Церковный календарь

16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

17-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 3 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Блаженного Исихия Хоривита (VI).

Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Священномученик Дионисий Ареопагит

Великий ученый-тайновидец Дионисий Ареопагит оставил Церкви важнейшие труды о Богопознании и об устройстве мира горнего. Святой жил в Афинах, где получил глубокое образование, а затем в Египте, где изучал астрономию. Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником. Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином. Павел поставил его епископом Афин. После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и был нерадивым иноком. После тяжелой болезни он умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия, имеющий память смертную никогда не согрешит». Блаженного Исихия называют безмолвником, или молчальником, потому что он был одним из первых, подвизавшихся в безмолвии. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников — исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, женился, в течение года потерял супругу и младенца, после чего принял монашеский постриг. Был инспектором Томской духовной семинарии, ректором Иркутской духовной семинарии, в разные годы управлял Тобольской, Рижской и Литовской епархиями. За сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель был арестован и этапом отправлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. В завещании Патриарха Тихона назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не принял политику митрополита Сергия (Страгородского), но до конца жизни старался сохранить мир церковный.

Священное Писание

1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25

20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Лк., 19 зач., V, 17-26

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,- 18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 5, 17-26

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления — чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. Господь не наcилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека, в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, иcповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. И даже если, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех никакими обстоятельствами. Даже если он не может порвать с грехом, если не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает – мистически разрушает душу и тело человека.

Божественная литургия

Слово «литургия» в переводе означает «общее дело». Чин литургии состоит из трёх частей — проскомидии (во время которой происходит приготовление Святых Даров), Литургии оглашенных (на которой в древности разрешалось присутствовать готовящимся ко Крещению — оглашенным) и Литургии верных (на которой могли присутствовать только крещёные). Основные элементы литургии оглашенных: мирная ектенья, антифоны, малый вход с Евангелием, праздничные тропари и кондаки, трисвятое, прокимен, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения и ектения об оглашенных. Основные элементы Литургии верных: сокращённая мирная ектения, Великий вход, просительная ектения, Символ веры, анафора, просительная ектения и молитва «Отче наш», Причащение священнослужителей в алтаре, Причащение мирян, благодарственные песнопения и молитвы.

О богодухновенности Священного Писания

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность.

Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Богом людьми. Дух Святой не «надиктовывал» истину с Небес, а соучаствовал с пророками и апостолами в творческом процессе создания Священной Книги. Священное Писание — не исключительно божественный продукт, а продукт Богочеловеческого со-творчества, результат совместного действия Бога и человека. В таком действии человек не являлся пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а был сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.

Учение о Богодухновенности (или Боговдохновенности) Священного Писания является догматом Церкви.

Полезный совет

Полезно при ежедневном чтении Нового Завета, выписывать фразу или предложение, которое тронуло сердце и которое хотелось бы запомнить. Только желательно именно выписать, а не скопировать в электронном виде, это облегчит запоминание. Для библейских цитат заведите отдельную тетрадку.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита

глас 8

Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Теги:
Священномученик Дионисий Ареопагит
блаженный Исихий Хоривит
святитель Агафангел Ярославский
православный календарь

Все публикации