4 октября. Память апостола от 70-ти Кодрата

3836
Фото

Седмица 18-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752).

Преподобного Даниила Шужгорского (XVI). Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612). Священномучеников Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730—735). Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мучеников Евсевия и Приска.

Священномучеников Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, Иоанна Флерова пресвитеров (1918); преподобномученика Маврикия Полетаева и мученика Василия Кондратьева (1937); священномучеников Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Лазарева, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского, Иоанна Никольского пресвитеров (1937); священномучеников Иоанна Быстрова пресвитера (1938); священномученика Василия Крымкина пресвитера (1942).

Апостол от 70-ти Кодрат

Святой Кодрат прославлен в лике 70-ти апостолов. Он был епископом в Афинах. Его служение закончилось мученичеством: его бросили в темницу, где он скончался от голода. В 126 году апостол Кодрат написал апологию в защиту христианства. Текст представили императору Адриану (117—138), гонителю христиан, который после знакомства с этой апологией издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик. Апология сохранилась частично; её цитирует историк IV века Евсевий Кесарийский: «Дела Спасителя нашего всегда были очевидны, потому что были истинны. Исцелённые Им и воскрешённые из мёртвых были видимы не только когда исцелились и воскресли, но и всегда. Они жили не только в пребывание Спасителя на земле, но довольно долго оставались в живых и по Его отшествии; некоторые же дожили и до нашего времени».

Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Осенью 1752 года в Троицкой церкви Яковлевского монастыря города Ростова над могилой святителя Димитрия Ростовского осел чугунный пол. 21 сентября во время ремонтных работ после снятия плит, удаления земли и щебня открылся повреждённый бревенчатый сруб склепа и гроб, в котором обрели нетленные мощи митрополита Димитрия. Ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) освидетельствовал мощи и донёс о происшедшем в Синод. При гробе святителя совершалось множество чудотворений, исцелений, подлинность которых была тщательно проверена и документально подтверждена. С каждым годом слава чудотворца росла, и 22 апреля 1757 года при императрице Елизавете Петровне состоялась канонизация святого. Житие святителя Димитрия написал митрополит Арсений, а службу святителю — епископ Амвросий Переяславский. В 1763 году в присутствии императрицы Екатерины, пришедшей из Москвы пешком, мощи святителя Димитрия переложили в серебряную раку. Святитель Димитрий стал первым святым, канонизированным в синодальный период.

Евангелие дня

Как избежать в своей жизни тяжёлых испытаний? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 4.

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как сатана искушал Христа в пустыне. В предложениях лукавого воскресает древний соблазн, на который поддались Адам и Ева в раю. Дьявол пытается победить Спасителя через «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую». Три силы, которые лежат, по словам Иоанна Богослова, в основе всех греховных поступков человека. Однако Господь демонстрирует Свою Божественную силу. Он показывает, что те соблазны, на которые с такой лёгкостью поддаётся каждый из нас, не имеют над Ним никакой власти. Завершается эпизод кратким упоминанием о том, что, вернувшись из пустыни, Христос начинает проповедь Евангелия. Теперь Он открыто являет Свою силу, а люди, которые встречаются Ему на пути, прославляют Его, то есть признают, что через Него явно действует Бог. Господь на словах и на деле показывает, как можно преодолевать те самые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую», которые уродуют нашу жизнь.

Что полезного для себя мы можем почерпнуть из этой ситуации? Прежде чем стать профессионалом, новичок должен пройти курс обучения. Даже если у него хорошие учителя, это всегда путь испытаний. Никто не выпустит ученика на производство, прежде чем он не сдаст ряд экзаменов.

Так и в духовной жизни. Даже Господь подвергается испытанию. Что говорить о нас. На пути приобретения духовного опыта мы сдаём экзамены. Большинство из них промежуточные, они разбросаны в текучке будней. Но есть и ключевые. Их результаты определяют вектор всей нашей последующей жизни. Эти экзамены — наша точка роста. И чем серьёзней испытание, тем круче может измениться наша жизнь в лучшую сторону, если мы пройдём его успешно. Наша задача быть к этому готовым. Не проморгать свой шанс что-то кардинально поменять. Для этого требуется лишь одно: непрестанно спрашивать Бога, «а как в этой ситуации мне следует поступить, чтобы исполнить Твою волю». То есть все свои мысли, слова, дела и поступки постоянно сверять с Евангельскими заповедями.

Важно отметить ещё одно. Христос обладал Божественной силой изначально. А потому Он с лёгкостью преодолевает соблазны дьявола. Для нас же путь духовного роста — это всегда путь проб и ошибок. Мы неизбежно промахиваемся и как неопытный юнец бьём молотком по пальцу, а потом кричим от боли. Если промахнулись, покричать порой полезно. И эта ошибка — не повод для уныния и самоедства. Ведь профессионал тем и ценится, что он совершил в своей области все возможные ошибки и взял их на заметку и сделал верные выводы. Нередко он слезами и кровью добыл своё мастерство. Но отчасти именно благодаря этому он теперь настоящий спец в своем деле. К нему идут за опытом. Так и в духовной жизни. Если мы целенаправленно, постоянно, во всех своих делах стремимся исполнять волю Бога, не беда, что мы упали. Мы люди. Мы падаем. Необходимо просто сделать соответствующие выводы и с доверием Христу продолжить путь. Если проявим упорство в этом деле, произойдёт по человеческим представлениям немыслимое: наши самые тяжелые падения и потери, всё то, что мы считали нечистым и грязным, за что постоянно грызли себя, Он Своей благодатью превратит в бесценное сокровище, драгоценный опыт, которым мы сможем делиться с окружающими, рассказывая о том, как именно Бог провёл нас через череду испытаний, чтобы омыть, очистить, исполнить своим Духом и дать нам Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Замечательные слова находим у преподобного Ефрема Сирина: «Без печали и скорби нет спасения». А у преподобного Марка Подвижника находим иные очень важные слова: «Не каждая скорбь посылается за грехи». Итак, с одной стороны, скорбь и печаль — некий фактор, необходимый для духовного роста человека. С другой стороны, скорбь может быть наказанием за наши грехи и наши проступки, но не всякая, как учит Марк Подвижник. Ведь есть скорби, происходящие от нашего неразумия. Есть скорби, которые происходят от незнания или заблуждения. А есть скорби, которые происходят с нами помимо нашей воли, когда мы вдруг сталкиваемся с тяжелыми жизненными обстоятельствами. В таком случае святые отцы говорят, что это и есть крест от Бога; и скорбь, которая не проистекает ни из наших ошибок, ни из нашего неразумия и нерадения, дается нам свыше.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит о пользе молитвы за людей

Как-то раз у меня возникло желание помочь одним людям в решении их серьезной проблемы, которую заметил старец, в то время как они ничего о ней не знали. Но я боялся, что они меня могут неправильно понять, обидеться и в конце концов вместо пользы мое вмешательство принесет им лишь духовный вред. Я высказал свои соображения отцу Порфирию, и он ответил мне: «Не говори с ними на эту тему. Они наверняка обидятся, станут осуждать тебя и таким образом согрешат. Однако не проявляй к ним и равнодушия. Помогай им на расстоянии своей молитвой. Тогда они не претерпят никакого духовного ущерба и от твоей молитвы получат бόльшую пользу, чем от твоих слов». Я последовал совету рассудительного старца, и это принесло мне покой. Отец Порфирий верил в несомненную ценность молитвы в духовной жизни человека. Он советовал своим духовным чадам не забывать молиться: «Молись просто, просто и смиренно, с простой верой, не ожидая, что Бог тебе ответит… Когда ты беседуешь с Богом, ты действительно беседуешь с Ним».

Восьмая заповедь Нового Завета: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

В 4-й заповеди уже говорилось о правде. Христос предупреждал христиан — Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

В этой заповеди говорится о стеснениях, гонениях за правду Божию. Ещё до Своей крестной смерти Спаситель свидетельствовал, что «тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь и не многие находят их» (Мф.7:13).

Подчеркнем, речь в этой заповеди именно о гонениях за правду. Сын протоиерея Глеба Каледы рассказывал о советских временах: «Мы жили на первом этаже. Папа служил у нас на квартире тайно. Он требовал на время службы закрывать форточки и всячески старался, чтобы никто из соседей не услышал молитв. Мы сначала думали, что это выглядит как-то несмело. Потом поняли: пострадать за Христа — одно, а пострадать за самонадеянность и недальновидность — другое». Поэтому церковные каноны запрещают мученичество, как следствие провокации.

Ещё пример из книги «Записки пустынножителя». В Сухуми, в кладбищенском склепе приютился странник, по виду монах, который хранил обет молчания. Однажды его, как не имеющего документов (дело было в СССР), забрали в милицию. Там стали заводить дела на каждого. Дошла очередь и до него: спросили фамилию, он не отвечает. Видя, что он всё понимает, но просто не хочет отвечать, его зверски избили. Следователем овладело безрассудное упрямство и за 40 дней на молчальнике были испробованы все доступные способы истязаний. Совершил ли монах подвиг? Нам видится, что он проявил упрямство и ввёл в грех следователя. Подвиг молчания состоит не в том, чтобы не раскрывать уст ни при каких обстоятельствах, а в том, чтобы хранить внутреннюю тишину и молитвенную сосредоточенность.

Данную заповедь следует понимать не только в отношении исповедания веры в окружающем безбожном мире. И в церковной жизни бывают гонимые за правду. Великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст был несправедливо осужден собором епископов, сослан в Армению и там преставился.

Гонимым за правду, как и нищим духом, Господь обещает Царство Небесное, Царство любви. Отечество наше прежде всего на Небе, с Богом. У одного священника вечером спрашивают: Вы домой? — Нет, пока ещё на квартиру.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителю Димитрию Ростовскому

глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Димитрия Ростовкого

глас 4

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Хрис­тов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и при­неси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангелы предстоиши! Умо­ли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем вся­кое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедрого Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и сла­ве Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и поклоняемаго в Триех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 5

Смиренномудрием наказание благодушие приемля,/ иже от Небес неизреченный дар приити сподобился,/и в плоти сый, преподобне,/ безплотен в служении своем к Богоматери трудолюбие подвизася,/ бдении, пощении, слезами и молитвами,/ имиже и пустыню многожительну устроил еси,/ благоухищренным же юродством человеческия славы избежа./ Сего ради Всевышний Мздовоздатель/ в конец века сего сугубо тя прослави,/ и гроб твой святый точением чудес обогатися,/ Егоже моли, преподобне отче наш Иосифе,/ даровати нам отпущение грехов и велию милость.

Тропарь преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 4

Исперва житие твое, преподобне,/ хитростию благоюродства от человек утаено на небесех пред Ангелы явленно,/ и аще на земли тмою очес претыкаяся хождаше,/ но мысленными крилы на высоту возшед,/ Присносущным Светом облистаемь,/ во отечествии наследова,/ и земных мнящихся красных храмов не требовав,/ но в Небесных селех пресветлыя обители стяжал еси,/ ни ризами мягкими одеяся,/ но паче власяницу возлюбил еси,/ и сего ради паче всех имений земных небесная сокровища приобрел еси/ и на земли плотян сый со безплотными совокупляяся,/ Небесной Царице служа и Той приносимых Ангельских песней насладився,/ ихже многие людие желая насладитися не могут./ Сего ради Всевышний Творец образ Свой/ и Рождшия Его Богоматере/ с высоты воздуха на руце твоя,/ яко на Херувимская носила дарова тебе./ От Негоже Присносущным Светом очи твои уясни,/ и яко росоточащий облак молитвами твоими весь мир милованный напои./ И ныне в последняя времена святую персть твою, яко Едемский источник во исцеление недугов устрои,/ Егоже моли, наставниче наш, чудоносче Иосифе,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 8

Вышних благ желаяй,/ преобидел еси долу влекущая мудрования,/ ибо трудолюбивое свое тело/ острым власяным плетением стерл еси,/ и бысть благоугоден служитель Богоматере,/ страждущим в недузех являлся, скоро помогавши,/ и с верою притекающим к тебе неоскудное здравие подаеши./ Сего ради зовем ти:/ разреши наша болезни душевныя и телесныя/ еже к Богу молитвами твоими,/ началообразный смирению наставниче, отче наш Богомудре Иосифе,/ монахом удобрение.

Кондак преподобного Иосифа Заоникиевского

глас 8

От юности Бога возлюбив/ и простынею безгласие стяжал еси, преподобне./ Сего ради и с Небес сладкий Свет очию получил еси/ и росоточащии милости пресветлый образ Богоматери/ с высоты воздуха чрез святых безмездников во объятие приял еси,/ и Ей богоугодно послужил еси./ И обитель составил еси,/ власяными веригами тело свое удручил еси,/ от негоже каплями кровными диавола потопил еси./ Сего ради и в последняя времена/ гроб твой от Владыки нашего Христа точением чудес обогатися,/ тем и мы, чада твоя, любовию притекающе к тебе, умильно глаголем:/ радуйся, наставниче нашего спасения,/ радуйся, исцелений подателю;/ радуйся, отче наш Иосифе,/ монахом удобрение.

Тропарь апостола Кодрата

глас 3

Апостоле святый Кодрате,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Кодрата

глас 8

Яко священноначальника честна и страдальца твердейша,/ вселенная приносит Тебе, Господи, Кодрата апостола/ и песньми почитает честную его память,/ просящи всегда прегрешений оставления// тем дароватися поющим его, Благоутробне.

Новости по теме

Отличительные особенности творений святых отцов Церкви
Публикации 12 февраля 2022
Отличительные особенности творений святых отцов Церкви

Продолжаем публиковать ответ журнала «Троицкое слово» на вопрос, в каком порядке читать творения святых Отцов.

К 310-летию со дня преставления святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.)
Публикации 10 ноября 2019
К 310-летию со дня преставления святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.)

Слово студента Казанской духовной академии Ивана Удалова (будущего священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского), произнесенное 28 октября 1909 года, в память святителя Димитрия Ростовского по случаю 200-летия со дня его блаженной кончины.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.