5 сентября. Память священномученика Иринея, епископа Лионского

3178
Фото

Седмица 14-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мученика Луппа (ок. 306).

Священномученика Иринея, епископа Лионского (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольского (705).

Священномучеников Ефрема, епископа Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мученика Николая Варжанского (1918); священномучеников Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров (1937).

Священномученик Ириней Лионский

Апостол Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и священномученик Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи наследования, идущего от самого Иисуса Христа. Святитель Ириней был достойным приемником учеников Христовых. В конце 2-го века епископ города Лион стал истинным духовным лидером не только галльских христиан, но и всей Западной Европы. В защиту православной веры от еретиков святой Ириней написал несколько трудов, самые известные из них — «Пять книг против ересей», «О Церкви», «О предании апостольском в Церкви». В годы гонений императора Севера святитель Ириней засвидетельствовал свою преданность Церкви Христовой мученической кончиной.

Преподобные Евтихий и Флорентий Нурсийские

В Нурсийской провинции подвизались два отшельника: Евтихий проповедовал местным жителям, а Флорентий предпочитал уединение и молитву. Через какое-то время Евтихия избрали настоятелем одного из окрестных монастырей, и Флорентий остался один, из-за чего он сильно скорбел. Тогда Бог послал ему в утешение помощника — медведя, который пас овец святого и возвращался точно в указанное время. Четыре монаха из обители Евтихия из зависти убили зверя. Охваченный горем, Флорентий вслух пожелал убийцам наказания от Бога, и вскоре они тяжело заболели и умерли. Узнав об этом, святой раскаялся в своих словах и всю жизнь оплакивал иноков. Евтихий прославился посмертными чудесами: во время засухи местные жители проходили по полям с его одеждой, и Бог посылал дождь.

Священномученик Иоанн Восторгов

Священномученик Иоанн Восторгов — один из выдающихся миссионеров начала XX века. Уже в первое своё служение на сельском приходе он в короткие сроки присоединил к Православной Церкви более ста старообрядцев. Затем он подвизался на Кавказе, Дальнем Востоке и, наконец, в Первопрестольной столице. Святой Иоанн принимал активное участие в различных общественных союзах, понимая патриотизм как средство служения Господу Иисусу Христу. «Мы видим опасность: все эти рассуждения, таящие ненависть к Церкви, однако прикрытые и замаскированные общелиберальными и прогрессивными фразами то о свободе, гуманности и прочих приманках современности, то о свободе и силе самой Церкви, делают своё пагубное дело», — предупреждал подвижник. Святой Иоанн засвидетельствовал свою веру мученичес кой кончиной в 1918 году.

Евангелие дня

Навеоное, каждый замечал, как требовательны мы бываем к другим и какие поблажки даём себе. Это кажется чем-то совершенно естественным, но вот правильно ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 4.

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Многие по опыту знают, что человек, становясь религиозным, одновременно с этим может стать требовательным и щепетильным. Не проходит и нескольких месяцев и то, что не было раньше очевидным для него самого, вдруг должно стать очевидным для всех. Как вы этого не понимаете, говорит он, недавно и сам не понимавший того же самого? Подобное поведение нередко раздражает окружающих, они становятся нетерпимыми к новообращённому христианину, отстаивая то, что сегодня принято называть личным пространством, в которое начинают навязчиво вторгаться с нравоучениями. И вот уже смотришь, отношения охладевают, а то и прекращаются вовсе. И у каждого ведь своя правда. Один не хочет, чтобы ему навязывали то, чего он не испытывал, чему не доверяет, а другой настолько воодушевлён, что не может молчать. Ведь передачу своего опыта веры и нравственной жизни он воспринимает как дело любви и спасения.

Отрывок, который мы сегодня услышали, идёт в Евангелии сразу после притчи о сеятеле. Когда он вышел сеять семена попали на дорогу, и в камни, и в заросли терновника, и в плодородную почву. Идея этой притчи очень проста и заключается она в том, что люди могут быть по-разному восприимчивы к слову о Боге. Их души могут быть в совершенно разных состояниях, так что в одном случае, когда почва твёрдая, семя прорасти не может, а в другом даёт обильные плоды.

Собственно, религиозное обращение — это ситуация, которую можно было бы сравнить с тем, что семя дало росток, начало развиваться. Растения бывают разные, но ни одно не даёт плод сразу, у всякого свой срок развития. Рассказав ученикам о том, что люди могут быть разного духовного устроения, Спаситель подчёркивает, что они должны быть очень внимательны к сказанному, ведь какой мерой они начнут мерять других, такой их самих будет мерить Господь. Он даже говорит, что к этой мере будет прибавлено, видимо, и в строгости, и в милости. И если моё сердце откликнулось на зов, и семя, которое посеял Бог, проросло, это не значит, что я должен требовать того же от другого, ведь у него своя мера. Может быть, почва моей души только кажется мне плодородной, а на самом деле она полна камней или сорняков и плодов не будет ещё долго, а я уже требую плодов от других.

Человек обратившийся к Богу из страха или поисков выгоды, часто превращается в формалиста, который сам ничего толком не достигает и отравляет жизнь всем вокруг. Тот же, кто действительно прислушивается ко Христу, проникается Его взглядом на людей. Он понимает, что их можно и нужно призывать к праведной жизни, но плоды от этих призывов появятся только тогда, когда человек осознает, что вера и правильный религиозный взгляд на мир формируется постепенно, как будто в душе растёт дерево или цветок, поначалу незаметные, но несомненно способные принести Богу прекрасные плоды.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Порфирий Кавсокаливит об отцовстве

Хороший отец никогда не должен терять интереса к своему ребенку. Даже тогда, когда дети вступают в переходный возраст, становятся жестче, начинают бунтовать, не слушаться, их взгляды часто расходятся с отцовскими. Именно здесь и должно проявляться искусство и любовь хорошего отца. Дети, пока они не повзрослеют, по своей неопытности совершают много неразумных поступков, вызывая тем самым раздражение и гнев родителей, особенно отцов. Иногда глава семейства ожесточается и, опрометчиво забывая о необходимости оставаться хорошим отцом, становится суровым полицейским. Вред, который он наносит в этом случае своему ребенку, очень часто бывает неисправим. Если молодой человек твердо уверится в том, что его отец — действительно хороший отец, если он осознает, что тот именно по-отцовски терпит его безрассудные выходки, то будет до самой своей смерти вспоминать своего отца и говорить: «Мой отец был святой человек. Я очень хорошо его узнал в то время, когда во мне бушевало юношеское безумие».

Борьба с гностицизмом

Так называемый «христианский гностицизм» был известен уже в апостольские времена, а его расцвет приходится на II век. Древнейшее описание гностических систем принадлежит священномученику Иринею Лионскому. Основной пафос гностицизма (слово гносис переводится на русский язык как «знание») — в обладании неким тайным знанием, которое можно получить в обществе избранных и которое откроет путь к духовному совершенству. Гностицизм пытался соединить христианство и язычество; он подменял евангельский образ Христа разными искажениями, апеллируя к тайным преданиям и апокрифам. В борьбе с ложью гностицизма Церкви нужно было определить критерии для отличия истинного, апостольского Предания о Христе от ложного; в итоге в древней Церкви был утверждён канон новозаветных книг и сформулировано учение о Священном Предании и апостольском преемстве иерархии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если нет сил радикально изменить жизнь к лучшему и освободиться от греха, остается только один выход — сохранять надежду. Ведь Сам Господь призывает нас к надежде словами апостола Павла: Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 24). Надежда — одна из величайших христианских добродетелей. Она в конечном счете есть уверенность в том, что Бог всегда поможет нам там, где не хватает наших собственных сил. И если надежда не умерла в нас, если она подкрепляется верой и горячей молитвой ко Господу и если мы не перестаем просить Бога помочь нам преодолеть наш грех, то, какими бы трудными ни были жизненные обстоятельства, какой бы слабой ни была наша человеческая природа, какой бы сильной ни была привычка ко греху, Бог может в ответ на наши веру, надежду и молитву помочь нам победить грех.

Результат исполнения заповедей

В утренних и вечерних молитвах христиане просят Бога дать им уразумение и благодать к исполнению Заповедей Божьих (в псалмах они ещё именуются как закон, оправдания, судьбы). И в первой же благодарственной молитве по Святом Причащении мы просим даровать нам Святые Таинства во исполнение Божественных заповедей.

По мере исполнения заповедей человек всё больше утверждается, возрастает в добре, это становится для него естественным, нормальным. Как для человека, который не лжёт, — это естественно и это не требует усилий. И напротив, про закоренелого грешника говорят, что он катится по наклонной.

С другой стороны, понуждая себя к исполнению заповедей, человек скоро убеждается, что он не может в полной мере исполнить ни одну из них, осознаёт насколько он нравственно и духовно болен. Из этого возникает реальное, трезвое видение самого себя, смирение, обращение за помощью ко Христу и сострадание к ближним; от осознания, что все мы в плену греха.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года