Церковный календарь

29 сентября. Память святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 сентября. Память святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

15-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 16 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001).

Святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406). Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)1. Преподобного Кукши Одесского, исповедника (1964). Мученицы Севастианы (86–96). Мученицы Мелитины (138–161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Преподобного Прокопия, игумена Сазавского (1053). Мучеников братьев Исаака и Иосифа (808) (Груз.).

Священномученика Григория Раевского пресвитера (1937); священномученика Сергия Лосева пресвитера (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

Великомученица Евфимия Всехвальная

В начале IV века правитель города Халкидон по имени Приск приказал всем жителям явиться на языческий праздник. Но сорок девять христиан не пришли поклоняться идолам. Среди них была и Евфимия. Когда об этом узнал Приск, он в гневе отправил всех к императору Диоклетиану — на пытки. Осталась только Евфимия, которую правитель надеялся заставить отречься от Христа. Исповедницу привязывали к колесу с острыми ножами, затем бросили в раскаленную печь. Но всякий раз она оставалась невредимой. Наконец, Евфимию бросили на растерзание зверям и от легкого ранения святая мирно отошла к Господу. Позже на месте захоронения мученицы был построен величественный храм, в котором проходил IV Вселенский Собор.

Святитель Киприан, митрополит Киевский

Святитель Киприан в юности подвизался монахом на Афоне. В 1375 году он был посвящён в митрополита Киевского, но только через 15 лет был окончательно принят великим князем Василием I в Москве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Святитель Киприан рассылал по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевёл с греческого языка служебник и писал наставления, касающиеся богослужебной практики. По словам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний».

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Мудрая правительница, благочестивая жена и христианка. Так характеризует княгиню Чешскую, святую мученицу Людмилу, неизвестный автор ее жития. Приняв крещение от просветителя славян — святителя Мефодия, — праведница всю свою жизнь посвятила утверждению истинной веры в Чехии. После ранней смерти мужа княгиня помогала править своему сыну Вратиславу. Особенно много времени она уделяла своему внуку — наследнику чешского престола князю Вячеславу. Но сторонники язычества играли в княжестве еще довольно значительную роль. Поэтому в городе Течин княгиня приняла мученическую смерть от рук язычников. Впоследствии князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.

Священное Писание

Гал., 207 зач., III, 15-22

15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Мк., 23 зач., VI, 7-13

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Время есть великий Божий дар, и оно принадлежит только физическому миру. В Царствии Божием времени не будет. Подобно небу, земле, солнечному свету, воздуху, живительной влаге, красоте природы, время дается человеку затем, чтобы, используя его наравне с другими Божиими дарами, он раскрыл силы своей души, обрел в сердце Небесный Иерусалим. Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни — это великий и неповторимый Божий дар и что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность и становится недостижимым для нас. И потому самым опасным человеческим грехом — грехом пренебрежения Божиим даром времени — является праздность. Если у нас появляется свободное время, его непременно нужно проводить с пользой для души и тела.

О событиях в мире. Из жизни Силуана Афонского

Духовник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» — «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей, потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». — «Странно. По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил духовник. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все».

Третья заповедь Нового Завета: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Сначала рассмотрим, что значит кротость Бога. Христос учил: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11.29).  Под Божественной кротостью понимается желание спасения всех людей, излияние Божественной любви на всех. Вся жизнь Христа — пример кротости, даже на Кресте, в страшных муках, распятый Христос заботился о своих мучителях: Отче! отпусти им, не ведают, что творят... (Лк.23:34). Представим, какую нужно иметь внутреннюю цельность, чтобы, обладая неограниченной силой и властью, терпеть унижения от своих творений. Это можно вынести только по безграничной любви. И эта любовь Христа тут же дала всходы: сотник Лонгин, пронзивший копьём рёбра Спасителя, стал христианским мучеником!

Одно из ярких явлений кротости Божьей — это богоявление пророку Илие: 3 Цар.19:11-12.

Кротость человеческая — беззлобие; способность понять и простить человека, войти в его положение и не осуждать. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: Состояние души, при котором устранены из неё гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение называется: кротость.

Кажется, что в окружающей жизни мы видим победителями совсем не кротких. Либо человек процветает за счёт зла, либо мстит, тому, кто его обидел — сколько фильмов рассказывают о мести, попытке злом решить проблему зла. Страх же способен ограничить зло определёнными рамками, но не способен преобразить человека. Кротость — это не слабохарактерность, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Кроток тот, кто победил свой эгоизм, страсть гнева, толкающие его к отмщению.

Святыми, в высокой мере, исполнившими эту заповедь, можно считать страстотерпцев, например, благоверный князь Тверской Михаил Ярославович, оклеветанный перед ордынским ханом своим племянником, добровольно поехал в Орду и с крепкой верой принял страдальческий путь.

Какую землю наследуют кроткие? Землю обетованную (обещанную Богом). В наше время уже не как географическую территорию Палестины, захваченную римлянами, а как небесный удел для исполняющих заповеди Божьи – Царство Бога.

Как понять, где истинная Церковь

Один из простых критериев — это преемство веры. Господь говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Основатель Церкви — Христос, и Церковь существует непрерывно со времён Христа. Именно на Церковь Господь возложил миссию свидетельствовать о Его истине: Церковь, которую Он основал, непрерывно, со времен Его земного служения, возвещает истину о Нём, научает Его заповедям и крестит во имя Святой Троицы. Правда, человеческими грехами многие представители Церкви, в некотором отношении, разделены между собой, однако Церковь, как Богочеловеческий организм, как Тело Христово, была, есть и будет едина: едина одной верой, едина в своём свидетельстве об Иисусе Христе, едина святыми, едина святынями, едина целью, едина нравоучением, едина Главой — Господом Иисусом Христом, едина в Духе Святом.

Таким образом, опираясь на слова Самого Христа, мы можем сказать, что критерий — непрерывная преемственность в учении Церкви о Боге и Христе. То есть в I, II, III… XX, XXI веках Церковь неизменно проповедует одно и то же свидетельство о Христе, свидетельство, выраженное во многих исторических документах — от текстов Нового Завета до современных катехизисов. Кроме того, критерием истинности Церкви является преемственность священной иерархии (причем, не исключительно формальная, но благодатная).

Молитвословия

Тропарь святителя Киприана, митрополита Московского

глас 4

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша.

Кондак святителя Киприана, митрополита Московского

глас 2

Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.

Молитва святителю Киприану

О святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 4

Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.

Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской

глас 4

Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Теги:
Великомученица Евфимия Всехвальная
святитель Киприан Московский
мученица Людмила Чешская
православный календарь

Все публикации