Церковный календарь

16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 октября. Священномученика Дионисия Ареопагита

Неделя 18-я по Пятидесятнице
Поста нет. 3 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномучеников Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96).

Преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Блаженного Исихия Хоривита (VI).

Святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского (1928).

Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Священномученик Дионисий Ареопагит

Великий ученый-тайновидец Дионисий Ареопагит оставил Церкви важнейшие труды о Богопознании и об устройстве мира горнего. Святой жил в Афинах, где получил глубокое образование, а затем в Египте, где изучал астрономию. Он был свидетелем солнечного затмения в момент Распятия Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», — провидел тогда Дионисий, еще будучи язычником. Позднее, уже как член верховного афинского суда, он был на проповеди апостола Павла в ареопаге, проникся ею и стал христианином. Павел поставил его епископом Афин. После кончины Павла Дионисий продолжил его дело и благовествовал в Риме, Испании, Германии и, наконец, в Галлии, где был обезглавлен языческими властями. По преданию, после казни святой поднял свою главу и дошел с ней до храма, где и предал душу Богу.

Блаженный Исихий Хоривит

Блаженный Исихий Хоривит жил в VI веке в одном из монастырей на Афоне и был нерадивым иноком. После тяжелой болезни он умер, но дивным Промыслом Божиим через час возвратился к жизни. После этого блаженный затворился в своей келии и 12 лет пребывал в полном уединении. Братия слышала только пение псалмов и покаянные рыдания, доносившиеся из затвора. Перед своей кончиной блаженный Исихий сказал пришедшим инокам: «Простите меня, братия, имеющий память смертную никогда не согрешит». Блаженного Исихия называют безмолвником, или молчальником, потому что он был одним из первых, подвизавшихся в безмолвии. Святой апостол Иаков пишет: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). С именем Исихия связано образование на Афоне скита Безмолвников — исихастов, стяжавших особый опыт умной Иисусовой молитвы.

Святитель Агафангел исповедник, митрополит Ярославский

Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Окончил Московскую духовную академию, женился, в течение года потерял супругу и младенца, после чего принял монашеский постриг. Был инспектором Томской духовной семинарии, ректором Иркутской духовной семинарии, в разные годы управлял Тобольской, Рижской и Литовской епархиями. За сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель был арестован и этапом отправлен на 3 года в ссылку в Нарымский край. В завещании Патриарха Тихона назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Не принял политику митрополита Сергия (Страгородского), но до конца жизни старался сохранить мир церковный.

Священное Писание

 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11

6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Лк., 26 зач., VI, 31-36

31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 6, 31-36

Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше "я", то не жди добра.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. И даже если, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех никакими обстоятельствами. Даже если он не может порвать с грехом, если не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает – мистически разрушает душу и тело человека.

Божественная литургия

Слово «литургия» в переводе означает «общее дело». Чин литургии состоит из трёх частей — проскомидии (во время которой происходит приготовление Святых Даров), Литургии оглашенных (на которой в древности разрешалось присутствовать готовящимся ко Крещению — оглашенным) и Литургии верных (на которой могли присутствовать только крещёные). Основные элементы литургии оглашенных: мирная ектенья, антифоны, малый вход с Евангелием, праздничные тропари и кондаки, трисвятое, прокимен, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения и ектения об оглашенных. Основные элементы Литургии верных: сокращённая мирная ектения, Великий вход, просительная ектения, Символ веры, анафора, просительная ектения и молитва «Отче наш», Причащение священнослужителей в алтаре, Причащение мирян, благодарственные песнопения и молитвы.

О богодухновенности Священного Писания

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность.

Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Богом людьми. Дух Святой не «надиктовывал» истину с Небес, а соучаствовал с пророками и апостолами в творческом процессе создания Священной Книги. Священное Писание — не исключительно божественный продукт, а продукт Богочеловеческого со-творчества, результат совместного действия Бога и человека. В таком действии человек не являлся пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а был сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.

Учение о Богодухновенности (или Боговдохновенности) Священного Писания является догматом Церкви.

Полезный совет

Полезно при ежедневном чтении Нового Завета, выписывать фразу или предложение, которое тронуло сердце и которое хотелось бы запомнить. Только желательно именно выписать, а не скопировать в электронном виде, это облегчит запоминание. Для библейских цитат заведите отдельную тетрадку.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех,/ благою совестию священнолепно оболкся,/ почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/ и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/ священномучениче Дионисие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дионисия Ареопагита

глас 8

Небесная врата прошед духом, яко ученик/ до третияго Небесе достигшаго апостола, Дионисие,/ неизреченных обогатился еси всяким разумом/ и озарил еси во тьме неведения седящия./ Темже зовем:// радуйся, отче всемирный.

Тропарь преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Жертву Безкровную приносивый Господеви непорочне / и служивый Ему по званию своему многое время неленостне, / священне Дионисие, / молися о нас, / любовию чтущих тя.

Кондак преподобного Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Священнодействовавшаго на земли священнолепно/ и потрудившагося в чину своем добре,/ ныне же на Небесех ликуеши светло,/ священными похваляем тя песньми, Дионисие, и молим:/ моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Теги:
Священномученик Дионисий Ареопагит
блаженный Исихий Хоривит
святитель Агафангел Ярославский
православный календарь

Все публикации