14 октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

8251
Фото

Седмица 19-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Апостола от 70-ти Анании (I). Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461).

Мученика Домнина Солунского (IV). Преподобномученика Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780—790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Равноапостольных царя Иверского Мириана (после 361) и царицы Иверской Наны (ок. 364) (Груз.). Собор Молдавских святых.

Священномученика Алексия Ставровского пресвитера (1918); священномученика Михаила Вологодского пресвитера (1920); священномучеников Александра Агафоникова, Георгия Архангельского, Николая Кулигина пресвитеров, мученика Иоанна Артемова (1937).

Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.

Покров Пресвятой Богородицы

Празднование Покрова Пресвятой Богородицы связано с чудесным явлением Матери Божией во Влахернской церкви Константинополя. В воскресный день 14 октября 910 года, во время всенощного бдения, блаженный Андрей увидел в храме идущую по воздуху Богородицу, озарённую светом и окружённую Ангелами и святыми. Вначале Она со слезами молилась за христиан, а потом сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Праздник Покрова не получил в богослужебном календаре Греческой Церкви значительного места, однако в Русской Церкви он является одним из Великих праздников. Древнейшая часть службы Покрову, к которой принадлежит тропарь празднику («Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша»), составлена в домонгольский период.

Преподобный Роман Сладкопевец

Преподобный Роман Сладкопевец родился в сирийском городе Эмесе в середине V века. При императоре Анастасии Дикоре он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. С именем преподобного Романа связывают появление нового типа песнопений — кондаков, первым из которых был кондак Рождеству Иисуса Христа. В церковной службе преподобный Роман воспевается как духовный песнописец: «цитра сладкогласная, струна преславных слов Духа, звучно поёт и научает концы славить неумолкаемыми песнями единый свет Божества», «Богородицу Марию имел ты учителем, вразумляющую тебя и поучающую петь: Благословен Бог», «вдохновенными песнями ты, блаженный, возвестил неизреченное домостроение Христово и венчал всех святых хвалами, с ними ты прославил Чистую Деву и Истинную Матерь Божию».

Преподобный Савва Вишерский

Преподобный Савва Вишерский, настоятель Савина Тверского монастыря, был строгим игуменом и заботился о духовном благополучии братии. Он стоял в дверях церковных с жезлом в руках, и, если кто не приходил на службу или уходил раньше, чем положено, или во время пения разговаривал, или переходил со своего места на другое, то он пресекал и запрещал это. Или кто после пения выходил не вместе со всеми, то ему даже малых согрешений и нарушений не прощал. А говорящих и бесчинствующих иногда бил жезлом, иногда же и в затвор посылал, и был суров, когда требовалось, и милостив, когда подобало. Как-то Савва сидел у окна, выставив бороду. Один из монахов, незадолго до этого наказанный им, подошёл, ухватил его за бороду и почти всю вырвал. Монахи поймали этого брата и привели к блаженному, спрашивая, как он велит его наказать. Он же сказал: «Я и жезлом бью, и в темницу отсылаю за нарушения монастырской жизни и обиды братии, но за обиды, нанесённые мне, не подобает наказывать, а следует всё терпеть».

Евангелие дня

Что важнее — форма или содержание? Сколько интеллектуальных копий было сломано при поисках ответа на данный вопрос! Одни мыслители (и их большинство) настаивают на превосходстве содержания, другие же (например, Маркс) говорят об определяющем значении формы. Что же на этот счёт говорит Священное Писание? Ответ мы можем получить из составного чтения из десятой и одиннадцатой глав Евангелия от Луки. Данный отрывок звучит сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

История двух сестёр — Марфы и Марии — звучит во время богослужения в дни праздников, посвящённых Богородице и Деве Марии. Праздник Покрова Божией Матери, который мы отмечаем сегодня, в данном отношении исключением не является. Приходится довольно часто слышать от людей, только знакомящихся с церковной традицией, вопрос — почему именно такой выбор сделали составители православного богослужения? Почему не о Богоматери, а о Марфе и Марии говорит нам Евангелие в дни богородичных торжеств?

Во-первых, новозаветные тексты, в принципе, очень мало повествуют о жизни и поступках Девы Марии. Как утверждает Предание, таковым являлось желание самой Богородицы — Она просила апостолов, составителей четырёх Евангелий, упоминать Её только тогда, когда без этого нельзя было обойтись. Скромность и искреннее смирение лежали в основании данной просьбы.

Во-вторых, прозвучавшее чтение как нельзя лучше подчёркивает особенности святости Богоматери. Хотя прямого упоминания Девы Марии, повторюсь, в данном чтении нет. Мы становимся свидетелями визита Господа Иисуса в дом Его друзей — Лазаря и его сестёр Марфы и Марии. Марфа, обладательница деятельного характера, начинает суетиться по хозяйству. Мария же, склонная к более созерцательному укладу, садится рядом со Христом, слушая Его поучения. Марфа обижается на внешне бездействующую сестру, но вразумляется Спасителем: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».

Означают ли прозвучавшие слова, что Христос осуждал деятельную Марфу? Совершенно точно — нет. Спаситель всего лишь стремится подчеркнуть, что в основании любого доброго поступка верующего человека должно находиться искреннее стремление выразить свою любовь к Богу и ближнему. Форма, пусть и многообразная, насыщенная, без внутреннего наполнения рано или поздно сходит на нет. Другое дело — что и содержание без практической реализации прокисает и портится. Пример этому мы видим в ином евангельском эпизоде. Перед чудом воскрешения Лазаря встретить Христа устремляется деятельная Марфа. И по её вере, прежде всего, брат возвращается из власти смерти. Мария же, пленённая горем, сидела дома и плакала...

Но вернёмся к изначальной теме — величию святости Пресвятой Богородицы. В Её жизни и служении не было противостояния формы и содержания. То и другое пребывали в совершенной гармонии. Поступки определялись верой, а вера раскрывалась через поступки. Или как о том пишет святитель Амвросий Медиоланский: «Она была Девой не только по телу, но без всякого притворства и по духу; смиренна сердцем; усердна к чтению; работой занималась прилежно; была скромна в разговоре; привыкла никого не оскорблять; была почтительна к старшим; ровесникам не завидовала; чуждалась гордости; руководствовалась разумом, любила добродетель».

Способны ли мы достичь подобного совершенства? В полной мере, наверное, нет. Но приблизиться к идеалу святости Богоматери мы всё же способны. Для этого необходимо стремиться соединить веру и дела, внутренние устремления и внешние поступки. Чтобы не было в них противоречий, но всё наше бытие оказалось посвящено исполнению заповедей Божиих, которые приведут нас к святости, заповеданной нам нашим Творцом.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово святителя Димитрия Ростовского в праздник Покрова Богородицы

В последние тяжкие времена, когда с умножением грехов наших увеличились наши бедствия во исполнение слов апостола Павла: беды от разбойников, беды от сродников, беды от языков, беды во градах, беды в пустыни, беды в море, беды во лжебратии (2 Кор. 11:26), когда во исполнение слов Самого Господа восстаёт народ на народ и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф. 24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, Пречистая Дева Мария подаёт нам в защиту Свой покров, чтобы освободить от всяких бедствий, чтобы сохранить нас под Своим покровом. Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, Жену, облечённую в солнце, так и святой Андрей во Влахернской церкви увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пусть в центре вашей жизни будет молитва, ясное сознание того, что силой молитвы приклоняется милость Божия и силой молитвы над каждым в отдельности и над всеми нами простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. А наша общая задача заключается в том, что, несмотря на грехи, заблуждения, падения наших современников, мы как Церковь должны непрестанно молиться, чтобы Покров Пречистой Царицы Небесной пребывал над всей исторической Русью, над страной нашей Российской, над всеми, кто сознательно или, может быть, еще недостаточно сознательно готов принять Божие заступление и Покров Пречистой Царицы Небесной над собой. Верю, что Господь и Матерь Божия услышат наши молитвы.

Молитвословия

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы →

***

Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца

глас 8

Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Тропарь преподобного Саввы Вишерского, Новгородского

глас 4

От юности твоея весь Богу поработился еси, блаженне, / и Того ради любве отечество и род оставил еси, / в пустыню вселився / и в ней жестокое житие показав, / чудес дарования от Господа приял еси, / Савво преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы Вишерского, Новгородского

глас 8

Отечества, преподобне, удалився/ и вселився в пустыню,/ и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси,/ и многих житием удивив,/ отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси,/ поминай нас, чествующих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Савво, отче наш.

Тропарь апостола Анании

глас 3

Апостоле святый Анание,/ моли Милостиваго Бога/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Анании

глас 2

В молитвах теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ прими моление, Анание, наше/ и Христа моли помиловати ны,// Единаго во святых Почивающаго.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской

глас 4

Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков/ и вся страна Российская/ пришествием Матери Бога Вышняго/ на избавление града сего от варварскаго пленения./ Услыша плач и слезы раб Своих,/ скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему,/ и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети,/ и град сей от скорби на радость премени./ О, дивному знамению,/ како Пресвятая Владычице прииде на воздусе и в церковь Свою/ и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей,/ и поноси в людех беззаконие./ И Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара/ и его совет на разрушение./ Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове/ и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму./ Днесь притецем, вернии,/ в дом спасительный Владычицы Богородицы,/ светло празднуя,/ и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще:/ О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие,/ молися Сыну Своему Христу Богу нашему/ спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления/ и от нахождения поганых и междоусобныя брани,/ и спасти души наша яко Милосердая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской

глас 8

Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову,/ услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице,/ и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели/ и торжествовати устрой, в беде и в сетовании возвесели,/ и завеща во граде молити Святую Троицу,/ и Сама обещася молити Ю./ О, преславному чудесе,/ како Небесная Царице к земным прийде избавити рабы Своя погибающия./ О, дивному знамению,/ како вразумляют; е рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу./ О, Всемилостивая Владычице Богородице,/ аще не бы Ты предстояла, молящи за ны,/ кто бы нас избавил от толикия беды,/ яко не имамы иныя помощи и надежды, разве Тебе, Владычице,/ Твой бо раби, да не погибнем,/ и потщися на умоление раб своих присно,/ Богородице, чтущих Тя.

Новости по теме

В праздник Покрова Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме города Казани В праздник Покрова Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Серафимовском храме города Казани

14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского города Казани.

Как быть достойными Покрова Царицы Небесной
Публикации 14 октября 2023
Как быть достойными Покрова Царицы Небесной

Праздник Покрова Божией Матери имеет особую историю в нашей стране, ведь именно в России столь торжественно вспоминают этот день, посвящённый событию, произошедшему в Византии много сотен лет назад.

В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Покровском храме Казани В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил всенощное бдение в Покровском храме Казани

13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил всенощное бдение в Покровском храме Никольского собора города Казани.

Первая Ходатаица
Публикации 13 октября 2023
Первая Ходатаица

Утром все, как у всех. Быстрый подъем, завтрак… куртка, обувь, ключи, дверь. И вот — впереди новый день, полный своих забот и тревог. А у кого их нет?