Церковный календарь

5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

12-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 23 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Успения Пресвятой БогородицыМученика Луппа (ок. 306).

Священномученика Иринея, епископа Лионского (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (705).

Священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мученика Николая Варжанского (1918); священномучеников Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937).

Священномученик Ириней Лионский

Апостол Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и священномученик Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи наследования, идущего от самого Иисуса Христа. Святитель Ириней был достойным приемником учеников Христовых. В конце 2-го века епископ города Лион стал истинным духовным лидером не только галльских христиан, но и всей Западной Европы. В защиту православной веры от еретиков святой Ириней написал несколько трудов, самые известные из них — «Пять книг против ересей», «О Церкви», «О предании апостольском в Церкви». В годы гонений императора Севера святитель Ириней засвидетельствовал свою преданность Церкви Христовой мученической кончиной.

Преподобные Евтихий и Флорентий Нурсийские

В Нурсийской провинции подвизались два отшельника: Евтихий проповедовал местным жителям, а Флорентий предпочитал уединение и молитву. Через какое-то время Евтихия избрали настоятелем одного из окрестных монастырей, и Флорентий остался один, из-за чего он сильно скорбел. Тогда Бог послал ему в утешение помощника — медведя, который пас овец святого и возвращался точно в указанное время. Четыре монаха из обители Евтихия из зависти убили зверя. Охваченный горем, Флорентий вслух пожелал убийцам наказания от Бога, и вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, святой раскаялся в своих словах и всю жизнь оплакивал иноков. Евтихий прославился посмертными чудесами: во время засухи местные жители проходили по полям с его одеждой, и Бог посылал дождь.

Священномученик Иоанн Восторгов

Священномученик Иоанн Восторгов — один из выдающихся миссионеров начала XX века. Уже в первое своё служение на сельском приходе он в короткие сроки присоединил к Православной Церкви более ста старообрядцев. Затем он подвизался на Кавказе, Дальнем Востоке и, наконец, в Первопрестольной столице. Святой Иоанн принимал активное участие в различных общественных союзах, понимая патриотизм как средство служения Господу Иисусу Христу. «Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе самой Церкви, делают своё пагубное дело», — предупреждал подвижник. Святой Иоанн засвидетельствовал свою веру мученичес кой кончиной в 1918 году.

Священное Писание

2 Кор., 183 зач., VII, 1-10

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.

4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.

6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то́ опечалило вас, впрочем на время.

9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Мк., 5 зач., I, 29-35

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33 И весь город собрался к дверям.

34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 7, 1-10; Мк. 1, 29-35

«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.

Порфирий Кавсокаливит об отцовстве

Хороший отец никогда не должен терять интереса к своему ребенку. Даже тогда, когда дети вступают в переходный возраст, становятся жестче, начинают бунтовать, не слушаться, их взгляды часто расходятся с отцовскими. Именно здесь и должно проявляться искусство и любовь хорошего отца. Дети, пока они не повзрослеют, по своей неопытности совершают много неразумных поступков, вызывая тем самым раздражение и гнев родителей, особенно отцов. Иногда глава семейства ожесточается и, опрометчиво забывая о необходимости оставаться хорошим отцом, становится суровым полицейским. Вред, который он наносит в этом случае своему ребенку, очень часто бывает неисправим. Если молодой человек твердо уверится в том, что его отец — действительно хороший отец, если он осознает, что тот именно по-отцовски терпит его безрассудные выходки, то будет до самой своей смерти вспоминать своего отца и говорить: «Мой отец был святой человек. Я очень хорошо его узнал в то время, когда во мне бушевало юношеское безумие».

Борьба с гностицизмом

Так называемый «христианский гностицизм» был известен уже в апостольские времена, а его расцвет приходится на II век. Древнейшее описание гностических систем принадлежит священномученику Иринею Лионскому. Основной пафос гностицизма (слово гносис переводится на русский язык как «знание») — в обладании неким тайным знанием, которое можно получить в обществе избранных и которое откроет путь к духовному совершенству. Гностицизм пытался соединить христианство и язычество; он подменял евангельский образ Христа разными искажениями, апеллируя к тайным преданиям и апокрифам. В борьбе с ложью гностицизма Церкви нужно было определить критерии для отличия истинного, апостольского Предания о Христе от ложного; в итоге в древней Церкви был утверждён канон новозаветных книг и сформулировано учение о Священном Предании и апостольском преемстве иерархии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает для нас слышать Слово Божие? В наше время, когда мир переполнен информацией, слово «слышать» становится ключевым. На нас обрушивается колоссальный информационный поток — огромное количество слов, идей, мыслей. И чаще всего многое из того, что мы слышим, проходит мимо нас, ибо никакого человеческого разума не хватит, чтобы аккумулировать все, что входит в наше сознание или прикасается к нашему слуху. Господь говорит: блаженны те, кто слышит слово Божие и исполняет или хранит его (см. Лк. 11, 28). Другими словами, человек спасается, если он слышит Божие слово и хранит его. А почему? Ведь за всю историю человеческой цивилизации было высказано много важных мыслей. Почему же спасение обеспечивает только слово Божие, а не мудрое человеческое слово? Потому что в слове Божием содержится абсолютная правда, тогда как все другие правды, все другие идеи определяются контекстом человеческой жизни и через какое-то время теряют свое значение.

Теги:
Священномученик Ириней Лионский
Священномученик Иоанн Восторгов
православный календарь

Все публикации