Церковный календарь

16 ноября. Память мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 ноября. Память мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона

22-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 3 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма великомученика Георгия в Лидде (IV).

Мучеников Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Преподобного Акепсима (IV). Праведной Снандулии (IV).

Священномучеников Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); священномучеников Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мученицы Евдокии Сафроновой (1938); священномученика Сергия Станиславлева диакона (1942).

Священномученик Акепсим Персидский

Епископ Акепсим возглавлял Церковь в персидском городе Наессоне. Во время гонений на христианское духовенство был схвачен и епископ Акепсим, в то время 80-летний старец. Святой отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на другой день после пыток были брошены 70-летний пресвитер Иосиф и диакон Аифал. Три года святых томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть святых мучеников. Святые вновь твердо отказались поклониться языческим богам. Епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город, чтобы побить камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни поставили стражу. На четвертую ночь пронесся сильный ураган, молния убила стражу, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Обновление храма великомученика Георгия в Лидде

По желанию великомученика Георгия его тело похоронили в палестинском городе Рамла. В царствование императора Константина почитатели святого выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде, куда перенесли мощи великомученика. Впоследствии храм пришёл в большое запустение. Неповреждёнными остались лишь алтарь и гроб святого Георгия, где христиане продолжали отправлять богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной России пробудилось во второй половине XIX века. Средства, дарованные благотворителями и русским правительством, дали возможность вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновлённого храма состоялось 3 ноября 1872 года, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Этот день внесли в месяцеслов как новую память великомученика Георгия.

Священное Писание

Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

ГЛАВА 3.

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.

3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Лк., 60 зач., XI, 34-41

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 11, 34-41

«Светильник тела есть око»; а светильник душе ум. Как при неповрежденности ока телесного все вокруг нас, во внешнем быту нашем, видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя. Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и ведомым нам. Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав — Бог забыт, совесть хромает на обе ноги и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестройность, в сердце безотрадная туга. Толкают его соприкосновенные обстоятельства и он влечется вслед их, как щепка по течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем кончится путь его. Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего однообразный строй всей жизни его и не погружается в чувственное, воскрыляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него светло все так, как бы светильник освещал кого сиянием (Лк. 11, 36).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, стоит ли идти в храм, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы в силу (Пс. 83, 8). Дай Бог всем нам хранить способность к совместной молитве! И да дарует нам Господь физические силы, чтобы, несмотря на усталость, а иногда и болезни, приходить в храмы Божии и вместе с другими сливаться в едином воздыхании ко Господу.

Притча. Не в деньгах счастье

Послушник спросил у старца:

— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?

Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

О послушании

Послушание в широком смысле — христианская добродетель, заключающаяся в согласовании (согласованности) своей воли с волей Божьей. В более узком значении термин «послушание» используется в Православии для обозначения послушания духовнику (или монашеского послушания).

Послушание духовному наставнику должно способствовать возрастанию человека в послушании Богу (исполнению Заповедей Божиих). Это требование подразумевает благочестивость и духовную зрелость наставника.

Существует монашеская практика «безусловного» послушания духоносному старцу, как полный отказ от своей воли (в том числе от своеволия). Попытка формального копирования этой практики в миру часто приводит к негативному результату. 

В отсутствии святых старцев нам требуется рассуждение. Осуществляя жизнь во Христе, следует идти царским путём. Уклониться в одну сторону — значит, беспрекословно слушаться кого угодно. Уклониться в другую — не слушаться вообще никого или искать таких учителей, которые бы оправдывали наши страсти. Прежде чем вверить себя в послушание, стоит взять в соображение, что «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.5:14).

Можно ли доказать бытие Божье?

Если сказать одним словом, то да. Но нам стоит уточнить, что мы считаем доказательством. Прежде всего, отметим, что «доказать» и «принудить» — это разные вещи. Никакие доказательства не могут заставить человека их принять. Например, поклонники академика Фоменко отрицают существование Древнего Рима, полагая все свидетельства о нём поздними подделками. Это не значит, что реальность Древнего Рима не доказана, это значит, что люди могут отвергать любые свидетельства. Вы не можете помешать человеку настаивать на его заблуждении, если он так хочет.

Нам также стоит отметить часто возникающую ошибку — когда люди требуют, чтобы бытие Божье доказывалось методами естественных наук. Наука имеет дело с материей и, опираясь на повторяющиеся наблюдения и воспроизводимые эксперименты, делает утверждения о материальных объектах и процессах.

Но Бог не является материальным объектом или процессом, и то, бытие чего можно было бы доказать научно, просто не было бы Богом в библейском смысле. Хотя наука разворачивает перед нами картину мироздания, которая свидетельствует о Боге, мы не можем доказать Его бытие в рамках научного метода.

Доказательства бытия Божьего носят философскую направленность. Среди них обычно выделяют нравственное, космологическое, телеологическое, эстетическое и историческое, и они имеют принципиально непринудительный характер: Бог дает нам достаточные основания для веры, но не принуждает к ней.

Молитвословия

Тропарь великомученика Георгия

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак великомученика Георгия

глас 8

К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.

Молитва великомученику Георгию Победоносцу

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников

глас 2

Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.

Теги:
Священномученик Акепсим Персидский
великомученик Георгий Победоносец
православный календарь

Все публикации