16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

3989
Фото

Седмица 20-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Блаженного Исихия Хоривита (VI).

Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Священномученик Дионисий Ареопагит

Великий ученый-тайновидец Дионисий Ареопагит оставил Церкви важнейшие труды о Богопознании и об устройстве мира горнего. Святой жил в Афинах, где получил глубокое образование, а затем в Египте, где изучал астрономию. Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником. Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином. Павел поставил его епископом Афин. После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и был нерадивым иноком. После тяжелой болезни он умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия, имеющий память смертную никогда не согрешит». Блаженного Исихия называют безмолвником, или молчальником, потому что он был одним из первых, подвизавшихся в безмолвии. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников — исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, женился, в течение года потерял супругу и младенца, после чего принял монашеский постриг. Был инспектором Томской духовной семинарии, ректором Иркутской духовной семинарии, в разные годы управлял Тобольской, Рижской и Литовской епархиями. За сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель был арестован и этапом отправлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. В завещании Патриарха Тихона назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не принял политику митрополита Сергия (Страгородского), но до конца жизни старался сохранить мир церковный.

Евангелие дня

Люди, которые обращаются к гаданию, в итоге задают последний вопрос: в чём сердце успокоится? И хотя какой-то формальный ответ они получают, на самом деле сердце их не успокаивается. Почему? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Человек существо мятущееся, ему всё время есть чего хотеть и к чему стремиться. Ах ещё немного! Ещё чуть-чуть! Вот не было бы того, было бы это и всё было бы просто прекрасно, и мы были бы счастливы. Но вот препятствие исчезает или исполняется желание и на их месте вырастают новые. Неслучайно, понимая эту неуловимость счастья, Пушкин писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Человек действительно не может достичь совершенства, не может сделать так, чтобы его устраивало всё, но что он может? Он может расставить приоритеты таким образом, чтобы успокоиться, найти утешение в чём-то для себя главном. Причём, иногда это происходит даже независящим от него образом. Скажем, происходит авария, в которой он выживает. У него могут возникнуть проблемы со здоровьем, с имуществом, но он говорит: как я счастлив, что выжил. Я потерял нечто важное для себя, но совершенно утешен самым главным для себя — сохранением жизни. Человек не может достичь на земле абсолютного счастья, но может быть успокоен и утешен исполнением чего-то самого важного, что позволяет ему внутренне успокоиться и почувствовать внутреннее удовлетворение. Но чем же мы бываем утешены и в чём успокаивается наше сердце? Сегодняшнее чтение начинается с грозных слов Христа: «горе вам богатые, ибо вы уже получили своё утешение».

Фраза кажется простой и понятной, в ней чувствуется такой, чуть ли ни социалистический пафос... Но о чём она на самом деле? Во-первых, важно понимать, что Спаситель не желает богатым горя. Греческое слово, которое употребляет евангелист, скорее, знак сожаления о тех, кто уже выбрал свой путь и не сможет получить ничего больше. Во-вторых, под богатыми он имеет в виду не тех, кто обладает большими деньгами или имуществом, но тех, кто сделал деньги или имущество своей целью и своим утешением. Более того, в широком смысле речь может идти вообще об обладании чем-то земным, о том, что люди к земному устремили своё сердце.

Но разве нельзя зарабатывать деньги, спросит кто-нибудь? Желать купить дом? Обрести здоровье? Что в этом плохого? Ничего. Плохое начинается тогда, когда в этом мы видим свой смысл жизни. Любые самые богатые, властные и сильные люди, даже если они прожили очень долгую жизнь, приходили к тому, что всё, что они ценили, становилось им немило, и, обладая всем, они ни от чего не чувствовали радости, их сердце не могло успокоиться и ничто их не утешало. Да и не могло утешить, как не утешает тех, кто прибегает к гаданиям, переживая о зыбком земном счастье... И только верующие знают, что подлинное успокоение, подлинное утешение мы можем обрести только в Боге и исполнении Его воли. И суть этого покоя не в том, что всё вокруг станет по-нашему. Нет. Всё станет по-Божьему, всё станет так, как должно быть, и в этом и будет для нас — счастье.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. И даже если, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех никакими обстоятельствами. Даже если он не может порвать с грехом, если не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает — мистически разрушает душу и тело человека.

Божественная литургия

Слово «литургия» в переводе означает «общее дело». Чин литургии состоит из трёх частей — проскомидии (во время которой происходит приготовление Святых Даров), Литургии оглашенных (на которой в древности разрешалось присутствовать готовящимся ко Крещению — оглашенным) и Литургии верных (на которой могли присутствовать только крещёные). Основные элементы литургии оглашенных: мирная ектенья, антифоны, малый вход с Евангелием, праздничные тропари и кондаки, трисвятое, прокимен, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения и ектения об оглашенных. Основные элементы Литургии верных: сокращённая мирная ектения, Великий вход, просительная ектения, Символ веры, анафора, просительная ектения и молитва «Отче наш», Причащение священнослужителей в алтаре, Причащение мирян, благодарственные песнопения и молитвы.

О богодухновенности Священного Писания

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность.

Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Богом людьми. Дух Святой не «надиктовывал» истину с Небес, а соучаствовал с пророками и апостолами в творческом процессе создания Священной Книги. Священное Писание — не исключительно божественный продукт, а продукт Богочеловеческого со-творчества, результат совместного действия Бога и человека. В таком действии человек не являлся пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а был сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.

Учение о Богодухновенности (или Боговдохновенности) Священного Писания является догматом Церкви.

Полезный совет

Полезно при ежедневном чтении Нового Завета, выписывать фразу или предложение, которое тронуло сердце и которое хотелось бы запомнить. Только желательно именно выписать, а не скопировать в электронном виде, это облегчит запоминание. Для библейских цитат заведите отдельную тетрадку.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита

глас 8

Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Новости по теме

В день памяти святителя Агафангела Ярославского митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме В день памяти святителя Агафангела Ярославского митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме

12 ноября, в праздник обретения мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в пещерном храме Рождества Пресвятой Богородицы Казанского собора Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.