Церковный календарь

28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

14-я седмица по Пятидесятнице
15 августа по ст. ст.

В этот день празднуется: 

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божией Матери: Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Бахчисарайской, Чухломской (1350), Сурдегской (1530) и Тупичевской (XVII).

На трапезе разрешается рыба.

Успение Пресвятой Богородицы

После Вознесения Господня Матерь Божия утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Однажды пред ней предстал Архангел Гавриил, возвестил о предстоявшей Ей кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением. В день Успения Пресвятой Богородицы апостолы, находившиеся в разных странах, были чудесным образом перенесены в Иерусалим. Согласно воле Пресвятой Богородицы Ее тело погребли в Гефсимании рядом с могилами Ее родителей. На третий день, когда не поспевший на похороны апостол Фома пришел ко гробу и попросил открыть его, чтобы попрощаться с Пресвятой Богородицей, оказалось, что тела Ее уже нет в гробнице – оно было взято на небо. Успение Пресвятой Богородицы учит нас, что смерть есть не уничтожение нашего бытия, а только переход от земной жизни к жизни небесной, от тления и разрушения – к вечному бессмертию.

Священное Писание

Флп., 240 зач., II, 5-11

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Мария же избрала благую часть» (Лк. 10, 42). Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.

О внешнем облике Пресвятой Богородицы

По преданию, сохранённому церковным историком Никифором Каллистом (XIII–XIV века), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далёкая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что ещё и теперь доказывает Её священный головной покров. Коротко сказать, во всех Её действиях обнаруживалась особая благодать». Святой Дионисий Ареопагит, видевший Богородицу в Иерусалиме, писал: «изнемогло сердце моё, изнемог дух мой во мне от Её Божественной славы и благодати».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Успение есть праздник прославления Пресвятой Богородицы. О Ее земном пути мы многого не знаем, он как бы скрыт в тени жизни Ее Сына, нашего Господа и Спасителя, но нам известно, что Дева Мария прожила трудную жизнь. Она родила сверхъестественно Сына и Спасителя нашего, Она воспитывала Его как мать, Она учила Его всему, чему мать должна учить свое дитя. Несомненно, Она радовалась тому, как Он восходил в силу, и переживала за Него, когда Он ступил на путь общественного служения. Она оставалась где-то рядом с Ним, и, наконец, мы встречаемся с Ней в момент страданий Спасителя на Голгофе. Она была рядом с Ним, и действительно исполнились пророческие слова Симеона, которые он произнес, когда Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, как бывало с первенцами мужского пола в каждой еврейской семье: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Симеон предвидел Ее страдания, Ее скорбную жизнь… Но праздник Успения есть Ее торжество. Мы празднуем торжественное вознесение на небо Девы Марии, Царицы Небесной, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Мы празднуем Ее победу над всеми скорбями в жизни, мы празднуем Ее победу над всеми трудностями, которые Она испытала. И верим, что Она, пройдя непростым жизненным путем, и нам помогает преодолевать наши трудности.

Молитвословия

Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы

глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника Успения Пресвятой Богородицы

глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// успение Твое.

Теги:
Успение Пресвятой Богородицы
православный календарь

Все публикации