Церковный календарь

1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 октября. Память преподобного Евмения, епископа Гортинского

17-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 18 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Евмения, епископа Гортинского (VII). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698). Преподобного Илариона Оптинского (1873).

Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Великомученика Бидзины, мучеников Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (ок. 1660) (Груз.). Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской.

Священномучеников Алексия Кузнецова и Петра Дьяконова пресвитеров (1918); священномучеников Амфилохия, епископа Красноярского, Иоанна Васильева, Бориса Боголепова, Михаила Скобелева, Владимира Чекалова, Вениамина Благонадеждина, Константина Твердислова пресвитеров и мученика Сергия Ведерникова (1937).

Молченской (1405), именуемой «Целительница» и Старорусской (возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.) икон Божией Матери.

Преподобная Евфросиния Суздальская

Преподобная Евфросиния, старшая дочь святого мученика Михаила Черниговского, с детства желала монашеской жизни. В 1233 году её просватали за святого благоверного князя Феодора Ярославича, брата святого Александра Невского. Родители согласились, а святая стала тайно молиться Пресвятой Богородице о сохранении девства. И молитва праведницы была услышана: Пречистая Дева в сонном видении повелела её послушаться родителей, сказав при этом: «Скверна не коснётся твоего тела». Святая Евфросиния отправилась в Суздаль для бракосочетания, но, когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался. «Сохранити хотящи девство Христу Жениху и послушание соблюсти родителем, молитвенно воззвала еси к Богородице и Тоя ходатайством желанное устроение жизни улучила еси, преславная», — говориться об этом чуде в службе святой Евфросинии. Святая уже не вернулась домой и приняла постриг в суздальском монастыре в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Прославлена преподобная Евфросиния в 1698 г.

Преподобный Иларион Оптинский

Преподобный Иларион Оптинский родился в Пасхальную ночь 9 апреля 1805 года. В детстве он редко играл со своими сверстниками и любил помогать отцу в портновском ремесле. Его мать с детства предрекала мальчику монашество. В 1839 году Иларион был принят в число Оптинской братии и 20 лет был келейником преподобного Макария. Господь наделил преподобного Илариона даром исцеления душевных недугов. Он учил духовных чад никого не осуждать и укорять только себя. Как-то, примиряя двух поссорившихся иноков, отец Иларион сказал: «Остаюсь один я виноват, что не научил вас самоукорению» — и, к изумлению их, старец смиренно поклонился им до земли со словами: «Простите, Бога ради!» Скончался старец 1 октября 1873 года.

Преподобный Евмений, епископ Гортинский

Преподобный Евмений с юности отличался добродетельной жизнью. Благословением Божиим он был избран и возведен в сан епископа Гортинской Церкви на острове Крите. Молитвы его были так сильны перед Богом, что однажды во время засухи он низвел на землю обильный дождь. Святой Евмений ревностно и мудро защищал православную веру от возникшей в то время ереси монофелитов. За противоборство ереси святитель был сослан в Фиваиду, где и скончался в VII веке. Тело его было перенесено и погребено в Гортине.

Священное Писание

Еф., 225 зач., IV, 14-19

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Мк., 52 зач., XI, 27-33

27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,— то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 11, 27-33

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, — молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, — придумали изворот: «о князе бесовском». Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, — тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию — дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма — уж не от отца ли она тьмы?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где вера — там сила, где неверие — там немощь (святитель Иоанн Златоуст). Как же реализуется эта сила у тех, у кого вера? Она в первую очередь реализуется в верности Христу. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце, реализуется в жизни человека. Нельзя верить и не исполнять. Нельзя верить и отрекаться от Бога. Нельзя верить и жить, как язычник. Если ты веришь, ты должен быть верным, и тогда будешь сильным. А если не веришь, то вообще ни на что не способен — ни на верность, ни на многое другое. Немощью называет это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст.

Кадило

Кадило — сосуд для каждения благовонной смолой (ладаном) священнослужителями во время богослужения. Кадило устраи вается в виде металлической чашечки с крышкой, к которым прикрепляются три или четыре цепочки; за них держат кадило при каждении. Кадило разжигается при помощи древесного угля, на который кладут ладан, при сгорании выделяющий благовонный дым (фимиам). Кроме кадила, которым кадят священно служители, для фимиама устраи ваются особые сосуды (кадильницы), которые устав предписывает ставить в церкви перед Пасхой для наполнения храма благоуханием. Также на Афоне при богослужениях кроме кадила используется кацея — кадильница не на цепях, а с ручкой для держания, которой кадят церковно служители. Настольные кадильницы и кацеи разрешается использовать мирянам для домашней молитвы.

Ефрем Филофейский о суетной похвале

Когда я был новоначальным, моя гордость была выше меня ростом. Я думал, что представляю собой нечто, потому что с детских лет вел строгую жизнь, имел мать-подвижницу, потому что духовником моим был святогорский иеромонах, который держал нас в строгих церковных и монашеских рамках. Вся моя жизнь, прежде чем я ушел на Святую Гору, была совершенно непорочной и чистой. Я не уклонялся ни направо, ни налево. Конечно, это случилось только по благодати Божией. Люди, не умеющие верно оценивать духовные вещи, меня очень сильно хвалили и считали святым ребенком. Из-за этого множества похвал я думал, что уже достиг третьего неба. Похвалы причинили мне вред, а я этого не замечал. Я был отравлен гордостью и тщеславием. Но старец, умеющий хорошо видеть вещи как они есть, своим острым взором заметил, какой зверь живет во мне. И взялся его убить. Он хорошо умел прокладывать путь смирению, поэтому почти все время моего послушания было ничем иным, как сплошным суровым воспитанием.

Пятая заповедь Нового Завета: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Милосердие — это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.15:7). Милостыня условно разделяется на телесную (одеть, накормить...), душевную (сочувствие) и духовную (молитва, духовная поддержка...).

Помилование означает то, что милосердие к ближнему способствует освящению человека. Преп. Антоний Великий говорил: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним…; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».

Когда мы что-то и чем-то жертвуем, делаем добро, мы не подкупаем Бога, мы уподобляемся Богу в добре. Одновременно мы жертвуем что-то в знак признания того, что все, что нам дано — Божье, мы лишь распорядители полученного на время земной жизни. Милость — индикатор любви.

Иллюстрирует эту заповедь притча о Страшном Суде» (Мф.25:31-46). (Только следует понимать эту притчу не изолированно, а в контексте всего Св. Писания, а то получится, что спасение не зависит от религиозных взглядов и вообще какой-либо веры. Не будем забывать, кому была рассказана эта притча: евангелист Матфей писал для евреев, для людей глубоко религиозных. Этой притчей Спаситель акцентирует их внимание на том, что милосердие к людям является важной составляющей, плодом веры).

Семь святых в настоящий момент имеют титул «Милостивый»: святитель Иоанн Милостивый, Александрийский; святитель Вонифатий Милостивый; святитель Павлин Милостивый; праведный Филарет Милостивый ПафлагонянинИоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый; святитель Мартин Милостивый, Турский; преподобный Феофан Милостивый, Газский.

Молитвословия

Тропарь преподобной Ефросинии Суздальской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо Крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется,. преподобная Евфросиние, дух твой.

Кондак преподобной Ефросинии Суздальской

глас 2

Девства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси: идеже ныне водворялся с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавится нам.

Молитва преподобной Евфросинии Суздальской

О преславная мати, скорая наша помощнице и заступнице и неусыпная о нас молитвеннице! Предстояще иконе твоей и на сию со умилением, яко живей ти сущей, взирающе, молимся тебе усердно: приими прошения наша и принеси я ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение многое к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе и всем православным христианом вечное спасение и временное благоденствие, На вся же благая дела и начинания наша щедрое благословение и от всяких бед и скорбей скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша! Тебе, предстоящей Престолу Божию, ведомы суть нужды наша духовныя и житейския: призри на ня матерним оком и твоими молитвами вся злая от нас отврати, паче же злых и богопротивных обычаев умножение. Утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие, да во всем житии нашем, словесы же и писании и делы, славится всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога, в Троице покланяемаго, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Целительница» 

глас 4

Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ, Целительнице, подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Целительница» 

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница» 

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница» →

Теги:
Преподобная Евфросиния Суздальская
преподобный Иларион Оптинский
преподобный Евмений Гортинский
православный календарь

Все публикации