29 сентября. Память великомученицы Евфимии всехвальной

3541
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001).

Святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406). Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)1. Преподобного Кукши Одесского, исповедника (1964). Мученицы Севастианы (86—96). Мученицы Мелитины (138—161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Преподобного Прокопия, игумена Сазавского (1053). Мучеников братьев Исаака и Иосифа (808) (Груз.).

Священномученика Григория Раевского пресвитера (1937); священномученика Сергия Лосева пресвитера (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

Великомученица Евфимия Всехвальная

В начале IV века правитель города Халкидон по имени Приск приказал всем жителям явиться на языческий праздник. Но сорок девять христиан не пришли поклоняться идолам. Среди них была и Евфимия. Когда об этом узнал Приск, он в гневе отправил всех к императору Диоклетиану — на пытки. Осталась только Евфимия, которую правитель надеялся заставить отречься от Христа. Исповедницу привязывали к колесу с острыми ножами, затем бросили в раскаленную печь. Но всякий раз она оставалась невредимой. Наконец, Евфимию бросили на растерзание зверям и от легкого ранения святая мирно отошла к Господу. Позже на месте захоронения мученицы был построен величественный храм, в котором проходил IV Вселенский Собор.

Святитель Киприан, митрополит Киевский

Святитель Киприан в юности подвизался монахом на Афоне. В 1375 году он был посвящён в митрополита Киевского, но только через 15 лет был окончательно принят великим князем Василием I в Москве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Святитель Киприан рассылал по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевёл с греческого языка служебник и писал наставления, касающиеся богослужебной практики. По словам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний».

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Мудрая правительница, благочестивая жена и христианка. Так характеризует княгиню Чешскую, святую мученицу Людмилу, неизвестный автор ее жития. Приняв крещение от просветителя славян — святителя Мефодия, — праведница всю свою жизнь посвятила утверждению истинной веры в Чехии. После ранней смерти мужа княгиня помогала править своему сыну Вратиславу. Особенно много времени она уделяла своему внуку — наследнику чешского престола князю Вячеславу. Но сторонники язычества играли в княжестве еще довольно значительную роль. Поэтому в городе Течин княгиня приняла мученическую смерть от рук язычников. Впоследствии князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.

Евангелие дня

Иногда люди общаются с Богом так, как будто бы снисходят к Нему из своей занятости и важности. Формально они могут всё соблюдать, но будет ли этот формализм плодотворен? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к одному из евангельских отрывков, которые читаются сегодня в храме во время богослужения. В данном случае речь об отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки.

Глава 7.

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Многие слышали о грехопадении Адама и Евы, которое произошло в саду Эдемском, и на века изменило жизнь их потомков. Люди оказались в плену у самих себя, своих фантазий, ложных целей и шире — ложной жизни. Видимым образом эта жизнь была вполне настоящей, насколько может быть настоящей еда, питье и крыша над головой, только подлинного успокоения такая жизнь не давала. Чувствуя внутреннюю потребность в чём-то большем, люди стремились заполнить пустоту, не дававшую им покоя. При этом человек после грехопадения нередко бывал, да и сейчас бывает похож на подростка, который ещё не умеет себя контролировать, при этом хочет быть значимым и важным... Ощущает, что ему плохо и нужна помощь, но стыдится в этом признаться... Со своей стороны, Бог не проявляет насилия, но лишь приглашает к общению, а уже от человека зависит, что он ответит.

В сегодняшнем чтении мы видим, что ответы человеческие могут быть очень разными. Так фарисей Симон, пригласивший Христа в свой дом, смотрел на Него с интересом и недоверием. Он был хозяином своей жизни, а Спаситель гостем, который просто в ней присутствовал. Кто ты? Пророк? Мессия? Это мы ещё посмотрим, оценим и решим, стоит ли всерьёз тратить на Тебя время. Симон — религиозный человек, но при этом его сложно назвать верующим. Точнее так, если он в кого-то и верил, то он верил в себя. То есть в Бога он, конечно, тоже верил, но распоряжался своей жизнью как хозяин. Он соблюдал правила, ел позволительную еду и не ел запрещённую, общался с тем, с кем надо было общаться и не общался с тем, с кем не надо, за что Бог по закону должен был его наградить. У Симона были деловые отношения с Богом, в которых Господь выступал как выгодный партнер, дружба с Которым может принести прибыль. Нужно ли было Симону прощение? Нет, он был уверен, что всё делает правильно и со всем справится сам.

Но в доме Симона присутствовал человек, который относился к Богу совершенно иначе. Женщина, жизнь которой была полна грехов, увидела во Христе свою единственную надежду... Она знала, что не смогла самостоятельно наладить свою жизнь и пришла к Спасителю, потому что Он был единственным, кто мог её избавить от греховного плена... И Он это сделал.

Люди, о которых рассказывается в сегодняшнем чтении, находились рядом со Христом и даже общались с Ним. Но при это Симон остался со своей мнимой праведностью и превозношением над другими, в то время как грешница получила подлинное прощение грехов и обрела покой в любви к Богу.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

О чем говорят святые отцы, когда призывают воспитывать тело, умерщвляя плоть? Речь здесь не идет ни о состоянии здоровья, ни о наших мышцах, ни о нервной системе, ни о внутренних органах, ни о кровообращении или других физиологических функциях нашего организма. Все это изначально заданные и постоянные составляющие нашего физического существования, и они не обсуждаются. В данном случае имеются в виду переменные и привходящие факторы нашего земного бытия — изменяющиеся потребности плоти, под которыми понимаются материальные запросы человека. И если потребности плоти становятся основными в нашей жизни, если именно они поставляются человеком во главу угла своего существования, то получается, что такой человек заключает разум не в свое сердце, а в свою плоть. И тогда материальные потребности оказываются в центре человеческой жизни, а их удовлетворение становится главной целью индивидуума. Вот это и есть беснование, бесчинство плоти, унижающей и подавляющей наш дух, ибо человек плотский, то есть сугубо телесный и чувственный, лишенный высших потребностей, о такой категории, как жизнь духа, даже не вспоминает и не помышляет. Все силы его опустевшей души, все его мысли и вся жизненная энергия поглощены стремлением к достижению одних только материальных целей. А плотское начало возрастает в человеке не иначе как за счет умаления начала духовного.

О событиях в мире. Из жизни Силуана Афонского

Духовник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» — «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей, потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». — «Странно. По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил духовник. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все».

Третья заповедь Нового Завета: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Сначала рассмотрим, что значит кротость Бога. Христос учил: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11.29). Под Божественной кротостью понимается желание спасения всех людей, излияние Божественной любви на всех. Вся жизнь Христа — пример кротости, даже на Кресте, в страшных муках, распятый Христос заботился о своих мучителях: Отче! отпусти им, не ведают, что творят... (Лк.23:34). Представим, какую нужно иметь внутреннюю цельность, чтобы, обладая неограниченной силой и властью, терпеть унижения от своих творений. Это можно вынести только по безграничной любви. И эта любовь Христа тут же дала всходы: сотник Лонгин, пронзивший копьём рёбра Спасителя, стал христианским мучеником!

Одно из ярких явлений кротости Божьей — это богоявление пророку Илие: 3 Цар.19:11-12.

Кротость человеческая — беззлобие; способность понять и простить человека, войти в его положение и не осуждать. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: Состояние души, при котором устранены из неё гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение называется: кротость.

Кажется, что в окружающей жизни мы видим победителями совсем не кротких. Либо человек процветает за счёт зла, либо мстит, тому, кто его обидел — сколько фильмов рассказывают о мести, попытке злом решить проблему зла. Страх же способен ограничить зло определёнными рамками, но не способен преобразить человека. Кротость — это не слабохарактерность, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Кроток тот, кто победил свой эгоизм, страсть гнева, толкающие его к отмщению.

Святыми, в высокой мере, исполнившими эту заповедь, можно считать страстотерпцев, например, благоверный князь Тверской Михаил Ярославович, оклеветанный перед ордынским ханом своим племянником, добровольно поехал в Орду и с крепкой верой принял страдальческий путь.

Какую землю наследуют кроткие? Землю обетованную (обещанную Богом). В наше время уже не как географическую территорию Палестины, захваченную римлянами, а как небесный удел для исполняющих заповеди Божьи — Царство Бога.

Как понять, где истинная Церковь

Один из простых критериев — это преемство веры. Господь говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Основатель Церкви — Христос, и Церковь существует непрерывно со времён Христа. Именно на Церковь Господь возложил миссию свидетельствовать о Его истине: Церковь, которую Он основал, непрерывно, со времен Его земного служения, возвещает истину о Нём, научает Его заповедям и крестит во имя Святой Троицы. Правда, человеческими грехами многие представители Церкви, в некотором отношении, разделены между собой, однако Церковь, как Богочеловеческий организм, как Тело Христово, была, есть и будет едина: едина одной верой, едина в своём свидетельстве об Иисусе Христе, едина святыми, едина святынями, едина целью, едина нравоучением, едина Главой — Господом Иисусом Христом, едина в Духе Святом.

Таким образом, опираясь на слова Самого Христа, мы можем сказать, что критерий — непрерывная преемственность в учении Церкви о Боге и Христе. То есть в I, II, III… XX, XXI веках Церковь неизменно проповедует одно и то же свидетельство о Христе, свидетельство, выраженное во многих исторических документах — от текстов Нового Завета до современных катехизисов. Кроме того, критерием истинности Церкви является преемственность священной иерархии (причем, не исключительно формальная, но благодатная).

Молитвословия

Тропарь святителя Киприана, митрополита Московского

глас 4

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша.

Кондак святителя Киприана, митрополита Московского

глас 2

Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.

Молитва святителю Киприану

О святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 4

Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.

Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской

глас 4

Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Новости по теме

В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора

29 сентября, в день попразднства Воздвижения Креста Господня, в день памяти великомученицы Евфимии всехвальной, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского собора в столице Татарстана.

В Кизическом монастыре Казани почтили память святой мученицы Людмилы Чешской В Кизическом монастыре Казани почтили память святой мученицы Людмилы Чешской

29 сентября, в день памяти мученицы Людмилы, княгини Чешской, в Свято-Введенском Кизическом мужском монастыре города Казани была совершена праздничная Божественная литургия.

Казанской епархии передана частица мощей благоверной Людмилы Чешской Казанской епархии передана частица мощей благоверной Людмилы Чешской

3 ноября делегация Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», прибывшая в Казань для участия в Елисаветинских днях, передала Введенскому Кизическому монастырю частицу мощей святой благоверной Людмилы, княгини Чешской.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители

29 сентября, празднование памяти великомученицы Евфимии всехвальной и мученицы Людмилы, княгини Чешской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме собора Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.