Церковный календарь

22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

11-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 9 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Святителя Филарета, архиепископа Черниговского (1866). Мученика Антония АлександрийскогоПреподобного Псоя Египетского (IV). Мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло), игумении Мензелинской (1918).

Апостол Матфий

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина. С раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий, уверовав в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним. По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского. После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Малой Азии и Македонии. Смерть за Христа и венец мученика апостол воспринял около 63 года. В службе святой Матфий особо прославляется как восполнивший лик апостольский: «Матфие апостоле, лик божественный наполнил, из негоже Иуда испаде». Канон святому апостолу Матфию написал преподобный Феофан Начéртанный.

Преподобномученица Маргарита, игумения Мензелинская

Игумения Маргарита (в миру Мария Гунаронуло) до принятия иночества жила в Киеве. Восемнадцатого января 1917 года монахиню Маргариту назначили настоятельницей Мензелинского Ильинского женского монастыря, с возведением ее в сан игумении. Монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Во время Гражданской войны Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки, и игуменья Маргарита решила уйти с белыми. Она уже была на пристани, когда ей явился святитель Николай и произнес: «Зачем ты бежишь от своего венца?» Вскоре после этого, по воспоминаниям, красноармейцы «игумению Маргариту как якобы “контрреволюционерку” арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Таин… расстреляли». Это случилось 22 августа 1918 года.

Священное Писание

1 Кор., 123 зач., I, 3-9

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Мф., 78 зач., XIX, 3-12

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12

Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: «Кто может вместить, да вместит». Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения — безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли — становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй — естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

Истоки традиции символического изображения евангелистов

С конца II века для характеристики особенностей четырёх Евангелий используются символические образы четырёх небесных существ, известные по Книге пророка Иезекииля (Иез 1:1–28) и Апокалипсису (Откр. 4:6–8). Впервые эта символика появилась у священномученика Иринея Лионского. Показывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном в четырёх видах. Святитель сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «господство и царскую власть» Христа, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, потому что оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — с орлом, так как оно указывает «на дар Духа, носящегося над Церковью».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность различать Божие присутствие в своей жизни от других привходящих обстоятельств является в первую очередь результатом духовного опыта человека. Очень трудно требовать понимания воли Божией от тех, кто редко ходит в храм, кто не утруждает себя каждодневной молитвой, кто не углубляется в чтение Священного Писания, кто не задает себе критических вопросов, связанных с его жизненным путем, — потому что такой человек живет как бы в иной плоскости бытия… Но тем, кто открывает в молитве свое сердце Господу, кто вручает себя Божиему промышлению, кто причащается Святых Христовых Таин, кто исповедует грехи свои, кто стремится к духовному росту, — им, несомненно, проще увидеть руку Божию в своей жизни и с благодарностью принять Божественный жребий, как принял его Матфий, сопричисленный в лик Двенадцати апостолов.

Молитвословия

Тропарь апостола Матфия

глас 3

Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия

глас 4

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.

Теги:
Апостол Матфий
преподобномученица Маргарита Мензелинская
православный календарь

Все публикации