Церковный календарь

5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

Седмица 13-я по Пятидесятнице
Поста нет. 23 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Успения Пресвятой БогородицыМученика Луппа (ок. 306).

Священномученика Иринея, епископа Лионского (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (705).

Священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мученика Николая Варжанского (1918); священномучеников Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937).

Священномученик Ириней Лионский

Апостол Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и священномученик Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи наследования, идущего от самого Иисуса Христа. Святитель Ириней был достойным приемником учеников Христовых. В конце 2-го века епископ города Лион стал истинным духовным лидером не только галльских христиан, но и всей Западной Европы. В защиту православной веры от еретиков святой Ириней написал несколько трудов, самые известные из них — «Пять книг против ересей», «О Церкви», «О предании апостольском в Церкви». В годы гонений императора Севера святитель Ириней засвидетельствовал свою преданность Церкви Христовой мученической кончиной.

Преподобные Евтихий и Флорентий Нурсийские

В Нурсийской провинции подвизались два отшельника: Евтихий проповедовал местным жителям, а Флорентий предпочитал уединение и молитву. Через какое-то время Евтихия избрали настоятелем одного из окрестных монастырей, и Флорентий остался один, из-за чего он сильно скорбел. Тогда Бог послал ему в утешение помощника — медведя, который пас овец святого и возвращался точно в указанное время. Четыре монаха из обители Евтихия из зависти убили зверя. Охваченный горем, Флорентий вслух пожелал убийцам наказания от Бога, и вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, святой раскаялся в своих словах и всю жизнь оплакивал иноков. Евтихий прославился посмертными чудесами: во время засухи местные жители проходили по полям с его одеждой, и Бог посылал дождь.

Священномученик Иоанн Восторгов

Священномученик Иоанн Восторгов — один из выдающихся миссионеров начала XX века. Уже в первое своё служение на сельском приходе он в короткие сроки присоединил к Православной Церкви более ста старообрядцев. Затем он подвизался на Кавказе, Дальнем Востоке и, наконец, в Первопрестольной столице. Святой Иоанн принимал активное участие в различных общественных союзах, понимая патриотизм как средство служения Господу Иисусу Христу. «Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе самой Церкви, делают своё пагубное дело», — предупреждал подвижник. Святой Иоанн засвидетельствовал свою веру мученичес кой кончиной в 1918 году.

Священное Писание

2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15

7 А ка́к вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,— та́к изобилуйте и сею добродетелью.

8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.

11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.

12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.

13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.

14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Мк., 11 зач., III, 6-12

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 8, 7-15; Мк. 3, 6-12

Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле, но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Оттого в церкви начинают петь: «слава в вышних Богу», а к концу доходят до «исцели душу мою… научи мя творити волю Твою». Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящею из души, а только возносимого языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели дела наши и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалою Богу, ибо Он делающий все во всех, только не мешай; к Нему и хвала за дела восходит. Всякому надо стать благоуханием Христовым, тогда и без хвалы будет непрестанное славословие Господу. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его далеко расходится молча; так надо жить и всем христианам.

Порфирий Кавсокаливит об отцовстве

Хороший отец никогда не должен терять интереса к своему ребенку. Даже тогда, когда дети вступают в переходный возраст, становятся жестче, начинают бунтовать, не слушаться, их взгляды часто расходятся с отцовскими. Именно здесь и должно проявляться искусство и любовь хорошего отца. Дети, пока они не повзрослеют, по своей неопытности совершают много неразумных поступков, вызывая тем самым раздражение и гнев родителей, особенно отцов. Иногда глава семейства ожесточается и, опрометчиво забывая о необходимости оставаться хорошим отцом, становится суровым полицейским. Вред, который он наносит в этом случае своему ребенку, очень часто бывает неисправим. Если молодой человек твердо уверится в том, что его отец — действительно хороший отец, если он осознает, что тот именно по-отцовски терпит его безрассудные выходки, то будет до самой своей смерти вспоминать своего отца и говорить: «Мой отец был святой человек. Я очень хорошо его узнал в то время, когда во мне бушевало юношеское безумие».

Борьба с гностицизмом

Так называемый «христианский гностицизм» был известен уже в апостольские времена, а его расцвет приходится на II век. Древнейшее описание гностических систем принадлежит священномученику Иринею Лионскому. Основной пафос гностицизма (слово гносис переводится на русский язык как «знание») — в обладании неким тайным знанием, которое можно получить в обществе избранных и которое откроет путь к духовному совершенству. Гностицизм пытался соединить христианство и язычество; он подменял евангельский образ Христа разными искажениями, апеллируя к тайным преданиям и апокрифам. В борьбе с ложью гностицизма Церкви нужно было определить критерии для отличия истинного, апостольского Предания о Христе от ложного; в итоге в древней Церкви был утверждён канон новозаветных книг и сформулировано учение о Священном Предании и апостольском преемстве иерархии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если нет сил радикально изменить жизнь к лучшему и освободиться от греха, остается только один выход – сохранять надежду. Ведь Сам Господь призывает нас к надежде словами апостола Павла: Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 24). Надежда – одна из величайших христианских добродетелей. Она в конечном счете есть уверенность в том, что Бог всегда поможет нам там, где не хватает наших собственных сил. И если надежда не умерла в нас, если она подкрепляется верой и горячей молитвой ко Господу и если мы не перестаем просить Бога помочь нам преодолеть наш грех, то, какими бы трудными ни были жизненные обстоятельства, какой бы слабой ни была наша человеческая природа, какой бы сильной ни была привычка ко греху, Бог может в ответ на наши веру, надежду и молитву помочь нам победить грех.

Результат исполнения заповедей

В утренних и вечерних молитвах христиане просят Бога дать им уразумение и благодать к исполнению Заповедей Божьих (в псалмах они ещё именуются как закон, оправдания, судьбы). И в первой же благодарственной молитве по Святом Причащении мы просим даровать нам Святые Таинства во исполнение Божественных заповедей.

По мере исполнения заповедей человек всё больше утверждается, возрастает в добре, это становится для него естественным, нормальным. Как для человека, который не лжёт, — это естественно и это не требует усилий. И напротив, про закоренелого грешника говорят, что он катится по наклонной.

С другой стороны, понуждая себя к исполнению заповедей, человек скоро убеждается, что он не может в полной мере исполнить ни одну из них, осознаёт насколько он нравственно и духовно болен. Из этого возникает реальное, трезвое видение самого себя, смирение, обращение за помощью ко Христу и сострадание к ближним; от осознания, что все мы в плену греха.

Теги:
Священномученик Ириней Лионский
Священномученик Иоанн Восторгов
православный календарь

Все публикации