Церковный календарь

10 октября. Память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 октября. Память священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого

17-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 27 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Преподобного Савватия Соловецкого (1435).

Апостолов от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мученицы Епихарии (284–305). Преподобного Игнатия (963–975). Священномученика Анфима Иверянина, митрополита Валашского (1716) (Румын.).

Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937). Священномученика Димитрия Шишокина пресвитера (1918); священномучеников Германа, епископа Вольского, и Михаила Платонова пресвитера (1919); священномучеников Феодора Богоявленского пресвитера (1937).

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

После ареста в 1925 году Патриарший Местоблюститель около года провёл в тюрьме в ожидании приговора, после чего был направлен в ссылку на Урал. Три года его содержали на Крайнем Севере, после чего вновь арестовали и уже не выпускали из одиночных камер сначала Свердловской, а затем Верхнеуральской тюрем. Священномученик Пётр годами не видел солнца и, как он писал, даже потерял ощущение его. Владыке предлагали освобождение в обмен на секретное сотрудничество с ОГПУ (осведомительство), но он ответил чекистам, что подобного рода занятия несовместимы с его званием и несходны его натуре, предпочтя и дальше страдать в нечеловеческих тюремных условиях. Проведя более 11 из 12 лет своего местоблюстительства в тюрьмах и ссылках, священномученик Пётр был расстрелян, но сломить его духовно гонители не смогли.

Священномученик Димитрий Шишокин

Священник Димитрий Шишокин с 1905 года был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии, а с 1913 года – священником храма при губернской тюрьме в Казани. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый как в среде рабочих, так и заключенных, уважавших в батюшке добродушие и приветливость. Когда в 1918 году отца Димитрия арестовали, за него заступились не только прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся рядом с его домом, но и служащие казанской тюрьмы и надзиратели Казанского исправительного отделения, чьи подписи были удостоверены печатями и подписями комиссаров губернской тюрьмы и арестантского дома. Из камеры он писал жене: «Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы… Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша. Димитрий». Расстрелян в 1918 году.

Священное Писание

Еф., 223 зач., III, 8-21

8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, 11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, 12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Лк., 21 зач., V, 33-39

33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.

37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое.

39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 5, 33-39

Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених, сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину. Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были бы в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устраивается, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренно и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев - рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня перед нашей Церковью стоят огромные задачи, и возвращение храмов, монастырей уже не является первоочередной задачей. Задачей номер один является проповедь Христа, которая будет понята и принята абсолютным большинством нашего народа. Такого рода деятельность требует затраты огромных духовных и интеллектуальных сил – собственно говоря, отдачи всей жизни. А это требует от каждого из нас духовного бодрствования, способности напрягать силы, самим духовно и интеллектуально возрастать, и с людьми делиться своим опытом и своими знаниями.

О Шестопсалмии

Шестопсалмие – одна из самых важных частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов, «исполненых покаяния и утешения». Устав повелевает читать Шестопсалмие с особым благоговением и страхом Божиим, «яко Самому Богу беседующе невидимо». «Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение Шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу», – указывал преподобный Нектарий Оптинский. Согласно Студийскому уставу, Шестопсалмие пели тихим речитативом, подобно современному чтению нараспев: «поют же с умилением сердца, со страхом, со всем доброчинством, не кликом, но едва мало что слышати». Для того чтобы внимание слушаю щих ничем не развлекалось, в храме гасятся светильники и свечи, верующие остаются в полумраке. Во время чтения Шестопсалмия строго запрещается нарушение благоговейной тишины: «не имать кто власти шепты творити, но внимати глаголемым, руце имуще согбенны, главы же преклонены, о гресех молящеся». Устав запрещает даже поклоны в середине Шестопсалмия, во время чтения «Слава и ныне» и «Аллилуиа», а святые отцы не рекомендуют и креститься в этот момент: «Что вам согласно с истинными преданиями святых отцов заповедала М. во время Шестопсалмия не креститься, – сие советую вам хранить», – наставлял преподобный Лев Оптинский. Так как перед чтением шестопсалмия возглашается ангельское славословие родившемуся Господу Иисусу Христу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», – то оно с древних времен связывалось с Пришествием Спасителя (Первым и Вторым) и Страшным Судом Божиим. «Мы не садимся во время Шестопсалмия, потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения Шестопсалмия ум идёт на час Страшного Суда», – указывал преподобный Паисий Афонский.

Молитвословия

Тропарь мученика Каллистрата и дружины его

глас 4

Мученицы Твои Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами спаси души наша.

Кондак мученика Каллистрата и дружины его

глас 4

Всяк труд днесь Церковь ныне совершающи святии,/ восхваляет таинственно,/ яко за ню страдальчествовавшия мученицы Божественнии,/ добропобеднии всемудрии.

Тропарь преподобного Савватия Соловецкого

глас 3

Удалився мира и водворися в пустыни, / добрым подвигом подвизався, злостраданием, и вниманием, и молитвами. / Отнудуже и по смерти источаеши исцеления, Савватие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Савватия Соловецкого

глас 2

Житейския молвы отбег и вселися в морский остров, премудре./ И крест Господень на рамо взем, Христови последовал еси в молитвах и во бдениих, и в пощениих, злостраданием плоть свою изнуряя./ Тем бысть иноком удобрение./ Иже любовию память твою празднующим, преподобне Савватие,/ моли непрестанно о всех нас.

Тропарь священномученика Петра митрополита Крутицкого

глас 2

Божиим смотрением к святительскому служению/ святым патриархом Тихоном призванный,/ стаду Христову явился еси страж неусыпный/ и защитник небоязненный,/ священномучениче Петре,/ жестокая заточения и дальная изгнания,/ страдание и смерть от богоборцев претерпел еси,/ венец мученический прияв,/ на Небеси ныне радуешися./ Моли милостиваго Бога,/ да сохранит Церковь нашу от нестроений,/ единомыслие и мир людем Своим дарует// и спасет души наша.

Кондак священномученика Петра митрополита Крутицкого

глас 4

Дух мирен и кроток стяжав,/ твердое упование на милосердие Божие имея,/ блюститель верный Церкве Российския/ и исповедник Христов явился еси,/ священномучениче Петре,/ присный о нас пред Богом предстателю// и молитвенниче о душах наших.

Теги:
Священномученик Пётр Крутицкий
Священномученик Димитрий (Шишокин)
православный календарь

Все публикации