24 октября. Память преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского

3208
Фото

Седмица 21-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостола Филиппа, единого от семи диаконов (I). Преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского (ок. 850). Преподобного Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Преподобного Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучениц Зинаиды и Филониллы (I).

Священномучеников Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

Преподобный Феофан исповедник

Преподобный Феофан исповедник, епископ Никейский, вместе с братом святым Феодором получили наименование «Начертáнных», потому что по приказу одного из императоров-иконоборцев на их лица раскалёнными иглами нанесли якобы позорящие их надписи — 12 стихотворных строк, в которых о исповедниках говорилось как об «сосудах суеверного заблуждения». Святой Феофан был одним из плодотворнейших гимнографов. Ему принадлежит множество песнопений на разные Господские и Богородичные праздники и памяти святых угодников. Лучшими творениями святого считаются канон в неделю Торжества Православия, каноны святым апостолам и канон Октоиха об усопших. Каноны святым апостолам преподобного Феофана исполнены высоких мыслей о звании учеников Христовых и вместе с тем говорят о бедственной участи грешной души человеческой.

Собор преподобных Оптинских старцев

Велика роль в русской духовной истории Староведенской Оптиной пустыни, расположенной вблизи Козельска, Калужской области. Ее значение в XIX веке и в первой трети ХХ столетия можно отчасти сравнить со значением Троицкой обители преподобного Сергия в веке XIV. Тогда Русь была под ордынским игом; в XIX же столетии начиналось иго «просвещенного» либерализма, а после революции и вовсе началось иго кровавого безбожия. 14 старцев Оптиной пустыни, просиявших в святости, стали для всех сопротивлявшихся духу времени столпами истинной духовности. Первым был иеросхимонах Лев († 1841), которого обучал умной молитве Феодор, ученик преподобного Паисия Величковского. Наибольшую славу при жизни обрел иеросхимонах Амвросий († 1891), под руководством которого была издана «Лествица» Иоанна Лествичника. Старец снискал огромный авторитет, в том числе и среди интеллигенции. К нему приезжали тогдашние властители дум — Достоевский, Леонтьев, Толстой. Последним стал архимандрит Исаакий Младший, расстрелянный в 1938 году.

Святитель Филофей (Коккин), Патриарх Константинопольский

Святитель Филофей (Коккин) стремился сохранить единство Русской митрополии под властью проживающего в Москве митрополита Киевского и всея Руси. Это отражено в ряде его грамот и в постановлениях Патриаршего Синода. В 1354 году святитель утвердил перенос кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир и поставил на нее святителя Алексия. Патриарх Филофей благословил Преподобного Сергия Радонежского на введение общежительного устава в Троицком монастыре, прислав ему благословенную грамоту. Крест с мощами Виленских мучеников, присланный патриархом в дар Преподобному Сергию, ныне хранится в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры.

Священномученик Филарет Великанов

Священник Филарет Великанов родился в 1873 г. в г. Верхний Ломов Пензенской губ. в семье диакона. Окончив Пензенскую духовную семинарию, служил диаконом в различных храмах. В 1916 году рукоположен во священника и, будучи вдовцом, стал целибатным священником. В 1918 году был арестован председателем ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацисом. Чудом уцелело предсмертное письмо приговоренного к расстрелу отца Филарета епископу Анатолию, ректору Казанской академии. В нем отразились и чувства усталости и растерянности от допросов и издевательств, и чувство пастырского достоинства и христианского смирения. В словах письма — и сокрушение о жизни, и покаяние о прегрешениях, содеянных в ведении и неведении, и скорбь о больной матери, которую просто убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тех тысяч священномучеников, что в страшный век всеобщей апостасии явили нам подвиг свидетельства о Христе.

Евангелие дня

Многое из того, что нам сегодня кажется вполне естественным, вошло в нашу жизнь совсем недавно. К примеру, мобильная связь, или наличие паспортов у всех взрослых граждан, или же избирательное право женщин. Последнее появилось в России лишь в 1917-м году, ну а в Саудовской Аравии только в 2015-м, раньше же всех женщины обрели избирательное право в Новой Зеландии, но произошло это тоже относительно недавно — в 1893-м. Получается, что до этого времени нигде в мире женщины не считались в полной мере равными мужчинам, ну а если мы обратим своё внимание на древние общества, то, за редчайшими исключениями, мы не сможем найти там женщин в качестве самостоятельно действующих лиц. Евангельские рассказы стоят особняком: в них женщины упоминаются, причём упоминаются в том числе и как те люди, которые действуют самостоятельно в отрыве от мужчин. Самый яркий пример такого рода — жёны-мироносицы, которые без согласования своих действий с кем бы то ни было пришли ко Гробу Спасителя и первыми узнали о Христовом Воскресении. Но это далеко не единственный пример подобного рода, есть и другие. К примеру, тот, о котором рассказывает 8-й глава Евангелия от Луки. Отрывок из этой главы сегодня звучит во время литургии в православных храмах.

Глава 8.

1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,

2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,

3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Евангелие — уникальная книга. Конечно, в первую очередь уникальность Евангелия определяется его содержанием и его главным действующим лицом — Воплощённым Богом Господом нашим Иисусом Христом. Попросту нет какой-то иной книги, которая содержала бы достоверные сведения о Воплотившемся Боге, которая передавала бы истории из Его земной жизни, которая сохранила бы Его прямую речь, и благодаря которой мы можем узнать об истинном отношении Бога к человеку. Однако этим уникальность Евангелия не ограничивается, среди прочего, Евангелие выходит за рамки привычной для древнего мира парадигмы, в которой историю творят лишь мужчины, а потому в новозаветном повествовании мы постоянно встречаем рассказы о женщинах, причём в некоторых случаях упоминаются имена этих женщин, что ставит их на один уровень с мужчинами, и это нечто совершенно невероятное для книги, которая была написана две тысячи лет назад.

Так и в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки мы встречаем имена женщин, и крайне важно, что это не были женщины какой-то невероятной, почти мифической, судьбы, как, к примеру, библейская Девора, историю которой содержит в себе книга Судей, или же как Руфь, именем которой названа одна из библейских книг. Все упомянутые Евангелием от Луки женщины были исцелены Христом «от злых духов и болезней», ну а упоминанием своих имён в Евангелии они обязаны благодарности: они, получив помощь от Спасителя, не продолжили жить какую-то свою отдельную от Христа жизнь, а стали сопровождать Его, помогая Ему тем, чем они могли помочь, апостол Лука написал, что это была материальная помощь, в которой, конечно же, нуждался Христос и Его апостолы.

Этот краткий евангельский эпизод не рассказывает о конкретных чудесах Христа и не передаёт Его слова, а потому он может показаться малозначительным. Однако, благодаря этому отрывку Евангелия от Луки, мы узнаем о значении благодарности для человека: именно благодарность увековечила имена Марии Магдалины, Иоанна и Сусанны, что в свою очередь послужило переосмыслению роли и места женщин в жизни общества. Это прекрасный пример того, сколь много может сделать благодарность Богу, и того, насколько она необходима каждому человеку, а потому именно благодарность должна быть основным мотивом наших молитв и наших отношений с Богом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.

Притча о духовном подвиге

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

— Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всяких подвигов!

Есть ли в Библии ошибки и противоречия?

Противники христианства говорят о так называемых «противоречиях Библии». Очевидно, что образованные христиане знают Библию не хуже образованных скептиков. И признают, что понимание одного и того же отрывка из Библии может быть разным. Один и тот же отрывок может иметь несколько вполне законных толкований: буквальный смысл и иносказательные смыслы. Например, в Библии множество поэтических страниц, которые понимать буквально никому в голову не придет. Проще же обвинить Библию в противоречиях, чем себя в незнании принципов её понимания или игнорировании Священного Предания Церкви.

Например, в Евангелии по Иоанну Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30) и «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28). Одно из этих выражений можно понять через призму другого: так как Иисус Христос одновременно и Бог, и Человек, то первое говорит о единосущии Бога Сына и Бога Отца, а второе — о умалении Сына в воплощении.

«Если мы смущены очевидным противоречием в Писании, то это не позволяет сказать, что Автор этой книги ошибался. Но то ли манускрипт испорчен, то ли перевод сделан неверно, то ли вы просто не поняли», Августин Блаженный.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феофана епископа Никейского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/ Феофане премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феофана епископа Никейского

глас 2

Возгремев Христово Божественное воплощение,/ безплотныя враги до конца обличил еси,/ чудне Феофане./ Сего ради вси верно и благочестно вопием ти:// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь апостола Филиппа

глас 3

Апостоле святый Филиппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Филиппа

глас 4

Языков ловец пречудный/ и учеников Христовых собеседник,/ апостолов предызбранный,/ Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/ покрывает от обстояний того хвалящия./ Тем согласно зовем ему:// спасай вся молитвами твоими, апостоле.

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских

глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собора преподобных старцев Оптинских

глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Новости по теме

В день своего тезоименитства митрополит Феофан совершил Литургию в Духосошественском храме Казани В день своего тезоименитства митрополит Феофан совершил Литургию в Духосошественском храме Казани

24 октября, в день памяти преподобного Феофана исповедника, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Духосошественском храме города Казани.

В день своего тезоименитства митрополит Феофан возглавил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля В день своего тезоименитства митрополит Феофан возглавил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля

24 октября, в день памяти прп. Феофана исповедника, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

В день памяти преподобного Феофана Никейского глава Татарстанской митрополии совершит Литургию в Благовещенском соборе Казани
Анонсы и объявления 23 октября 2017
В день памяти преподобного Феофана Никейского глава Татарстанской митрополии совершит Литургию в Благовещенском соборе Казани

24 октября, в день памяти прп. Феофана Никейского, небесного покровителя митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, архипастырь совершит Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?