Церковный календарь

28 ноября. Память преподобного Паисия Величковского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 ноября. Память преподобного Паисия Величковского

25-я седмица по Пятидесятнице.
Начало Рождественского поста. 15 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322). Преподобного Паисия Величковского (1794).

Мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363). Мученика Димитрия (ок. 307).

Священномучеников Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Никиты Алмазова диакона и мученика Григория Долинина (1937).

Купятицкой иконы Божией Матери (1182).

Рождественский пост

Рождественский пост — первый многодневный пост церковного года. Этот пост является приуготовительным к празднику Рождества Христова. Пост называют Филипповым, так как накануне поста совершается память апостола Филиппа (27 ноября). В уставе Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского (X век) этот пост называется «четыредесятницей святого Филиппа», а по уставу о пище он сопоставляется с апостольским постом (Петровым). Особенно строгим в отношении пищи является период предпразднства; он начинается за пять дней до Рождества: в эти дни даже в субботу и воскресенье на трапезе исключена рыба. Кроме телесного воздержания Церковь помогает подготовиться к встрече Рождества с помощью гимнографии. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) в богослужении начинает звучать рождественская тема.

История установления Рождественского поста

Первые свидетельства о Рождественском посте относят к IV–V векам. До IV века Рождество и Крещение Господни были единым праздником Богоявления, перед которым был однодневный пост. Когда Рождество и Крещение Господни стали отдельными праздниками, краткий пост перед Богоявлением остался (Крещенский сочельник), а Рождеству Христову стал предшествовать продолжительный пост. Этот обычай имел в виду святитель Иоанн Златоуст, когда говорил, что приготовление к Рождеству Христову состоит не в количестве дней, а в силе усердия. В Западной Церкви Рождественский пост вырос из практики «постов четырёх времён», так как, по слову святого папы Льва I (440–461), «закон воздержания предписан для всех времён года». Он считал, что христиане должны соблюдать пост из благодарности Богу за урожай. К IX веку Рождественский пост появился в богослужебной практике всего Православного Востока, но некоторое время ещё обсуждался вопрос о продолжительности этого поста. Общей традицией стал пост в продолжение 40 дней.

Преподобный Паисий Величковский

Паисий (в миру Петр) родился в Полтаве в семье священника. Окончив Киевскую духовную школу, он искал наставника и жил во многих монастырях. После пострига он ради совершенства духовной жизни уехал на Афон и сначала подвизался в монастыре Пантократор, а затем, возмужав духовно, основал один из крупнейших скитов Афона — скит Святого Илии. Позднее, по просьбе господаря Валахии, он вместе с братией приехал в Молдавию, где последовательно управлял тремя обителями. Паисий создал и ввел устав, главные идеи которого — нестяжательство, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанный труд и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимный дом и пр.). Велика роль Паисия Величковского и в духовном просвещении всей России: он перевел с греческого «Добротолюбие» и труды многих святых отцов Церкви, развивал традицию исихазма — молитвенной тишины помыслов.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив пострадали при императорах Диоклетиане и Максимиане. Все выпавшие на их долю жестокие страдания они переносили с твердостью и молитвой ко Господу. После их смерти совершались многочисленные чудеса. Однажды в Едессе девушка по имени Евфимия вышла замуж за воина-гота. Увозя ее, он поклялся ей в любви и верности на гробнице святых. Но на родине у него была жена, и Евфимия стала его рабыней. В своем горе она обратилась с молитвой к трем святым и была чудесным образом перенесена в Едессу. Когда же о злодеянии воина узнал весь город, его казнили.

Священное Писание

Гал., 199 зач., I, 3-10

3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь.

6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Лк., 46 зач., IX, 37-43

37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.

38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: 39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.

40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.

41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.

42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: 44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 1, 3-10; Лк. 9, 37-43

По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие — отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов — видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслью, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар. Отец юноши на требование веры молился: "верую, Господи, помоги моему неверию". Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: "помоги, Господи, моему неверию"? Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, — а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, — все то получали бы мы без отказа и отсрочки.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смиренномудрие, способность реально оценивать свое духовное состояние и выносить суд о себе, связано с мудрым отношением к окружающим, потому что человек, способный видеть свои грехи, обретает мудрость в оценке всего того, что вокруг него происходит. У него есть навык размышления о происходящем. И уж если хватает сил осуждать самого себя, то такой человек, не осуждая других, всегда может правильно оценить происходящее, а значит, сделать нужные выводы и выстроить как должно отношения с людьми. Очень важно сохранить в памяти эту связь между смирением и мудростью, между способностью видеть свои грехи и вырабатывать объективный взгляд на окружающую действительность. Человек, который себя оправдывает, который себя превозносит, который во всем видит чужую вину, не способен к объективному ви’дению, без которого не может быть мудрого взгляда на жизнь, не может быть устроения мудрых человеческих отношений.

Об Иисусовой молитве

Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни — на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, — мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!». Эти слова — суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни — Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» — это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего. Архимандрит Софиан (Богиу)

Основы православной антропологии

Человек — венец Божьего творения, цель творения человека Св. Троицей — соучастие в Её любви. Человек — духовно-телесное существо, мы соединяем в себе духовный и материальный миры; тело — часть нашей личности, именно поэтому перед Страшным Судом Бог воскресит тела умерших людей.

Душа и тело зависят друг от друга, недаром в отчаянии люди бьются головой об стену или рвут на себе волосы, хотя совсем нелогично к душевным страданиям прибавлять ещё и физические. Можно привести и положительный пример: пост помогает молитве. По словам Клайва Льюиса: У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело. Душа включает в себя три силы (ум, чувства, волю).

Человек создан Богом по Своему образу и подобию. Образ Божий мы получили при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь. Цель аскетизма — обретение подобия Божьего, уподобление Богу в Его качествах, добродетелях. Как одним словом назвать подобие? Святость. Цель христианина — святость: Будьте святы, как Я свят (Лев.11:44). Святой — это не сверхчеловек, это нормальный человек, Бог нас именно такими задумал и создал. То, что грех властвует в нашем мире, вовсе не значит, что это норма. В данном отношении норма — это состояние качественное, а не количественное. Итак, цель аскетических подвигов – достижение истинного счастья, ведь Бог создал нас именно для счастья, единственным источником которого является Он Сам.

Молитвословия

Тропарь мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь святую укрепи,// яко един Благ и Человеколюбец.

Кондак мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 2

С высоты, мудрии, благодать приемше,/ сущим во искушениих предстоите, всехвальнии./ Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте,// вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость.

Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Паисия Величковского

глас 2

Странен быв на земли,/ Небеснаго Отечества достигл еси/ преподобне отче Паисие,/ добротолюбия подвижниче,/ верных научил ум к Богу возводити/ и сердцем к Нему взывати:/ Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобного Паисия Величковского

глас 8

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Теги:
Преподобный Паисий Величковский
Рождественский пост
православный календарь

Все публикации