24 сентября. Память преподобного Силуана Афонского

4900
Фото

Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением

В этот день совершается память:

Преподобной Феодоры Александрийской (474—491). Перенесение мощей преподобного Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев. Преподобного Силуана Афонского (1938).

Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима, Сирских. Мученицы Ии (362—364). Преподобного Евфросина (IX).

Священномучеников Николая Подьякова и Виктора Усова пресвитеров (1918); священномученика Карпа Эльба пресвитера (1937); священномученика Николая Широгорова диакона (1942).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

Преподобная Феодора Александрийская

В глубоком покаянии пришла в мужской монастырь молодая женщина в мужской одежде, чтобы искупить свой грех прелюбодеяния. Так Феодора из Александрии Египетской тайно стала монахом Феодором. Но ее ждало новое испытание. Как-то одна женщина обвинила преподобную Феодору в прелюбодеянии и назвала её отцом своего сына. Изгнанная за это из обители, праведница вместе с семилетним мальчиком одиноко жила близ монастыря. Вернувшись по просьбе монахов в обитель, подвижница вместе с отроком проводила все время в затворе. Упокоилась святая в конце 5-го века. А воспитанный ею отрок стал впоследствии игуменом этого монастыря.

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан (мирское имя — Симеон) родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в семье благочестивого крестьянина Иоанна Антонова, в 1866 году. С юности он имел намерение поступить в монастырь, но не сразу смог его исполнить: несколько лет он проходил воинскую службу в Санкт-Петербурге. По благословению отца Иоанна Кронштадтского преподобный отправляется на Афон, где принимает постриг в русском Пантелеимоновом монастыре. Будучи необразованным, преподобный Силуан постигал богословие, внимательно слушая богослужебные тексты и погружаясь в умную молитву. Его писания стали широко известны во всём православном мире как сокровище святоотеческой мудрости. «Господь хочет, — писал старец Силуан, — чтобы мы любили друг друга; в этом свобода — в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это неважно для души».

Преподобный Евфросин

Преподобный Евфросин — инок, который достиг духовной высоты, скромно неся послушание на кухне в одном из Палестинских монастырей. Об этом было открыто одному из пресвитеров обители, во сне увидевшему повара Евфросина в раю. Евфросин сорвал три райских яблока и дал священнику. Проснувшись, священник принял видение за простой сон, но вдруг заметил около себя дивно благоухающие райские плоды. Он рассказал обо всем братии монастыря. Иноки хотели поклониться преподобному, но святой ушел из обители, избегая человеческой славы. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным.

Казанская Каплуновская икона Божией Матери

Каплуновскую икону Божией Матери, по повелению явившегося ему во сне боголепного старца, в 1689 году приобрёл и установил в храме священник Рождественской церкви села Каплуновка Харьковской губернии Иоанн Уманов. Когда шведский король Карл XII в январе 1709 года подошёл к Слободской Украине, отец Иоанн по просьбе царя Петра I перенёс икону в Харьков. В это время в доме священника разместились на постой король Карл и гетман Мазепа. Они из окна наблюдали, как шведы пытались трижды поджечь деревянный храм, но тот не загорался. Карл спросил гетмана, почему он не горит. Мазепа отвечал, что там находилась чудотворная икона. Тогда Карл заметил, что если не смогли поджечь церковь без иконы, то там, где будет эта икона, им «очень ненадёжно будет». Перед Полтавской битвой святыню принесли в русские полки. В день битвы «три крати государь Петр Алексеевич омываяй слезами святую икону, просил о победе неприятелей…» По молитвам Богородицы русские войска одержали над шведами блестящую победу.

Евангелие дня

Каждого из нас когда-нибудь проверяли: в школе и в вузе смотрели как мы усвоили знания, в поликлинике, как мы заботимся о своём здоровье... Но кто и когда проверяет состояние нашей души и то, как мы над ней работаем? Христос отвечает на этот вопрос в 25-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 25.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча, которую мы сейчас услышали, как и большинство притч Христа, носит бытовой характер. Однако за бытовыми реалиями скрываются реалии духовные. Для людей, которые знали ветхозаветную традицию, было очевидно, что хозяин имения — Бог, а рабы — люди, которым Он поручает мир. И не только мир, но и их самих, потому что за внешним совершенствованием в Писании всегда скрывается призыв к совершенствованию внутреннему.

Итак, хозяин отправляется в чужую страну и оставляет рабам разное количество талантов, которые они должны были преумножить, потрудившись и проявив творческие способности.

Живя в обществе, мы встречаемся с разными людьми: верующими и неверующими, религиозно одарёнными и, как нам кажется, бездарными. Однако из слов Христа становится очевидным, что людей религиозно бездарных не существует. Есть по-разному одарённые, но бездарных нет. Каждому из рабов хозяин поручает разную часть своего имения и нет того, кому не над чем было бы трудиться.

Если мы читаем Евангелие как книгу, которая написана для нас и про нас, мы должны задуматься, что эта притча говорит нам?

Думаю, во-первых, она обнадёживает. Ведь выходит, что у каждого есть дар, которым он может послужить Богу. Кто-то физическим трудом, кто-то словом, а кто-то молитвой. Из самой притчи очевидно, что количество сил и способностей может быть разным. Их бывает больше или меньше, но при равном усилии — награда равна, так как у каждого своя мера. Напёрсток меньше стакана и, если наполнить его водой, её будет меньше, чем в стакане, но в свою меру напёрсток будет полным. Каждый получает награду соответственно талантам, которые ему даны, с него не спрашивается больше. Более того, Бог учитывает не только субъективные возможности человека, но и объективные обстоятельства, которые помогают или мешают ему на пути духовного роста. Да и возвращается хозяин в притче «по долгом времени», дав рабам возможность реализовать свои таланты.

И всё же эта притча не только обнадёживает, но и призывает к ответственности. Из неё следует, что ни один человек не должен думать, что перед ним не стоит никакой задачи, что от него никто ничего не ждёт и Бог его ни о чём не спросит. С того, кому мало дано, не спросится так же, как с того, кому дано много, но спросится несомненно.

Испугавшись хозяина, лукавый раб сознательно преувеличивает его строгость, чтобы иметь большее оправдание. Звучит это странно, но и в реальной жизни часто приходится слышать: «Раз Богу нужны только безгрешные, а мы „простые люди“ такими не являемся, зачем вообще к чему-то стремиться»? Но это неправда. Богу нужны все. Другое дело, что Он не может заставить нас работать над собой... С тем же, кто отзывается на Его призыв, Он готов разделить радость бытия в сотворённом Им мире.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все начинается в человеческом сердце, в нашем сознании, в глубине души. Если мы привыкаем нарушать Божий закон в мелочах, то может настать момент, когда мы окажемся способными нарушить этот закон и в самом страшном. Вот почему для нас главное — забота о своем духовном состоянии, о собственной внутренней жизни. Именно это является первичным, все остальное — вторично. А то, что человек привык считать основным в своей жизни: ежедневные заботы о материальном благополучии, даже о своем здоровье, — все это второстепенно по отношению к заботе о собственной душе. И если, живя по закону Божиему, мы будем созидать свою внутреннюю жизнь так, как того желает Бог, то и все другие задачи, которые ставим перед собой, будут по милости Божией решаться. Будет решаться и самая главная жизненная задача, стоящая перед каждым человеком, — обретение радости в сердце, подлинного благополучия и счастья, которое не завершается с окончанием земной жизни, но переходит в вечность.

Русское присутствие на Афоне

Первое свидетельство о русской обители на Святой Горе относится к 1016 году. Этим годом датирован документ Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал». Этот монастырь именовался Ксилургу («Древодел» или «Плотник»). В 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона высоко в горах (Нагорный или Старый Русик). Впоследствии он часто приходил в запустение из-за набегов и пожаров. Возрождение обители началось в начале XIX века и связано с трудами преподобного Герасима Афонского. К тому времени монастырь перебрался на побережье. В начале XX века в монастыре и его скитах было уже около 2000 иноков.

Сравнение Ветхозаветных заповедей и Заповедей блаженства

Десять Ветхозаветных заповедей были даны Богом для различения добра и зла. Изначально каждому человеку дана Богом совесть, как духовный ориентир, но когда она ослабевает, требуется письменный закон, шпаргалка для совести. Заповеди помогают «синхронизировать» нашу волю с волей Бога.

Ветхозаветные заповеди были призваны удерживать человека от зла. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер, все они начинаются с одного слова блаженны и имеют двоякий смысл: показывают христианские добродетели и то, какие духовные дары получает человек, проявляющий эти добродетели.

Ветхозаветные Заповеди говорят нам, как не омрачать образ Божий, Заповеди блаженства говорят о том, как обрести подобие Божие.

В заповедях Ветхого Завета говорится преимущественно о внешних поступках человека, тогда как в заповедях Нового Завета делается акцент на внутреннее состояние человеческой души.

Заповеди блаженства — это следующая ступень после Ветхозаветных заповедей. Недаром Христос заканчивает Нагорную проповедь словами: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5:48).

Для христианина буквальное исполнение Заповедей Ветхого Завета в идеале должно предшествовать Крещению; покаяние являться условием его принятия.

Ветхозаветные заповеди действуют и в условиях Нового Завета, за исключением своей обрядовой стороны (Деян.15:29).

Молитвословия

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Кондак преподобных Сергия и Германа Валаамских

глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва преподобным Сергию и Герману Валаамским

О велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избав­ление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Силуана Афонского

глас 2

Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак преподобного Силуана Афонского

глас 2

Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.

Молитва преподобному Силуану Афонскому

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней, мертвых, живых и грядущих, не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена). Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией. Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной Феодоры Александрийской

глас 8

В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Преподобный Силуан Афонский (1938 г.)
Жития святых 24 сентября 2016
Преподобный Силуан Афонский (1938 г.)

Преподобный Си-луан Афонский (мирское имя — Симеон) родился в 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова.