийский
преподобный Никон Радонежский
православный календарь

Все публикации