30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

3553
Фото

Седмица 13-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Мирона пресвитера (250). Преподобного Пимена Угрешского (1880).

Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249—251). Мученика Патрокла (270—275). Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Священномученика Алексия Великосельского пресвитера (1918); священномученика Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

Мученик Мирон пресвитер

Священномученик Мирон был пресвитером и совершал своё служение в Ахайе (Греция). Отец Мирон был известен кротостью и милосердием, в период же гонений он проявил исключительное мужество в исповедании христианской веры. Его служение пришлось на период гонений, устроенных императором Декием (249—251). В день Рождества Христова отец Мирон совершал службу, когда в место богослужебного собрания ворвались языческие воины во главе с правителем Антипатром. Отец Мирон был предан истязаниям. За отказ святого Мирона поклониться идолам палачи начали нарезать ремни из кожи святого. Один из таких ремней Мирон бросил в лицо своему мучителю. Разъярённый Антипатр отдал мученика на съедение зверям, но те его не тронули. Тогда в бессильной ярости Антипатр убил сам себя. Святого Мирона отвели в город Кизик, где ему отсекли голову.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Первым русским иконописцем почитается преподобный Алипий Киево-Печерский (XI век). Это искусство он перенял у живших в Киеве византийских мастеров. Когда Алипий помогал грекам в украшении мозаиками Успенского собора Лавры, то стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре и из уст Пресвятой Девы вылетел голубь. Став иноком в Киево-Печерском монастыре, Алипий безвозмездно писал иконы для братии и поновлял старые образа. После он начал получать заказы и вне обители. У святого был обычай делить получаемую плату на три части — на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего». Патерик рассказывает о чудесах преподобного: однажды он исцелил прокажённого, помазав его «разноцветными вапами» (красками), а незадолго до кончины святого Ангел написал за Алипия икону Успения.

Евангелие дня

В чём причина того, что мы осуждаем окружающих людей и как этого избежать? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 3.

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;

25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Представьте себе ситуацию. Я сотрудник некоей компании. Рабочий день. Захожу в помещение офиса и вижу, как в мои коллеги, собравшись в кружок, что-то бурно обсуждают. Слух улавливает, что кто-то произносит моё имя. При виде меня все внезапно замолкают и расходятся по своим рабочим местам. Какая первая мысль приходит мне в голову? Скорее всего, я сразу подумаю: меня обсуждают. Я испытываю неловкость и сразу начинаю гадать, в чём причина. Может, я с кем-то поссорился, и он настраивает окружающих против меня? Вспоминаю, кто ко мне испытывает неприязнь. Чем больше я думаю, тем больше во мне растёт подозрение, тревога и беспокойство. Короче говоря, я понял, против меня заговор. Моя голова довольно убедительно объясняет мне его причины и последствия. Она подсказывает мне, кто из моих коллег какую роль в нём играет. Теперь всё мне ясно и понятно. Этот процесс в той или иной степени знаком каждому из нас из личного опыта.

Вот примерно в том же ключе можно прочитать только что прозвучавший отрывок. Родные Иисуса не могут понять, как может человек, у которого устроен быт, есть ремесло, стабильный заработок, оставить всё и стать странствующим проповедником, так что и голову Ему негде преклонить. Более того, Своими словами и действиями Христос настраивает против Себя элиту иудейского общества, что весьма опасно. Ну и, наконец, Он собрал вокруг Себя весьма странную компанию: рыбаки, сборщик налогов, фанатичный националист, блудницы, нищие и убогие. Всё это заставляет родственников Христа искать какое-то объяснение Его странным поступкам. Диагноз ставят легко: Он вышел из Себя, повредился умом.

По схожей модели действуют и книжники. Человек претендует на звание Мессии, но Его образ не очень-то походит на образ выдающегося политического лидера. У него нет армии, нет союзников среди сильных мира сего, нет финансовой поддержки. Но Он творит чудеса. Как всё это объяснить? Всё просто — Он служитель Веельзевула, то есть сатаны.

В обоих случаях действия Христа непонятны окружающим. Они видят в них какой-то подвох. Каждый пытается объяснить происходящее по-своему. Однако ориентируются все они на свой личный духовный опыт. И, по сути, те диагнозы, которые они ставят Спасителю, — это приговор их собственному духовному состоянию. Как мы знаем, все они в итоге жестоко обманулись. Не разглядели Бога в своей жизни.

Нередко мы также страдаем этой болезнью. Житейская логика подсказывает нам, что окружающие норовят нас обмануть, предать, использовать. Почему так происходит? Потому что у нас был горький опыт. Мы встретили на своем пути злого человека, которому доверились, а он сделал нам больно. Но нередко получается так, что именно через призму одной подлости, мы начинаем воспринимать и все другие ситуации. Наши отношения с окружающими становятся напряжёнными. Постепенно мы сами становимся злыми и причиняем боль другим. Христос очень хорошо говорит по этому поводу в Евангелии: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

Как же прервать этот порочный круг? Господь даёт простую заповедь: «не судите». То есть не давайте окончательную оценку человеку. Наш современник преподобный Паисий Святогорец советует, как именно научиться это делать. Во всякой ситуации необходимо стараться включать добрый помысел. Мысли говорят тебе: эти люди замышляют что-то против тебя. Не верь этим голосам. В действительности это лишь мой больной эгоизм нашёптывает мне, что коллеги по работе осуждали меня, когда я вошёл в офис. На самом деле, они советовались, какой подарок мне подарить по случаю моего повышения в должности. И так во всём. Думай о человеке лучше, помолись за него и препоручи ситуацию Богу. Он управляет нашей жизнью. Вот это и есть прямое исполнение Евангелия. Если будем так поступать, Господь всегда устроит нашу жизнь, отведёт от нас зло. Но самое главное, однажды заметим, что мир вокруг стал намного чище, дружелюбнее и светлее, потому что светлее стало в нашем сердце.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Погребение Пресвятой Богородицы

По Успении Пресвятой Богородицы Её Пречистое тело было погребено в Гефсимании, где покоились Её святые праведные родители Иоаким и Анна. Через три дня к мес ту погребения прибыл святой апостол Фома, который слёзно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы поклониться Пречистой Деве. Однако пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Богородица была вознесена на небо. Вечером святые апостолы собрались на трапезу, и им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Ученики Христовы подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» В воспоминание этого чуда совершается чин возношения панагии — обычай возношения части хлеба в честь Матери Божией в монастырях.

О чине погребения Пресвятой Богородицы

В Иерусалиме и Гефсимании в дни праздника Успения Пресвятой Богородицы проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отдельный чин погребения Божией Матери широко распространился в 40-е годы XIX века тщанием святителя Филарета Московского. Он изучил и внёс правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Сейчас чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится вечером на второй день после праздника Успения Божией Матери. Служба напоминает последование утрени Великой Субботы. После чтения особых тропарей (называемых «Похвалами»), перемежающихся со стихами 17-й кафизмы, Евангелия и канона Успению Богородицы, совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей Божией Матери, сопровождаемый колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы Спасителя.

Предание об исчезновении тела Богородицы

На третий день после погребения Богородицы пение Ангелов над гробом стихло, и в Гефсимании появился апостол Фома, который проповедовал в Индии и так же, как и другие апостолы, был перенесён в Иерусалим Божественной силой. По особенному устроению Божию, он, единственный из апостолов, не присутствовал на погребении Богородицы, как и во время первого явления Воскресшего Господа. Апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился последнего благословения Богородицы и не попрощался с Ней. Апостолы, чтобы утешить его, решили открыть гроб, чтобы Фома мог увидеть Пречистое тело Богородицы и приложиться к нему. Когда апостолы, отвалив камень, вошли в пещеру, то не обнаружили там останков Богоматери. В пустой пещере остались только погребальные пелены, от которых исходило благоухание.

Явление Пресвятой Богородицы апостолам

Со дня Воскресения Христа у апостолов был обычай в память о Нём оставлять место за столом свободным и класть перед ним хлеб, называвшийся «частью Господа». По окончании трапезы они благодарили Бога, поднимали «часть Господню» и восклицали: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» Затем преломляли и съедали этот кусок как Божие благословение. Теперь же, на вечере в Гефсимании, апостолы думали и говорили лишь об исчезновении Её Пречистого тела. И когда, окончив трапезу, они подняли «часть Господа», то услышали ангельское пение и увидели стоящую на воздухе Богородицу, окружённую множеством Ангелов и сияющую неизреченным светом. Обратившись к ним, Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами во вся дни!» Апостолы же так обрадовались явлению Богородицы, что вместо обычного «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Они поняли, что Богородица вознесена в Царство Небесное. Позже они снова были перенесены каждый в ту страну, откуда были взяты.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Две тысячи лет, которые отделяют нас от Спасителя, являются ярким доказательством того, что врата ада не одолеют Церкви Божией. Менялись политические системы, режимы и идеологии, создавались и разрушались империи и государства, кто-то поворачивался лицом к Церкви, а кто-то обрушивался на нее гонениями, кто-то стремился обустроить жизнь народов в соответствии с Божиим законом, а кто-то, прикрываясь опасными лицемерными словами, стремился направить жизнь людей по закону плоти, закону ада... Но все трудности Церковь преодолела и будет преодолевать до конца веков.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Кондак мученика Мирона

глас 4

Измлада Христа возлюбив, преславне,/ и Того соблюдая Божественныя заповеди,/ к Тому притекл еси весь цел,/ Мироне всечестне,/ и со Ангелы молишися прилежно./ Проси всем почитающим память твою// оставления грехов.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года