Церковный календарь

14 октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
14 октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

18-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 1 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Апостола от 70-ти Анании (I). Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461).

Мученика Домнина Солунского (IV). Преподобномученика Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780–790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Равноапостольных царя Иверского Мириана (после 361) и царицы Иверской Наны (ок. 364) (Груз.). Собор Молдавских святых.

Священномученика Алексия Ставровского пресвитера (1918); священномученика Михаила Вологодского пресвитера (1920); священномучеников Александра Агафоникова, Георгия Архангельского, Николая Кулигина пресвитеров, мученика Иоанна Артемова (1937).

Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.

Покров Пресвятой Богородицы

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы связано с чудесным явлением Матери Божией во Влахернской церкви Константинополя. В воскресный день 14 октября 910 года, во время всенощного бдения, блаженный Андрей увидел в храме идущую по воздуху Богородицу, озарённую светом и окружённую Ангелами и святыми. Вначале Она со слезами молилась за христиан, а потом сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Праздник Покрова не получил в богослужебном календаре Греческой Церкви значительного места, однако в Русской Церкви он является одним из Великих праздников. Древнейшая часть службы Покрову, к которой принадлежит тропарь празднику («Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша»), составлена в домонгольский период.

Преподобный Роман Сладкопевец

Преподобный Роман Сладкопевец родился в сирийском городе Эмесе в середине V века. При императоре Анастасии Дикоре он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. С именем преподобного Романа связывают появление нового типа песнопений — кондаков, первым из которых был кондак Рождеству Иисуса Христа. В церковной службе преподобный Роман воспевается как духовный песнописец: «цитра сладкогласная, струна преславных слов Духа, звучно поёт и научает концы славить неумолкаемыми песнями единый свет Божества», «Богородицу Марию имел ты учителем, вразумляющую тебя и поучающую петь: Благословен Бог», «вдохновенными песнями ты, блаженный, возвестил неизреченное домостроение Христово и венчал всех святых хвалами, с ними ты прославил Чистую Деву и Истинную Матерь Божию».

Преподобный Савва Вишерский

Преподобный Савва Вишерский, настоятель Савина Тверского монастыря, был строгим игуменом и заботился о духовном благополучии братии. Он стоял в дверях церковных с жезлом в руках, и, если кто не приходил на службу или уходил раньше, чем положено, или во время пения разговаривал, или переходил со своего места на другое, то он пресекал и запрещал это. Или кто после пения выходил не вместе со всеми, то ему даже малых согрешений и нарушений не прощал. А говорящих и бесчинствующих иногда бил жезлом, иногда же и в затвор посылал, и был суров, когда требовалось, и милостив, когда подобало. Как-то Савва сидел у окна, выставив бороду. Один из монахов, незадолго до этого наказанный им, подошёл, ухватил его за бороду и почти всю вырвал. Монахи поймали этого брата и привели к блаженному, спрашивая, как он велит его наказать. Он же сказал: «Я и жезлом бью, и в темницу отсылаю за нарушения монастырской жизни и обиды братии, но за обиды, нанесённые мне, не подобает наказывать, а следует всё терпеть».

Священное Писание

Евр., 320 зач., IX, 1-7

1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Слово святителя Димитрия Ростовского в праздник Покрова Богородицы

В последние тяжкие времена, когда с умножением грехов наших увеличились наши бедствия во исполнение слов апостола Павла: беды от разбойников, беды от сродников, беды от языков, беды во градах, беды в пустыни, беды в море, беды во лжебратии (2 Кор. 11:26), когда во исполнение слов Самого Господа восстаёт народ на народ и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, Пречистая Дева Мария подаёт нам в защиту Свой покров, чтобы освободить от всяких бедствий, чтобы сохранить нас под Своим покровом. Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, Жену, облечённую в солнце, так и святой Андрей во Влахернской церкви увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы тоже как народ, как государство проходим через непростые обстоятельства. Но если посмотреть в историю, то как же много было таких обстоятельств, с которыми люди связывали ответ на вопрос «быть или не быть». И ответ всегда был — «быть», когда мы этот вопрос и этот ответ сопровождали искренней верой и обращенной к Богу молитвой о стране нашей, о народе нашем и о сохранении веры православной. Пусть Покров Царицы Небесной и ныне пребывает над Отечеством нашим, над всей исторической Русью. Да примирит Царица Небесная Своей материнской любовью чад Своих в России, Украине, в иных местах пребывающих. Да дарует Она нам надежду на то, что по молитвам святых, в земле нашей просиявших, Ее милость, Ее материнское заступление пред Сыном Ее и Богом нашим всегда будут действенными в ответ на наши смиренные молитвы и на нашу искреннюю веру.

Молитвословия

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Продолжение →

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.

Тропарь апостола Анании

глас 3

Апостоле святый Анание,/ моли Милостиваго Бога/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Анании

глас 2

В молитвах теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ прими моление, Анание, наше/ и Христа моли помиловати ны,// Единаго во святых Почивающаго.

Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца

глас 8

Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Тропарь преподобного Саввы Вишерского, Новгородского

глас 4

От юности твоея весь Богу поработился еси, блаженне, / и Того ради любве отечество и род оставил еси, / в пустыню вселився / и в ней жестокое житие показав, / чудес дарования от Господа приял еси, / Савво преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы Вишерского, Новгородского

глас 8

Отечества, преподобне, удалився/ и вселився в пустыню,/ и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси,/ и многих житием удивив,/ отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси,/ поминай нас, чествующих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Савво, отче наш.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской

глас 4

Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков/ и вся страна Российская/ пришествием Матери Бога Вышняго/ на избавление града сего от варварскаго пленения./ Услыша плач и слезы раб Своих,/ скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему,/ и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети,/ и град сей от скорби на радость премени./ О, дивному знамению,/ како Пресвятая Владычице прииде на воздусе и в церковь Свою/ и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей,/ и поноси в людех беззаконие./ И Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара/ и его совет на разрушение./ Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове/ и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму./ Днесь притецем, вернии,/ в дом спасительный Владычицы Богородицы,/ светло празднуя,/ и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще:/ О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие,/ молися Сыну Своему Христу Богу нашему/ спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления/ и от нахождения поганых и междоусобныя брани,/ и спасти души наша яко Милосердая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской

глас 8

Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову,/ услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице,/ и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели/ и торжествовати устрой, в беде и в сетовании возвесели,/ и завеща во граде молити Святую Троицу,/ и Сама обещася молити Ю./ О, преславному чудесе,/ како Небесная Царице к земным прийде избавити рабы Своя погибающия./ О, дивному знамению,/ како вразумляют; е рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу./ О, Всемилостивая Владычице Богородице,/ аще не бы Ты предстояла, молящи за ны,/ кто бы нас избавил от толикия беды,/ яко не имамы иныя помощи и надежды, разве Тебе, Владычице,/ Твой бо раби, да не погибнем,/ и потщися на умоление раб своих присно,/ Богородице, чтущих Тя.

Теги:
Покров Пресвятой Богородицы
преподобный Роман Сладкопевец
преподобный Савва Вишерский
православный календарь

Все публикации