Церковный календарь

25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

12-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 12 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306).

Священномученика Александра, епископа Команского (III). Мучеников Памфила и Капитона. 

Преподобномучеников Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); священномученика Василия Инфантьева пресвитера (1918); священномученика Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).

Мученики Фотий и Аникита

Среди жертв Великого гонения при императоре Диоклетиане (284–305) — святые мученики Фотий и Аникита. Аникита был членом Сената, а юноша Фотий был племянником Аникиты. Когда от жителей Никомидии потребовали совершить жертвоприношение римским богам, святые Аникита и Фотий отказались. На суде Аникита свидетельствовал, что только Христос является истинным Богом и что от Него получают свою власть все правители. За исповедание христианской веры святые Аникита и Фотий были преданы всевозможным казням, но Господь для утверждения многих хранил святых невредимыми. Их пытались сжечь в котле, но котёл развалился. Тогда мучеников подвергли огню, положив на решётки. Святые отдали души Богу, но их тела остались невредимыми и были сокрыты единоверцами.

Священномученик Александр, епископ Команский

В древности в избрании епископов участвовал народ. В III веке для устройства епископской кафедры жители города Команы призвали святителя Григория Неокесарийского. Они предлагали много знатных и видных кандидатов, однако святитель Григорий не находил среди них достойного. Он указал собравшимся, что епископа необходимо выбирать не по внешним достоинствам, а по сердечному устроению. Это было неприятно горожанам, и один из них со смехом указал на одетого в лохмотья и чёрного от угольной пыли угольщика Александра, которого тут же привели в храм. Но святитель Григорий духовным взором познал, что Александр обладает всеми достоинствами епископа, которые по смирению скрывал от людей. Угольщик Александр был поставлен во епископа Команского и впоследствии засвидетельствовал свою веру мученичеством.

Священное Писание

2 Кор., 180 зач., V, 15-21

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Мк., 3 зач., I, 16-22

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22

Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

Видение Фаворского света афонским старцем Иосифом

Афонский старец Иосиф (Спилайоти), почивший в 1959 году, стяжал дар умной сердечной молитвы и не раз был свидетелем очищающего и чудотворного действия благодати. В одном из писем он говорит: «Однажды случилось у меня много искушений. Весь день я взывал с большой болью. Наконец, на заходе солнца успокоился. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа, обессиленный и огорчённый. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И наполнилась душа моя благоухания. И сразу начало моё сердце, как часы, умно говорить молитву. Я поднялся, полный благодати и радости, и вошёл в пещеру. И как только, склонив свой подбородок к груди, я произнёс несколько раз молитву, как был восхищен в созерцание. И хотя был внутри пещеры, оказался снаружи, на небе, с предельным миром и тишиной в душе. Совершенное упокоение. Только думал: “Боже мой, пусть я не вернусь более в мир, а останусь здесь”. Когда Господь меня упокоил, сколько хотел, я снова пришёл в себя и оказался в пещере».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Есть обстоятельства, которые мешают нам принести искреннее раскаяние, — помимо смущения, стыда, помимо формального отношения к исповеди. Так, многие сознают, что грех, в котором ты только что раскаялся, будет повторен. С этим мы очень часто сталкиваемся в жизни, и, наверное, большинство людей, которые сейчас меня слышат, могут отнести эти слова к самим себе… Осознав свою неспособность избавиться от греха, некоторые люди и в этом приносят покаяние. Это правильно — если грех не остановлен, то в нем нужно каяться до тех пор, пока совесть не успокоится, как говорит тот же святитель Иоанн Златоуст. А как определить, прощен грех или не прощен? Состоянием совести. Поэтому искреннее раскаяние в грехе, который не удалось остановить, изжить из повседневности, необходимо повторять и повторять и просить Господа, чтобы Он дал силы выйти из притяжения этого греха и принял наше покаяние.

Таинство Брака

Чинопоследование Таинства Брака состоит из 2-х частей: Обручения и Венчания. Раньше они были разделены во времени. Обручение лишь молитвенно скрепляет взаимное стремление к христианскому браку и является обрядом, а не Таинством.

Церковный брак совершается после гражданской регистрации брака. Вначале совершается брак, а затем он благословляется Господом. Как именно совершается брак постановило общество, как исполняется таинство по его благословению — определяет Церковь. Таинство брака предназначено для тех, кто воцерковлён и само по себе, «магически», без духовной жизни не действенно.

Никаких специальных обетов муж и жена друг другу не дают, поскольку они уже дали обеты Христу при Крещении. Далее они лишь применяют обеты Крещения к новой жизненной ситуации. Венцы символизируют венцы, уготованные супругам в Царстве Небесном и мученические венцы, как взаимное жертвенное служение. Почему новобрачным дарят иконы именно Спасителя и Богородицы? Потому, что христианская семья — малая Церковь и это первые иконы в иконостасе новой семьи.

Брак между православными и нехристианами по церковным канонам безусловно запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного — единства духовного. Брак православных с инославными запрещается. Но он всё же может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

Максимально возможным является 3-ий брак. По словам свт. Григория Богослова: «первый (брак) есть закон, второй — снисхождение, третий — беззаконие. А что сверх этого, то является скотством...». Понятия «церковный развод» не существует, благословить на грех невозможно, существует лишь благословение на новый брак вместо фактически распавшегося.

Молитвословия

Тропарь мучеников Фотия и Аникиты

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Фотия и Аникиты

глас 2

Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

Теги:
Мученики Фотий и Аникита
Священномученик Александр Команский
православный календарь

Все публикации