Церковный календарь

25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

Неделя 10-я по Пятидесятнице
День постный. 12 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306).

Священномученика Александра, епископа Команского (III). Мучеников Памфила и Капитона. Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа). Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа).

Преподобномучеников Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); священномученика Василия Инфантьева пресвитера (1918); священномученика Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).

Мученики Фотий и Аникита

Среди жертв Великого гонения при императоре Диоклетиане (284–305) — святые мученики Фотий и Аникита. Аникита был членом Сената, а юноша Фотий был племянником Аникиты. Когда от жителей Никомидии потребовали совершить жертвоприношение римским богам, святые Аникита и Фотий отказались. На суде Аникита свидетельствовал, что только Христос является истинным Богом и что от Него получают свою власть все правители. За исповедание христианской веры святые Аникита и Фотий были преданы всевозможным казням, но Господь для утверждения многих хранил святых невредимыми. Их пытались сжечь в котле, но котёл развалился. Тогда мучеников подвергли огню, положив на решётки. Святые отдали души Богу, но их тела остались невредимыми и были сокрыты единоверцами.

Священномученик Александр, епископ Команский

В древности в избрании епископов участвовал народ. В III веке для устройства епископской кафедры жители города Команы призвали святителя Григория Неокесарийского. Они предлагали много знатных и видных кандидатов, однако святитель Григорий не находил среди них достойного. Он указал собравшимся, что епископа необходимо выбирать не по внешним достоинствам, а по сердечному устроению. Это было неприятно горожанам, и один из них со смехом указал на одетого в лохмотья и чёрного от угольной пыли угольщика Александра, которого тут же привели в храм. Но святитель Григорий духовным взором познал, что Александр обладает всеми достоинствами епископа, которые по смирению скрывал от людей. Угольщик Александр был поставлен во епископа Команского и впоследствии засвидетельствовал свою веру мученичеством.

Священное Писание

1 Кор., 131 зач., IV, 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Мф., 72 зач., XVII, 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 4, 9-16; Мф. 17, 14-23

«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

Видение Фаворского света афонским старцем Иосифом

Афонский старец Иосиф (Спилайоти), почивший в 1959 году, стяжал дар умной сердечной молитвы и не раз был свидетелем очищающего и чудотворного действия благодати. В одном из писем он говорит: «Однажды случилось у меня много искушений. Весь день я взывал с большой болью. Наконец, на заходе солнца успокоился. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа, обессиленный и огорчённый. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И наполнилась душа моя благоухания. И сразу начало моё сердце, как часы, умно говорить молитву. Я поднялся, полный благодати и радости, и вошёл в пещеру. И как только, склонив свой подбородок к груди, я произнёс несколько раз молитву, как был восхищен в созерцание. И хотя был внутри пещеры, оказался снаружи, на небе, с предельным миром и тишиной в душе. Совершенное упокоение. Только думал: “Боже мой, пусть я не вернусь более в мир, а останусь здесь”. Когда Господь меня упокоил, сколько хотел, я снова пришёл в себя и оказался в пещере».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Есть обстоятельства, которые мешают нам принести искреннее раскаяние, — помимо смущения, стыда, помимо формального отношения к исповеди. Так, многие сознают, что грех, в котором ты только что раскаялся, будет повторен. С этим мы очень часто сталкиваемся в жизни, и, наверное, большинство людей, которые сейчас меня слышат, могут отнести эти слова к самим себе… Осознав свою неспособность избавиться от греха, некоторые люди и в этом приносят покаяние. Это правильно — если грех не остановлен, то в нем нужно каяться до тех пор, пока совесть не успокоится, как говорит тот же святитель Иоанн Златоуст. А как определить, прощен грех или не прощен? Состоянием совести. Поэтому искреннее раскаяние в грехе, который не удалось остановить, изжить из повседневности, необходимо повторять и повторять и просить Господа, чтобы Он дал силы выйти из притяжения этого греха и принял наше покаяние.

Молитвословия

Тропарь мучеников Фотия и Аникиты

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Фотия и Аникиты

глас 2

Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

Теги:
Мученики Фотий и Аникита
Священномученик Александр Команский
православный календарь

Все публикации