Церковный календарь

26 сентября. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 сентября. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Неделя 14-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 13 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I).

Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (320). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Преподобного Петра в Атрое (IX). Великомученицы Кетевани (Кетеван), царицы Кахетинской (1624) (Груз.).

Священномучеников Стефана Костогрыза, Александра Аксенова пресвитеров и Николая Васюковича диакона (1937).

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме установлен Церковью в память освящения в 335 году воздвигнутого императором Константином Великим на месте Голгофы и Гроба Господня храма Воскресения Христова. Храм был освящён отцами Тирского собора, постановившими ежегодно обновлять в памяти христиан это событие празднованием. Храм был заложен сразу после обретения святой равноапостольной Еленой Креста Господня, и поэтому праздник соединился с празднованием Крестовоздвижения. Связь праздников получила отражение и в их богослужении: в службе Обновлению храма есть ряд песнопений, посвящённых Кресту Господню, а в службе Воздвижению упоминается храм Воскресения. Этим праздником Церковь напоминает нам о необходимости обновления наших душ и предлагает в помощь Крест Господень.

В этот день свой престольный праздник отмечает Воскресенское Новоиерусалимское архиерейское подворье города Казани.

Священномученик Корнилий сотник

После обращения к истинной вере возле Креста Господа Иисуса Христа святой Корнилий Сотник стал епископом города Скепсии. В городе жил князь по имени Димитрий, изучивший древнегреческую философию и ненавидевший христианство. Когда святой Корнилий стал ему проповедовать, князь разъярился и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой Корнилий молитвой сокрушил идолов вместе с капищем, но Дмитрий ещё более озлобился и повелел заточить епископа в темницу. В это время князю сообщили о том, что его жена и сын попали под обломки рухнувшего храма, но остались в живых и из-под обломков призывают на помощь христианского Бога. Князь обрадовался, уверовал во Христа и освободил бывшего сотника. Святой Корнилий обратил к истинной вере всех жителей города и мирно скончался в глубокой старости.

Священное Писание

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Мф., 89 зач., XXII, 1-14

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных.

Евр., 307 зач., III, 1-4

1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, 2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.

3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, 4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.

Мф., 67 зач., XVI, 13-18

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

«Воскресение словущие»

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в народе называется «Воскресением словущим», то есть он «слывет» Воскресением, в отличие от праздника Христова Воскресения или воскресного дня. Святитель Филарет (Дроздов) так объясняет это название праздника: «Это название не церковное, а народное. Народ видит храм Воскресения Христова, ждёт храмового праздника и видит, что праздник сей совершается не в Светлое Воскресение и часто совсем не в день воскресный, а в понедельник или другой день недели, в какой приходится 13-й день месяца сентября. Встречая вид несообразности и не зная истории, чтобы объяснить её, народ искал выражения, чтобы отличить сей праздник от воскресных, и дал ему название словущего, то есть так называемого воскресения. Он хотел сказать, что это не Светлое Воскресение, не воскресный день седмицы, но особый праздник, который хотя случается и не в воскресный день, но слывёт, в народном употреблении именуется воскресением, потому что принадлежит храму Воскресения Христова».

О чине Воздвижения Креста Господня

Более полутора тысяч лет тому назад произошло поистине величайшее событие: благодаря воле Божией и стараниям благочестивой царицы Елены христиане вновь обрели утерянный Крест Христов — важнейшее орудие против темных сил. Верующие чтят эту святыню, символизирующую победу жизни над смертью, и страдания и крестную смерть Иисуса Христа.

В этот день на всенощном бдении совершается древний чин Воздвижения Креста Господня. Это великое действо происходит, как правило, в кафедральных соборах и крупных городских храмах.

Чин Воздвижения Креста — один из самых торжественных чинов Православной Церкви. Во время великого славословия совершается каждение святого престола, на котором находится Святой Крест. Затем Крест выносится на середину храма, что символизирует шествие Спасителя на страдание и вольную смерть. После этого духовенство во главе с настоятелем совершает воздвижение Креста Господня, украшенного живыми розами. Хор в это время исполняет «Господи, помилуй». По окончании чина верующие кланяются святыне, которая будет находиться в храме до отдания праздника Воздвижения.

Церковные писатели создали ряд прекрасных произведений для богослужений по случаю праздника Воздвижения Креста Господня — стихир и канонов.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Храмы Божии помогают нам не только сосредоточиться в молитве, не только почувствовать Божие присутствие, но и очень многое понять и прочувствовать. Именно поэтому храмы создавались как выдающиеся произведения искусства и архитектуры. Они наполняются замечательными иконами, в храмах всегда раздается благозвучное пение. Все это связывает нас с величайшей национальной духовной культурой, из которой мы как народ и выросли. Вне зависимости от того, насколько человек сознает себя религиозным, он из того самого истока, ведь за ним стоят его деды, прадеды и пращуры. Всё это православные люди, и эта огромная сила, которая передается нам из поколения в поколение, хотя и ослабляется нашими грехами, разрушается нашими недугами, но до сих пор питает наш народ.

Молитвословия

Тропарь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4

Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.

Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4

Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:/ сей дом утверди, Господи.

Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 2

Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.

Тропарь предпразднства Воздвижения

глас 4

Животворящий Крест Твоея благости,/ Егоже даровал еси нам недостойным Господи,/ Тебе приносим в молитву,/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,/ Едине Человеколюбче.

Тропарь предпразднства Воздвижения

глас 4

Животворящий Крест Твоея благости,/ егоже даровал еси нам недостойным, Господи,/ Тебе приносим в молитву:/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,// Единe Человеколюбче.

Тропарь священномученика Корнилия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Корнилие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Теги:
Воскресение словущее
Священномученик Корнилий Сотник
православный календарь

Все публикации