9 ноября. Память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

5597
Фото

Седмица 23-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Нестора Солунского (ок. 306).

Преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Преподобного Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мученицы Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним.

Преподобномученика Сергия Чернухина (1942).

Мученик Нестор Солунский

Мученик Нестор Солунский пострадал за Христа в г. Солуни около 306 года. Во время устроенного имп. Максимианом кровавого зрелища некто Лий был вторым Голиафом для потехи нечестивого царя. Он сбрасывал с высокого помоста христиан на множество копий и других орудий, острием вверх натыканных под мостом. Юный Нестор добровольно вступил в борьбу с огромным и свирепым Лием и победил его. После этого он был схвачен и усечен мечом.

Преподобный Нестор Летописец

Нестор Летописец сохранил для нас историю становления православной Руси. Родившийся в Киеве в середине XI века, он юношей ушел в Печерскую обитель, принял постриг и, как знаток книжной мудрости, нес послушание летописца. Главным подвигом его жизни стало создание «Повести временных лет», исторического свода, в котором рассказано о создании славянской грамоты святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги, об «испытании вер» князем Владимиром, Крещении им Руси и других важных событиях. Своими трудами он призывал относиться к истории как проявлению промысла Божиего и любить чтение святых отцов: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание… тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Благоверный князь Андрей Смоленский

Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями братьев, он оставил город и простым странником пришел в Переславль-Залесский. В смирении и кротости прослужил 30 лет пономарем в храме Святителя Николая, около которого и был погребен. После его смерти нашли наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Мощи святого обрели в 1539 г. по ходатайству преподобного Даниила Переяславского.

Евангелие дня

Вам когда-нибудь приходилось видеть нераскрывшийся бутон цветка, погибший от первых заморозков? Печальное зрелище — ещё немного, и явился бы миру чудесный, ароматный цветок — но, увы, мороз сковал его крепко и не позволил реализоваться. В сегодняшнем Евангелии мы услышим, какие силы способны поступить с человеческой душой также, как мороз — с бутоном. Давайте внимательно послушаем чтение из 11й главы Евангелия от Луки, которое сегодня звучит за богослужением в православных храмах.

Глава 11.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийсясам в себе, падет;

18если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Этот евангельский эпизод очень важен для понимания того, как действует в человеке демоническая сила — и как — Божественная. Демон, оказавшись внутри, как бы «запирает», «затыкает» человеческую природу, не позволяет ей раскрываться «от себя самой»: продолжая наш образ, демоны «подмораживают» человека и тем самым его лишают свободы. В норме у нас есть всё, что позволяет нам и слышать, и говорить — без словесного общения человек обречён на очень ущербную жизнь. Это происходит, когда дьявольская сила как бы «связывает» человеческую природу своей властью и становится источником непрекращающегося страдания.

Зададимся вопросом: а в чем же интерес бесов в этом «связывании» человеческой природы? Порабощённый демоном человек не может раскрыться и тем самым реализовать Божественный замысел о себе. Другими словами, оказавшийся в плену у диавольских сил — это «минус один» потенциальный боец в ряду воинов Божественного света. Причем без разницы, где именно окажется этот человек подловлен диаволом: главное, чтобы не дать ему развиться, раскрыться во всей полноте. Вот в чём и заключается коварство диавола: ему сам человек вообще не интересен, главное, чтобы у Бога было как можно меньше дееспособных сторонников.

Здесь, конечно же, следует чётко разделить грех и бесовскую одержимость. Да, любой грех — это, можно сказать, ущербность, «потеря боекомплекта». Но одержимость — уже попадание в плен, когда не сам человек собой распоряжается, а те, кто получили над ним власть. Чем больше грехов — тем больше шансов оказаться в полном плену: сопротивляться-то уже нечем! Поэтому есть только один способ сохранить свободу от диавольских ловушек: не грешить, всеми силами стремиться развивать добродетели и всячески избегать грехов — и больших, и малых.

Действие же Божественной благодати в душе человека — совершенно иное. Она не пытается «схватить» и «удержать» человека в своей власти, как это делает бесовская сила, не «упраздняет» и не «затыкает» природу — но, напротив, становится добрым, согревающим природу Светом — в лучах которого человек раскрывается во всей красоте, так, как это и было задумано Творцом. Это раскрытие — естественное, не принудительное, не вынужденное: ощутив зов Небесного Отца, душа сама по себе начинает тосковать по родному дому, по Небесному Отечеству — и в этом глубинном устремлении прорываться сквозь любые ошибки и пороки, грехи и глупости. Но это движение возможно лишь при условии хотя бы относительной, но всё же свободы — которую одержимый бесом уже не имеет.

Вот почему мы и слышим в Евангелии, что Христос Спаситель изгоняет бесов из людей — даруя возможность исцелённым снова встать в строй воинов Света. Дыханием Своего Божественного Духа Христос дует на «подмороженные» диаволом души живых людей — и те оживают, сбрасывают с себя ледяную скорлупу зависимости — и снова возвращаются в полноценную, настоящую жизнь.

Как же важно помнить о том, что любой грех, совершаемый нами — своего рода «трещина» в нашей изоляции души, сквозь которую незаметно может пробраться леденящий душу смертоносный холод — и при первых признаках «охлаждения души» срочно искать, где же мы допустили оплошность!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Многие люди не вполне понимают, что такое молитва, и потому недоумевают: если молитва — это прошение ко Господу или благодарение за Его милости, то почему нужно просить и благодарить долго и много. Кажется, на это должны уходить минуты, но никак не целые часы. А если взять образцы молитвы, которые дошли до нас из глубокой христианской древности, то мы обнаружим, что самое яркое, сильное и проникновенное молитвословие должно было продолжаться не минуты и даже не часы, а многие дни. Из истории нам хорошо известен молитвенный опыт святого Макария Великого, подвижника, который пребывал в молитве долгие годы. Святая Мария Египетская, память которой по традиции совершается Великим постом, также являла собой особый образец молитвы в пустыне. Преподобный Серафим Саровский стоял в лесу на камне тысячу дней и ночей, проводя их в молитве.

Может ли быть полезно христианину заниматься йогой исключительно как физкультурой?

Йога была создана не для снятия стресса после работы, а как духовная практика. Встречаются секции, где под вывеской йоги предлагается лишь физкультура, но есть риск попасть и в те, где физкультура лишь приманка. При этом есть опасность ввести в соблазн окружающих, которые на нашем примере будут считать, что любая секция йоги духовно безопасна.

О важности духовного рассуждения

Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Рассуждение (духовное зрение) — способность правильно оценивать свои силы, верно избирать средства на пути спасения, адекватно воспринимать действительность.

Есть две крайности в духовной жизни — духовная расслабленность и ревность не по разуму.

Духовная расслабленность обычно имеет своим оправданием фразу мы же не монахи, в миру живём. Но ведь и в любых других областях мы редко являемся выдающимися людьми, гениями, но это нас не останавливает в развитии.

Есть примеры, когда миряне ставились в пример даже монахам высокой жизни. Прп. Антонию Великому было открыто Богом, что он не пришёл ещё в меру сапожника. И тот отправился из пустыни в Александрию учиться у него смирению. Или прп. Макарий Великий также из пустыни был послан в город учиться совершенству у двух женщин, бывших жёнами у братьев, и за всё время совместной жизни не сказавших друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не поссорившихся между собою.

Ревность не по разуму случается, когда люди ставят себе задачи не по силам. Очень важно постоянство, а не рывки, например, 3 дня совсем не молился, зато на 4-й молюсь полдня.

Чтобы идти царским путём, следует ориентироваться на опыт Церкви и прислушиваться к совету духовника.

Первое опровержение материализма: свободная воля

Материализм — философское воззрение, характерное для атеизма, — ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля — это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.

Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.

Это ставит нас перед лицом забавного противоречия — чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, — и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.

Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Андрея Смоленского

глас 8

Блаженство Евангельское возлюбив,/ Богомудре княже Андрее,/ чистоту сердца девством почтил еси/ и, суету мира сего презрев,/ устремился еси зрети Бога,/ Иже тя прослави чудесы/ во врачевании различие страждущих./ Сего ради молим тя:/ проси нам у Христа Господа/ всяких скорбей избавления/ и получение Царства Небеснаго.

Кондак благоверного князя Андрея Смоленского

глас 8

Насажден во дворех Господних,/ своими преподобными детельми/ в дому святаго Чудотворца Николая/ красно процвел еси,/ мира красоту и славу сего света ни во что вменив,/ Единаго Христа возлюбил еси;/ слез твоих течением напаяем,/ уязвился еси желанием будущих даров./ Темже зовем ти:/ радуйся, святе княже Андрее Смоленский,/ граду Переяславлю похвало/ и всей Российстей земли великое утверждение.

Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

глас 4

Великих князей русских деяния/ и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,/ свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя/ написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.

Тропарь преподобного Нестора Некнижного

глас 2

Чист и прав сый сердцем,/ и свят, преподобне Несторе, душею,/ прост же паки и не умея сам чести книг,/ сего ради чтущим я прилежне внимал еси/ и, оная в себе соблюдая, спешно тщался еси исправляти,/ яже яко разумен исполнив, обрел еси Царствие Небесное.

Кондак преподобного Нестора Некнижного

глас 5

Дивный во святых Своих Господь/ удивися изрядне в сем святем Несторе,/ иже аще и безкнижен сый и прост,/ но превзыде премудрых и посрами книжников,/ чтущих и не творящих,/ наследи блага вечная/ и молит присно еже спастися нам.

Тропарь мученика Нестора

глас 4

Мученик Твой, Господи, Нестор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости:/ того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Нестора

глас 2

Страдальчествовав добре,/ безсмертную славу наследовал еси ныне,/ яко воин изрядный Владыки был еси,/ молитвами Димитрия мученика:/ с ним убо, Несторе мудре,// моля не престай о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Мученик Нестор Солунский (ок. 306 г.)
Жития святых 9 ноября 2016
Мученик Нестор Солунский (ок. 306 г.)

Пострадал за Христа в г. Солуни около 306 г. Во время устроенного императором Максимианом кровавого зрелища некто Лий был вторым Голиафом для потехи нечестивого царя.