22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

4510
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице
День постный

В этот день совершается память:

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Святителя Филарета, архиепископа Черниговского (1866). Мученика Антония Александрийского. Преподобного Псоя Египетского (IV). Мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло), игумении Мензелинской (1918).

Апостол Матфий

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина. С раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий, уверовав в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним. По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского. После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Малой Азии и Македонии. Смерть за Христа и венец мученика апостол воспринял около 63 года. В службе святой Матфий особо прославляется как восполнивший лик апостольский: «Матфие апостоле, лик божественный наполнил, из негоже Иуда испаде». Канон святому апостолу Матфию написал преподобный Феофан Начéртанный.

Преподобномученица Маргарита, игумения Мензелинская

Игумения Маргарита (в миру Мария Гунаронуло) до принятия иночества жила в Киеве. Восемнадцатого января 1917 года монахиню Маргариту назначили настоятельницей Мензелинского Ильинского женского монастыря, с возведением ее в сан игумении. Монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Во время Гражданской войны Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки, и игуменья Маргарита решила уйти с белыми. Она уже была на пристани, когда ей явился святитель Николай и произнес: «Зачем ты бежишь от своего венца?» Вскоре после этого, по воспоминаниям, красноармейцы «игумению Маргариту как якобы “контрреволюционерку” арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Таин… расстреляли». Это случилось 22 августа 1918 года.

Евангелие дня

Задумывались ли вы, дорогие друзья, о том, что такое власть — и, если вы достаточно неплохо владеете английским языком, заводила ли вас в тупик очевидная нетождественность русского слова «власть» и английского слова «power» — вроде как бы одинаковых на первый взгляд — а на деле — совсем не таких? Ключ к этому вопросу нам даёт сегодняшнее чтение из 1-й главы Евангелия от Марка:

Глава 1.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Английское слово «power» и его эквиваленты в немецком, французском, испанском и других — происходят от латинского существительного «potestas», означавшем «мочь» или «способность». В основе лежит глагол «potere» — «быть способным сделать что-то». Для римлян «potentia» — это возможность или способность человека или вещи воздействовать на другого человека или вещь.

В русский язык слово «власть» пришло из старославянского, где оно имело изначальный вариант «волость» и означало «область, территория». Весь широкий куст славянских языков — и болгарский, и чешский, и словацкий, и польский, а также латышский и литовский — вращаются вокруг «волости» как «володения»: это удел или княжество под одной верховной властью. И вот, наконец, мы подошли к самому главному: именно в нашем языке содержание слова «власть» сильно зависит от того, какой именно союз будет находиться далее: потому что одно дело — это «власть для» — и совсем иное — «власть над». И как бы хотелось, чтобы они всегда пересекались! Но — это скорее мечты, отложим пока их в сторону и вернёмся к Евангелию.

Чем же прежде всего отличается «власть для» от «власти над»? Тем, что «власть для» допускает существование власти, в котором объекта власти... просто нет, «властвующий» по факту ничем и никем не обладает. «Власть для» — это о служении. «Власть над» — это про обладание. Ну как, уже догадались? Кто «власть имеющий» из сегодняшнего чтения «ничем и никем не обладал»? Правильно, Господь наш Иисус Христос.

И только теперь становится понятным то искреннее изумление слушателей, которые никак не могли взять в толк: как это может быть, когда человек с такой невероятной властью слова — даже не пытается перевести её во «власть над»?

А ответ — очень простой. А зачем Сыну Божию, Которым сотворены времена и пространства нашего мира — опускаться до наших, земных, властных игр? Весь мир — и так Его. Кроме одной небольшой территории хронических и непокорных мятежников — территории наших сердец. Но парадокс в том, что Он Сам, ещё давным-давно, при творении, обозначил именно эту территорию — абсолютно неприкосновенной. Бог может замедлить или ускорить ход небесных светил, создать ещё одну Вселенную — а то и мириады иных миров — а вот «прорвать оборону» нашего сердца Он никак не может! Представляете, какие мы с вами... неприступные?

К чему я веду. Всё Евангелие — о том, как Христос раскрывает перед нами, людьми, Свою безграничную «власть для» — полностью игнорируя Свою «власть над». Он реализует Свою «власть для» во всей силе и мощи: позволяет злу восторжествовать — чтобы в корне истребить сам источник зла из бытия, Своим Воскресением сносит все адовы темницы, Своим Вознесением открывает путь к Богу Отцу для каждого верного христианина, Духом Святым снова и снова «исцеляет немощствующее и наполняет оскудевающее». И, представляете, всё это делает — мгновенно останавливаясь перед дверями нашего сердца. Никогда не вламывается — а только деликатно постукивая в дверь — а вдруг наконец-то откроют?...

Вот почему так важно хотя бы иногда приостанавливаться, утишать бурный поток дел и переживаний — и просто слушать: где Ты, Господи? Или я снова пропустил Твой очередной призыв?

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Истоки традиции символического изображения евангелистов

С конца II века для характеристики особенностей четырёх Евангелий используются символические образы четырёх небесных существ, известные по Книге пророка Иезекииля (Иез 1:1—28) и Апокалипсису (Откр. 4:6—8). Впервые эта символика появилась у священномученика Иринея Лионского. Показывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном в четырёх видах. Святитель сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «господство и царскую власть» Христа, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, потому что оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — с орлом, так как оно указывает «на дар Духа, носящегося над Церковью».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, мы себя потесняем, уступая место Богу. А если не будем потеснять себя, то никогда не уйдем с этого центрального места, и Бог навсегда уйдет из нашей жизни, как бы мы ни уверяли себя в том, что мы верующие люди. Итак, мы должны помнить, что покаяние — это и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращения Бога в нашу жизнь. Отказываясь от своего собственного «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу и было угодно учредить при творении мира и человека. В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке.

Молитвословия

Тропарь апостола Матфия

глас 3

Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия

глас 4

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.

Новости по теме

В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской

22 августа, в день памяти преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской, в храмах Татарстанской митрополии были совершены праздничные богослужения.

Чтобы согревать других своей любовью
Публикации 22 августа 2023
Чтобы согревать других своей любовью

Игумения Маргарита (Гунаронуло Мария Михайловна) – по происхождению гречанка, родилась примерно в 1865-1866 гг. До принятия иночества Мария Михайловна проживала в Киеве.

В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской

22 августа 2022 года, в день памяти преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской, в храмах Татарстанской митрополии прошли праздничные богослужения.

Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь и его настоятельница игумения Маргарита
Публикации 22 августа 2022
Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь и его настоятельница игумения Маргарита

В 1799 году, с благословения архиепископа Казанского Амвросия и иждивением бывшего Мензелинского городничего Ивана Ивановича Микунова, был построен и освящен на городском кладбище храм во имя пророка Божия Илии...