Церковный календарь

20 сентября. Память преподобного Макария Оптинского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 сентября. Память преподобного Макария Оптинского

Неделя 15-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 7 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мученика Созонта (ок. 304). Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского (1186). Преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского (1678). Преподобного Макария Оптинского (1860).

Преподобных Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби (ок. 1380). Преподобного Серапиона Псковского (1480). Апостолов от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мученика Евпсихия (117–138). Преподобного Луки (после 975).

Священномучеников Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); священномучеников Евгения, митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и преподобномучеников Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; священномучеников Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, реподобномученика Льва Егорова (1937).

Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский

Родом из Новгорода, Иоанн основал там Благовещенский монастырь, принял постриг и впоследствии был поставлен архиепископом города. Во время осады Новгорода суздальцами святитель взял икону Божией Матери «Знамение» и установил ее в остроге, после чего нападавшие отступили. Иоанн получил от Бога власть над нечистыми духами: однажды он велел бесу в ночь довезти его до Иерусалима. Бес подчинился с условием, что Иоанн никому не расскажет об этом. Но святой упомянул в проповеди о своем путешествии, и за это бес настроил против него горожан, которые, желая избавиться от пастыря, посадили его на плот и пустили вниз по реке. Однако плот поплыл вверх, против течения. Тогда новгородцы раскаялись и умолили Иоанна вернуться на кафедру. Вскоре после этого святитель принял схиму и отошел ко Господу.

Преподобный Макарий Оптинский

«Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное». Так говорила мать будущего оптинского старца преподобного Макария (Иванова) о сыне. Свой монашеский путь подвижник начал в Площанской пустыни. Там, благодаря старцу Афанасию, он был привлечен к изучению духовного наследия. А позже, уже в Оптиной пустыни, под влиянием преподобного Макария сформировалась целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия 19-го века. На исповедь и за благословением к преподобному Макарию приезжали Алексей Толстой, Николай Гоголь, Алексей Хомяков. До самой смерти святой принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского. Благоверный князь Московский Димитрий испросил у Преподобного Сергия благословение на Куликовскую битву и просил дать ему в подкрепление двух монахов-схимников — Пересвета и Ослябю. Пересвет перед основным сражением сразил в единоборстве татарского богатыря Челубея, сам же при этом погиб. Воодушевленные подвигом инока, русские дружины устремились вперед и одержали победу в жестокой битве. После Куликовской битвы тела погибших Пересвета и Осляби были погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Сейчас на месте их захоронения установлено деревянное надгробие.

Священное Писание

2 Кор., 176 зач., IV, 6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Мф., 92 зач., XXII, 35-46

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 22, 35-46

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь говорит, что наибольшая заповедь — это заповедь о любви к Богу, и вторая, подобная ей, — о любви к ближнему. Мы называем это двуединой заповедью: возлюбить Господа Бога своего и ближнего своего, как самого себя. Преподобный Ефрем Сирин, размышляя, почему люди в большинстве своем не могут в полной мере исполнять эту заповедь, говорит, что человек любит себя, а гордыня изгоняет Бога. В самом деле, о ком мы больше всего заботимся? Да о самих себе! Нам иногда кажется, что мы заботимся больше о других, но это глубочайшее заблуждение. Все, что мы делаем, мы делаем в первую очередь для себя. Есть то, что необходимо делать, без чего нам не прожить, — надо кормить себя, одевать, обувать, обеспечивать свое существование. И Господь не противится такой заботе о самих себе, ведь если бы ее не было, то не существовало бы и рода человеческого, люди бы просто погибли. Но не случайно Господь говорит, что главная заповедь — возлюби Господа Бога своего и ближнего, как самого себя. Потому что если мы, удовлетворяя свои потребности, перестаем видеть другого человека, то впадаем в грех. Когда только ты сам в центре жизни и все, что ты делаешь, направлено сознательно или несознательно на тебя самого, совершается грех, который изгоняет всякую любовь в сердце человека — и к Богу, и к людям.

Явление ангела праведным Иоакиму и Анне

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна достигли преклонных лет, но не имели детей. В один из праздников старец Иоаким принёс в Иерусалимский храм свою жертву, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным ввиду его бесчадия. «Не должно, — сказал он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи». Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании ребёнка, наложив на себя строгий пост. Святая Анна, пребывая дома и узнав, что первосвященник не хотел принять их дары, а её супруг удалился в пустыню, горько плакала. «Я несчастнее всех, — говорила она, — Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена». Однажды праведная Анна в глубокой печали пошла в свой сад, села под лавровым деревом, воздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слёз, к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Это зрелище причинило ей ещё большую скорбь, и она с плачем стала взывать ко Господу: «Господь Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рождённое мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твоё милосердие». Когда святая Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал: «Анна! Услышана твоя молитва, ты зачнёшь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Неё получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя Ей будет Мария». В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и возвестил ему радостную весть о Благословенной Дочери, рождение Которой будет неизреченной радостью для всего мира.

Урок смирения от старца Макария Оптинского

В 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину пустынь, пожелал беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой. Ему указали на молодого иеродиакона Алексея (Зерцалова), будущего старца Анатолия. После долгой беседы святитель сказал, что удивлён и рад встретить светски образованного и духовно опытного инока. После беседы с епископом отец Алексей встретил своего старца Макария, и, рассказывая ему о беседе с преосвященным, в простоте душевной, передал его отзыв о себе. Тогда старец стал бить его палкой, говоря: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный — аристократ, на комплиментах вырос, он из любезности и сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!» Но как только отец Алексей ушёл, старец сказал бывшим с ним: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот — уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?»

Ефрем Святогорец о чистоте сердечной

Человеческий ум легко загрязняется и легко очищается. Сердце же, напротив, тяжело очищается, но и тяжело загрязняется. Сердце все насквозь пронизано корнями страстей. Корни всех страстей сидят именно в сердце. Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несем в себе, — все это лекарства, все это посылается Божиим промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца — это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдет с нами в иной мир. Как мы постигаем, что страдаем от эгоизма? А так, что когда брат скажет нам обидное слово или когда старец, духовный отец — наставник, поставленный Богом на то, чтобы воспитывать в нас бесстрастие, — тоже сделает тебе замечание и ты почувствуешь смущение, возмущение, горечь, скорбь, то познай из этого масштабы живущего в тебе эгоизма. Если человек смиренный, то он принимает слово, принимает замечание и обличение.

Молитвословия

Тропарь святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград,/ имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне,/ яко солнечныя лучи испущающия,/ и подающия исцеления, притекающим с верою к тебе./ Молися Христу Богу, избавити град сей невредим от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления,/ святителю Богомудре и чудоносче,/ небесный человече, и земный ангеле:/ да сошедшеся любовию в память твою,/ светло празднуем, в песнех и пениих радующеся,/ и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений,/ и великому Новуграду заступление и утверждение.

Кондак святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

глас 4

Возвеселися явленно Честная Церковь Христова,/ в память днесь приснословущаго святителя Иоанна,/ от великаго Новаграда возсиявшаго:/ и всю страну удивившаго преславными чудодеянии,/ и всеми добродетельми украсившагося./ И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно,/ источающее велия чудеса./ Темже зовем ему:/ о всеблаженне!/ Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.

Кондак преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

глас 4

Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.

Молитва преподобномученику Макарию, архимандриту Каневскому

О преславный преподобномучениче Макарие, скорый помощниче и теплый заступниче всех, притекающих к тебе, предстательством своим пред Господом умоли Спаса нашего, да обратит души наша к покаянию и исправлению, да дарует мир отечеству нашему и всей земли и да поможет всем нам твердыми быти в вере Православней и делех благих, да отженет от нас дух злобы и лукавства и братолюбие вселит в нас, и да приносим во всем житии нашем плоды духовныя: любовь, благость, милосердие, веру нелицемерную, кротость и воздержание, и да, распявше на земли плоть нашу со страстьми и похотьми и духом живуще и ходяще, сподобимся жизни вечныя в веце грядущем, и, райския сладости присно наслаждающеся с тобою и со всеми святыми, прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Серапиона Псковского

глас 8

Изрядством жития чистоту девства приим, Серапионе,/ и вся красная мира сего возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси./ Сего ради во внутреннюю пустыню вселився и со зверьми живый,/ весь Христов спостник и друг Евфросина учителя твоего был еси,/ тем же и молим тя, поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, пустынныя похвало, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серапиона Псковского

глас 4

От высокоумия искус прийм смиренномудрия,/ благодатию Божиею явился еси рачитель, Богоносне Серапионе./ Желанием бо Божественный любве вжигаем,/ житейския молвы оставль,/ ревнитель учителю твоему Евфросину был еси,/ безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу:/ бдением же, и молитвою, и постом образ был еси спостником твоим;/ ныне же молися Господеви, Богоблаженне,/ спастися душам нашим.

Тропарь мученика Созонта

глас 4

Мученик Твой, Господи, Созонт,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси душы наша.

Кондак мученика Созонта

глас 2

Истиннаго и Богомудраго мученика,/ страдальца благочестия искуснаго,/ сошедшеся днесь, велегласно восхвалим Созонта таинника благодати,/ исцелений дателя богатейшаго:/ молит бо Христа Бога о всех нас.

Теги:
Святитель Иоанн Новгородский
преподобный Макарий Оптинский
православный календарь

Все публикации