Седмица 18-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752).
Преподобного Даниила Шужгорского (XVI). Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612). Священномучеников Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730—735). Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мучеников Евсевия и Приска.
Священномучеников Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); преподобномученика Маврикия Полетаева и мученика Василия Кондратьева (1937); священномучеников Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); священномучеников Иоанна Быстрова пресвитера (1938); священномученика Василия Крымкина пресвитера (1942).
Апостол от 70-ти Кодрат
Святой Кодрат прославлен в лике 70-ти апостолов. Он был епископом в Афинах. Его служение закончилось мученичеством: его бросили в темницу, где он скончался от голода. В 126 году апостол Кодрат написал апологию в защиту христианства. Текст представили императору Адриану (117—138), гонителю христиан, который после знакомства с этой апологией издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Апология сохранилась частично; её цитирует историк IV века Евсевий Кесарийский: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцелённые Им и воскрешённые из мёртвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».
Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Осенью 1752 года в Троицкой церкви Яковлевского монастыря города Ростова над могилой святителя Димитрия Ростовского осел чугунный пол. 21 сентября во время ремонтных работ после снятия плит, удаления земли и щебня открылся повреждённый бревенчатый сруб склепа и гроб, в котором обрели нетленные мощи митрополита Димитрия. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) освидетельствовал мощи и донёс о происшедшем в Синод. При гробе святителя совершалось множество чудотворений, исцелений, подлинность которых была тщательно проверена и документально подтверждена. С каждым годом слава чудотворца росла, и 22 апреля 1757 года при императрице Елизавете Петровне состоялась канонизация святого. Житие святителя Димитрия написал митрополит Арсений, а службу святителю — епископ Амвросий Переяславский. В 1763 году в присутствии императрицы Екатерины, пришедшей из Москвы пешком, мощи святителя Димитрия переложили в серебряную раку. Святитель Димитрий стал первым святым, канонизированным в синодальный период.
Евангелие дня
Как избежать в своей жизни тяжёлых испытаний? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как сатана искушал Христа в пустыне. В предложениях лукавого воскресает древний соблазн, на который поддались Адам и Ева в раю. Дьявол пытается победить Спасителя через «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую». Три силы, которые лежат, по словам Иоанна Богослова, в основе всех греховных поступков человека. Однако Господь демонстрирует Свою Божественную силу. Он показывает, что те соблазны, на которые с такой лёгкостью поддаётся каждый из нас, не имеют над Ним никакой власти. Завершается эпизод кратким упоминанием о том, что, вернувшись из пустыни, Христос начинает проповедь Евангелия. Теперь Он открыто являет Свою силу, а люди, которые встречаются Ему на пути, прославляют Его, то есть признают, что через Него явно действует Бог. Господь на словах и на деле показывает, как можно преодолевать те самые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую», которые уродуют нашу жизнь.
Что полезного для себя мы можем почерпнуть из этой ситуации? Прежде чем стать профессионалом, новичок должен пройти курс обучения. Даже если у него хорошие учителя, это всегда путь испытаний. Никто не выпустит ученика на производство, прежде чем он не сдаст ряд экзаменов.
Так и в духовной жизни. Даже Господь подвергается испытанию. Что говорить о нас. На пути приобретения духовного опыта мы сдаём экзамены. Большинство из них промежуточные, они разбросаны в текучке будней. Но есть и ключевые. Их результаты определяют вектор всей нашей последующей жизни. Эти экзамены — наша точка роста. И чем серьёзней испытание, тем круче может измениться наша жизнь в лучшую сторону, если мы пройдём его успешно. Наша задача быть к этому готовым. Не проморгать свой шанс что-то кардинально поменять. Для этого требуется лишь одно: непрестанно спрашивать Бога, «а как в этой ситуации мне следует поступить, чтобы исполнить Твою волю». То есть все свои мысли, слова, дела и поступки постоянно сверять с Евангельскими заповедями.
Важно отметить ещё одно. Христос обладал Божественной силой изначально. А потому Он с лёгкостью преодолевает соблазны дьявола. Для нас же путь духовного роста — это всегда путь проб и ошибок. Мы неизбежно промахиваемся и как неопытный юнец бьём молотком по пальцу, а потом кричим от боли. Если промахнулись, покричать порой полезно. И эта ошибка — не повод для уныния и самоедства. Ведь профессионал тем и ценится, что он совершил в своей области все возможные ошибки и взял их на заметку и сделал верные выводы. Нередко он слезами и кровью добыл своё мастерство. Но отчасти именно благодаря этому он теперь настоящий спец в своем деле. К нему идут за опытом. Так и в духовной жизни. Если мы целенаправленно, постоянно, во всех своих делах стремимся исполнять волю Бога, не беда, что мы упали. Мы люди. Мы падаем. Необходимо просто сделать соответствующие выводы и с доверием Христу продолжить путь. Если проявим упорство в этом деле, произойдёт по человеческим представлениям немыслимое: наши самые тяжелые падения и потери, всё то, что мы считали нечистым и грязным, за что постоянно грызли себя, Он Своей благодатью превратит в бесценное сокровище, драгоценный опыт, которым мы сможем делиться с окружающими, рассказывая о том, как именно Бог провёл нас через череду испытаний, чтобы омыть, очистить, исполнить своим Духом и дать нам Царство Небесное.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Замечательные слова находим у преподобного Ефрема Сирина: «Без печали и скорби нет спасения». А у преподобного Марка Подвижника находим иные очень важные слова: «Не каждая скорбь посылается за грехи». Итак, с одной стороны, скорбь и печаль — некий фактор, необходимый для духовного роста человека. С другой стороны, скорбь может быть наказанием за наши грехи и наши проступки, но не всякая, как учит Марк Подвижник. Ведь есть скорби, происходящие от нашего неразумия. Есть скорби, которые происходят от незнания или заблуждения. А есть скорби, которые происходят с нами помимо нашей воли, когда мы вдруг сталкиваемся с тяжелыми жизненными обстоятельствами. В таком случае святые отцы говорят, что это и есть крест от Бога; и скорбь, которая не проистекает ни из наших ошибок, ни из нашего неразумия и нерадения, дается нам свыше.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит о пользе молитвы за людей
Как-то раз у меня возникло желание помочь одним людям в решении их серьезной проблемы, которую заметил старец, в то время как они ничего о ней не знали. Но я боялся, что они меня могут неправильно понять, обидеться и в конце концов вместо пользы мое вмешательство принесет им лишь духовный вред. Я высказал свои соображения отцу Порфирию, и он ответил мне: «Не говори с ними на эту тему. Они наверняка обидятся, станут осуждать тебя и таким образом согрешат. Однако не проявляй к ним и равнодушия. Помогай им на расстоянии своей молитвой. Тогда они не претерпят никакого духовного ущерба и от твоей молитвы получат бόльшую пользу, чем от твоих слов». Я последовал совету рассудительного старца, и это принесло мне покой. Отец Порфирий верил в несомненную ценность молитвы в духовной жизни человека. Он советовал своим духовным чадам не забывать молиться: «Молись просто, просто и смиренно, с простой верой, не ожидая, что Бог тебе ответит… Когда ты беседуешь с Богом, ты действительно беседуешь с Ним».
Восьмая заповедь Нового Завета: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное
В 4-й заповеди уже говорилось о правде. Христос предупреждал христиан — Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).
В этой заповеди говорится о стеснениях, гонениях за правду Божию. Ещё до Своей крестной смерти Спаситель свидетельствовал, что «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь и не многие находят их» (Мф.7:13).
Подчеркнем, речь в этой заповеди именно о гонениях за правду. Сын протоиерея Глеба Каледы рассказывал о советских временах: «Мы жили на первом этаже. Папа служил у нас на квартире тайно. Он требовал на время службы закрывать форточки и всячески старался, чтобы никто из соседей не услышал молитв. Мы сначала думали, что это выглядит как-то несмело. Потом поняли: пострадать за Христа — одно, а пострадать за самонадеянность и недальновидность — другое». Поэтому церковные каноны запрещают мученичество, как следствие провокации.
Ещё пример из книги «Записки пустынножителя». В Сухуми, в кладбищенском склепе приютился странник, по виду монах, который хранил обет молчания. Однажды его, как не имеющего документов (дело было в СССР), забрали в милицию. Там стали заводить дела на каждого. Дошла очередь и до него: спросили фамилию, он не отвечает. Видя, что он всё понимает, но просто не хочет отвечать, его зверски избили. Следователем овладело безрассудное упрямство и за 40 дней на молчальнике были испробованы все доступные способы истязаний. Совершил ли монах подвиг? Нам видится, что он проявил упрямство и ввёл в грех следователя. Подвиг молчания состоит не в том, чтобы не раскрывать уст ни при каких обстоятельствах, а в том, чтобы хранить внутреннюю тишину и молитвенную сосредоточенность.
Данную заповедь следует понимать не только в отношении исповедания веры в окружающем безбожном мире. И в церковной жизни бывают гонимые за правду. Великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст был несправедливо осужден собором епископов, сослан в Армению и там преставился.
Гонимым за правду, как и нищим духом, Господь обещает Царство Небесное, Царство любви. Отечество наше прежде всего на Небе, с Богом. У одного священника вечером спрашивают: Вы домой? — Нет, пока ещё на квартиру.
Молитвословия
Тропарь святителям Ростовским
глас 4
Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.
Тропарь святителю Димитрию Ростовскому
глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Димитрия Ростовкого
глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского
глас 5
Смиренномудрием наказание благодушие приемля,/ иже от Небес неизреченный дар приити сподобился,/и в плоти сый, преподобне,/ безплотен в служении своем к Богоматери трудолюбие подвизася,/ бдении, пощении, слезами и молитвами,/ имиже и пустыню многожительну устроил еси,/ благоухищренным же юродством человеческия славы избежа./ Сего ради Всевышний Мздовоздатель/ в конец века сего сугубо тя прослави,/ и гроб твой святый точением чудес обогатися,/ Егоже моли, преподобне отче наш Иосифе,/ даровати нам отпущение грехов и велию милость.
Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского
глас 4
Исперва житие твое, преподобне,/ хитростию благоюродства от человек утаено на небесех пред Ангелы явленно,/ и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше,/ но мысленными крилы на высоту возшед,/ Присносущным Светом облистаемь,/ во отечествии наследова,/ и земных мнящихся красных храмов не требовав,/ но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси,/ ни ризами мягкими одеяся,/ но паче власяницу возлюбил еси,/ и сего ради паче всех имений земных небесная сокровища приобрел еси/ и на земли плотян сый со безплотными совокупляяся,/ Небесной Царице служа и Той приносимых Ангельских песней насладився,/ ихже многие людие желая насладитися не могут./ Сего ради Всевышний Творец образ Свой/ и Рождшия Его Богоматере/ с высоты воздуха на руце твоя,/ яко на Херувимская носила дарова тебе./ От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни,/ и яко росоточащий облак молитвами твоими весь мир милованный напои./ И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник во исцеление недугов устрои,/ Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе,/ даровати нам мир и велию милость.
Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского
глас 8
Вышних благ желаяй,/ преобидел еси долу влекущая мудрования,/ ибо трудолюбивое свое тело/ острым власяным плетением стерл еси,/ и бысть благоугоден служитель Богоматере,/ страждущим в недузех являлся, скоро помогавши,/ и с верою притекающим к тебе неоскудное здравие подаеши./ Сего ради зовем ти:/ разреши наша болезни душевныя и телесныя/ еже к Богу молитвами твоими,/ началообразный смирению наставниче, отче наш Богомудре Иосифе,/ монахом удобрение.
Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского
глас 8
От юности Бога возлюбив/ и простынею безгласие стяжал еси, преподобне./ Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси/ и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери/ с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси,/ и Ей богоугодно послужил еси./ И обитель составил еси,/ власяными веригами тело свое удручил еси,/ от негоже каплями кровными диавола потопил еси./ Сего ради и в последняя времена/ гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися,/ тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе, умильно глаголем:/ радуйся, наставниче нашего спасения,/ радуйся, исцелений подателю;/ радуйся, отче наш Иосифе,/ монахом удобрение.
Тропарь апостола Кодрата
глас 3
Апостоле святый Кодрате,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Кодрата
глас 8
Яко священноначальника честна и страдальца твердейша,/ вселенная приносит Тебе, Господи, Кодрата апостола/ и песньми почитает честную его память,/ просящи всегда прегрешений оставления// тем дароватися поющим его, Благоутробне.