Церковный календарь

21 августа. Память преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 августа. Память преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

9-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 8 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Емилиана исповедника, епископа Кизического (815–820).

Преподобного Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Святителя Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350). Мучеников Елевферия и Леонида. Преподобного Григория Синаита (XIV).

Преподобномученика Иосифа Баранова (1918); священномученика Николая Шумкова пресвитера (1937); священномученика Никодима, архиепископа Костромского (1938).

Толгской иконы Божией Матери (1314).

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие

Соловецкими первоначальниками являются преподобные Зосима, Савватий и Герман. В 1428 году святой Герман ступил на Соловки и нашёл эти места подходящими для подвига безмолвия, но побоялся оставаться на острове. Началом подвигов святых на Соловках считается 1429 год. Тогда преподобный Герман познакомился с преподобным Савватием, тайно ушедшим из Валаамской обители, где его почитали как святого. Они прибыли на Соловки и поставили келлии на губе Сосновой. Под горой Секирной, рядом с местом их поселения, случилось чудо: два Ангела изгнали с острова рыбака с женой, которую побили розгами. С тех пор и до 1920 года Соловки были островом иноков и там не было гражданского населения. В 1436 году, после кончины преподобного Савватия, на Соловки прибыл преподобный Зосима и построил здесь первый храм.

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

С 1862 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Свято-Троицкого собора и находились там до закрытия монастыря. В 1925 году мощи святых были вскрыты и до 1939 года оставались на Соловках в качестве музейных экспонатов. Позднее мощи были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма. В апреле 1989 года мощи благоверного князя Александра Невского и Соловецких чудотворцев были предъявлены комиссии во главе с митрополитом Алексием (позднее — Патриархом Московским и всея Руси). В июне 1990 года мощи преподобных Зосимы, Савватия, а также Германа, который почил и был погребен не на Соловках, передали Церкви, а 20 августа 1992 года их привезли на Соловки. Крестным ходом во главе с Патриархом мощи трех святых были внесены через Святые врата возрожденной обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе.

Преподобный Григорий Синаит

Один из основоположников молитвенной традиции исихазма на Афоне, Григорий Синаит родился в богатой семье, жившей неподалеку от города Смирны. В молодости он был взят в плен турками и позднее выкуплен крестьянами, жившими неподалеку от места, где содержали пленников. После освобождения Григорий побывал на Крите, где принял постриг, а затем — на Синайской горе, где принял схиму. Путь его на Афон лежал через обители Палестины, а затем — остров Крит. На Афон святой пришел, уже вобрав в себя глубокие знания священных и отеческих книг. На Святой Горе он, стремившийся к всеобъемлющему духовному знанию, обошел все обители и стал жить в уединенной келлии — в умной молитве и тяжких иноческих трудах. Святой оставил драгоценное духовное наследие, вошедшее, в частности, в состав «Добротолюбия». Среди его прославленных учеников был Григорий Палама.

Толгская икона Божией Матери

В 1314 году Прохор, епископ Ростовский, объезжая свою паству, остановился на ночлег на берегу Волги, напротив впадения в неё Толги. В полночь епископ проснулся и увидел на противоположном берегу светлый столп и мост, ведущий к нему через реку. Взяв свой архиерейский посох, он перешёл по чудесному мосту на другой берег и, приблизившись к светозарному столпу, увидел стоящий на воздухе образ Пресвятой Богородицы. После долгой, слёзной молитвы епископ возвратился обратно, забыв свой посох. Утром, не найдя посоха, он вспомнил о чудесном видении и, будучи не в силах вымолвить ни слова от слёз, указал рукой на противоположный берег. Слуги, переплыв Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы, стоящую на земле между деревьями, и рядом с ней нашли посох своего архипастыря. Переправившись к месту обретения и увидев икону, святитель Прохор узнал в ней образ, виденный им ночью в столпе света. В тот же день для новообретённой иконы была сооружена деревянная церковь, на месте которой вскоре был основан монастырь.

Священное Писание

Рим., 113 зач., XIV, 6-9

6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Мф., 64 зач., XV, 32-39

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35 Тогда велел народу возлечь на землю.

36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 14, 6-9; Мф. 15, 32-39

И в другой раз насытил Господь чудным насыщением сопровождавший Его народ, дабы показать, что Он готов всегда щедро наделять народ верующий. Он мог это делать и всякий раз, но не делал, чтоб не отучить от обычного образа жизни, Им же заведенного, утвержденного и поддерживаемого. Таково и общее Божие промышление. Главные всеобъемлющие действия промышления совершены вначале при устроении всех вещей; но устроив все и пустив в ход, Бог не связал Себя ничем, а оставил за Собою свободу привтекать, когда нужно, и чрезвычайною помощью. Он действует как хозяин в доме, который заводит порядки и, поддерживая их, не вяжет себя, однако, ими, а относится к ним властно, с хозяйственным благонамерением. Противники веры не понимают значения Божия, промышления и, расширяя его в мыслях своих далее должных пределов, и не видя осуществления своих соображений на деле, отвергают самое промышление. Того промышления, которого они требуют, точно нет; но несомненно есть такое, какое угодно учредить и содержать Самому Господу Богу.

Преподобный Паисий Святогорец о смысле индивидуальности

Однажды старцу Паисию сказали о неком юноше, который исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они… «Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни, — отвечал старец. — Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. «Я несправедливо обижен, — говорит человек, — другие радуются, а я нет». Люди недовольны тем, что имеют, они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: «Почему я такой, а он такой?» Один Христа ради юродивый, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: «Увидела лягушка буйвола и сказала: «Я тоже хочу стать буйволом!» Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом». Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в том числе о бесновании. Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, – за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша – это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир.

Таинство Святого Причащения (Евхаристия)

Причастие (или Евхаристия) есть Таинство, в котором специально приготовленные хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, а затем верующие потребляют (при-чащаются) Тело и Кровь Христовы (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную. В этом Таинстве мы приобщаемся к Богочеловеку, соединяемся с Ним. 

Подходя к Причастию, мы видим образ вина и хлеба и, вкушая, чувствуем их вкус. Тем не менее, Церковь учит, что это не символически, а действительно Тело и Кровь Христовы, и церковная история знает достаточно случаев, когда людей, сомневавшихся в этом, Господь явно уверял в ошибочности их взглядов, и в Святой Чаше они видели человеческие кровь и плоть. Конечно, в таком виде человеку чисто психологически трудно принять Причастие. Поэтому Господь и подает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

Почему Господь установил именно такой способ соединения людей с Собой? Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение — через вкушение плода от Древа познания добра и зла. Первый человек отделил процесс питания от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог. При этом мы, принимая Тело Христово, не преобразовываем Его в себя, как любую другую пищу, а Оно преобразовывает нас. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Хлеб — символ жизни. Вино — символ избранного народа (из винограда взято лучшее и преобразовано). Чаша — символ единства.
Один из образов Евхаристии — единство матери и младенца в её чреве: они имеют единую кровеносную систему и телесное единство.

Кого из Лиц Святой Троицы мы причащаемся? Всех. Первая молитва ко причащению «соединюся святому Твоему Телу и Крови и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом».

Почему Таинство Причащения по-гречески — Благодарение (Евхаристия)? Ведь мы же принимаем Дар от Бога. Но какие ответные дары мы можем принести Богу, если Ему и так весь мир принадлежит и даже мы сами? Вспомним пророческие слова псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:3-4).

Молитвословия

Кондак святителя Емилиана

глас 3

Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.

Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 8

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Теги:
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Преподобный Григорий Синаит
Толгская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации