28 ноября. Память преподобного Паисия Величковского

4642
Фото

Седмица 26-я по Пятидесятнице
Начало Рождественского поста

В этот день совершается память:

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299—306) и Авива (322). Преподобного Паисия Величковского (1794).

Мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия (361—363). Мученика Димитрия (ок. 307).

Священномучеников Николая Щербакова и Петра Конардова пресвитеров, Никиты Алмазова диакона и мученика Григория Долинина (1937).

Купятицкой иконы Божией Матери (1182).

Рождественский пост

Рождественский пост — первый многодневный пост церковного года. Этот пост является приуготовительным к празднику Рождества Христова. Пост называют Филипповым, так как накануне поста совершается память апостола Филиппа (27 ноября). В уставе Великой Лавры преподобного Афанасия Афонского (X век) этот пост называется «четыредесятницей святого Филиппа», а по уставу о пище он сопоставляется с апостольским постом (Петровым). Особенно строгим в отношении пищи является период предпразднства; он начинается за пять дней до Рождества: в эти дни даже в субботу и воскресенье на трапезе исключена рыба. Кроме телесного воздержания Церковь помогает подготовиться к встрече Рождества с помощью гимнографии. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) в богослужении начинает звучать рождественская тема.

История установления Рождественского поста

Первые свидетельства о Рождественском посте относят к IV—V векам. До IV века Рождество и Крещение Господни были единым праздником Богоявления, перед которым был однодневный пост. Когда Рождество и Крещение Господни стали отдельными праздниками, краткий пост перед Богоявлением остался (Крещенский сочельник), а Рождеству Христову стал предшествовать продолжительный пост. Этот обычай имел в виду святитель Иоанн Златоуст, когда говорил, что приготовление к Рождеству Христову состоит не в количестве дней, а в силе усердия. В Западной Церкви Рождественский пост вырос из практики «постов четырёх времён», так как, по слову святого папы Льва I (440—461), «закон воздержания предписан для всех времён года». Он считал, что христиане должны соблюдать пост из благодарности Богу за урожай. К IX веку Рождественский пост появился в богослужебной практике всего Православного Востока, но некоторое время ещё обсуждался вопрос о продолжительности этого поста. Общей традицией стал пост в продолжение 40 дней.

Преподобный Паисий Величковский

Паисий (в миру Петр) родился в Полтаве в семье священника. Окончив Киевскую духовную школу, он искал наставника и жил во многих монастырях. После пострига он ради совершенства духовной жизни уехал на Афон и сначала подвизался в монастыре Пантократор, а затем, возмужав духовно, основал один из крупнейших скитов Афона — скит Святого Илии. Позднее, по просьбе господаря Валахии, он вместе с братией приехал в Молдавию, где последовательно управлял тремя обителями. Паисий создал и ввел устав, главные идеи которого — нестяжательство, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанный труд и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимный дом и пр.). Велика роль Паисия Величковского и в духовном просвещении всей России: он перевел с греческого «Добротолюбие» и труды многих святых отцов Церкви, развивал традицию исихазма — молитвенной тишины помыслов.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив пострадали при императорах Диоклетиане и Максимиане. Все выпавшие на их долю жестокие страдания они переносили с твердостью и молитвой ко Господу. После их смерти совершались многочисленные чудеса. Однажды в Едессе девушка по имени Евфимия вышла замуж за воина-гота. Увозя ее, он поклялся ей в любви и верности на гробнице святых. Но на родине у него была жена, и Евфимия стала его рабыней. В своем горе она обратилась с молитвой к трем святым и была чудесным образом перенесена в Едессу. Когда же о злодеянии воина узнал весь город, его казнили.

Евангелие дня

Какие заповеди Иисуса Христа необходимо исполнять в первую очередь, чтобы считаться Его учеником? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 14.

25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

27 и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Возлюби Бога и возлюби ближнего как самого себя — вот те две заповеди, на которых, по словам Христа, необходимо строить всю духовную жизнь. Если перефразировать: во всех своих делах стремись искать и исполнять волю Творца и старайся быть полезен всякому, кого встретишь на своём жизненном пути. Без исключения. Эта установка ума должна стать руководством к моей повседневной деятельности. Ежечасно я должен сверять с ней все свои мысли, чувства, слова и поступки. Поэтому не важно, что желаю я, не важно, что желают мои родные, никто и ничто не должны сбить меня с этого курса. Ведь на самом деле известно, чего в конечном счёте желает человек — комфорта, безопасности, предсказуемости жизни. Для действительного ученика Христова всё это должно уйти на второй план. Вплоть до презрения и даже ненависти к этим ценностям. Поэтому не людей призывает ненавидеть Господь, а тот образ жизни, который они нам нередко навязывают и так отвлекают от главного — от бескомпромиссного следования за Спасителем. Поэтому Христос предлагает здесь сделать вполне конкретный выбор: или я во всех своих делах стараюсь служить Ему и людям, или я живу и постоянно думаю, как бы мне устроить собственную жизнь и жизнь своих близких. Наш эгоизм постоянно нашёптывает нам, что можно совмещать. Евангелие предупреждает о другом: нельзя служить Богу и мамоне. Неблагонадёжен для Царства Небесного тот, кто идёт за плугом и озирается назад. Кривая борозда выходит. Получается, что по воскресеньям похаживаю в храм и почитываю по утрам Евангелие, а всё остальное время одержим своими проектами и все мои мысли о том, как бы достигнуть своих корыстных целей. Поэтому в Евангелии Господь предупреждает: где сердце ваше, там и сокровище ваше. Я с Богом, если все мои мысли, чувства, желания с Богом.

Поэтому и приводит Господь притчу о строительстве башни и о царе. Так Он хочет предупредить нас, чтобы мы хорошенько подумали перед тем, как называть себя христианами. Осознали, что христианство призывает нас не оглядываться назад, как жена Лотова, и не вздыхать о прежней жизни. Христианин, который мечется между желанием угодить своим хотелкам и стремлением следовать во всём Евангелию, похож на суп без соли. А соль — это единственный природный минерал, который хранит продукты в чистоте и свежести. Это то, что сообщает им неповторимый вкус. Поэтому, если решительно пойдём за Христом, наша жизнь наполнится новым содержанием. Не обязательно в ней что-то кардинально поменяется внешне. Если я откажусь угодничать и заискивать перед людьми и перед своими греховными желаниями, а на первое место поставлю Бога и Его волю, отношения с теми же самыми родственниками и близкими перестанут быть пресными. В них появится глубина. Так действует благодать Божия, которая, подобно соли, наполняет нашу душу свежестью и чистотой и дарует ей Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смиренномудрие, способность реально оценивать свое духовное состояние и выносить суд о себе, связано с мудрым отношением к окружающим, потому что человек, способный видеть свои грехи, обретает мудрость в оценке всего того, что вокруг него происходит. У него есть навык размышления о происходящем. И уж если хватает сил осуждать самого себя, то такой человек, не осуждая других, всегда может правильно оценить происходящее, а значит, сделать нужные выводы и выстроить как должно отношения с людьми. Очень важно сохранить в памяти эту связь между смирением и мудростью, между способностью видеть свои грехи и вырабатывать объективный взгляд на окружающую действительность. Человек, который себя оправдывает, который себя превозносит, который во всем видит чужую вину, не способен к объективному ви’дению, без которого не может быть мудрого взгляда на жизнь, не может быть устроения мудрых человеческих отношений.

Об Иисусовой молитве

Бог будто специально для этой нашей современной жизни установил молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Будем произносить хотя бы окончание, вывод этой краткой молитвы: «Иисусе, помилуй мя!» В какой бы спешке мы ни находились в этой нашей повседневной жизни — на лекциях ли мы сидим или на семинарах в университете, на работе или едем куда-то, общаемся ли с кем-нибудь, — мы время от времени можем, но как можно чаще, произносить: «Иисусе, помилуй мя!». Эти слова — суть Иисусовой молитвы. Слово «Иисусе» указывает на вершину нашей христианской жизни — Бога со всем Царством Его, а слова «помилуй мя» — это нижнее состояние, состояние ничтожности, напастей, в которых мы зачастую пребываем. Хотя бы эти слова будем произносить в суете нашей жизни. Три слова! А если мы будем произносить всю молитву целиком, то это будет лучше всего. Архимандрит Софиан (Богиу)

Основы православной антропологии

Человек — венец Божьего творения, цель творения человека Св. Троицей — соучастие в Её любви. Человек — духовно-телесное существо, мы соединяем в себе духовный и материальный миры; тело — часть нашей личности, именно поэтому перед Страшным Судом Бог воскресит тела умерших людей.

Душа и тело зависят друг от друга, недаром в отчаянии люди бьются головой об стену или рвут на себе волосы, хотя совсем нелогично к душевным страданиям прибавлять ещё и физические. Можно привести и положительный пример: пост помогает молитве. По словам Клайва Льюиса: У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело. Душа включает в себя три силы (ум, чувства, волю).

Человек создан Богом по Своему образу и подобию. Образ Божий мы получили при рождении, над уподоблением Богу трудимся всю жизнь. Цель аскетизма — обретение подобия Божьего, уподобление Богу в Его качествах, добродетелях. Как одним словом назвать подобие? Святость. Цель христианина — святость: Будьте святы, как Я свят (Лев.11:44). Святой — это не сверхчеловек, это нормальный человек, Бог нас именно такими задумал и создал. То, что грех властвует в нашем мире, вовсе не значит, что это норма. В данном отношении норма — это состояние качественное, а не количественное. Итак, цель аскетических подвигов — достижение истинного счастья, ведь Бог создал нас именно для счастья, единственным источником которого является Он Сам.

Молитвословия

Тропарь мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 5

Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь святую укрепи,// яко един Благ и Человеколюбец.

Кондак мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 2

С высоты, мудрии, благодать приемше,/ сущим во искушениих предстоите, всехвальнии./ Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте,// вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость.

Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Паисия Величковского

глас 2

Странен быв на земли,/ Небеснаго Отечества достигл еси/ преподобне отче Паисие,/ добротолюбия подвижниче,/ верных научил ум к Богу возводити/ и сердцем к Нему взывати:/ Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобного Паисия Величковского

глас 8

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Новости по теме

«Новый год нужно начинать с молитвы»
Публикации 28 декабря 2023
«Новый год нужно начинать с молитвы»

Как достойно отметить Новый год, учитывая то, что праздник приходится на Рождественский пост? С какими мыслями следует православным христианам входить в новый этап жизни? На вопросы нашего корреспондента отвечает иерей Антоний Ермошин, кандидат историческ

О значении Рождественского поста в нашей жизни
Публикации 1 декабря 2023
О значении Рождественского поста в нашей жизни

Рождественский пост. В чем его смысл? Почему он столь длительный? Как провести это время с пользой для души? Об этом и  о многом другом в нашем материале.

Вифлеемская звезда Рождественского поста
Публикации 29 ноября 2023
Вифлеемская звезда Рождественского поста

Вот вновь наступили дни Рождественского поста, который готовит нас к таинственному празднику Рождества Христова. Удивительное время, которое Господь через Церковь дал христианам, чтобы они могли воплотить в жизнь Евангельские слова о том, что ученики Его не от мира сего.

Центр защиты материнства «Умиление» запустил ежегодную благотворительную акцию «Дары волхвов» Центр защиты материнства «Умиление» запустил ежегодную благотворительную акцию «Дары волхвов»

В рамках акции организуется сбор новогодних и рождественских подарков для детей из малообеспеченных семей, опекаемых командой «Умиления».