Церковный календарь

6 сентября. Память священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 сентября. Память священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова

12-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 24 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479).

Преподобного Арсения Комельского (1550). Преподобного Аристоклия, старца Московского (1918). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидской (558). Преподобного Георгия Лимниота (ок. 716). Равноапостольного Космы Этолийского (1779). Священномученика Максима Горлицкого пресвитера (1914).

Преподобномученика Серафима Шахмутя (1946).

Петровской иконы Божией Матери (ок. 1306).

Священномученик Евтихий

Священномученик Евтихий был родом из Севастии Палестинской. Услышав проповедь о Спасителе, Евтихий сначала сделался учеником святого апостола Иоанна Богослова, а потом, встретившись со святым апостолом Павлом, проповедовал вместе с ним в разных странах. Святому Евтихию пришлось испытать много мучений: его томили голодом, строгали тело железом, бросали в огонь и на съедение зверям. Однажды на праведника был выпущен лев. Хищник привёл всех в ужас тем, что воздал хвалу Творцу, заговорив человеческим голосом. Это дивное чудо нашло отражение в службе мученику: «Скотски виде тя беззаконными осуждена, зверь, уготовленный для твоей погибели, ясно провеща всесильным мановением и величия Спаса Христа проповеда». После этого чуда подвижник вернулся на родину, где был усечён мечом в начале II века.

Преподобный Арсений Комельский

Преподобный Арсений Комельский был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в Комельский лес, где основал обитель в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Жизнь преподобного Арсения прошла в труде и молитве, в служении Богу и ближним. После его праведной кончины в 1550 году у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней. Спустя сто лет был построен новый каменный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика: один придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а другой — преподобному Арсению Комельскому.

Равноапостольный Косма Этолийский

Косма родился в греческой Этолии. На Святую Гору он был отправлен в Ватопедское училище для получения образования, но вскоре принял монашеский постриг и священнический сан в монастыре Филофея. К тому времени Греция уже несколько веков находилась под властью турок, поэтому множество греков иногда добровольно, иногда насильственно принимали ислам. Косма взял благословение у Константинопольского Патриарха и отправился проповедовать Евангелие как среди соотечественников, так и среди турок и албанцев. Его проповедь тепло принималась народом. Там, где проходил Косма, воздвигали кресты. По его наставлениям открывались школы, где греки могли учить родной язык. Косма был повешен в Албании по наветам торговцев-иудеев, которые выдали его турецким властям. Апостольское служение Космы продолжалось 25 лет.

Священное Писание

2 Кор., 179 зач., V, 10-15

10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.

12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.

13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.

14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Мк., 2 зач., I, 9-15

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15

Господь начал проповедь Свою так: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте», а «исходите на суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века - смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? —  и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Священномученик Косма Этолийский о Таинстве брака

Помолвка — это начало Таинства Брака. Кольцо, которое мужчина даёт женщине, должно быть из чистого золота, а женщина — чистой, как оно. Прими его и надень на палец, и впредь лучше умри, чем запятнай честь своего мужа. Также и ты неспроста посылаешь своему будущему мужу кольцо. Этим ты говоришь ему, что, если он стоек и твёрд, как серебро, пусть примет кольцо и наденет его, показывая готовность жизнь положить ради своей жены. Прежде всего исповедуйтесь, а затем венчайтесь в храме. Пусть священник поставит аналой посреди церкви и положит на него Святое Евангелие, кольца и венцы, поставит жениха и невесту рядом, возьмёт кадило и две зажжённые свечи, покадит на жениха трижды, изобразив крестное знамение. И спрашивает священник жениха: «Иоанн, хочешь ли ты, чтобы Мария стала твоей женой?» Если он скажет: «Да, хочу», — даёт ему свечу. Также спрашивает невесту: «Хочешь ли ты, Мария, чтобы Иоанн был твоим мужем?» Если такова воля обоих, пусть обвенчает их, а после венчания причастит их Святых Таин.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История нас многому учит, но не дает полного ведения, и только в молитве, вспоминая подвиг предшествовавших нам Первосвятителей и святителей, мы можем сердцем, а не только умом, соприкоснуться с их опытом, благочестием, с подвигом их жизни. А потому и умудрение наше, которое всегда корнями уходит в прошлое, должно основываться не только на том, что мы узнаём разумом, но и на том, что говорит сердце, когда мы молимся святым Божиим угодникам. Ибо мы верим, что через них обретаем помощь и силу от Господа. Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, молитвами святителей, которые стояли у кормила церковного корабля, да ограждает Господь Церковь нашу от треволнений и бед и да дарует всем нам дух премудрости и разума... дух страха Божия (Ис. 11, 2–3).

Заповеди Ветхого Завета

Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17, Втор.5:6-21) были даны Богом еврейскому народу, первобытным племенам около 1,5 тысяч лет до Р.Х., однако они не утратили актуальности до сих пор. Но в наше время это уже лишь некий минимум, ниже которого  просто некуда падать.

Десять заповедей, что были начертаны на двух каменных досках (скрижалях), которые спустил с горы Моисей, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди: первая часть отражала обязанности человека по отношению к Богу, вторая — к людям. Первые 4 — религиозные заповеди, остальные 6 — этические. В символической форме такое разделение заповедей на две группы иногда изображается в верхней части иконостаса двух скрижалей завета с надписанием римскими цифрами I-IV и V-X соответственно.

К сожалению, большинство наших современников вспоминает только некоторые из этических заповедей, хотя религиозные лежат в основе и этических, и вообще всех заповедей, т.к. без Бога заповеди исполнить невозможно.

Можно ли «приворотить» любовь?

Объявлениями вида: «Черный приворот на любовь, любимый приползет на коленях» — полон интернет, и профессиональные колдуны и колдуньи обещают людям решить все их проблемы в личной жизни. Они претендуют на то, что могут заставить другого человека полюбить вас или разлюбить вашего счастливого соперника (соперницу). Но можно ли отношения, которые (как предполагается) являются результатом манипуляции над волей человека, назвать любовью? Возможна ли любовь, которая не признает за другим свободы? И будет ли такая любовь, к которой человека можно принудить (как верят покупатели оккультных услуг), счастливой?

Бог создал нас свободными; даже Он не принуждает нас к любви. Пытаться нарушить таким образом и с такой целью свободу другого человека — грех, и, даже если бы это было возможным, это не сделало бы никого счастливым.

Молитвословия

Тропарь святителя Петра, митрополита Московского

глас 4

Наста днесь всечестный праздник/ пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/ веселя изрядно твое стадо,/ и верное отечество, и люди,/ о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/ еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней// и спастися душам нашим.

Кондак святителя Петра, митрополита Московского

глас 8

Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна,/ днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада,/ в пренесение честных мощей твоих,/ архиерею Петре, молим тя:/ моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением/ верному воинству нашему на враги победительная,/ да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся,/ радостною душею и веселием сердца/ благодарная ти воспоем, глаголюще:// радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.

Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому

О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недос­тойныи рабы Его, да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему, дары благости Его, наипаче же да оградит нас миром, брато­любием, благочестием от всех искушений врага диавола и дарует нам быти верным чадом твоим, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, сохрани предстательством твоим небесным град Москву и люди ея. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и Царство Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения Комельского

глас 4

Удалився мира, и водворився в пустыню,/ и ту подвизався добрым подвигом,/ постом, и молитвами, и многим терпением,/ и жив показал еси многая чудеса,/ и по преставлении своем источаеши различная исцеления/ с верою приходящим к честному гробу твоему,/ Арсение, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения Комельского

глас 8

Житейския молвы отбег,/ и в пустыню вселился еси,/ и тамо житием жестоким пожил еси,/ и зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси,/ и многим был еси наставник ко спасению,/ и того ради получил еси жизнь вечную на Небесех./ Всегда зря Святую Троицу,/ моли избавитися нам от бед, да зовем ти:/ радуйся, отче наш Арсение, пустынный жителю.

Тропарь священномученика Евтиха (Евтихия)

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Евтихе,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Евтиха (Евтихия)

глас 3

Апостолов сопрестольник/ и святителей красота быв, Евтихе,/ мученически прославился еси,/ просиял еси, яко солнце, всех просвещая,/ и разорил еси безбожия нощь глубокую,/ сего ради тя почитаем,// яко Божественнаго воистинну священнотаинника Христова.

Теги:
Священномученик Евтихий
Преподобный Арсений Комельский
Равноапостольный Косма Этолийский
православный календарь

Все публикации