15 ноября. Память преподобного Маркиана Киринейского

3065
Фото

Седмица 24-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341—345).

Преподобного Маркиана Киринейского (388).

Священномучеников Константина Юрганова и Анании Аристова пресвитеров (1918).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654—1655).

Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист

Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист были тайными христианами. Когда царь Сапор II начал гонение на Церковь, мученики исповедали веру в Святую Троицу. Ослепленный яростью царь начал хулить имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста», — и царь онемел. Святой Акиндин пожалел его и именем Господа разрешил от немоты. Видя стойкость христиан и совершенные ими чудеса, воины, вельможи и даже мать царя также уверовали в Господа. К месту казни мучеников сопровождали около 7000 человек, и вся процессия была уничтожена по приказу царя. Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане нашли тела святых и с честью погребли их.

Преподобный Маркиан Киринейский

Сведения о жизни и трудах преподобного Маркиана (Марка) Кирского содержит «История боголюбцев» преподобного Феодорита Кирского. Святой происходил из благородной семьи и отличался могучим телосложением. Хотя воспитан он был в роскоши, святой оставил всё и ушёл в «самое сердце пустыни», поселившись в пещере, где не мог выпрямиться во весь рост или лечь, вытянув ноги. Питался раз в день, считая истинным постом постоянный недостаток чего-то. По ночам читал Псалтирь, при этом вместо свечей келлия освещалась, по свидетельству его ученика Евсевия, неким нерукотворным сиянием над головой подвижника. Когда к святому пришли для духовной беседы местные епископы, он отказался встречаться с ними, сказав, что слова простого отшельника — ничто по сравнению со Словом Божием, всегда доступным в Священном Писании.

Шуйская-Смоленская икона Божией Матери

Осенняя память Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери связана с историей обретения этого образа и чудесным спасением города Шуи от эпидемии чумы в 1654 году. Согласно сказанию, когда началась эпидемия, прихожане Воскресенского храма предложили написать новый образ Смоленской Одигитрии «во избавление от постигших их бед и несчастий». Икона была написана Герасимом Иконниковым и помещена в местный (нижний) ряд иконостаса этого храма. Иконография Шуйской-Смоленской иконы отличается от иконописного подлинника, но произошло это вопреки воле иконописца, который заметил, что положение рук и ног Младенца меняется. Герасим, не понимая в начале, что происходит, пытался «исправить» икону и писать её так, как положено, но после нескольких безуспешных попыток увидел в этом чуде волю Божию, о чём и сообщил всем. В скором времени распространение чумы прекратилось и были явлены чудеса исцеления. В июле 1667 года направленные из Москвы духовные лица описали все совершённые чудеса и признали икону чудотворной.

Евангелие дня

Современный человек хорошо знает, что есть болезни, которые довольно долго могут оставаться незаметными, отчего и представляют особенную опасность. Но есть ли такие болезни в духовной жизни? На этот вопрос Иисус Христос отвечает в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 11.

42Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Человеку свойственно надеяться на хорошее. И это вполне нормально. Конечно, встречаются люди, паталогически боящиеся будущего и всё время придумывающие себе всякие ужасы, но обычно внутренне даже они надеются, что эти ужасы не произойдут. Может быть, они даже для того их и придумывают, чтобы, проговорив их, меньше бояться. Однако, бывают ситуации, в которых человек понимает, что происходит нечто серьёзное, подводится некоторая черта, которая, как диагноз, заставляет не мечтать и надеяться, но действовать и принимать решения.

Слово «горе», которое в сегодняшнем чтении Спаситель обращает к фарисеям, а затем и к законникам и книжникам, кому-нибудь может показаться угрозой. В реальности же оно является возгласом сожаления и скорби и связано с судом. Это выражение случившейся беды, осознания диагноза, который ставит человека перед лицом совершенно реальной и, возможно, смертельной опасности. Людям, читающим Евангелие, может показаться, что Христос терпеть не может книжников и фарисеев. Более того, так казалось и некоторым из них, почему мы и слышим из уст одного из законников возглас: «Учитель, ты и нас этим обижаешь». То есть слова Христа звучали для них по-настоящему обидно. Но в реальности они были выражением не злобы и превозношения, но сострадания и любви. Ведь фарисеи были очень старательными, они действительно хотели быть хорошими и прилагали для этого немалые усилия... только направляли их не в то русло. И если мытарям и блудницам их проблемы были очевидны и обличать их было бессмысленно, потому что они и сами всё прекрасно знали, то фарисеев и книжников приходилось обличать, потому что болезнь их была для них совершенно не очевидна, и они упорно шли не в ту сторону.

Но в чём же была их проблема? В том, что они увлекались подробным исполнением религиозных, культовых правил, не исполняя при этом нравственных: справедливого суда и возвещения людям Божией любви. Сегодня в храмах так много говорят о любви, что многим это слово надоедает и воспринимается как что-то излишнее и само собой разумеющееся. Любовь к ближнему — основа христианской жизни, ну что может быть очевиднее! Думаю и для законников всё это было очевидно. Только одно дело знать заповедь, читать её, обдумывать, рассуждать о ней и совсем другое — исполнять. Как от слова «сахар» во рту не становится слаще, так от того, что для нас очевидна необходимость справедливого и милостивого отношения к людям, мы не становимся справедливее и милостивее. И сегодня исповеди многих верующих связаны в основном с вниманием к религиозным, культовым правилам, в то время как межчеловеческие отношения воспринимаются как дела обычные, житейские, которыми не стоит утруждать священника. Это же неизбывное и всеобщее, зачем об этом говорить. А ведь на самом деле говорить об этом-то в первую очередь и нужно. Потому что все религиозные предписания и жертвы только для того и были даны, чтобы размягчить человеческое сердце, сделать его менее себялюбивым и открыть его Богу и ближнему.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда читаешь древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку — то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла. Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.

Что есть настоящая вера?

Настоящая вера — это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порождённых этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача — не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему). Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т.е. жить в соответствии с Его заповедями и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются — христианами умирают.

Третье опровержение материализма: интенциональность

Сам этот термин — «интенциональность» — принадлежит австрийскому философу Францу Брентано. Перевести его можно приблизительно как «направленность» или «о-чём-тость».

Вот как пишет об этом сам Брентано: «Любое явление сознания включает в себя что-то как свой объект. В представлении что-то представляется, в суждении — утверждается или отрицается, в любви — любится, в ненависти — ненавидится, в желании — желается и так далее. Это особенность исключительно явлений сознания; ни с одним физическим явлением не происходит ничего подобного. Таким образом, мы можем определить явления сознания, указав, что они содержат свой объект внутри самих себя».

Всякий психический акт направлен на нечто: мы думаем о чём-то, любим что-то, ненавидим что-то. Эта направленность предполагает желательность, избирательность, заинтересованность в рассмотрении именно этого объекта, а не другого. Иными словами, у нас возникает то или иное субъективное отношение к объекту. В направленности на объект присутствует субъективная компонента. Но ни один материальный объект или процесс, насколько мы можем судить, не обладает подобным свойством направленности. Следовательно, сознание невозможно свести к материи.

Молитвословия

Тропарь мучеников

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ блаженна земля, напившаяся кровьми вашими,/ и свята селения, приимшая телеса ваша,/ в тризнищи бо врага победисте/ и Христа со дерзновением проповедасте:/ Того яко блага молите// спастися, молимся, душам нашим.

Кондак мучеников

глас 2

Благочестивыя и богоносныя мученики,/ яко на земли оставльшия вся,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/ Акиндина, Пигасия, Анемподиста,/ с нимиже Аффония и Елпидифора же,// Едине сый Преблагий.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская

глас 4

Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская

глас 3

Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Маркиан Киринейский (388 г.)
Жития святых 15 ноября 2016
Преподобный Маркиан Киринейский (388 г.)

Устроив маленькую хижину и живя в ней как затворник, преподобный подвизался в пустыне, умом и сердцем своим постоянно устремляясь к Богу, проводя время в пении псалмов и чтении Божественных книг. Пища его была самая скудная и суровая.