23 октября. Преподобного Амвросия Оптинского

4494
Фото

Седмица 21-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Евлампия и Евлампи́и (303—311). Святителя Иннокентия, епископа Пензенского (1819). Преподобного Амвросия Оптинского (1891).

Святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского (1122). Собор Волынских святых. Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Мученика Феотекна (III—IV). Преподобного Вассиана (V). Преподобного Феофила исповедника (VIII).

Мученики Евлампий и Евлампия

В начале IV века в Никомидии император Максимиан (284—305) издал указ об осуждении на смерть христиан. Узнав об этом, Евлампий открыто возмутился борьбе императора со своими подданными, когда вокруг так много врагов отечества. Его схватили и отправили на суд, требуя отречения от веры, а после отказа подвергли мучениям. Вскоре страдалец попросил отвести его на капище. Мучители, радуясь, что сломили волю мученика, исполнили его желание. В языческом храме святой Евлампий призвал Господа Иисуса Христа, и, согласно повелению святого, идол Марса рассыпался в прах. Так молящиеся убедились в силе Божией. Внезапно в судилище явилась Евлампия, сестра святого, и исповедала себя христианкой. После многих мучений брата обезглавили, а дева скончалась от мук.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев причислен к лику святых. Ученик старцев Льва и Макария, он выполнял старческое служение в течение 30 лет. 45 лет, то есть большую часть своей монашеской жизни, преподобный тяжело болел и неоднократно был при смерти. Из-за болезни он еле передвигался, не выносил холода и сквозняков, употреблял только жидкую пищу. Тяжёлый крест болезни не повлиял на жизнерадостность старца. Наставления его всегда были простыми, меткими, с добрым юмором; когда ему однажды заметили: «Вы, батюшка, очень просто говорите» — старец улыбнулся: «Да я 20 лет этой простоты у Бога просил». Последний год жизни старец провёл в Шамордине, в основанном им женском монастыре. Проведя там лето 1890 года, он не смог уже вернуться в Оптину из-за болезни и в 1891 году почил.

Евангелие дня

Ещё древний мудрец Экклезиаст констатировал, что никакой человек не может оставаться живым и не грешить. Экклезиаст вовсе не собирался формировать у кого-то комплекс вины, он просто поделился своим наблюдением. В дальнейшем Церковь согласилась со словами древнего мудреца, и слова его книги стали частью нашего православного богослужения, их мы произносим всякий раз, когда молимся о прощении грехов усопших людей. Грех — это то, что вошло в жизнь человека по причине непослушания прародителей, грех подобен страшному проклятию, и он примешивается к любым, даже самым добрым, нашим делам. Но вот что любопытно: кто-то переживает свой грех тяжело и остро, а кто-то и вовсе его не замечает. Если же человек не чувствует своего бедственного положения и своей порабощённости греху, то помочь такому человеку бывает крайне непросто, далеко не всегда сделать это мог и Сам Христос. Про одну из попыток Спасителя указать человеку на его плачевное состояние мы можем прочитать в 7-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 7.

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Судя по всему, фарисей Симон был очень неплохим человеком: он жил по закону Моисея, при этом он не ограничивался лишь нормой закона, его интересы простирались дальше, а потому-то он и пригласил в свой дом Спасителя, очевидно, что его душа не вполне удовлетворялась лишь исполнением закона, а потому то Симону было интересно и важно общение со Христом. Пригласив Спасителя в свой дом, Симон сделал всё так, как надо: двери дома были открыты, как это и было принято при визитах высоких гостей, а потому кто угодно мог войти и присоединиться к беседе. Именно так и поступила безымянная женщина: она вошла, правда, она не стала говорить что-либо, она предприняла странные и вызывающие действия, что, конечно, не могло не смутить Симона как хозяина дома. Эта женщина была известна всем собравшимся как грешница, в этом отрывке апостол Лука не указывает, каким именно был её грех, но это и не имеет значения, потому как сам эпитет — «грешница» — свидетельствует, что женщина была ритуально нечиста, а потому с ней было непозволительно общаться приличному человеку, и уж тем более неприличными и оскверняющими были её прикосновения. Для Симона появление женщины и её действия стали серьёзной проблемой: она осквернила его дом, следовательно, требовалось принять меры по возвращению жилищу ритуальной чистоты.

Судя по всему, в тот момент Симон не был способен думать о чём-то ещё, и Симона можно понять, ведь если, к примеру, во время приёма гостей в своём доме кто-то из нас столкнётся с каким-то вопиющим нарушением физической чистоты, скажем, разольётся кастрюля с супом, то думать о чём-то прочем станет довольно сложно. В такой ситуации мало кто будет способен оставаться сосредоточенным на гостях и поддерживать на должном уровне даже самую важную беседу, тогда как может оказаться, что гостям нужно именно это — чтобы мы были предельно внимательны к ним, а не к чистоте своего дома. В итоге же недостаток внимания к гостям способен привести к пусть и плохо осознаваемому, но тем не менее греху.

Нечто подобное случилось и с Симоном: напряженные размышления о нарушении ритуальной чистоты и о непонятном для него поведении Спасителя привели к забвению о милости Божией, которая обильно изливается на каждого смиренного сердцем человека.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы в полной мере осознаём, насколько трудно современному человеку принять слова о смирении. Современному человеку гораздо легче принять совсем другие слова. Однако жизнь по закону собственного «я», стремление к постоянному удовлетворению своих потребностей, полное исключение из собственной жизни других людей, — разве все это приводит человека к счастью? Кто из нас может показать рукой на такого человека и сказать: какой он счастливый? Только тот, кто не знает его жизни. Человек может ездить на красивых машинах, жить в прекрасном доме, наслаждаться высоким общественным положением и со стороны казаться счастливым и преуспевающим, но сам он понимает, что все это не так. Жизнь его превращается в страшную круговерть, потому что постоянно возникают все новые и новые препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы удовлетворить потребности своего «я», — в некий бег в замкнутом пространстве, подобно белке в колесе, при котором нет движения вперед. Малейшая трудность, срыв в карьере, болезнь, конфликт жестоко ранят человека, а нередко вообще выбрасывают его на обочину жизни. Как много там, на этой обочине, гордецов, которые не достигли поставленных перед собой целей! И особенно такие люди страдают, когда с переменой внешних обстоятельств они лишаются возможности удовлетворять свои потребности.

Как побороть стыд на Исповеди?

Стыд — способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью и дан нам как иммунитет от греха. На Исповеди же стыд бывает от гордости: люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии, освобождении от совершённого греха. Гордость проявляется в том, что стыдятся исповедать Богу, при свидетельстве священника слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т. п.

Священника не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наверняка Вы не первый, кто свидетельствует батюшке о такой форме падения, богоотступничества. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в опытном священнике особенную заботу об этом человеке (Лк.15:7).

Притча об осуждении

Жил в некоем монастыре нерадивый монах: он часто опаздывал к службе, огорчал этим братьев и вынуждал гневаться игумена. Иноки роптали и даже просили настоятеля изгнать его.

И вот этот монах заболел, болезнь усиливалась, и он уже приближался к смерти. Огорчены были братья, что погибнет душа несчастного. Собрались они у одра его, чтобы облегчить предсмертные страдания своей молитвой, но что же видят они? Этот монах умирал смертью праведника. Лицо его выражало спокойствие и радость.

Когда он немного очнулся, братия спросили:

— Какое утешение получил ты от Бога? С кем ты беседовал, как с близкими родными своими?

И умирающий, собрав последние силы, отвечал:

— Братья, вы знаете, что я жил недостойно, и вот я увидел, как демоны окружили мой одр, в руках их была хартия — лист, сверху донизу исписанный моими грехами. Они приблизились ко мне, Ангел же хранитель мой стоял вдалеке и плакал. И вдруг я услышал голос с неба: «Не судите, да не судимы будете! Этот монах не осудил никого, и Я прощаю его!» — и тотчас хартия в руках демонов загорелась, и они с воплями исчезли. Подошёл ко мне Ангел и приветствовал меня, и я говорил с ним. Братья, — продолжал он, — после принятия монашества я не осудил ни одного человека! Братья, — сказал он ещё, — вы осуждали меня и осуждали справедливо, а я, грешный, не судил никого.

Некоторые правила чтения Библии

Для христианина одинаково важно и знание Евангелия, и жизнь по нему; чтение само по себе, в отрыве от Церкви, не спасительно.

Библию не просто читают, но изучают. Христос говорит: «Исследуйте Писания» (Ин.5:39). Её невозможно прочитать от начала до конца и поставить на полку, как исторический роман.

Читать её следует предварительно помолившись, с благоговением, вдумчиво, используя, в первую очередь, толкования святых отцов. С рассудительностью следует относиться к толкованиям авторов, находящихся вне Церкви. Они могут быть интересны, познавательны, но в них царствует иной дух. Кроме того, нужно иметь определённый опыт, чтобы различить ложь, содержащуюся в толкованиях еретиков.

В Православии правильное понимание Библии учеником идет через учителя и проповедника — «вера от слышания» (Рим.10:17), а не от собственного мнения.

Главным образом Библия рассказывает о ключевых героях и принципиальных эпизодах. Пример (Быт.4), когда Каин говорит Богу: первый же встречный убьет меня, хотя ранее в этой же главе говорилось только 2-х детях Адама и Евы — о Каине и Авеле. О детстве Христа сказано только самое необходимое. Или убийство ослиной челюстью Самсоном тысячи филистимлян (Суд.15:15) следует понимать в том же ключе, что и фразу «маршал Жуков занял Берлин».

Евангельская истина предельно концентрирована, Христос даёт нам образец, идеал христианской жизни. Например, он призывает не заботиться о будущем или причиной развода устанавливает только прелюбодеяние.

Молитвословия

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тя сущи, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас недостойных чад твоих (имена), чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского

глас 4

От мирскаго мятежа изшед,/ в пещерах Киевских Феодосия блаженнаго Богомудренно вселился еси./ святителю Христов, отче Амфилохие,/ и отсюду во епископа Богоспасаемей пастве Владимиро-Волынстей поставленный,/ в трудех, бдениих и пощениих свято подвизался еси./ И тако достиг добродетелей совершенства,/ паки в пещеры святыя возвратился еси,/ идеже и дух свой благочестно предал еси Господеви, всечестне,/ к лику преподобных Печерских причтен,/ с ними же молися Христу, всечестне, / спастися душам нашим.

Кондак святителя Амфилохия, епископа Владимиро-Волынского

глас 8

Звезду Волынскую, из пещернаго мрака от Киева возсиявшую,/ и от Волыни второе пещеры заветныя житием своим/ и блаженною кончиною, и прославлением своим озарившаго,/ всеблаженнаго Амфилохия, архипастыря Владимиро-Волынскаго почтим,/ просяще его, да в лике преподобных Печерских водворялся,/ молится купно с ними о душах наших.

Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского

глас 4

Терпением и мужеством Христа ради юродство восприял еси, блаженне Андрее,/ в посте и бдении пребывая,/ тягость зноя летняго понесл еси,/ и мразы зимния терпя,/ темнее и ныне приходящим с верою к тебе,/ исцеление неоскудно подавши,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого

глас 8

Вышния красоты желая,/ и нижния сласти телесныя тощно оставил еси нестяжанием суетнаго мира,/ Ангельское житие преходя, скончався, Андрее блаженне,/ с ними же Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Молитва блаженному Андрею, Христа ради юродивому

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Евлампия и Евлампии

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников Евлампия и Евлампии

глас 3

Доблия мученики и братию по плоти,/ мудраго Евлампия и Евлампию, почтим:/ тии бо пребеззаконных кознодейства посрамиша силою Распеншагося:/ сего ради явишася мучеников слава, купно и похвала.

Тропарь Собора Волынских святых

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ людии Волынстии радуются,/ и с ними вся Российская Церковь ликовствует/ во псалмех и пениих, и песнех духовных,/ днесь бо, якоже солнце незаходимое,/ всем возсия память/ святых и Богомужных угодников и чудотворцев Волынских/ святителя Стефана чуднаго,/ иерархом Волынским первопрестольника,/ и святаго благовернаго Ярополка/, блаженнаго страдальца Богомужнаго,/ и с ними Амфилохия, святителя Волынскаго,/ и победоноснаго Феодора, Острбжскаго князя Богодарованнаго,/ и преподббнаго Иова Почаевскаго присноблаженнаго/, ихже молитвами, Господи,/ землю отеческую нашу в Православии и мире утверди,/ и спаси всех имуще купно о нас Молитвенницу усердную,/ Пресвятую Матерь Свою Богородицу,/ благодатне сияющую в цельбоносней стопе Своей/ и чудотворней иконе на горе Почаевстей/ и заступленьми прочих угодников Волынския паствы,/ Иулиании, блаженный девы Ольшанския,/ и святаго преподобномученика Макария, архимандрита Овручскаго.

Кондак Собора Волынских святых

глас 8

Избранным чудотворцам и изрядным угодником Волынския земли,/ похвальная восписуем вам, святии:/ Ярополче святый, Стефане, Амфилохие, Феодоре,/ Иулиание, Иове и Макарие, присноблаженнии!/ Тем яко имущий благодать и милость у Христа Бога нашего,/ от всяких нас бед свободите/ да выну вашею помощию избавляемии, вопием вам благодарив:/ радуйтеся, преславнии угодницы Божий и земли Волынския украшение.

Новости по теме

Новоназначенный глава Чистопольской епархии совершил свою первую архиерейскую Литургию в Кизическом монастыре Казани Новоназначенный глава Чистопольской епархии совершил свою первую архиерейскую Литургию в Кизическом монастыре Казани

10 июля, в праздник обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского, епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий возглавил Литургию в Князь-Владимирском храме Введенского Кизического монастыря.

О духовной силе великого подвижника преподобного Амвросия Оптинского
Публикации 23 октября 2018
О духовной силе великого подвижника преподобного Амвросия Оптинского

Сегодня мы празднуем память преподобного старца Оптинского Амвросия, жившего в XIX веке. Имя преподобного оптинского старца Амвросия (Гренкова) известно сегодня всей православной России.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.