Церковный календарь

30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 августа. Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Неделя 12-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 17 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Мирона пресвитера (250). Преподобного Пимена Угрешского (1880).

Преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Мучеников Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249–251). Мученика Патрокла (270–275). Мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303).

Священномученика Алексия Великосельского пресвитера (1918); священномученика Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

Мученик Мирон пресвитер

Священномученик Мирон был пресвитером и совершал своё служение в Ахайе (Греция). Отец Мирон был известен кротостью и милосердием, в период же гонений он проявил исключительное мужество в исповедании христианской веры. Его служение пришлось на период гонений, устроенных императором Декием (249–251). В день Рождества Христова отец Мирон совершал службу, когда в место богослужебного собрания ворвались языческие воины во главе с правителем Антипатром. Отец Мирон был предан истязаниям. За отказ святого Мирона поклониться идолам палачи начали нарезать ремни из кожи святого. Один из таких ремней Мирон бросил в лицо своему мучителю. Разъярённый Антипатр отдал мученика на съедение зверям, но те его не тронули. Тогда в бессильной ярости Антипатр убил сам себя. Святого Мирона отвели в город Кизик, где ему отсекли голову.

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Первым русским иконописцем почитается преподобный Алипий Киево-Печерский (XI век). Это искусство он перенял у живших в Киеве византийских мастеров. Когда Алипий помогал грекам в украшении мозаиками Успенского собора Лавры, то стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре и из уст Пресвятой Девы вылетел голубь. Став иноком в Киево-Печерском монастыре, Алипий безвозмездно писал иконы для братии и поновлял старые образа. После он начал получать заказы и вне обители. У святого был обычай делить получаемую плату на три части — на иконы, на милостыню нищим и «на потребу тела своего». Патерик рассказывает о чудесах преподобного: однажды он исцелил прокажённого, помазав его «разноцветными вапами» (красками), а незадолго до кончины святого Ангел написал за Алипия икону Успения.

Священное Писание

1 Кор., 158 зач., XV, 1-11

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Мф., 79 зач., XIX, 16-26

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 15, 1-11; Мф. 19, 16-26

«Трудно богатому войти в Царство Небесное». Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.

Погребение Пресвятой Богородицы

По Успении Пресвятой Богородицы Её Пречистое тело было погребено в Гефсимании, где покоились Её святые праведные родители Иоаким и Анна. Через три дня к мес ту погребения прибыл святой апостол Фома, который слёзно просил остальных апостолов открыть вход в пещеру, чтобы поклониться Пречистой Деве. Однако пещера оказалась пуста, а погребальные пелены указывали на то, что Пресвятая Богородица была вознесена на небо. Вечером святые апостолы собрались на трапезу, и им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни». Ученики Христовы подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя, и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» В воспоминание этого чуда совершается чин возношения панагии — обычай возношения части хлеба в честь Матери Божией в монастырях.

О чине погребения Пресвятой Богородицы

В Иерусалиме и Гефсимании в дни праздника Успения Пресвятой Богородицы проводилась особая торжественная служба с чином погребения Божией Матери. На Руси первые упоминания о службе встречаются не ранее XV века, и совершалась она на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Отдельный чин погребения Божией Матери широко распространился в 40-е годы XIX века тщанием святителя Филарета Московского. Он изучил и внёс правки в присланное ему митрополитом Фаворским Иерофеем иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы», или «Похвалы». Сейчас чин Погребения Пресвятой Богородицы обычно служится вечером на второй день после праздника Успения Божией Матери. Служба напоминает последование утрени Великой Субботы. После чтения особых тропарей (называемых «Похвалами»), перемежающихся со стихами 17-й кафизмы, Евангелия и канона Успению Богородицы, совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей Божией Матери, сопровождаемый колокольным перезвоном, как и при выносе Плащаницы Спасителя.

Предание об исчезновении тела Богородицы

На третий день после погребения Богородицы пение Ангелов над гробом стихло, и в Гефсимании появился апостол Фома, который проповедовал в Индии и так же, как и другие апостолы, был перенесён в Иерусалим Божественной силой. По особенному устроению Божию, он, единственный из апостолов, не присутствовал на погребении Богородицы, как и во время первого явления Воскресшего Господа. Апостол Фома сильно скорбел и сокрушался, что не удостоился последнего благословения Богородицы и не попрощался с Ней. Апостолы, чтобы утешить его, решили открыть гроб, чтобы Фома мог увидеть Пречистое тело Богородицы и приложиться к нему. Когда апостолы, отвалив камень, вошли в пещеру, то не обнаружили там останков Богоматери. В пустой пещере остались только погребальные пелены, от которых исходило благоухание.

Явление Пресвятой Богородицы апостолам

Со дня Воскресения Христа у апостолов был обычай в память о Нём оставлять место за столом свободным и класть перед ним хлеб, называвшийся «частью Господа». По окончании трапезы они благодарили Бога, поднимали «часть Господню» и восклицали: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» Затем преломляли и съедали этот кусок как Божие благословение. Теперь же, на вечере в Гефсимании, апостолы думали и говорили лишь об исчезновении Её Пречистого тела. И когда, окончив трапезу, они подняли «часть Господа», то услышали ангельское пение и увидели стоящую на воздухе Богородицу, окружённую множеством Ангелов и сияющую неизреченным светом. Обратившись к ним, Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами во вся дни!» Апостолы же так обрадовались явлению Богородицы, что вместо обычного «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Они поняли, что Богородица вознесена в Царство Небесное. Позже они снова были перенесены каждый в ту страну, откуда были взяты.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы вера была сильной, ее нужно тренировать — так же, как нужно тренировать память, разум, физическую силу. Ни один спортсмен не выиграет соревнования, если он не тренирует свои мышцы, не развивает свои спортивные навыки. Как же мы должны тренировать веру, чтобы она становилась все более сильной и совершенной? Есть только два способа — это молитва и добрые дела. В молитве мы постоянно говорим с Богом. Мы вступаем с ним в том числе в рациональный, умственный контакт. Ведь мы словами молимся, мы формулируем свои просьбы к Богу, мы благодарим Его словами, — значит, работает наш мозг. Но и наше сердце работает, и наше религиозное чувство, чувство веры, максимально работает. Без молитвы не может быть религиозной жизни, — это хорошо знают и христиане, и мусульмане. Нет молитвы — нет религиозной жизни. Но для того чтобы молитва наша не была праздной, мы должны приносить Богу небольшие жертвы. Иногда люди, особенно из числа неправославных христиан, спрашивают меня: «Почему ваши люди стоят? Гораздо же удобнее сидеть и молиться». Я отвечаю: «Это маленькая жертва». Вот мы с вами стоим час, два или три — это же тяжело! Но мы знаем, почему мы стоим, — мы предстоим Богу. Не «предсидим», не «предлежим» — мы предстоим Богу в прямом и переносном смысле. Мы приносим маленькую жертву. Мы возлагаем на себя самоограничения.

Молитвословия

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ нарисовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Кондак мученика Мирона

глас 4

Измлада Христа возлюбив, преславне,/ и Того соблюдая Божественныя заповеди,/ к Тому притекл еси весь цел,/ Мироне всечестне,/ и со Ангелы молишися прилежно./ Проси всем почитающим память твою// оставления грехов.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской

глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Теги:
Мученик Мирон Кизический
преподобный Алипий Печерский
православный календарь

Все публикации