5 ноября. Память апостола Иакова, брата Господня по плоти

3675
Фото

Неделя 22-я по Пятидесятнице.
День постный. 23 октября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).

Святителя Игнатия, патриарха Константинопольского (877—878). Преподобного Елисея Лавришевского (ок. 1250).

Священномучеников Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); преподобномученицы Евфросинии Тимофеевой (1942).

Апостол Иаков, брат Господень

Иаков, брат Господень, был старшим сыном Иосифа, который после кончины своей первой супруги вел до старости праведную жизнь и был обручен Пресвятой Деве Марии. По преданию, Иаков сопровождал Святое Семейство во время бегства в Египет. Господь Иисус Христос явился ему после Воскресения и поставил епископом Иерусалимской церкви. Иаков вел столь благочестивую жизнь, что заслужил почет и среди христиан, и среди простых иудеев, и даже у римских властей. Недаром иудейские начальники, опасаясь растущего влияния апостола, воспользовались отъездом римского прокурора, чтобы расправиться с ним. Предвидя свою кончину, Иаков написал Соборное послание, в котором горячо призывал христиан стойко терпеть испытания и жить как верой, так и добрыми делами, ибо «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, — один из тех святых, о земной жизни которых ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи Новгородской области по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стояла дубовая колода без крышки, а в ней лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами отталкивали льдину к середине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Вскоре от мощей святого отрока стало совершаться множество чудес, и они были поставлены на поклонение в Святодуховском храме.

Преподобный Елисей Лавришевский

Преподобный Елисей был сыном литовского князя и занимал высокую должность при дворе. После принятия святого крещения он оставил службу и удалился в пустынь, где основал монастырь. Со временем монастырь стал Лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября 1250 года преподобный Елисей был убит своим келейником, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. После кончины мощи преподобного были прославлены многочисленными чудотворениями. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. В 1505 году татарское войско приблизилось к Лавришевскому монастырю, но обратилось в бегство, испугавшись видения, будто двор обители заполнен вооруженной конницей.

Димитриевская родительская суббота

Суббота накануне памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя святого князя Димитрия Донского, именуется Димитриевской родительской субботой. Богослужебный устав не предписывает поминовения усопших в этот день, но в Русской Церкви сложилась такая традиция. Её происхождение связывают с Куликовской битвой (1380) и поминовением погибших в ней воинов. Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что во время сражения он, пребывая в обители, видел погибавших в этой битве воинов и молился о их упокоении. Это стало началом общего поминовения. День же поминовения определился или при жизни, или по кончине благоверного князя Димитрия Донского — ближайшая суббота перед днём его именин. Поминовение приурочено к субботе, по обычаю других родительских суббот (двух вселенских и трёх великопостных) — в память о пребывании Господа в Великую Субботу во гробе. Если Димитриевская родительская суббота совпадает с праздничным днём, то поминовение переносят на предшествующую субботу.

Евангелие дня

Задумывались ли вы над тем, почему христианство иногда бывает как-то необоснованно упрямым — например, в том, что покаяние возможно только во время земной жизни — а не за гранью смерти? Ведь, казалось бы, когда человек увидит всю свою былую жизнь с точки зрения вечности — вот и созреет тогда мощное, настоящее покаяние во всех ошибках? Но — увы! — Церковь снова и снова настаивает на своём: нет, путь покаяния мгновенно закрывается смертью. Почему так — давайте послушаем в чтении из 16-й главы Евангелия от Луки, которое сегодня мы слышим в православных храмах.

Глава 16.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Притча о богаче и Лазаре — одна из важнейших в Евангелии. С её помощью Христос Спаситель сразу решает несколько острейших практических вопросов, которые стояли перед Его слушателями.

Первый вопрос — как соотносятся блага этой, земной, жизни, с последующей участью в вечности? Среди иудеев господствовало чёткое убеждение: человек, к которому благоволит Бог, обязательно будет отмечен свыше материальным благополучием. Очень тонко Христос вскрывает мечту многих, в наличии которой едва ли были готовы честно признаться большинство Его слушателей: быть богатыми, с избытком, не испытывать ни в чём житейском нужды, и превратить жизнь в один сплошной праздник — «пиршествовать блистательно». С полной уверенностью в том, что и в вечности обязательно последует продолжение пира.

То, что дальше происходит в притче — это неожиданный разворот сюжета. Оказывается, богач не просто просчитался в своих ожиданиях — он получает полную противоположность своей земной жизни, попав в ад. Нищий же Лазарь — образ презираемый, избегаемый большинством — оказывается в раю вместе с праотцем Авраамом, своего рода «гарантом» подлинности райского блаженства.

Таким образом, Христос даёт чёткий ответ: посмертная участь не симметрична участи земной жизни, а может оказаться прямо противоположной.

Второй практический вопрос, который разрешает притча — вопрос о помощи тем, кто оказался в аду. Мы видим, что в аду богач искренне сожалеет о том, что вся предыдущая жизнь в итоге привела его в ад — и он умоляет о снисхождении со стороны Лазаря, чтобы он смог хоть что-то сделать для облегчения его страданий. Но, увы, Лазарь не может ничего сделать: образ бездонной пропасти, разделяющей жителей ада и рая, однозначно говорит о том, что эти два «пространства» не могут друг с другом взаимодействовать в принципе. Как говорит апостол Иоанн, тьма не только не может «объять свет» — но и вообще, в свете не может быть никакой тьмы — а голос Лазаря просит именно об этом — позволить тьме войти в свет — ну хотя бы самую малость.

И, наконец, третий вопрос — возможность загробного покаяния. Богачу приходится услышать очень жёсткий ответ Авраама за, казалось бы, вполне правильную, логичную просьбу явиться к членам семьи богача и предупредить их о пагубном образе жизни. По сути, богач просит, даже требует произвести своего рода «духовную интервенцию» из загробного мира в мир живых, принудить к покаянию явным чудом, которое невозможно было бы игнорировать. Самому богачу в этом видится хотя бы малое, но уже облегчение его незавидной участи: ладно, ему уже не выйти самому из ада — но хотя бы братья его туда, быть может, не попадут. И сама надежда на это будет не меньшим утешением для несчастного, чем утоление невыносимой жажды. Однако, увы, и этой надежды богач лишается: то, как его родные будут и дальше идти той же дорогой гарантированной погибели, становится ещё одной причиной его мучений.

С чем же связана такая, на первый взгляд, совершенно «антипедагогическая» жестокость отказа? В чем опасность столь желанной богачом «духовной интервенции»? По сути, богач требует сломать злую волю грешников неоспоримым чудом — чтобы праведность стала неизбежной, вынужденной потребностью. Но Бог не хочет никого не то, что «ломать» — даже «надламывать»: именно о Нём сказано, что «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20). Бог постоянно, ежесекундно, создаёт вокруг каждого человека условия, совершая выбор в которых, человек включается в процесс созидания, самораскрытия человеческой Богозданной природы — либо, напротив, её разрушения через потакание страстям, грехам, всему тому, что стремиться подменить Божественное призвание собственным, эгоистическим, произволением. Но Сам Бог в эти подмены с нами не играет: Он никогда не позволит Себе подменить наш собственный выбор тем, который был бы навязан Им. Каждый наш поступок, каждое слово, каждое действие — своего рода «печати», которыми мы жёстко фиксируем наш выбор: либо к Богу, к следованию Его воле — либо, напротив, к себе, в сторону самоутверждения, создания своей, альтернативной Богу, вселенной «моего Я». Именно нахождение в теле и определяет «оформленность» нашего самоопределения: хотим мы этого или не хотим, но содержание нашей веры мы выражаем вовсе не в словах, а в том, что собой представляет наш образ жизни.

Но в притче, кроме ответов на эти три вопроса, есть и одно очень светлое, вдохновляющее утверждение: Бог не играет с нами в «прятки», а снова и снова предлагает взять в качестве яркого фонаря, проводника по жизни — слово Божественного Писания — и учиться подсвечивать именно им каждый момент нашей жизни, проявляя либо его верность — либо ошибочность. И, главное, тот, кто преуспеет в этом — точно не повторит судьбу застрявшего в своем благоденствии богача!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. Показателем этого становятся чудовищные преступления, регулярно происходящие в наше время… В сознании слишком многих людей как бы «раздрася завеса», отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности, а норма жизни расходится с нормой веры. Очевидно, что в данном случае, имея дело с прогрессирующей нравственной деградацией части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания. В этих условиях голос Церкви — не просто выражение ее оценки и позиции… Это тревожный набат, отсутствие реакции на который способно привести к самым печальным последствиям.

Литургия апостола Иакова

Апостолу Иакову, брату Господню и первому епископу Иерусалимскому, Предание приписывает составление древнего чина Божественной Литургии. До IV века в нём ещё не было некоторых обрядов и песнопений, ныне употребляемых, а миряне причащались, как и священнослужители, в алтаре: благоговейно принимали частицу Святого Тела Христова, а затем испивали из Святой Чаши. В Константинопольской Церкви Литургия апостола Иакова не совершалась, но её изредка служили в Иерусалимской Церкви, о чём писал в XII веке Патриарх Феодор Вальсамон: «Иаков, брат Господень, первый передал божественное священнодействие, которое у нас неизвестно, у иерусалимлян же и жителей Палестины совершается в великие праздники». Списки Литургии апостола Иакова в X веке были обнаружены католическим монахом Венедиктом Мональдином в середине XVIII века. С них был сделан русский перевод, опубликованный в «Собрании древних Литургий». Кроме того, существуют более древние сирийские списки Литургии апостола Иакова, употреблявшиеся еретиками-монофизитами.

В Рай входят бесплатно, а вход в aд платный...

Отец говорит своему сыну: «Сынок, знаешь, что поистине в Рай входят бесплатно, а вход в aд платный, а иногда и дорогостоящий...»

Удивленно сын спрашивает: «Как это, отец?»

Отец говорит: «Да, жар ада стоит дорого. Кто играет в азартные игры — платит. Кто употребляет алкоголь или наркотики — платит. Кто сигару курит — платит... А рай, сынок даром: молишься даром; держишь пост даром; делаешь угодное Господу даром. Отвернуться от соблазна и греха, боясь Бога, тоже ничего не стоит... Зачем же платить за ад, когда можно получить Рай даром?»

Где об этом сказано в Библии?

Не обо всём, что имеется в практике духовной, церковной жизни, прямо сказано в Библии. О многом из этого сказано в Священном Предании.

Священное Писание — часть Священного Предания, всего спасительного опыта Церкви. На протяжении веков Св. Предание приумножается опытом и знаниями. Церковь — не археологический музей, не труп, а живой организм, Дух Святой оживотворяет Её. История Церкви не завершилась, а только началась около 2000 лет назад. Церковь была, есть и будет столпом и утверждением истины (1Тим.3:15).

Святитель Василий Великий в послании «О Святом Духе» к Амфилохию: «Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду Крещения, и елей Помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (гл. 27).

Молитвословия

Тропарь апостола Иакова

глас 2

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие,/ яко мученик имаши еже неописанное,/ дерзновение яко брат Божий,/ еже молитися яко иерарх:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак апостола Иакова

глас 4

Отчее Единородное Бог Слово,/ пришедшее к нам в последния дни,/ Иакове Божественне,/ перваго тя показа/ иерусалимлян пастыря и учителя,/ и вернаго строителя таинств духовных:// темже тя вси чтим, апостоле.

Тропарь преподобного Елисея Лавришевского и святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского в Ближних пещерах

глас 3

Преподобне отче наш Елиссее,/ с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/ земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/ темже Господь увенча вас/ нетленным венцем славы Своея.

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 8

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Елисей Лавришевский (ок. 1250 г.)
Жития святых 5 ноября 2016
Преподобный Елисей Лавришевский (ок. 1250 г.)

Архимандрит Николай в «Историко-статистическом описании Минской епархии сообщает, что под Новогрудком «в том месте, где ныне Лавришевская приходская Успенская церковь», был мужской монастырь, основанный около 1225 года Елисеем.