25 октября. Память преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов

4223
Фото

Седмица 21-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304). Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов (ок. 787).

Преподобного Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Мученицы Домники (286). Святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (ок. 400). Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).

Святого Иоанна Летникова исповедника (1930); преподобномученика Лаврентия Левченко (1937); священномученика Александра Поздеевского пресвитера (1940); святителя Николая исповедника, митрополита Алма-Атинского (1955).

Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.

Преподобный Косма Маиумский

Преподобный Косма Маиумский — один из самых прославленных гимнографов Вселенской Церкви. В младенчестве лишившись родителей, он был совоспитанником преподобного Иоанна Дамаскина. Святой разделял труды преподобного Иоанна как в защите иконопочитания, так и в написании сладкозвучных, исполненных высочайшего богословия песнопений. После того как преподобный Иоанн стал священником, святой Косма был поставлен Иерусалимским Патриархом во епископа Маиумского (Маиума — портовый город Палестины). В сане епископа святой Косма много и богоугодно потрудился и мирно почил о Господе, достигнув глубокой старости, около 752 года. Церковь прославляет святого Косму как «начальника песнописцев, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, лиру священную, прекрасный исток песней мелодических».

Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя — праздник, существующий в Русской Православной Церкви с 1799 года. До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собрания священных реликвий рыцарского Мальтийского ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда Мальта была взята Наполеоном, русский император Павел I дал мальтийским рыцарям убежище в России, и благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в дар русскому царю все три великих сокровища. 12 октября 1799 года святыни ордена были перевезены в Гатчину. В честь этого события, все подробности которого были впоследствии внесены в церковную службу, был установлен особый праздник. После убийства императора Павла I святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге, а после революции 1917 года были вывезены за границу. Ныне они находятся в городе Цетине в Черногории.

Святитель Мартин Милостивый

Живший в IV веке Мартин, епископ Турский, — один из самых почитаемых на Западе святых. Православная Церковь также чтит его — за распространение традиции восточного монашества, за просвещение язычников, за неустанное попечение о бедных. Еще служа успешным военачальником, Мартин во время похода на варваров поделился своей одеждой со встреченным по дороге нищим, чем очень удивил подчиненных. Когда появилась возможность оставить армию, он сразу удалился в пустынные места и основал обитель, ставшую оплотом христианского просвещения Галлии. Сам Мартин старался во всем следовать Антонию Великому. Сочетание доброты и мужественности бывшего военного располагало к нему людей. Авторитет Мартина подтверждает то, что на его похороны собралось до 2000 монахов — число огромное для дальней римской провинции тех времен.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий

Преподобный Амфилохий подвизался в одном из монастырей Великого Устюга. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушицкого, захотел стать монахом Глушицкой обители. Он пришел с этой просьбой к настоятелю монастыря преподобному Дионисию. Тот дал свое благословение, но при одном условии: «Никогда не расставаться друг с другом, пока будем жить на земле». Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послушания под руководством любимого наставника. После кончины преподобного Дионисия он был поставлен игуменом обители и еще 15 лет продолжал в ней свои подвиги. Преподобный Амфилохий мирно скончался в 1452 году и был погребен рядом со своим учителем.

Иерусалимская икона Божией Матери

По преданию, Иерусалимская икона Божией Матери написана апостолом Лукой в Гефсимании, ещё при жизни Богородицы, через 15 лет после Вознесения Христова. При византийском императоре Льве Великом икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, называемом Пигий, или «Источник». При императоре Ираклии город осадили скифы, и его удалось отстоять после всенародной молитвы перед этой иконой. В память о чудесном спасении икону перенесли во Влахернскую церковь, где она оставалась почти 300 лет. В начале Х века икона попала в Херсонес, откуда святой князь Владимир взял её в Киев. После того как христианскую веру приняли новгородцы, князь послал сей образ им в благословение. Более 400 лет образ пребывал в Новгородском Софийском соборе. В середине XVI века царь Иоанн Грозный взял Иерусалимскую икону в Москву и поместил в Успенском соборе. В 1812 году французы во время нашествия похитили икону и увезли во Францию, где она и по сей день хранится в соборе Парижской Богоматери.

Евангелие дня

В Евангелии есть масса историй о том, как Христос спасает людей: спасает от смерти, от болезней, от голода, от одержимости злыми духами. При этом в Евангелии нет рассказов иного рода, таких, в которых Христос не мог бы помочь людям. Единственное исключение: это Он Сам, Он не стал ничего делать тогда, когда Его взяли под стражу, судили и казнили. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то увидим там нечто иное: Христос далеко не всегда помогал Своим апостолам избегать неприятностей, и в конечном итоге Он не спас их от насильственной смерти. Получается, что в рамках Нового Завета мы видим две различные парадигмы отношения Христа к людям: одна имела место во время Его земного служения, вторая пришла ей на смену после Его Смерти и Воскресения. Сегодня в православных храмах во время богослужения читается отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом рассказанная в нём история соотносится с дальнейшим служением Христовых апостолов.

Глава 8.

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Фабула этой евангельской истории довольно проста: Христос со Своими учениками переплывал озеро на лодке, во время плавания Господь заснул, началась буря, апостолы испугались, разбудили Учителя, и Он одним Своим словом усмирил стихию. Вывод из случившегося очевиден: Христос — Бог, Творец всего видимого и невидимого, а потому Он способен повелевать стихиями. Следовательно, тем, кто находится рядом с Ним и верит в Него, ничего не может угрожать, таким людям не страшны ни бури, ни ветры, ни штормы, ни землетрясения, ни зной, ни холод. Именно так прокомментировал эту евангельскую историю блаженный Феофилакт: «Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними».

И, в самом деле, так и было на протяжении всего земного служения Христа. Но после Его Вознесения всё меняется, и буквально через несколько месяцев после Вознесения Церковь обретает первого мученика — архидиакона Стефана, он побит камнями за проповедь Христа в Иерусалиме. Позже появились и другие мученики, в число которых вошли и почти все апостолы. Получается, что Христос им не помог. Впрочем, у нас нет свидетельств, чтобы кто-то из апостолов погиб как-то иначе, например, из-за шторма или же из-за камнепада в горах. Из этого факта можно сделать вывод, что Христос в отношении апостолов продолжил ограничивать стихии, но не стал ограничивать проявления злой человеческой воли, как не стал Он это делать и в отношении Себя Самого.

Но как быть с другими поколениями христиан? Многие христиане погибали, погибают и будут погибать от воздействия разыгравшейся стихии. Можно, конечно, сказать, что всему виной слабая вера. А ещё можно вспомнить, что Христос позволил Своим апостолам умереть насильственной смертью, и сделать из этого вывод, что Спаситель перестал спасать от гибели после Вознесения, из этого вывода следует ещё один, очень жёсткий и неприятный: Христос был с нами, но теперь Его с нами нет. Последний вывод с христианской точки зрения кощунственен, и мы ни при каких условиях не можем с ним согласиться, а это означает, что нам необходимо каким-то иным образом посмотреть на саму идею спасения Христом физической жизни Своих учеников.

Проблема состоит в том, что мы зачастую склонны смотреть на евангельские истории в отрыве от их общего контекста, из чего вытекает ошибочное восприятие того или иного евангельского эпизода. Когда мы читаем Евангелие, нам стоит помнить, что мы имеем дело, в первую очередь, с рассказом о земной жизни Спасителя, а Его земная жизнь была подчинена определённой цели, которая состояла в том, чтобы люди увидели в Иисусе из Назарета Воплощённого Бога, чтобы поверили в Него, поверили и в возвещённое Им Небесное Царство. Это Царство неотмирно, оно, с одной стороны, за пределами физического мира, с другой, войти в него можно и не дожидаясь физической кончины. В перспективе Царства Небесного сама человеческая жизнь, несмотря на её несомненную важность и значимость, перестаёт быть абсолютной ценностью, потому как таковой ценностью становится Небесное Царство. Многочисленные евангельские чудеса — это один из элементов Христовой проповеди, ну а направленность евангельских чудес на сохранение жизни и здоровья людей связана с тем, что для ветхого человека его жизнь и здоровье важнее всего прочего. Когда же Христовы ученики обрели крепость и полноту веры, они перестали нуждаться в чудесах такого рода, для них Царство Небесное стало несоизмеримо важнее, чем их собственная жизнь.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В каком-то смысле отношение человека к деньгам во многом определяет образ его жизни. Отношение к деньгам не есть нечто нравственно и духовно нейтральное — это отношение как бы высвечивает саму сущность человека. Так, блудница пожертвовала всем ради Господа. А Иуда похищает то, что ему не принадлежит. Помазавшая тело Спасителя жила в особом внутреннем мире. Внешне она, конечно, была женщиной грешной, но внутри нее происходила огромная борьба. Она осознала свою греховность, свою неправедность и, желая очистить себя от тяжкого груза греха, принесла Спасителю эту жертву. А Иуда был в числе праведных. Он один из двенадцати апостолов. Он из тех, кто каждый день слышали слова Господа. Он из тех, кто был свидетелем Его чудотворений. Он жил не просто в атмосфере особой духовной жизни — он жил рядом с Богом воплотившимся... Сребролюбие порабощает человека. Страсть наживы лишает людей разума, лишает чести, лишает способности исполнять долг.

Дар жизни

Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».

Как готовиться ко Святому Причащению?

Подготовка к Евхаристии включает в себя:

  1. Примирение с ближними (Мф.5:23-24).
  2. Молитву (минимум: Последование ко Святому Причащению).
  3. Литургический пост (с полуночи).
  4. Исповедь (накануне или в тот же день перед Причастием).

Полезно накануне вечером участвовать в вечернем богослужении. Многие священники рекомендуют кроме Последования ко Св. Причащению молитвенно прочитать три канона (это можно сделать заранее, в течение 2-3-х дней).

См. подробнее: Подготовка ко Святому Причащению.

Священномученик Ипполит Римский

Святой Ипполит Римский (около 170 — около 235 года), был одним из учеников священномученика Иринея. Он был высоко образован и в духовных, и в светских предметах, много сделал для защиты христианской веры от язычников и еретиков, был известен также как ревностный защитник церковной дисциплины.

До нас дошло его обширное сочинение «обличение всех ересей», в котором он указывает на корни современных ему ересей в дохристианских философских идеях. Большую часть творений святого Ипполита составляют толкования Священного Писания.

Особенно заметным оказался его труд «О Христе и об антихристе», где он, следуя своему наставнику св. Иринею, описывает антихриста как человека, происходящего из колена Данова, который будет обманывать людей образом ложной добродетели.

Он принял мученическую кончину на острове Сардиния.

Молитвословия

Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

глас 8

Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.

Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

глас 8

Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.

Тропарь на перенесение десной руки Иоанна Предтечи

глас 4

От запада возсиявши Предтечева рука,/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род,/ единогласно возсылати славу Христу Богу.

Кондак на перенесение десной руки Иоанна Предтечи

глас 6

Умнаго Солнца светильник Божественный Предтеча,/ показавый в концех светоносную свою десницу,/ ныне на севере озаряет ею блаженное Отечество наше,/ просвещая и освящая верно покланяющихся, и Христу вопиющих:/ спаси нас молитвами пророка Твоего, Царю Вышний.

Тропарь преподобного Космы Маиумского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Космы Маиумского

глас 8

Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песньми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим:// радуйся, отче требогате.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

глас 4

Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской

глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.

Новости по теме

Иерусалимская икона Божией Матери (48 г.)
Жития святых 25 октября 2016
Иерусалимская икона Божией Матери (48 г.)

По преданию, икона Божией Матери “Иерусалимская” написана св. евангелистом Лукой в год Успения Богородицы (в пятнадцатое лето по Вознесении Господнем).

Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский (ок. 400 г.)
Жития святых 25 октября 2016
Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский (ок. 400 г.)

Родом из г. Саберии в Паннонии (ныне часть Венгрии), сначала, служил на военной службе, но из-за любви к Богу принял иночество.

Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий (1452 г.)
Жития святых 25 октября 2016
Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий (1452 г.)

Начал свои иноческие подвиги в одном из монастырей Устюга Великого. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушицкого, в 1417 г. пришел в Глушицкую обитель и стал учеником, другом и усердным сотрудником преподобного Дионисия (память 1/14 июня).

Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов (ок. 787 г.)
Жития святых 25 октября 2016
Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов (ок. 787 г.)

Творец канонов. Был родом из Иерусалима, воспитывался родителями преподобного Иоанна Дамаскина (✝ ок. 780 г.; память 4/17 декабря) вместе с их сыном и получил прекрасное образование.