Церковный календарь

25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

10-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 12 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306).

Священномученика Александра, епископа Команского (III). Мучеников Памфила и Капитона. 

Преподобномучеников Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); священномученика Василия Инфантьева пресвитера (1918); священномученика Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).

Мученики Фотий и Аникита

Среди жертв Великого гонения при императоре Диоклетиане (284–305) — святые мученики Фотий и Аникита. Аникита был членом Сената, а юноша Фотий был племянником Аникиты. Когда от жителей Никомидии потребовали совершить жертвоприношение римским богам, святые Аникита и Фотий отказались. На суде Аникита свидетельствовал, что только Христос является истинным Богом и что от Него получают свою власть все правители. За исповедание христианской веры святые Аникита и Фотий были преданы всевозможным казням, но Господь для утверждения многих хранил святых невредимыми. Их пытались сжечь в котле, но котёл развалился. Тогда мучеников подвергли огню, положив на решётки. Святые отдали души Богу, но их тела остались невредимыми и были сокрыты единоверцами.

Священномученик Александр, епископ Команский

В древности в избрании епископов участвовал народ. В III веке для устройства епископской кафедры жители города Команы призвали святителя Григория Неокесарийского. Они предлагали много знатных и видных кандидатов, однако святитель Григорий не находил среди них достойного. Он указал собравшимся, что епископа необходимо выбирать не по внешним достоинствам, а по сердечному устроению. Это было неприятно горожанам, и один из них со смехом указал на одетого в лохмотья и чёрного от угольной пыли угольщика Александра, которого тут же привели в храм. Но святитель Григорий духовным взором познал, что Александр обладает всеми достоинствами епископа, которые по смирению скрывал от людей. Угольщик Александр был поставлен во епископа Команского и впоследствии засвидетельствовал свою веру мученичеством.

Священное Писание

1 Кор., 165 зач., XVI, 4-12

4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.

5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.

6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.

7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.

8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.

10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.

11 Посему никто не пренебрегай его, но проводи́те его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.

12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.

Мф., 86 зач., XXI, 28-32

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 16, 4-12; Мф. 21, 28-32

В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел. Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности перед самим собой и перед другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело — брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал - иду, а потом не пошел.

Видение Фаворского света афонским старцем Иосифом

Афонский старец Иосиф (Спилайоти), почивший в 1959 году, стяжал дар умной сердечной молитвы и не раз был свидетелем очищающего и чудотворного действия благодати. В одном из писем он говорит: «Однажды случилось у меня много искушений. Весь день я взывал с большой болью. Наконец, на заходе солнца успокоился. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа, обессиленный и огорчённый. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И наполнилась душа моя благоухания. И сразу начало моё сердце, как часы, умно говорить молитву. Я поднялся, полный благодати и радости, и вошёл в пещеру. И как только, склонив свой подбородок к груди, я произнёс несколько раз молитву, как был восхищен в созерцание. И хотя был внутри пещеры, оказался снаружи, на небе, с предельным миром и тишиной в душе. Совершенное упокоение. Только думал: “Боже мой, пусть я не вернусь более в мир, а останусь здесь”. Когда Господь меня упокоил, сколько хотел, я снова пришёл в себя и оказался в пещере».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Исповедание – это не что иное, как свидетельство о Спасителе, связанное с риском для жизни, благополучия, здоровья. Исповедание требует огромной внутренней силы. Именно поэтому подвиг мучеников и исповедников так почитается в нашей Церкви. И вот возникает вопрос: а что же является движущей силой для этих исповедников? Что было такой силой в прошлом? Что остается такой силой для исповедания Христа сегодня? Это, конечно, глубокая вера в Господа и Спасителя, но, более того, это личный опыт общения с Ним в молитве, в таинствах, когда человек чувствует Божие присутствие, когда он видит, слышит, осознает, что его молитва достигает Престола Божиего и он получает просимое. Вот этот опыт реальной жизни с Богом и является той силой, которая дает возможность человеку исповедовать Христа распятого, Сына Божиего и Сына Человеческого, даже до смерти, не боясь ничего.

Таинство Брака

Чинопоследование Таинства Брака состоит из 2-х частей: Обручения и Венчания. Раньше они были разделены во времени. Обручение лишь молитвенно скрепляет взаимное стремление к христианскому браку и является обрядом, а не Таинством.

Церковный брак совершается после гражданской регистрации брака. Вначале совершается брак, а затем он благословляется Господом. Как именно совершается брак постановило общество, как исполняется таинство по его благословению — определяет Церковь. Таинство брака предназначено для тех, кто воцерковлён и само по себе, «магически», без духовной жизни не действенно.

Никаких специальных обетов муж и жена друг другу не дают, поскольку они уже дали обеты Христу при Крещении. Далее они лишь применяют обеты Крещения к новой жизненной ситуации. Венцы символизируют венцы, уготованные супругам в Царстве Небесном и мученические венцы, как взаимное жертвенное служение. Почему новобрачным дарят иконы именно Спасителя и Богородицы? Потому, что христианская семья — малая Церковь и это первые иконы в иконостасе новой семьи.

Брак между православными и нехристианами по церковным канонам безусловно запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного — единства духовного. Брак православных с инославными запрещается. Но он всё же может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

Максимально возможным является 3-ий брак. По словам свт. Григория Богослова: «первый (брак) есть закон, второй — снисхождение, третий — беззаконие. А что сверх этого, то является скотством...». Понятия «церковный развод» не существует, благословить на грех невозможно, существует лишь благословение на новый брак вместо фактически распавшегося.

Молитвословия

Тропарь мучеников Фотия и Аникиты

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Фотия и Аникиты

глас 2

Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

Теги:
Мученики Фотий и Аникита
Священномученик Александр Команский
православный календарь

Все публикации