Церковный календарь

5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

13-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 23 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Успения Пресвятой БогородицыМученика Луппа (ок. 306).

Священномученика Иринея, епископа Лионского (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (705).

Священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мученика Николая Варжанского (1918); священномучеников Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937).

Священномученик Ириней Лионский

Апостол Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и священномученик Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи наследования, идущего от самого Иисуса Христа. Святитель Ириней был достойным приемником учеников Христовых. В конце 2-го века епископ города Лион стал истинным духовным лидером не только галльских христиан, но и всей Западной Европы. В защиту православной веры от еретиков святой Ириней написал несколько трудов, самые известные из них — «Пять книг против ересей», «О Церкви», «О предании апостольском в Церкви». В годы гонений императора Севера святитель Ириней засвидетельствовал свою преданность Церкви Христовой мученической кончиной.

Преподобные Евтихий и Флорентий Нурсийские

В Нурсийской провинции подвизались два отшельника: Евтихий проповедовал местным жителям, а Флорентий предпочитал уединение и молитву. Через какое-то время Евтихия избрали настоятелем одного из окрестных монастырей, и Флорентий остался один, из-за чего он сильно скорбел. Тогда Бог послал ему в утешение помощника — медведя, который пас овец святого и возвращался точно в указанное время. Четыре монаха из обители Евтихия из зависти убили зверя. Охваченный горем, Флорентий вслух пожелал убийцам наказания от Бога, и вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, святой раскаялся в своих словах и всю жизнь оплакивал иноков. Евтихий прославился посмертными чудесами: во время засухи местные жители проходили по полям с его одеждой, и Бог посылал дождь.

Священномученик Иоанн Восторгов

Священномученик Иоанн Восторгов — один из выдающихся миссионеров начала XX века. Уже в первое своё служение на сельском приходе он в короткие сроки присоединил к Православной Церкви более ста старообрядцев. Затем он подвизался на Кавказе, Дальнем Востоке и, наконец, в Первопрестольной столице. Святой Иоанн принимал активное участие в различных общественных союзах, понимая патриотизм как средство служения Господу Иисусу Христу. «Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе самой Церкви, делают своё пагубное дело», — предупреждал подвижник. Святой Иоанн засвидетельствовал свою веру мученичес кой кончиной в 1918 году.

Священное Писание

1 Кор., 126 зач., II, 6-9

6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Мф., 90 зач., XXII, 15-22

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(1 Кор. 2, 6-9; Мф. 22, 15-22)

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»; отдай всякому свое. Отсюда закон: не одною стороною угождай Богу, а всякою, какою угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякий способ свой обращай на служение Богу. Сказав: отдавай кесарево кесарю, Господь показал, что такое действование угодно Ему. Если под кесаревым будешь разуметь все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиими — все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всем пользоваться и всюду действовать сообразно с Божиею волею, так как хочет от тебя Бог, — спасение у тебя под руками. Можешь так устроиться, что ни шаг, то дело угодное Богу, и следовательно, шаг ко спасению, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть.

Порфирий Кавсокаливит об отцовстве

Хороший отец никогда не должен терять интереса к своему ребенку. Даже тогда, когда дети вступают в переходный возраст, становятся жестче, начинают бунтовать, не слушаться, их взгляды часто расходятся с отцовскими. Именно здесь и должно проявляться искусство и любовь хорошего отца. Дети, пока они не повзрослеют, по своей неопытности совершают много неразумных поступков, вызывая тем самым раздражение и гнев родителей, особенно отцов. Иногда глава семейства ожесточается и, опрометчиво забывая о необходимости оставаться хорошим отцом, становится суровым полицейским. Вред, который он наносит в этом случае своему ребенку, очень часто бывает неисправим. Если молодой человек твердо уверится в том, что его отец — действительно хороший отец, если он осознает, что тот именно по-отцовски терпит его безрассудные выходки, то будет до самой своей смерти вспоминать своего отца и говорить: «Мой отец был святой человек. Я очень хорошо его узнал в то время, когда во мне бушевало юношеское безумие».

Борьба с гностицизмом

Так называемый «христианский гностицизм» был известен уже в апостольские времена, а его расцвет приходится на II век. Древнейшее описание гностических систем принадлежит священномученику Иринею Лионскому. Основной пафос гностицизма (слово гносис переводится на русский язык как «знание») — в обладании неким тайным знанием, которое можно получить в обществе избранных и которое откроет путь к духовному совершенству. Гностицизм пытался соединить христианство и язычество; он подменял евангельский образ Христа разными искажениями, апеллируя к тайным преданиям и апокрифам. В борьбе с ложью гностицизма Церкви нужно было определить критерии для отличия истинного, апостольского Предания о Христе от ложного; в итоге в древней Церкви был утверждён канон новозаветных книг и сформулировано учение о Священном Предании и апостольском преемстве иерархии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает для нас слышать Слово Божие? В наше время, когда мир переполнен информацией, слово «слышать» становится ключевым. На нас обрушивается колоссальный информационный поток — огромное количество слов, идей, мыслей. И чаще всего многое из того, что мы слышим, проходит мимо нас, ибо никакого человеческого разума не хватит, чтобы аккумулировать все, что входит в наше сознание или прикасается к нашему слуху. Господь говорит: блаженны те, кто слышит слово Божие и исполняет или хранит его (см. Лк. 11, 28). Другими словами, человек спасается, если он слышит Божие слово и хранит его. А почему? Ведь за всю историю человеческой цивилизации было высказано много важных мыслей. Почему же спасение обеспечивает только слово Божие, а не мудрое человеческое слово? Потому что в слове Божием содержится абсолютная правда, тогда как все другие правды, все другие идеи определяются контекстом человеческой жизни и через какое-то время теряют свое значение.

Результат исполнения заповедей

В утренних и вечерних молитвах христиане просят Бога дать им уразумение и благодать к исполнению Заповедей Божьих (в псалмах они ещё именуются как закон, оправдания, судьбы). И в первой же благодарственной молитве по Святом Причащении мы просим даровать нам Святые Таинства во исполнение Божественных заповедей.

По мере исполнения заповедей человек всё больше утверждается, возрастает в добре, это становится для него естественным, нормальным. Как для человека, который не лжёт, — это естественно и это не требует усилий. И напротив, про закоренелого грешника говорят, что он катится по наклонной.

С другой стороны, понуждая себя к исполнению заповедей, человек скоро убеждается, что он не может в полной мере исполнить ни одну из них, осознаёт насколько он нравственно и духовно болен. Из этого возникает реальное, трезвое видение самого себя, смирение, обращение за помощью ко Христу и сострадание к ближним; от осознания, что все мы в плену греха.

Теги:
Священномученик Ириней Лионский
Священномученик Иоанн Восторгов
православный календарь

Все публикации