22 сентября. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны

5069
Фото

Седмица 16-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Мученика Севериана (320). Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1896).

Глинских святых: преподобных Василия Кишкина (1831); Филарета Данилевского (1841); Феодота Левченко (1859); Макария Шарова (1864); Мартирия Кириченко (1865); Евфимия Любимченко (1866); Досифея Колченкова (1874); Илиодора Голованицкого (1879); Иннокентия Степанова (1888); Луки Швеца (1894); Архиппа Шестакова (1896); Иоанникия Гомолко (1912); Серафима Амелина (1958); Андроника Лукаша (1974); Серафима Романцова (1976); Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобного Феофана исповедника. (ок. 300). Мучеников Харитона и Стратора (Стратоника). Блаженного Никиты в Царьграде (XII). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Преподобного Онуфрия Воронского (1789) (Румын.).

Священномучеников Григория Гаряева пресвитера и Александра Ипатова диакона (1918); священномучеников Захарии, архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского пресвитеров, Димитрия Троицкого диакона и мученика Василия Шикалова (1937); преподобномученика Андроника Сурикова (1938); священномученика Александра Виноградова пресвитера (1942).

Праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и до преклонного возраста не имели детей. Они горевали по этому поводу, так как бездетность у евреев считалась наказанием Божиим. После того как священник Иерусалимского храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании им чада. Господь сподобил их стать родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна берегли подрастающую дочь как зеницу ока, поскольку из особого откровения Божиего знали, что Она будет светом всему миру и началом обновления естества человеческого. Церковь называет святых праведных Иоакима и Анну Богоотцами, ведь они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв об исходящих из храма верующих.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Еще отроком Иосиф проявил незаурядные способности к наукам: за два года он выучил Псалтирь и Священное Писание, так что мог совершать молитвенное правило без книг. Принял постриг в Боровском монастыре, где 18 лет провел в послушании у преподобного Пафнутия. По смерти наставника Иосиф был назначен игуменом и хотел ввести общежительный устав, однако братия этому воспротивилась. Тогда Иосиф покинул обитель и основал свой монастырь вблизи Волоколамска. Здесь он ввел самое строгое общежитие и составил устав, основой которого было полное отсечение своей воли и беспрестанный труд. Важную роль сыграл Иосиф в осуждении ереси жидовствующих, подрывающей основы православной веры, и в признании права монастырей иметь обширные земельные владения и имущество на благо Церкви и бедным.

Возникновение Несторианской ереси

Константинопольскую кафедру в 428 году занял архиепископ Несторий, ученик Феодора Мопсуетского, осуждённого на V Вселенском Соборе. Как и его учитель, Несторий признавал в Господе Иисусе Христе две ипостаси: божественную и человеческую. Бог-Слово и человек Иисус Христос, по мнению Нестория, едины лишь в смысле общего достоинства и чести, а Дева Мария родила не Бога, а человека. Эта ересь явно обнаружилась, когда Несторий стал в проповедях называть Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей или Человекородицей. Паства архиепископа-еретика бурно отреагировала — одна из проповедей Нестория была прервана схоластиком Евсевием, который громко провозгласил: «Нет, Сам вечный Логос подверг Себя второму рождению, назвав слова Нестория ложью и богохульством!» Главным противником Нестория выступил святитель Кирилл Александрийский, который составил двенадцать анафематизмов против учения Нестория, принятых Александрийским собором 430 года. Тогда император Феодосий II по просьбе Нестория созвал III Вселенский Собор.

Деяния Третьего Вселенского собора

Третий Вселенский Собор был плохо организован, так как византийский император, созвав Собор, фактически устранился от его проведения. Собор не сформулировал вероучительного определения, ограничившись осуждением Нестория и утверждением анафематизмов святителя Кирилла, который представил на Соборе их пространное истолкование. Первый анафематизм утверждает православное учение о Божией Матери: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом, а посему Святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотию: да будет анафема». Как пояснял святитель Кирилл: «Единородное Слово Отца родилось по плоти от Святой Девы и соделалось человеком, как и мы, не переставая быть Богом, — да не будет! — но оставаясь тем, чем было, и пребывая в божественном естестве и славе».

Евангелие дня

В Евангелии есть те фрагменты, из которых можно без особого напряжение сделать те или иные практические нравственные выводы, в нём также есть фрагменты противоположного свойства: в них рассказываются некие истории, и на первый взгляд не совсем понятно, какого рода выводы можно сделать из этих историй. Пример второго рода мы можем услышать сегодня в православных храмах во время божественной литургии, за которой звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка. Это история, одна из многих историй о земном служении Христа Спасителя. Давайте послушаем её.

Глава 8.

1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

Вряд ли можно найти человека, который вырос бы в стране, сформированной христианской культурой, и при этом не знал историю о насыщении Христом Спасителем четырёх тысяч человек в пустынном месте семью хлебами и небольшим количеством рыбы, тем более, что на страницах Евангелия эта история рассказывается несколько раз, её с небольшими отличиями повторяют все четыре евангелиста, ну а в Евангелии от Марка мы находим две таких истории, которые рассказываются практически друг за другом: первая содержится в конце 6-й главы, а вторая в начале 8-й. Одним словом, история известная, а потому складывается ощущение, что с ней всё понятно: Христос, будучи Воплощённым Богом, совершает чудо умножения вещества, в данном случае — хлеба и рыбы. В рамках Священного Писания в таком умножении нет ничего необычного, достаточно вспомнить рассказ из Третьей книги Царства, в котором идёт речь о пророке Илие и вдове из Сарепты, вдова помогла пророку, она отдала ему последнее съестное в своём доме, взамен же она получила неистощимый источник масла и муки: «И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом её несколько времени» (3Цар. 17:13—14).

По сути дела, Христос повторяет то чудо, которое совершил Илия. Но повторяет его Спаситель несколько раз, и оно затрагивает не какого-то одного человека, а сразу несколько тысяч, что делает чудо Христа более явным и более масштабным. Очевидно, что само это чудо указывает на превосходство Христа Спасителя над всеми праведниками Ветхого Завета, и любой человек, который знаком со Священным Писанием, с лёгкостью это заметит. Те, кто был тогда рядом со Христом, знали Писание, а потому они понимали, что перед ними Тот, Кто выше всех, перед ними Сам Бог.

Христос мог бы ни у кого ничего не просить. Он мог бы просто сотворить вещество — достаточное количество хлебы и рыбы. Но Он поступил иначе: Он сделал так, что каждый стал совершителем этого чуда. Здесь мы снова видим отсылку к событиям Третьей книги Царства: пророк Илия не просто помолился о вдове из Сарепты, и тем самым умножил её продуктовые запасы, Илия попросил отдать ему последнее, и именно это странное и по земным меркам опрометчивое действие вдовы стало залогом совершения чуда.

И история Третьей книги Царств, и евангельская история показывают, что для благого вхождения Бога в жизнь человека требуются вера и способность быть готовыми без оглядки отдать последнее. Так поступила вдова из Сарепты, так поступили люди в пустыне. Они просто поверили, и отдали. Вдова отдала последнее от отчаяния, люди в пустыне — скорее из любопытства, но конечный итог один — все стали свидетелями проявления силы Божией в своей жизни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.

Силуан Афонский о смирении

Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет любовь Божию и дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, отпал ты от Бога и злой дух овладел тобою. Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечешь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих и Господь даст тебе познать любовь Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Десятая заповедь Ветхого Завета: Не пожелай ничего чужого

Зависть — скорбь об успехах ближнего. В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24).

Эта заповедь разительно отличается от запрещающих грех на уровне телесных проявлений (не убей, не укради, не прелюбодействуй). Она призывает «не пожелай», проникая во внутренний мир человека, распространяясь на его намерения.

Зависть может проявляться не только в отношении материальных благ, но и в отношении статуса, звания, должности, признания, славы и даже духовных даров ближнего.

Зависть стала причиной первого в истории человекоубийства Каином Авеля. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.

Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним. Зависть — абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов не дающий ни малейшего удовольствия. Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке — я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.

Причастными к этому греху мы становимся не только завидуя, но и провоцируя других на зависть. Если мы знаем, что человек не может позволить себе того, что мы приобрели, то иногда лучше промолчать о какой-то покупке. И о нашей духовной борьбе не принято рассказывать, например, сколько и когда мы молились или постились…

Существовало ли когда-нибудь «русское язычество»?

Некоторые верят, что язычество — это некая исконно русская вера. Но был ли русский народ когда-нибудь языческим народом? Определенно нет.

В языческие времена существовали предки русских — различные славянские, а также финно-угорские и отчасти скандинавские племена, но в это время мы ещё не можем говорить о существовании русских как народа.

Мы тут не составляем исключения — «языческих англичан», например, тоже никогда не существовало. То есть, конечно, существовали языческие германские племена: саксы, англы, фризы и другие, которые, поглотив остатки кельтов, впоследствии сложились в английский народ. Но англичане как таковые, как нация, сложились уже в христианскую эпоху.

Превращение различных германских племен в англичан, как и превращение различных славянских и финно-угорских племен в русских, не было чем-то моментальным. Это был длительный процесс, как впрочем, и христианизация обеих нарождавшихся народов. Но на входе и на выходе из этого процесса — разные этнические общности. Англичане — это не саксы. Русские — это не дреговичи.

Русская идентичность и русская культура сложилась именно как христианская, православная культура. Не существует «русской языческой культуры»; более того, само понятие «русские» закрепилось за восточнославянской общностью уже в христианскую эпоху.

Молитвословия

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Праведных Твоих, Господи, память празднующе,/ теми молим Тя:// спаси души наша.

Кондак святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

глас 2

Радуется ныне Анна,/ неплодства разрешившися соуз,/ и питает Пречистую,/ созывающи вся воспети/ Даровавшаго от чрева ея человеком// едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Акафист святым и праведным Богоотцем Иоакиму и Анне

***

Тропарь преподобного Иосифа

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Новости по теме

«Наше почтение к родителям должно выражаться в искренней молитве и в заботе о них»
Публикации 23 сентября 2021
«Наше почтение к родителям должно выражаться в искренней молитве и в заботе о них»

Мы продолжаем праздновать Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Пресвятая Дева родилась в семье праведных Иоакима и Анны, когда они находились уже в зрелом возрасте. Она стала для престарелых супругов долгожданным, вымоленным чадом.

Иеромонах Кирилл (Корытко): «Пример родителей Пресвятой Богородицы учит каждого из нас не отчаиваться в молитве»
Публикации 21 сентября 2021
Иеромонах Кирилл (Корытко): «Пример родителей Пресвятой Богородицы учит каждого из нас не отчаиваться в молитве»

В величании праздника Рождества Пресвятой Богородицы поется «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое». Рождение нового человека — это праздник не только для рожденного, но и для его родителей.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной...»
Публикации 20 сентября 2021
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной...»

Сегодня Святая Церковь собрала нас в храмы, чтобы почтить знаменательный день в истории человечества. Тысячелетиями, со времени падения Адама и Евы, их изгнания из рая, через отступление от Бога, через наказания и милость, через скорби и испытания шло человечество к этому великому дню.

Родители Пресвятой Богородицы
Публикации 22 сентября 2019
Родители Пресвятой Богородицы

Сегодня в первый день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы Церковь чтит память Её святых родителей — одних из последних ветхозаветных праведников Иоакима и Анны.