Церковный календарь

12 октября. Память преподобного Кириака отшельника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 октября. Память преподобного Кириака отшельника

17-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 29 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Кириака отшельника (556).

Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобного Феофана Милостивого.

Священномученика Иоанна, архиепископа Рижского (1934).

Обретение мощей святителя Иоанна Чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Преподобный Кириак отшельник

Уроженец Коринфа, сын пресвитера, Кириак явил собой истинный образ отца-пустынника. Однажды, 17-летним юношей, он во время церковной службы был так тронут словами Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», что, не заходя домой, ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Так начались его паломнические странствия по Палестине, а потом — суровое монашеское делание. Долгое время он подвизался в разных обителях Иудейской пустыни. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов-подвижников. Семидесяти лет он пошел искать еще более пустынные и безводные места, питался горькими травами, но даже до конца дней сохранял удивительную бодрость и исцелял страждущих. Умер святой 109 лет от роду.

Преподобный Феофан Милостивый

Преподобный Феофан Милостивый был добрым и милосердным человеком. Свое имение он раздал, помогая неимущим ближним, а сам остался в нищете. Вскоре его ждало новое испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело его было покрыто язвами и издавало смрад. Преподобный без ропота переносил невзгоды, за все благодаря Бога. Когда он умирал, разразилась буря, и его жена скорбела, что не сможет похоронить его как подобает. Святой утешил ее: «Не плачь, вот наступает помилование от Милосердного Бога: в час моей кончины по воле Божией буря прекратится». Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело святого Феофана очистилось от ран и стало источать целебное миро.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Архиепископ Янис (Иоанн) Поммер родился в 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша, чей род сохранил приверженность Православию, несмотря на гонения от немецких землевладельцев. Постриг Янис принял по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Став епископом, он служил на Одесской, Слуцкой, Приазовской кафедрах, врачевал расколы в Тверской и Пензенской епархиях. После революции владыку не раз арестовывали. Во время одного из арестов народ крестным ходом подошел к темнице и требовал освобождения владыки. Известно, что святителя пытались застрелить в келлии. В ночь на 12 октября 1934 года на архиерейской даче случился пожар. Владыку нашли привязанным к снятой с петель двери, с раной от револьвера, подвергнутого страшным пыткам и сожженного заживо.

Священное Писание

Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

ГЛАВА 3

1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, 3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), 4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, 5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, 6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, 7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Лк., 18 зач., V, 12-16

12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16 Но Он уходил в пустынные места и молился.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 5, 12-16

Припал прокаженный к Господу молясь: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Господь сказал: «хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Так и всякая нравственная проказа тотчас отходит, как только пpипадет кто к Господу с верою, покаянием и исповедью — истинно отходит и теряет силу всякую над ним. Отчего же проказа иногда опять возвращается? Оттого же, отчего возвращаются и телесные болезни. Говорят выздоровевшему: «того не ешь, этого не пей, туда не ходи». Не послушает и раздражит опять болезнь. Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться: болезнь греховная и не воротится. Не станешь внимать себе, все без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, — как тут не раздражиться греху и не взять силу снова? Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди надо брать эпитимию и верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила. Но отчего иной говорит: одолела меня греховная привычка, не могу с собою сладить. Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или блажь на себя напускает. Хочет без труда и самопринуждения все сделать, и осмеян бывает от врага. Решись стоять до смерти и делом это покажи: увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти, враг овладевает душой, но это не оправдание; ибо он тотчас отбежит, как только произведешь, с Божиею помощью, поворот внутри.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Навык молитвы – это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.

Обретение мощей святителя Иоанна Шанхайского

Святитель Иоанн (Максимóвич) — один из самых почитаемых святых ХХ века. В преддверии прославления подвижника было решено освидетельствовать его мощи, погребённые в усыпальнице Сан-Францисского кафедрального собора. Обретение мощей состоялось 11 октября 1993 года. По окончании вечерни и утрени члены комиссии спустились в крипту, где отслужили панихиду по архиепископу Иоанну. Гроб был вскрыт в 22:10. Лицо святителя было закрыто, и сначала все обратили внимание на его нетленные руки. Было отмечено, что белое облачение святителя позеленело, а подризник полностью истлел. После прочтения 50-го псалма архиепископ Антоний снял воздỳ х с лица святителя, и все увидели его светлый нетленный лик. Ноги, от болезней которых владыка страдал всю жизнь, были тёмного цвета. Участники освидетельствования мощей рассказывали, что никто не удивлялся, не разговаривал. Всем было хорошо и благодатно стоять у мощей владыки. Не было ни спешки, ни суеты — хотелось лишь стоять и молиться.

Могли ли святые отцы ошибаться?

Прославление церковного писателя как святого отца не означает признания безошибочными всех утверждений, содержащихся в его писаниях. Как говорил святой Варсануфий, «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)». Выступая как ответственные свидетели истин, содержащихся в Священном Предании, святые отцы передавали эти истины, не извращая их внутреннего содержания, их сути. Однако, когда они действовали как самостоятельные мыслители (относительно частных вопросов), они могли высказывать или пересказывать ошибочные мнения (разумеется, в определенных границах), воспринятые ими от других людей.

Например, содержащиеся в творениях святых отцов утверждения об устройстве природного мира не являются богооткровенными, а отражают представления, характерные для образованных людей того времени. Святые отцы приводят эти представления (например, о птице Феникс) не для того, чтобы утвердить их истинность, но используя в качестве иллюстрации, понятной их аудитории.

Окончательное суждение об истине принадлежит Церкви в целом. При этом важно помнить, что гораздо чаще, чем ошибки у святых отцов, возникают ошибки у их современных читателей - в большинстве случаев из-за утраты контекста, когда мы забываем о том, что то или иное высказывание относилось к конкретной ситуации, было обращено к определенным людям или оспаривало известное лжеучение.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кириака

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кириака отшельника

глас 8

Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.

Кондак преподобного Кириака

глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за весь мир присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Кондак святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 4

Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас, к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.

Теги:
Преподобный Кириак Палестинский
преподобный Феофан Милостивый
православный календарь

Все публикации