Церковный календарь

28 ноября. Память преподобного Паисия Величковского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 ноября. Память преподобного Паисия Величковского

24-я седмица по Пятидесятнице
Начало Рождественского поста. 15 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Преподобного Паисия Величковского (1794).

Мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Мученика Димитрия (ок. 307).

Священномучеников Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Никиты Алмазова диакона и мученика Григория Долинина (1937).

Купятицкой иконы Божией Матери (1182).

Рождественский пост

Рождественский пост — первый многодневный пост церковного года. Этот пост является приуготовительным к празднику Рождества Христова. Пост называют Филипповым, так как накануне поста совершается память апостола Филиппа (27 ноября). В уставе Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского (X век) этот пост называется «четыредесятницей святого Филиппа», а по уставу о пище он сопоставляется с апостольским постом (Петровым). Особенно строгим в отношении пищи является период предпразднства; он начинается за пять дней до Рождества: в эти дни даже в субботу и воскресенье на трапезе исключена рыба. Кроме телесного воздержания Церковь помогает подготовиться к встрече Рождества с помощью гимнографии. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) в богослужении начинает звучать рождественская тема.

История установления Рождественского поста

Первые свидетельства о Рождественском посте относят к IV–V векам. До IV века Рождество и Крещение Господни были единым праздником Богоявления, перед которым был однодневный пост. Когда Рождество и Крещение Господни стали отдельными праздниками, краткий пост перед Богоявлением остался (Крещенский сочельник), а Рождеству Христову стал предшествовать продолжительный пост. Этот обычай имел в виду святитель Иоанн Златоуст, когда говорил, что приготовление к Рождеству Христову состоит не в количестве дней, а в силе усердия. В Западной Церкви Рождественский пост вырос из практики «постов четырёх времён», так как, по слову святого папы Льва I (440–461), «закон воздержания предписан для всех времён года». Он считал, что христиане должны соблюдать пост из благодарности Богу за урожай. К IX веку Рождественский пост появился в богослужебной практике всего Православного Востока, но некоторое время ещё обсуждался вопрос о продолжительности этого поста. Общей традицией стал пост в продолжение 40 дней.

Преподобный Паисий Величковский

Паисий (в миру Петр) родился в Полтаве в семье священника. Окончив Киевскую духовную школу, он искал наставника и жил во многих монастырях. После пострига он ради совершенства духовной жизни уехал на Афон и сначала подвизался в монастыре Пантократор, а затем, возмужав духовно, основал один из крупнейших скитов Афона — скит Святого Илии. Позднее, по просьбе господаря Валахии, он вместе с братией приехал в Молдавию, где последовательно управлял тремя обителями. Паисий создал и ввел устав, главные идеи которого — нестяжательство, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанный труд и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимный дом и пр.). Велика роль Паисия Величковского и в духовном просвещении всей России: он перевел с греческого «Добротолюбие» и труды многих святых отцов Церкви, развивал традицию исихазма — молитвенной тишины помыслов.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив пострадали при императорах Диоклетиане и Максимиане. Все выпавшие на их долю жестокие страдания они переносили с твердостью и молитвой ко Господу. После их смерти совершались многочисленные чудеса. Однажды в Едессе девушка по имени Евфимия вышла замуж за воина-гота. Увозя ее, он поклялся ей в любви и верности на гробнице святых. Но на родине у него была жена, и Евфимия стала его рабыней. В своем горе она обратилась с молитвой к трем святым и была чудесным образом перенесена в Едессу. Когда же о злодеянии воина узнал весь город, его казнили.

Священное Писание

1 Сол., 271 зач., V, 1-8

1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

3 Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.

6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, 9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, 10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

Лк., 80 зач., XVI, 1-9

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Тим. 3, 1-13; Лк. 16, 1-9

Притча о неправедном приставнике обличенном. Вишь как ухитрился он выпутаться из беды! Хоть бы всем нам так ухитриться устраивать себе покойное житие по исходе из этой жизни! Но нет, «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Отчего приставник так всхлопотался? Оттого, что близка была беда. Близость беды возбудила энергию и сообразительность, и он скоро все уладил. А у нас будто не близка беда? Смерть может постигнуть каждую минуту, а за нею тотчас и «дай ответ в управлении твоем». Все это знают, и, однако же, почти никто ни с места. Что это за омрачение? То, что никто не думает сейчас умереть, а полагает, что проживет день — другой; хоть и не определяет срока, а все уверен, что смерть еще впереди. Оттого и беда видится все еще впереди. Беда впереди — и соображения на случай беды отлагаются на будущее время. Целую жизнь оставаться в неисправности никто не думает, а только отлагает на нынешний день. А так как и вся жизнь слагается из нынешних дней и часов, то и не приходит озабоченность, как устроиться на будущее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном (см. Мк. 2, 1–12), святитель Григорий Палама говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех. Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели.

Об Иисусовой молитве

Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни — на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, — мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!». Эти слова — суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни — Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» — это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего. Архимандрит Софиан (Богиу)

Молитвословия

Тропарь мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь святую укрепи,// яко един Благ и Человеколюбец.

Кондак мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 2

С высоты, мудрии, благодать приемше,/ сущим во искушениих предстоите, всехвальнии./ Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте,// вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость.

Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Паисия Величковского

глас 2

Странен быв на земли,/ Небеснаго Отечества достигл еси/ преподобне отче Паисие,/ добротолюбия подвижниче,/ верных научил ум к Богу возводити/ и сердцем к Нему взывати:/ Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобного Паисия Величковского

глас 8

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Теги:
Преподобный Паисий Величковский
Рождественский пост
православный календарь

Все публикации