Церковный календарь

20 сентября. Память преподобного Макария Оптинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 сентября. Память преподобного Макария Оптинского

14-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 7 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мученика Созонта (ок. 304). Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (1186). Преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского (1678). Преподобного Макария Оптинского (1860).

Преподобных Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Преподобного Серапиона Псковского (1480). Апостолов от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мученика Евпсихия (117–138). Преподобного Луки (после 975).

Священномучеников Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); священномучеников Евгения, митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и преподобномучеников Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; священномучеников Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, реподобномученика Льва Егорова (1937).

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский

Родом из Новгорода, Иоанн основал там Благовещенский монастырь, принял постриг и впоследствии был поставлен архиепископом города. Во время осады Новгорода суздальцами святитель взял икону Божией Матери «Знамение» и установил ее в остроге, после чего нападавшие отступили. Иоанн получил от Бога власть над нечистыми духами: однажды он велел бесу в ночь довезти его до Иерусалима. Бес подчинился с условием, что Иоанн никому не расскажет об этом. Но святой упомянул в проповеди о своем путешествии, и за это бес настроил против него горожан, которые, желая избавиться от пастыря, посадили его на плот и пустили вниз по реке. Однако плот поплыл вверх, против течения. Тогда новгородцы раскаялись и умолили Иоанна вернуться на кафедру. Вскоре после этого святитель принял схиму и отошел ко Господу.

Преподобный Макарий Оптинский

«Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное». Так говорила мать будущего оптинского старца преподобного Макария (Иванова) о сыне. Свой монашеский путь подвижник начал в Площанской пустыни. Там, благодаря старцу Афанасию, он был привлечен к изучению духовного наследия. А позже, уже в Оптиной пустыни, под влиянием преподобного Макария сформировалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия 19-го века. На исповедь и за благословением к преподобному Макарию приезжали Алексей Толстой, Николай Гоголь, Алексей Хомяков. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского. Благоверный князь Московский Димитрий испросил у Преподобного Сергия благословение на Куликовскую битву и просил дать ему в подкрепление двух монахов-схимников — Пересвета и Ослябю. Пересвет перед основным сражением сразил в единоборстве татарского богатыря Челубея, сам же при этом погиб. Воодушевленные подвигом инока, русские дружины устремились вперед и одержали победу в жестокой битве. После Куликовской битвы тела погибших Пересвета и Осляби были погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Сейчас на месте их захоронения установлено деревянное надгробие.

Священное Писание

Гал., 201 зач., II, 6-10

6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Мк., 20 зач., V, 22-24, 35 — VI, 1

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа́ куми́", что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Глава 6

1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 2, 6-10; Мк. 5, 22-24. 35-6, 1

Воскресив дочь Иаира, Господь «строго приказал» родителям ее, «чтобы никто об этом не знал». Этим нам указано: не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляет тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому будь таков, как бы совсем его не было. И за душою смотри: коль скоро она мало-мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтоб люди узнали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель является достигнутою; а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий. чтобы люди знали его добрые дела, — сам себе изменник. Что люди хвалят доброе, они дело делают — ибо что хорошо, того как не хвалить? — но ты этого не имей в мысли, и не ожидай, и не ищи. Поблажишь себе в этом — совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь хвалолюбец. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления, начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением перед собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочною, гоняется за одной мишурой, и истинного добра не жди уж от нее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня читалось апостольское Послание к Коринфянам (1 Кор. 4, 1–5), где апостол Павел говорит: Мы проповедуем мудрость не века сего, мы проповедуем премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце веков к славе нашей. Что же это за человеческая премудрость, которую мы не проповедуем? Это человеческие знания о мире, о космосе, о природе, о самом человеке — это так называемые научные знания. Церковь в своих проповедях научных знаний не проповедует. А мы проповедуем, по слову апостола, премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце века для славы нашей. О какой тайне идет речь и как можно проповедовать тайну? Ведь тайна сокрыта. Тайна Божия была сокрыта, но через творение мира и человека эта тайна была открыта людям. И эту от века сокрытую тайну в недрах Божественной жизни узнали первые люди — Адам и Ева. Они узнали, что главным в жизни мира, Вселенной, всего творения, в жизни человека является только одно — это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания — ничто перед этой открытой Богом тайной Своего замысла о мире и человеке.

Урок смирения от старца Макария Оптинского

В 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину пустынь, пожелал беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой. Ему указали на молодого иеродиакона Алексея (Зерцалова), будущего старца Анатолия. После долгой беседы святитель сказал, что удивлён и рад встретить светски образованного и духовно опытного инока. После беседы с епископом отец Алексей встретил своего старца Макария, и, рассказывая ему о беседе с преосвященным, в простоте душевной, передал его отзыв о себе. Тогда старец стал бить его палкой, говоря: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный — аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Но как только отец Алексей ушёл, старец сказал бывшим с ним: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот — уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?»

Ефрем Святогорец о чистоте сердечной

Человеческий ум легко загрязняется и легко очищается. Сердце же, напротив, тяжело очищается, но и тяжело загрязняется. Сердце все насквозь пронизано корнями страстей. Корни всех страстей сидят именно в сердце. Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несем в себе, — все это лекарства, все это посылается Божиим промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдет с нами в иной мир. Как мы постигаем, что страдаем от эгоизма? А так, что когда брат скажет нам обидное слово или когда старец, духовный отец — наставник, поставленный Богом на то, чтобы воспитывать в нас бесстрастие, — тоже сделает тебе замечание и ты почувствуешь смущение, возмущение, горечь, скорбь, то познай из этого масштабы живущего в тебе эгоизма. Если человек смиренный, то он принимает слово, принимает замечание и обличение.

Молитвословия

Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение.

Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Тропарь преподобного Серапиона Псковского

глас 8

Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе,/ и вся красная мира сего возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси./ Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый,/ весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси,/ тем же и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, пустынныя похвало, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серапиона Псковского

глас 4

От высокоумия искус прийм смиренномудрия,/ благодатию Божиею явился еси рачитель, Богоносне Серапионе./ Желанием бо Божественный любве вжигаем,/ житейския молвы оставль,/ ревнитель учителю твоему Евфросину был еси,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу:/ бдением же, и молитвою, и постом образ был еси спостником твоим;/ ныне же молися Господеви, Богоблаженне,/ спастися душам нашим.

Тропарь мученика Созонта

глас 4

Мученик Твой, Господи, Созонт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси душы наша.

Кондак мученика Созонта

глас 2

Истиннаго и Богомудраго мученика,/ страдальца благочестия искуснаго,/ сошедшеся днесь, велегласно восхвалим Созонта таинника благодати,/ исцелений дателя богатейшаго:/ молит бо Христа Бога о всех нас.

Теги:
Святитель Иоанн Новгородский
преподобный Макарий Оптинский
православный календарь

Все публикации