Церковный календарь

25 октября. Память преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 октября. Память преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов

19-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 12 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787).

Преподобного Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Мученицы Домники (286). Святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (ок. 400). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).

Святого Иоанна Летникова исповедника (1930); преподобномученика Лаврентия Левченко (1937); священномученика Александра Поздеевского пресвитера (1940); святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (1955).

Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.

Преподобный Косма Маиумский

Преподобный Косма Маиумский — один из самых прославленных гимнографов Вселенской Церкви. В младенчестве лишившись родителей, он был совоспитанником преподобного Иоанна Дамаскина. Святой разделял труды преподобного Иоанна как в защите иконопочитания, так и в написании сладкозвучных, исполненных высочайшего богословия песнопений. После того как преподобный Иоанн стал священником, святой Косма был поставлен Иерусалимским Патриархом во епископа Маиумского (Маиума — портовый город Палестины). В сане епископа святой Косма много и богоугодно потрудился и мирно почил о Господе, достигнув глубокой старости, около 752 года. Церковь прославляет святого Косму как «начальника песнописцев, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, лиру священную, прекрасный исток песней мелодических».

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя — праздник, существующий в Русской Православной Церкви с 1799 года. До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собрания священных реликвий рыцарского Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда Мальта была взята Наполеоном, русский император Павел I дал мальтийским рыцарям убежище в России, и благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в дар русскому царю все три великих сокровища. 12 октября 1799 года святыни ордена были перевезены в Гатчину. В честь этого события, все подробности которого были впоследствии внесены в церковную службу, был установлен особый праздник. После убийства императора Павла I святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге, а после революции 1917 года были вывезены за границу. Ныне они находятся в городе Цетине в Черногории.

Святитель Мартин Милостивый

Живший в IV веке Мартин, епископ Турский, — один из самых почитаемых на Западе святых. Православная Церковь также чтит его — за распространение традиции восточного монашества, за просвещение язычников, за неустанное попечение о бедных. Еще служа успешным военачальником, Мартин во время похода на варваров поделился своей одеждой со встреченным по дороге нищим, чем очень удивил подчиненных. Когда появилась возможность оставить армию, он сразу удалился в пустынные места и основал обитель, ставшую оплотом христианского просвещения Галлии. Сам Мартин старался во всем следовать Антонию Великому. Сочетание доброты и мужественности бывшего военного располагало к нему людей. Авторитет Мартина подтверждает то, что на его похороны собралось до 2000 монахов — число огромное для дальней римской провинции тех времен.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий

Преподобный Амфилохий подвизался в одном из монастырей Великого Устюга. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушицкого, захотел стать монахом Глушицкой обители. Он пришел с этой просьбой к настоятелю монастыря преподобному Дионисию. Тот дал свое благословение, но при одном условии: «Никогда не расставаться друг с другом, пока будем жить на земле». Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством любимого наставника. После кончины преподобного Дионисия он был поставлен игуменом обители и еще 15 лет продолжал в ней свои подвиги. Преподобный Амфилохий мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.

Иерусалимская икона Божией Матери

По преданию, Иерусалимская икона Божией Матери написана апостолом Лукой в Гефсимании, ещё при жизни Богородицы, через 15 лет после Вознесения Христова. При византийском императоре Льве Великом икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, называемом Пигий, или «Источник». При императоре Ираклии город осадили скифы, и его удалось отстоять после всенародной молитвы перед этой иконой. В память о чудесном спасении икону перенесли во Влахернскую церковь, где она оставалась почти 300 лет. В начале Х века икона попала в Херсонес, откуда святой князь Владимир взял её в Киев. После того как христианскую веру приняли новгородцы, князь послал сей образ им в благословение. Более 400 лет образ пребывал в Новгородском Софийском соборе. В середине XVI века царь Иоанн Грозный взял Иерусалимскую икону в Москву и поместил в Успенском соборе. В 1812 году французы во время нашествия похитили икону и увезли во Францию, где она и по сей день хранится в соборе Парижской Богоматери.

Священное Писание

Флп., 235 зач., I, 1-7

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Лк., 33 зач., VII, 36-50

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром 38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 7, 36-50

Отчего так случилось, что Симон фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк»?. . Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, припавшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства перед лицом всеведущего Господа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В каком-то смысле отношение человека к деньгам во многом определяет образ его жизни. Отношение к деньгам не есть нечто нравственно и духовно нейтральное – это отношение как бы высвечивает саму сущность человека. Так, блудница пожертвовала всем ради Господа. А Иуда похищает то, что ему не принадлежит. Помазавшая тело Спасителя жила в особом внутреннем мире. Внешне она, конечно, была женщиной грешной, но внутри нее происходила огромная борьба. Она осознала свою греховность, свою неправедность и, желая очистить себя от тяжкого груза греха, принесла Спасителю эту жертву. А Иуда был в числе праведных. Он один из двенадцати апостолов. Он из тех, кто каждый день слышали слова Господа. Он из тех, кто был свидетелем Его чудотворений. Он жил не просто в атмосфере особой духовной жизни – он жил рядом с Богом воплотившимся... Сребролюбие порабощает человека. Страсть наживы лишает людей разума, лишает чести, лишает способности исполнять долг.

Дар жизни

Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».

Как готовиться ко Святому Причащению?

Подготовка к Евхаристии включает в себя:

  1. Примирение с ближними (Мф.5:23-24).
  2. Молитву (минимум: Последование ко Святому Причащению).
  3. Литургический пост (с полуночи).
  4. Исповедь (накануне или в тот же день перед Причастием).

Полезно накануне вечером участвовать в вечернем богослужении. Многие священники рекомендуют кроме Последования ко Св. Причащению молитвенно прочитать три канона (это можно сделать заранее, в течение 2-3-х дней).

См. подробнее: Подготовка ко Святому Причащению.

Священномученик Ипполит Римский

Святой Ипполит Римский (около 170 — около 235 года), был одним из учеников священномученика Иринея. Он был высоко образован и в духовных, и в светских предметах, много сделал для защиты христианской веры от язычников и еретиков, был известен также как ревностный защитник церковной дисциплины.

До нас дошло его обширное сочинение «обличение всех ересей», в котором он указывает на корни современных ему ересей в дохристианских философских идеях. Большую часть творений святого Ипполита составляют толкования Священного Писания. 

Особенно заметным оказался его труд «О Христе и об антихристе», где он, следуя своему наставнику св. Иринею, описывает антихриста как человека, происходящего из колена Данова, который будет обманывать людей образом ложной добродетели. 

Он принял мученическую кончину на острове Сардиния.

Молитвословия

Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

глас 8

Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.

Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

глас 8

Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.

Тропарь на перенесение десной руки Иоанна Предтечи

глас 4

От запада возсиявши Предтечева рука,/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род,/ единогласно возсылати славу Христу Богу.

Кондак на перенесение десной руки Иоанна Предтечи

глас 6

Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча,/ показавый в концех светоносную свою десницу,/ ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше,/ просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих:/ спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

Тропарь преподобного Космы Маиумского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Космы Маиумского

глас 8

Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песньми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим:// радуйся, отче требогате.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

глас 4

Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Теги:
Преподобный Косма Маиумский
святитель Мартин Милостивый
преподобный Амфилохий Глушицкий
Иерусалимская икона Божией Матери

Все публикации