Церковный календарь

16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

18-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 3 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Блаженного Исихия Хоривита (VI).

Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Священномученик Дионисий Ареопагит

Великий ученый-тайновидец Дионисий Ареопагит оставил Церкви важнейшие труды о Богопознании и об устройстве мира горнего. Святой жил в Афинах, где получил глубокое образование, а затем в Египте, где изучал астрономию. Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником. Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином. Павел поставил его епископом Афин. После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и был нерадивым иноком. После тяжелой болезни он умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия, имеющий память смертную никогда не согрешит». Блаженного Исихия называют безмолвником, или молчальником, потому что он был одним из первых, подвизавшихся в безмолвии. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников — исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, женился, в течение года потерял супругу и младенца, после чего принял монашеский постриг. Был инспектором Томской духовной семинарии, ректором Иркутской духовной семинарии, в разные годы управлял Тобольской, Рижской и Литовской епархиями. За сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель был арестован и этапом отправлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. В завещании Патриарха Тихона назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не принял политику митрополита Сергия (Страгородского), но до конца жизни старался сохранить мир церковный.

Священное Писание

Еф., 231 зач., V, 25-33

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Лк., 28 зач., VI, 46 — VII, 1

46 Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что́ Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Глава 7

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 6, 46-7, 1

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?» Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: «Господи, Ты мой Господь», тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть нечего и взывать: «Господи, Господи»? Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, — чувство и расположение сердца. Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь… Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: «Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей». И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У нашей страны не было легких времен. Некоторые наблюдатели спрашивают, в том числе меня как Патриарха, чем объяснить такой высокий уровень религиозности нашего народа, несмотря на революцию, атеистическое прошлое. Как могло случиться, что народ пережил религиозное возрождение? Обычно я отвечаю так: народ наш был свидетелем слишком многих чудес и знамений, чтобы потерять веру. А Заступницей пред Богом о стране нашей, о народе нашем является Пречистая Преблагословенная Дева Мария. И мы поклоняемся образу Богородицы с Покровом на руках как символу заступничества за всех нас, за Отечество наше, за народ наш и за Церковь нашу. 

Божественная литургия

Слово «литургия» в переводе означает «общее дело». Чин литургии состоит из трёх частей — проскомидии (во время которой происходит приготовление Святых Даров), Литургии оглашенных (на которой в древности разрешалось присутствовать готовящимся ко Крещению — оглашенным) и Литургии верных (на которой могли присутствовать только крещёные). Основные элементы литургии оглашенных: мирная ектенья, антифоны, малый вход с Евангелием, праздничные тропари и кондаки, трисвятое, прокимен, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения и ектения об оглашенных. Основные элементы Литургии верных: сокращённая мирная ектения, Великий вход, просительная ектения, Символ веры, анафора, просительная ектения и молитва «Отче наш», Причащение священнослужителей в алтаре, Причащение мирян, благодарственные песнопения и молитвы.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита

глас 8

Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Теги:
Священномученик Дионисий Ареопагит
блаженный Исихий Хоривит
святитель Агафангел Ярославский
православный календарь

Все публикации