Церковный календарь

12 ноября. Память священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 ноября. Память священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии

Седмица 22-я по Пятидесятнице
Поста нет. 30 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии (285).

Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Священномученика Маркиана, епископа Сиракузского (II). Мученицы Евтропии (ок. 250). Мученицы Анастасии Солунской (III). Святых Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Священномученика Матфея Казарина диакона (1942). Обретение мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Священномученик Зиновий и мученица Зиновия

Жившие в III веке Зиновий и его сестра-тезка Зиновия после смерти своих благочестивых родителей раздали наследство неимущим. Зиновий был избран епископом христианской общины в Киликии. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил его даром врачевания различных болезней. Во время гонений на христиан Зиновий был схвачен и доставлен на суд к правителю. В ответ на предложение выбора — либо остаться в живых, поклонившись идолам, либо умереть, — святой сказал: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду». Зиновия и его сестру, пожелавшую разделить мучения с братом, тяжко пытали, а затем обезглавили.

Священномученик Маркиан Сиракузский

Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский, ученик св. ап. Петра, был послан в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около г. Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Одною молитвою он разрушал идольские капища, многих людей привел ко Христу и соделал сынами света, совершая многие чудеса. Скончался он мученически, убитый иудеями. Мощи его находятся в итальянском г. Гаэте. Священномученик Маркиан — одно лицо со святым Маркеллом, епископом Сикелийским.

Священное Писание

 2 Кор., 178 зач., V, 1-10

1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.

2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.

4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.

5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.

6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- 7 ибо мы ходим верою, а не ви́дением,- 8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.

9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

 Лк., 36 зач., VIII, 16-21

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21

 "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы". Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать - она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец. . .

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, является попытка разобраться в самом себе... Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними. Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно прийти к полному покаянию.

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский, о любви в церковной общине

В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражды, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь, и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:16). Всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывает вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды. Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом, мы не должны, по наставлению апостола Иоанна, оставлять частной молитвы о согрешающих братиях. Благодать Господа да сохранит нас от всякого зла.

Кому доверять и кого опасаться?

Ученик однажды спросил Старца:

— Как мне научиться разбираться в людях, — кому мне доверять и кого опасаться?

— Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!

— Как же так, Старче? — удивился ученик. — Объясни мне!

— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил Старец со вздохом.

— А кому же мне доверять? — спросил ученик.

— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!

Виды молитвословий

Условно молитвы можно подразделить на:

1. Просительные (самые популярные). Можно услышать такое мнение: зачем надоедать Богу своими просьбами, Господь и так знает, в чём мы имеем нужду? Или такое: обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо. Это крайности. Бог — наш любящий Отец и обращение к Нему — свидетельство нашей веры, доверия Ему.

К сожалению, люди часто просят у Бога тогда, когда уже никаких вариантов не остаётся, разделяя свою жизнь на ту, где мы обращаемся к Богу, и ту, где мы пытаемся обойтись без Него. Молитва же должна быть не последней надеждой, а первой реакцией.

2. Покаянные. Самая краткая из них: «Господи, помилуй».

3. Благодарственные (Лк.17:11-19). Пример: Благодарственные молитвы по Святом Причащении. Самое сложное — принимать трудности с благодарением, а мы даже за радости забываем благодарить Бога (принято за результат благодарить именно Бога). Какая самая «сильная» молитва? Благодарственная!

4. Славословные (ликование от встречи с Богом). Примеры: Алилуйя (евр. «Хвалите Господа»), славословие. На первом месте святыми отцами ставится молитва хвалебная. «Молясь, — поучает святитель Василий Великий, — не вдруг приступай к прошению… Начни славословием все Сотворившего». Один святой говорил, что лишь раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй».

Второе опровержение материализма: квалиа

Квалиа — это термин, обозначающий наши субъективные переживания. Представим себе ученого, который безвылазно живёт на экваторе и никогда не испытывал холода. Он знает о холоде всё: как он воздействует на организм, как защитить людей в холодных странах от обморожения, что следует делать, если вы мёрзнете, но он никогда не мёрз сам.

Теперь представим себе, что он приехал в Россию и как следует замерз. Узнал ли он нечто новое? Очевидно — да. И этот новый опыт субъективного, личного переживания холода, в принципе невыразим на языке науки, который описывает поведение материи.

Или другой пример. Допустим, ученый-оптик, страдающий дальтонизмом (он видит мир черно-белым из-за дефекта сетчатки) знает всё о красном цвете — длину волны, какие предметы являются красными и почему и т. д. Знает ли он, как выглядит красный цвет? Допустим, он чудесным образом исцелился от дальтонизма и увидел красный цвет, — узнал ли он что-то новое?

Таким образом, наш сознательный опыт в принципе не может быть сведён к движению материи и описан на языке материализма.

Молитвословия

Тропарь священномученика Зиновия и мученицы Зиновии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак священномученика Зиновия и мученицы Зиновии

глас 8

Истины свидетели и благочестия проповедники,/ двоицу достойно почтим в богодухновенных песнех,/ Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею,/ купно жившия и отшедшия// и мучением приимшия венец нетленный.

Тропарь преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского

глас 4

Божественнаго страха огнем душу свою распалил еси,/ очистився покаянием и украсився кротостию и смирением,/ востекл еси к невечернему Свету — Христу,/ преподобне отче Феоктисте,/ и ныне, трисолнечным светом озаряемь,/ на Небеси ликуеши,/ моли о нас, верою почитающих честную память твою.

Кондак преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского

глас 7

Верою истинною украшен быв,/ просиял еси добродетельми,/ храмы и обители щедро помогал еси,/ богомилов же душетлительную ересь искоренил еси,/ сего ради вопием ти:/ преподобне Феоктисте, блаженне,/ со всеми преподобными предстоя Христу,/ молися о всех нас.

Тропарь святого праведного Стефана Милютина

глас 3

Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.

Кондак святого праведного Стефана Милютина

глас 4

Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Озерянской

глас 3

Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Озерянская нам, Владычице, показася;/ пред неюже души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Озерянской

глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози;/ елика бо хощеши, можеши.

Теги:
Мученики Зиновий и Зиновия Киликийские
православный календарь

Все публикации