Церковный календарь

20 октября. Память мучеников Сергия и Вакха

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 октября. Память мучеников Сергия и Вакха

20-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 7 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Сергия и Вакха (290–303). Святителя Ионы, епископа Ханькоуского (1925).

Преподобного Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей преподобного Мартиниана Белоезерского (1513). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийской (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV).

Священномученика Николая Казанского пресвитера (1942).

Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

Мученики Сергий и Вакх

Сергию и Вакху император Максимиан дал высокие воинские звания, не зная, что они христиане. Завистники донесли, что военачальники не почитают богов. Император вызвал их к себе, и святые подтвердили, что почитают лишь Бога Единого. Тогда император лишил их званий, повелел облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее. Он думал, что люди чести, военные, не вынесут унижения и раскаются, но ошибся — святые были непреклонны. Тогда Максимиан отослал их к правителю Восточной Сирии Антиоху, который получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Благодетели мои! — сказал он святым, — будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Те ответили, что для них жизнь — Христос, а смерть за Него — приобретение, за что и были преданы жестокой смерти.

Святитель Иона, епископ Ханькоуский

В начале 1920-х годов Маньчжурия представляла собой один из островков русских беженцев, едва спасшихся от ужасов революции «без сил, без средств, зачастую без здоровья и даже без веры в Бога». В 1922 году для окормления русских беженцев и миссии в Китае Синод Русской Зарубежной Церкви образовал Пекинскую епархию с двумя викариатствами — Шанхайским и Тяньцзиньским (Ханькоуским). Епископом Ханькоуским был назначен святитель Иона (Покровский). Ревностный служитель Церкви и выдающийся проповедник, святитель Иона за короткий срок изменил духовно-нравственное состояние своей обездоленной паствы. Он установил уставное богослужение с прекрасным хором, неустанно проповедовал, издавал листки религиозно-нравственного содержания. Святой основал приют для малолетних сирот и среднюю школу с ремесленным уклоном, открыл для бедных бесплатную амбулаторию и столовую на 200 человек. Заботясь обо всех людях, кроме себя, 20 октября 1925 года святитель Иона внезапно скончался от ангины в возрасте 36 лет.

Преподобный Сергий Нуромский

Преподобный Сергий Нуромский начал монашескую жизнь на Афоне, откуда пришёл в обитель преподобного Сергия Радонежского. Некоторое время он жил в его обители, а затем, из любви к безмолвию, удалился в обнорские леса, на реку Нурму, и поселился здесь, стойко перенося нападения от разбойников и бесов. Когда молва об отшельнике, распространившись по окрестностям, привлекла к подвижнику иноков, преподобный Сергий основал монастырь, в котором и подвизался до своей блаженной кончины, последовавшей в 1421 году. В службе святой прославляется как пустынножитель: «яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши, доброты чудес твоих весь просветил мир, Христов бо крест взем, последова Ему, в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих, во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою».

Священное Писание

Флп., 242 зач., II, 16-23

16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.

18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.

22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.

23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ю, что будет со мною.

Лк., 27 зач., VI, 37-45

37 Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, 44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Думаю, что Церковь сегодня призывается к особому служению именно для того, чтобы в храмах наших был весь наш народ: и дети, и юные, и люди среднего возраста, и пожилые, и старые; чтобы вера, которая будет приводить людей в храмы Божии, преображала наши сердца и чтобы, выходя за пределы храма, мы были способны нести миру великую весть о том, что Бог во Христе спасает человека от греха, что Бог во Христе спасает человека от духовного паралича и беспамятства, дает душевные и физические силы и помогает идти навстречу Божиему Царству.

Святитель Филарет Московский о молитве в храме

Дабы «возрадоваться Господеви», дабы праздновать праздник Божий, надобно, чтобы человек был в некотором сближении с Богом. Бог всегда близок к человеку, но человек не всегда близок к Богу, по своей ограниченности, невниманию, рассеянности, по склонностям и действиям богопротивным. Итак, надобно выйти умом из земных помыслов и воспоминаний, сердцем из забот и пристрастий, телом из работ и дел, чтобы без преград и препятствий приблизиться к Богу, предстать Ему, и праздновать в Его присутствии. А вам, которых душа в дни работные глубоко погрязает в делах и работах, а в неработные легко предаётся дремоте праздности, вам настоятельно говорю <…> оставьте позади себя ваши дела, ваши заботы, приидите в одно из тех освящённых мест, где всё вам напоминает, что вы предстоите Богу: где слово Божие глаголет; где Дух Божий дышет; где Голгофская жертва возобновляется; где благодать отверзает объятия молящимся; где Ангелы сослужат тайнодействующим человекам, и человеки тайно изобразуют Херувимов.

Христос — «связь» Ветхого и Нового Заветов

Стержень, центр Библии, Ветхого и Нового Заветов — Христос, Он — взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. 

Прочтение Ветхого Завета в свете Нового является одним из важнейших условий для правильного его понимания. Сам Господь сказал: «исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Основной принцип соотношения Заветов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий — в Новом открывается». Около 10% Нового Завета составляют цитаты, парафразы или отсылки на Ветхий Завет. Из 39-ти канонических книг Ветхого Завета только 9 не упоминаются в Новом Завете. 

Ветхий Завет содержит более 450 пророчеств о Христе, они называются мессианскими пророчествами. Из них не менее 100 содержится в Псалтири. Мессианские пророчества рассыпаны по всему корпусу Ветхого Завета; многие из них уже в Новом Завете цитируются как исполнившиеся на Иисусе Христе. «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка» — подобные выражения часто встречаются в Евангелии от Матфея. 

Ветхий Завет пророчески указывает на Христа, предвозвещая даже незначительные подробности Его земной жизни, недаром пророка Исаию, у которого особенно много мессианских пророчеств, называют ветхозаветным евангелистом. 

Помогают увидеть связь Нового Завета и Ветхого Завета параллельные места и комментарии. Обратим внимание, что сам тот или иной пророк мог не осознавать всей глубины и перспективы своего пророчества, оно могло охватывать не только те события, про которые вещал пророк, но и события, которые свершатся через сотни и тысячи лет. 

Заметим, что у Христа нет нравственного и духовного роста, Он всегда совершенен, в отличие от Будды, Магомета...

Молитвословия

Тропарь мучеников Сергия и Вакха

глас 5

Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии.

Кондак мучеников Сергия и Вакха

глас 2

Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом.

Тропарь преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 2

Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Кондак преподобного Мартиниана Белоезерского

глас 8

Благоизволив, преподобне,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобне Мартиниане, отче наш.

Тропарь преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Желанием духовным разгарашеся, пребогате,/ слез твоих течением душу свою напоил еси/ и еже из глубины воздыханьми уязвляше сердце свое,/ и бодренными молитвами, и всенощным предстоянием Владыце Христу/ многодобродетелен плод принесе сам себе./ И сего ради яко Божий угодник светло миру показася,/ сияя чудесы, Сергие отче наш,/ теплый молитвенниче к Богу, всегда о нас Того моли,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Сергия Нуромского (Вологодского)

глас 8

Яко звезда пресветлая, от Святыя Горы провозшедши,/ доброты чудес твоих весь просветил мир,/ Христов бо крест взем, последова Ему,/ в пустынном озлоблении, в молитвах же и пощениих,/ во бдениих же и злостраданиих изнурив плоть свою,/ тем и Христос даром чудес одари тебе,/ Емуже о нас моляся, посещай чад своих, да зовем ти:/ радуйся, Сергие отче наш, пустынный жителю.

Молитва преподобному Сергию Нуромскому, Вологодскому чудотворцу

О, великий чудотворче, преподобне отче наш Сергие ! Услыши нас грешных молящихся тебе и имя твое святое на помощь призывающих, не презри нас чтущих тя: моли о нас грешных Содетеля нашего Господа Бога, тебе бо дадеся благодать молитися за нас. Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, и рака твоя пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими лики предстоит у Престола Вседержителева. О, пастырю наш, преподобне отче Сергие! Потщися сохранити нас от пагубныя смерти и от бесовскаго искушения, умом от малодушия помраченных. Не остави нас, светильниче Христов, плененных быти, но помози нам молитвами твоими от вечныя муки избавитися и наследники Царствия Небеснаго быти со всеми святыми от века угодившими Господу Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает честь, поклонение, слава и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Мученики Сергий и Вакх
святитель Иона Ханькоуский
преподобный Сергий Нуромский
православный календарь

Все публикации