3 сентября. Память апостола от 70-ти Фаддея

3284
Фото

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4

В этот день совершается память:

Апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мученицы Вассы и чад ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта (305—311). Преподобного Аврамия Смоленского (XIII). Преподобной Марфы Дивеевской (1829).

Преподобного Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII—XIII). Преподобномученика Рафаила (1941) (Серб.).

Священномученика Александра Елоховского пресвитера (1918); священномученика Павла Ягодинского пресвитера (1937); преподобномученика Игнатия Даланова (1942).

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

Апостол от 70-ти Фаддей

Первые десятилетия существования христианской Церкви часто называют апостольским веком. Согласно преданию, в течение первых 12-ти лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Среди них был и святой Фаддей. После Вознесения Иисуса Христа он прошел с проповедью Сирию и Месопотамию. Дойдя до Эдессы, апостол обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов, основав там Церковь. Князь предлагал ему великие дары, но Фаддей отказался и отправился благовестить в другие города. В финикийском городе Вирит (современный Бейрут), святой учредил еще одну Церковь. Много потрудившись на благо торжества истинной веры, апостол Фаддей мирно отошел к Господу в 44-ом году.

Мученица Васса

Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в г. Едессе Македонской. Во время правления имп. Максимиана Галерия (305—311 гг.) ее муж донес правителю на нее и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Саму св. Вассу заключили в тюрьму и морили голодом. После биения палками ей отсекли голову. Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.

Преподобный Авраамий Смоленский

Преподобный Авраамий принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы под Смоленском. Неся послушания, инок усердно переписывал книги, черпая из них духовное богатство. Лишь спустя 30 лет он принял сан пресвитера. Каждый день преподобный совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника. Святой был строг и к себе, и к духовным чадам. По навету городской знати он был обвинен в ереси и отстранен от служения. В наказание за неправедный суд на Смоленск обрушилась засуха, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить, начался дождь. Святитель поставил преподобного Авраамия настоятелем нового монастыря в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы.

Евангелие дня

Люди во все времена стремились к счастью, причём обычно оно воспринималось как вполне понятное, но трудное или вообще недостижимое. В чём же дело? В слабости человека или в том, что именно он считает счастьем? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 21-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 21.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Чтение, которое мы сейчас услышали, видимым образом не имеет к нам никакого отношения. Бывает так, что Евангелие ставит перед нами такие вопросы, которые явно носят общечеловеческий характер, и задумываясь над ними, мы чувствуем, что это касается не только современников Спасителя, но каждого из нас лично. Вражда и прощение, верность и предательство, все эти темы находят в нас отклик. Но сегодня мы слышим притчу о человеке, который нанял в свой виноградник работников, а они вместо того, чтобы отдать хозяину плоды своих трудов, решили оставить их себе. Причём оставить не только плоды, но и прибрать к рукам сам виноградник. Да и средствами они не пренебрегали самым страшными, избив посланников хозяина и даже убив его сына.

В отличие от современных слушателей, собеседникам Христа притча была вполне понятна. В пророческих текстах народ Божий назывался виноградником, который должен был принести Богу плод, в то время как духовные лидеры народа явно могли увидеть себя в работниках, которые присвоили себе Божье наследие. В притче Спаситель явно обличает тех, кто решил воспользоваться Божиим миром, как своим собственным. Взять нечто, на что у Бога были Свои планы, и использовать по-своему ради достижения своих человеческих целей, своего счастья. И вот в такой интерпретации притча имеет к нам непосредственное отношение. Потому что мир, в котором мы живём, Божий и мы в нём Божии. Не то чтобы мы не принадлежали себе, ведь Бог сотворил нас свободными и сознательными существами. В том-то и заключается смысл нашей свободы, что мы способны сами решать соглашаться с Его волей или нет. Однако во всём этом есть одна деталь, которую мы не должны упустить.

Христос заканчивает притчу возгласом удивления. Он говорит: неужели вы не читали, что камень, который был отвергнут строителями, на самом деле должен был быть поставлен во главу угла, потому что он был от Господа. Во всяком деле у человека есть базовые принципы, на которые он ориентируется, как у строителей есть отвес и угол, помогающий выстроить стены ровными и правильно расположенными. Могут ли строители распорядиться постройкой по-своему? Конечно могут, ведь они совершенно свободны. Будет ли кривая постройка с разъезжающимися стенами надёжной и захочется ли людям в ней жить? Вряд ли.

Как хозяин работникам, Бог поручает людям устройство мира, общества и самих себя. Мы свободны и, конечно, вольны поступить по-своему, но при этом нам стоит помнить, если основания нашей жизни будут кривыми, она никогда не будет нас по-настоящему радовать. И только тогда, когда мы в наших поступках будем ориентироваться на Бога, мы достигнем в жизни подлинного счастья.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Оглашение в древней Церкви

Вера и покаяние являются условиями принятия Таинства Крещения. Поэтому в Церкви с апостольских времён существует традиция утверждения в вере и христианской нравственности желающих креститься — процесс, получивший название катехизации, или оглашения. В первые годы существования Церкви оглашение сводилось к краткой проповеди о Христе, итогом которой должна была стать вера крещаемого во Христа. По свидетельству Тертуллиана, оглашаемые готовились ко Крещению «частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов». Впоследствии процесс оглашения становится продолжительнее, ибо не все желающие креститься имели твёрдую веру, а после обращения святого императора Константина святое Крещение стало массовым и потребовалось институализировать процесс катехизации.

Оглашение могло длиться несколько лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе оглашаемых учили главным образом Ветхому Завету и христианской нравственности. Те, кто желал перейти ко второму этапу, приходили к епископу вместе со своими соседями, для того чтобы они засвидетельствовали их добрую нравственность. Епископ задавал «отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: “Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” И когда человек бывает признан безупречен во всём, то епископ записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдётся в чём-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения”». На втором этапе оглашаемые узнавали основы христианского вероучения. Второй этап заканчивался отречением от сатаны и обещанием верности Христу. Затем следовало Крещение, после которого на заключительном этапе оглашения неофитам рассказывали о смысле церковных Таинств.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что уныние — это тягчайшее из бедствий, что это начало и глава человеческих несчастий. Уныние не следует смешивать с печалью, со скорбью. Скорбь — это естественное чувство человека, которое тоже греховно, но тем не менее является реакцией на трудные обстоятельства, на потерю близких, на болезни. Уныние связано со скорбью, но не всегда. О связи уныния с печалью, со скорбью говорит святой преподобный Макарий Египетский: «Диавол ввергает нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога». Значит, уныние — это не сама скорбь, а нечто сопутствующее скорби. Более того, уныние может возникнуть и вообще без всякой видимой причины, потому что действительно является не чем иным, как воздействием на нас темной диавольской силы.

Свобода человека и исполнение заповедей

Расхожий стереотип: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода». Это самообман. Апостол свидетельствует: Делающий грех есть раб греха (Ин.8:34). Вся так называемая «свобода» грешника ограничивается лишь возможностью выбора между разными видами греха. Какая свобода в духовной пустоте, лжи, чревоугодии, злословии, супружеской измене?

Господь даёт своему народу закон не как абстрактную систему правил, а как средство освобождения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», сначала даётся освобождение, а затем формулируются правила сохранения свободы, свободы от рабства греху. Вспомним слова Христа: «и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными».

У нас с Богом единая цель, Бог не тиран, не надсмотрщик, Он желает нам счастья, как Отец желает счастья своим детям. Бог — творец и законодатель, кто лучше Него может знать, что нам полезно, а что губительно? Цель Его заповедей — направить человека к счастью. Поэтому их исполнение — условие счастливой, причастной к Богу жизни. Святой человек, с точки зрения Бога, — не особенный, а нормальный человек.

Грехом называется всякое нарушение Заповедей Божьих, недаром он переводится с греческого как промах.

Молитвословия

Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

Тропарь апостола Фаддея

глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Кондак апостола Фаддея

глас 4

Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года