Церковный календарь

24 октября. Память преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 октября. Память преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского

19-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 11 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Филиппа, единого от семи диаконов (I). Преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского (ок. 850). Преподобного Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Преподобного Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучениц Зинаиды и Филониллы (I).

Священномучеников Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

Преподобный Феофан исповедник

Преподобный Феофан исповедник, епископ Никейский, вместе с братом святым Феодором получили наименование «Начертáнных», потому что по приказу одного из императоров-иконоборцев на их лица раскалёнными иглами нанесли якобы позорящие их надписи — 12 стихотворных строк, в которых о исповедниках говорилось как об «сосудах суеверного заблуждения». Святой Феофан был одним из плодотворнейших гимнографов. Ему принадлежит множество песнопений на разные Господские и Богородичные праздники и памяти святых угодников. Лучшими творениями святого считаются канон в неделю Торжества Православия, каноны святым апостолам и канон Октоиха об усопших. Каноны святым апостолам преподобного Феофана исполнены высоких мыслей о звании учеников Христовых и вместе с тем говорят о бедственной участи грешной души человеческой.

Собор преподобных Оптинских старцев

Велика роль в русской духовной истории Староведенской Оптиной пустыни, расположенной вблизи Козельска, Калужской области. Ее значение в XIX веке и в первой трети ХХ столетия можно отчасти сравнить со значением Троицкой обители преподобного Сергия в веке XIV. Тогда Русь была под ордынским игом; в XIX же столетии начиналось иго «просвещенного» либерализма, а после революции и вовсе началось иго кровавого безбожия. 14 старцев Оптиной пустыни, просиявших в святости, стали для всех сопротивлявшихся духу времени столпами истинной духовности. Первым был иеросхимонах Лев († 1841), которого обучал умной молитве Феодор, ученик преподобного Паисия Величковского. Наибольшую славу при жизни обрел иеросхимонах Амвросий († 1891), под руководством которого была издана «Лествица» Иоанна Лествичника. Старец снискал огромный авторитет, в том числе и среди интеллигенции. К нему приезжали тогдашние властители дум — Достоевский, Леонтьев, Толстой. Последним стал архимандрит Исаакий Младший, расстрелянный в 1938 году.

Святитель Филофей (Коккин), Патриарх Константинопольский

Святитель Филофей (Коккин) стремился сохранить единство Русской митрополии под властью проживающего в Москве митрополита Киевского и всея Руси. Это отражено в ряде его грамот и в постановлениях Патриаршего Синода. В 1354 году святитель утвердил перенос кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир и поставил на нее святителя Алексия. Патриарх Филофей благословил Преподобного Сергия Радонежского на введение общежительного устава в Троицком монастыре, прислав ему благословенную грамоту. Крест с мощами Виленских мучеников, присланный патриархом в дар Преподобному Сергию, ныне хранится в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры.

Священномученик Филарет Великанов

Священник Филарет Великанов родился в 1873 г. в г. Верхний Ломов Пензенской губ. в семье диакона. Окончив Пензенскую духовную семинарию, служил диаконом в различных храмах. В 1916 году рукоположен во священника и, будучи вдовцом, стал целибатным священником. В 1918 году был арестован председателем ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацисом. Чудом уцелело предсмертное письмо приговоренного к расстрелу отца Филарета епископу Анатолию, ректору Казанской академии. В нем отразились и чувства усталости и растерянности от допросов и издевательств, и чувство пастырского достоинства и христианского смирения. В словах письма — и сокрушение о жизни, и покаяние о прегрешениях, содеянных в ведении и неведении, и скорбь о больной матери, которую просто убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тех тысяч священномучеников, что в страшный век всеобщей апостасии явили нам подвиг свидетельства о Христе.

Священное Писание

Флп., 238 зач., I, 20-27

20 при уверенности и надежде моей, || что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

21 Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.

22 Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас.

25 И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26 дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.

27 Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.

Лк., 41 зач., IX, 7-11

7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 9, 7-11

Услышав о делах Христа Спасителя, Ирод говорил: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот?» — и пожелал видеть Его. Желал видеть и искал случая к тому, но не удостоился, потому что искал не для веры и спасения, а из пустого любопытства. Пытливость — щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная. Оттого она нередко не довольствуется самою истиною, а среди нее ищет чего-либо особенного, а выдумав это особенное, она на нем и останавливается и других привлекает к тому. Истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка. В наши дни такова замашка немецкого ума. Немцы помешались на том, чтобы выдумывать. Всю область истины Божией, как туманом, закрыли своими выдумками. Возьмите хоть догматы, хоть нравоучение, хоть историю, хоть слово Божие — все так загромождено выдумками, что до истины Божией и не доберешься. А между тем, они их интересуют, и тех, кто одного с ними настроения. Истина Божия проста; гордому ли уму заниматься ею? Он лучше свое выдумает. Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьянелого. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени — и все понапрасну! Дело совершилось просто: «рече, и быша; повеле, и создашася «. Лучше этого решения никто не придумает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем во времена, когда враг рода человеческого внушил людям, что единственно правильным образом мысли является абсолютное сомнение во всем, даже в самых очевидных вещах. Конечно, вы все слышали о таком понятии, как постмодернизм. Его смысл заключается в том, что мы живем в эпоху отсутствия абсолютных истин. Любая идея может быть провозглашена истиной, даже если она входит в противоречие с тем, к чему привыкли люди, что они знают, на чем основывалась жизнь их отцов, дедов, предшествовавших поколений. Истины нет, а значит, нет и праведности, нет и благости. И рассуждают современные люди примерно так: «Для тебя это добро, а для меня — зло. Для тебя это праведность, а для меня — безобразие. Для тебя это истина, а для меня — заблуждение». Как же Церковь поддерживает в людях понимание того, что есть добро, а что зло? Очень просто. Церковь апеллирует к высочайшему авторитету, когда говорит об истине, — потому что другого авторитета, кроме Божественного, нет. Церковь говорит о той благости, которая и является таковой в очах Божиих. Церковь говорит о той праведности, которую определяют не человеческая мода, стиль, политика или финансовая мощь. Она говорит о той праведности, которая и является таковой в очах Божиих. А что же истина? Боже, сколько сегодня «истин»! Каждый, выступая, полагает, что провозглашает истину. Но истина только одна — это истина, которая является таковой в очах Божиих.

Притча о духовном подвиге

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

— Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всяких подвигов!

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феофана епископа Никейского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/ Феофане премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феофана епископа Никейского

глас 2

Возгремев Христово Божественное воплощение,/ безплотныя враги до конца обличил еси,/ чудне Феофане./ Сего ради вси верно и благочестно вопием ти:// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь апостола Филиппа

глас 3

Апостоле святый Филиппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Филиппа

глас 4

Языков ловец пречудный/ и учеников Христовых собеседник,/ апостолов предызбранный,/ Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/ покрывает от обстояний того хвалящия./ Тем согласно зовем ему:// спасай вся молитвами твоими, апостоле.

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских

глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собора преподобных старцев Оптинских

глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Теги:
Преподобный Феофан Никейский
священномученик Филарет Великанов
православный календарь

Все публикации