27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

5847
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице
Строгий пост. 14 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Преставление святителя Иоанна Златоуста (407).

Леснинской иконы Божией Матери (1683).

Праздник Воздвижения Креста Господня

В 326 году святой царицей Еленой и Иерусалимским Патриархом Макарием был чудесным образом обретён Животворящий Крест Господень. Вследствие множества народа не все могли даже увидеть Честное Древо, поэтому святитель Макарий, став на высоком месте, поднимал (воздвизал) святой Крест, показывая его народу, восклицавшему: «Господи, помилуй!» Отсюда получил своё название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В соборных церквах в этот день в конце всенощного бдения совершается особый чин Воздвижения Креста Господня: предстоятель пятикратно поднимает Честной Крест — на восток, запад, юг, север и снова на восток. Хор от лица народа во время каждого воздвижения сто раз поёт: «Господи, помилуй!», сугубым молением призывая спасительную силу Животворящего Креста.

Чин воздвижения Креста Господня

После обретения Креста Господня Иерусалимский Патриарх Макарий поднялся на возвышение и оттуда поднимал Крест, обращая его по очереди на все стороны, чтобы показать народу, который, повергаясь перед Крестом, восклицал: «Господи, помилуй!» В память этого события на праздничном богослужении совершается торжественный чин Воздвижения Креста. После Великого славословия священнослужитель выносит Крест из алтаря и полагает посередине храма на аналое. Сделав перед Крестом три земных поклона и взяв его с аналоя, священнослужитель трижды осеняет им народ и затем, держа Крест на голове, наклоняется до земли, поднимается и снова осеняет им народ. Воздвижение совершается поочерёдно на каждую сторону света (на восток, запад, юг, север и опять восток). При этом хор каждый раз поёт сотницу — сто раз «Господи, помилуй!» После пятикратного воздвижения Крест полагается на аналое, и совершается троекратное поклонение ему и целование. В память крестных страданий Спасителя в день праздника установлен строгий пост.

Евангелие дня

За две тысячи лет, которые существует христианство, некоторые образы, которые с ним связаны, стали настолько привычными, что люди обычно даже не задумываются о том, насколько вызывающе они на самом деле выглядят. Для того, чтобы понять это, достаточно попытаться ответить на простой вопрос: «Может ли с орудием казни быть связан праздник»? Ответом на этот вопрос пусть будет составной отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 19.

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Отрывок, который мы сейчас услышали, подчёркивает всю парадоксальность сегодняшнего праздника Воздвижения креста Господня, потому что в той информации, которую он передаёт, на первый взгляд нет ничего праздничного. Обезумевшая от злости толпа, подученная старейшинами, требует от Пилата казни Того, Кого совсем недавно была готова называть учителем. Пилат, побеседовав со Христом и не найдя в Нём вины, всё же отдаёт Его на ужасную и мучительную казнь, в результате которой Спаситель умирает. Причём описания суда и распятия довольно подробны и явно воспринимаются Евангелистами как нечто очень важное. Неслучайно Иоанн, текст которого мы сегодня читали, завершает описание происходящего словами: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». О чём же это свидетельство? Во что должны поверить читатели? Исходя из текста — совершенно очевидно, что речь идёт о смерти Спасителя. Иоанн подчёркивает, что видел сам, как из Его пронзённых ребер истекла кровь и вода, что было подтверждением смерти их Учителя.

Но почему реальность смерти так важна для учеников? Почему в этом надо уверять других? Ответ очень простой: только умерший может воскреснуть. Если Христос просто впал в кому, если Он был без сознания и просто очнулся — значит никакой победы не произошло. Но если Он действительно умер, а потом они встретили Его живым — значит Он воскрес. Казнь преступника просто прекращает его жизнь. Именно к этому стремились враги Христа. Однако Он не был преступником и не был просто человеком, Он был Спасителем и Богочеловеком, для которого крест стал путём в опыт страдания и смерти всех людей. Но именно потому, что Господь в этот опыт вошёл, разделил его с нами и воскрес, мы взираем на крест не как на орудие казни, но как на знамя победы.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23). И доныне для каждого, кто существует в языческой системе ценностей, христианская весть есть соблазн и безумие. Но наш долг — проповедовать миру Христа. Проповедниками должны быть не только епископы и священники, но каждый верующий во Христа человек, ибо на проповедь призваны все мы, весь народ Божий. Никогда не скрывайте своих взглядов, своей веры и упования — ни в трудовом коллективе, ни в общении с близкими людьми, ни в дружеском кругу. Окружающий нас мир должен быть извещен, что вопрос приятия Христа как нашего Спасителя равносилен вопросу: быть или не быть человеческому роду.

Святитель Софроний Иерусалимский о Воздвижении Креста

Наступило памятование Креста, и кто из людей не пожелает, в свою очередь, распять себя? Потому что истиннейшего почитателя Христос видит в таком человеке, который распял себя для мира и кто самыми делами явил себя подлинным любителем Креста. Крест воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и сам не возвысится от земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искуплённый Им приходит и переселяется, имея великое желание всегда быть вместе со своим Спасителем. Если мы прикладываемся ко Кресту, то почему же и страсти, вместе с земными членами, мы не распинаем в себе, так чтобы вместе с Павлом и нам воскликнуть: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:19—20)? Если Христос возвещает, что Он живёт в тех, которые распяли себя для мира, то почему же и мы не поступаем таким же образом и не умерщвляем в себе всякий земной наш член, страсть, злую похоть, дабы жил в нас Христос? Будем искать мира со всеми и вместе с этим приобретать святость.

Молитвословия

Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста

глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Молитва Животворящему Кресту Господню

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя утверждение, христиан всех упование, царей держава, верных прибежище, Ангелов слава и воспевание, демонов страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных посрамление, праведных услаждение, обремененных ослаба, обуреваемых пристанище, заблудших наставниче, одержимых страстьми раскаяние, нищих обогащение, плавающих кормчий, слабых сила, во бранех победа и одоление, сирых верное покровение, вдов заступниче, дев целомудрия охранение, ненадеянных надежда, недужных врач и мертвых воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Акафист Кресту Господню →

Тропарь святителя Иоанна Златоустого

глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого

глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Новости по теме

Епископ Луховицкий Евфимий: «Явление Годеновского Креста — особое благословение Божие» Епископ Луховицкий Евфимий: «Явление Годеновского Креста — особое благословение Божие»

Руководитель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий рассказал о значении миссионерского крестного хода, посвящённого 600-летию явления Креста Господня в селе Годеново.

Когда оживу?
Публикации 28 сентября 2023
Когда оживу?

Крест Христов. Воздвигнуть бы его в душе своей, как это сделала когда-то царица Елена и патриарх Макарий в Ирусалиме! В тот далёкий день IV столетия воскрес мёртвый человек, которого поднесли к обретённому Кресту, и тысячи людей поклонились Господу...

В день престольного праздника в Крестовоздвиженском храме в селе Каинки совершена Литургия В день престольного праздника в Крестовоздвиженском храме в селе Каинки совершена Литургия

27 сентября, в праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня, престольный торжества прошли в Крестовоздвиженском храме села Каинки (Верхнеуслонский район РТ).

В праздник Воздвижения Креста Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря В праздник Воздвижения Креста Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря

27 сентября 2023 года, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого мужского монастыря в столице Татарстана.