21 августа. Память преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

5916
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице. Глас 2.
Успенский пост.

В этот день совершается память:

Святителя Емилиана исповедника, епископа Кизического (815—820).

Преподобного Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Святителя Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350). Мучеников Елевферия и Леонида. Преподобного Григория Синаита (XIV).

Преподобномученика Иосифа Баранова (1918); священномученика Николая Шумкова пресвитера (1937); священномученика Никодима, архиепископа Костромского (1938).

Толгской иконы Божией Матери (1314).

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие

Соловецкими первоначальниками являются преподобные Зосима, Савватий и Герман. В 1428 году святой Герман ступил на Соловки и нашёл эти места подходящими для подвига безмолвия, но побоялся оставаться на острове. Началом подвигов святых на Соловках считается 1429 год. Тогда преподобный Герман познакомился с преподобным Савватием, тайно ушедшим из Валаамской обители, где его почитали как святого. Они прибыли на Соловки и поставили келлии на губе Сосновой. Под горой Секирной, рядом с местом их поселения, случилось чудо: два Ангела изгнали с острова рыбака с женой, которую побили розгами. С тех пор и до 1920 года Соловки были островом иноков и там не было гражданского населения. В 1436 году, после кончины преподобного Савватия, на Соловки прибыл преподобный Зосима и построил здесь первый храм.

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

С 1862 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Свято-Троицкого собора и находились там до закрытия монастыря. В 1925 году мощи святых были вскрыты и до 1939 года оставались на Соловках в качестве музейных экспонатов. Позднее мощи были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма. В апреле 1989 года мощи благоверного князя Александра Невского и Соловецких чудотворцев были предъявлены комиссии во главе с митрополитом Алексием (позднее — Патриархом Московским и всея Руси). В июне 1990 года мощи преподобных Зосимы, Савватия, а также Германа, который почил и был погребен не на Соловках, передали Церкви, а 20 августа 1992 года их привезли на Соловки. Крестным ходом во главе с Патриархом мощи трех святых были внесены через Святые врата возрожденной обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе.

Преподобный Григорий Синаит

Один из основоположников молитвенной традиции исихазма на Афоне, Григорий Синаит родился в богатой семье, жившей неподалеку от города Смирны. В молодости он был взят в плен турками и позднее выкуплен крестьянами, жившими неподалеку от места, где содержали пленников. После освобождения Григорий побывал на Крите, где принял постриг, а затем — на Синайской горе, где принял схиму. Путь его на Афон лежал через обители Палестины, а затем — остров Крит. На Афон святой пришел, уже вобрав в себя глубокие знания священных и отеческих книг. На Святой Горе он, стремившийся к всеобъемлющему духовному знанию, обошел все обители и стал жить в уединенной келлии — в умной молитве и тяжких иноческих трудах. Святой оставил драгоценное духовное наследие, вошедшее, в частности, в состав «Добротолюбия». Среди его прославленных учеников был Григорий Палама.

Толгская икона Божией Матери

В 1314 году Прохор, епископ Ростовский, объезжая свою паству, остановился на ночлег на берегу Волги, напротив впадения в неё Толги. В полночь епископ проснулся и увидел на противоположном берегу светлый столп и мост, ведущий к нему через реку. Взяв свой архиерейский посох, он перешёл по чудесному мосту на другой берег и, приблизившись к светозарному столпу, увидел стоящий на воздухе образ Пресвятой Богородицы. После долгой, слёзной молитвы епископ возвратился обратно, забыв свой посох. Утром, не найдя посоха, он вспомнил о чудесном видении и, будучи не в силах вымолвить ни слова от слёз, указал рукой на противоположный берег. Слуги, переплыв Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы, стоящую на земле между деревьями, и рядом с ней нашли посох своего архипастыря. Переправившись к месту обретения и увидев икону, святитель Прохор узнал в ней образ, виденный им ночью в столпе света. В тот же день для новообретённой иконы была сооружена деревянная церковь, на месте которой вскоре был основан монастырь.

Евангелие дня

Чем старше становишься — тем с большим удивлением наблюдаешь за временем: какое оно — разное. В молодости казалось, что время — это всего лишь ресурс, которым ты сам распоряжаешься, как хочешь. Сейчас — отношение к времени вообще другое. Потому что время перестало быть однородным, ровным — оно то подобно широкой медленно текучей реке, то оказывается горным потоком, сносящем всё на своём пути — то вдруг оборачивается застоявшимся болотом, из которого, кажется, уже никогда не выбраться.

Но бывают такие моменты, когда время словно превращается в огонь — и тот, кто это вовремя поймёт, может начать использовать его с огромной пользой. Об одном таком моменте и говорит сегодня 1-я глава Евангелия от Марка:

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

В тексте есть ключевая фраза, которая относится к пришествию в мир Христа Спасителя — «πεπλήρωται ὁ καιρὸς» — «исполнилось время». В греческом тексте использован глагол «πληρόω» — «наполнять», «завершать». Чтобы размышлять дальше, нам необходимо понять ещё два важных термина, на русский переводимых одинаково как «время»: χρόνος и καιρὸς. Первое слово — χρόνος — это время как протяжённость, длительность, нить, на которую нанизываются события в их хронологической последовательности. Второе — καιρὸς — время как определённая мера, пора, срок или подходящий момент. Наша поговорка «время не ждёт» — именно об этом. «Куй железо, пока горячо» — то же самое. Или, например, возглас — «Ну и времена нынче!» Это всё о «καιρὸς». Интересна этимология этого слова: оно происходит от праэллинского глагола κερρω — которое наиболее хорошо сохранилось в древнеармянском в виде kʿerem — «царапать». В древнегреческом κείρω — коротко стричь волосы, обрезать. То есть «καιρὸς» — это, прежде всего, о пределах, границах — а не о бесконечной протяжённости.

Богослужебное чтение Евангелия всегда начинается со слов «Τῷ καιρῷ ἐκείνῳ» — «Во время оно». Самое занятное, что на русский эту кажущуюся понятной фразу перевести крайне сложно: потому что, как мы выше сказали«, καιρὸς — это не просто указание на «когда-то», это особое время, выделенное из «хроноса» как время исключительной важности и плотности — когда по земле ходил Своими ногами Сам Сын Божий в человеческом теле.

Очень хочется донести важность прозвучавших евангельских слов через простой образ: «исполнилось время» — это о том, когда в старинный звонкий бокал было до краёв налито ароматное вино — без которого бокал так и остался бы всего лишь стекляшкой. Но и само вино именно в этом бокале заиграло всеми оттенками вкусов, раскрылось — и в Евангелии звучит призыв: подходите, пробуйте, вкушайте — такого ни до, ни после не было и не будет! Вот почему во время богослужения нас снова и снова возвращают «во время оно» — когда бокал был полон, «времена исполнены».

Все человеческие «времена» — начиная с самого первого момента сотворения человека — были непрекращающимся процессом пересоздавания этого «бокала». Расплавлялся один — выдувался другой. И так — тысячелетиями. Человечество чувствовало, что «бокал» его человечности — создан не ради себя самого, а чтобы быть заполненным — но вот чем — оставалось только фантазировать. И вот, однажды — «во время оно» — бокал человеческой природы наполнился, «исполнился» Сыном Божиим — и только с этого момента мы ясно знаем и понимаем, что значит — быть Настоящим Человеком, Кто Это и Каков Он.

Вот почему так важно регулярно читать Евангелие, почаще ходить на службу — чтобы снова и снова всматриваться в этот образ нашего Самого Лучшего Человечества — который и дан нам в светлом облике Христа Спасителя!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Преподобный Паисий Святогорец о смысле индивидуальности

Однажды старцу Паисию сказали о неком юноше, который исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они… «Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни, — отвечал старец. — Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. «Я несправедливо обижен, — говорит человек, — другие радуются, а я нет». Люди недовольны тем, что имеют, они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: «Почему я такой, а он такой?» Один Христа ради юродивый, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: «Увидела лягушка буйвола и сказала: «Я тоже хочу стать буйволом!» Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом». Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в том числе о бесновании. Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, — за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша — это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир.

Таинство Святого Причащения (Евхаристия)

Причастие (или Евхаристия) есть Таинство, в котором специально приготовленные хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, а затем верующие потребляют (при-чащаются) Тело и Кровь Христовы (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную. В этом Таинстве мы приобщаемся к Богочеловеку, соединяемся с Ним.

Подходя к Причастию, мы видим образ вина и хлеба и, вкушая, чувствуем их вкус. Тем не менее, Церковь учит, что это не символически, а действительно Тело и Кровь Христовы, и церковная история знает достаточно случаев, когда людей, сомневавшихся в этом, Господь явно уверял в ошибочности их взглядов, и в Святой Чаше они видели человеческие кровь и плоть. Конечно, в таком виде человеку чисто психологически трудно принять Причастие. Поэтому Господь и подает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

Почему Господь установил именно такой способ соединения людей с Собой? Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение — через вкушение плода от Древа познания добра и зла. Первый человек отделил процесс питания от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог. При этом мы, принимая Тело Христово, не преобразовываем Его в себя, как любую другую пищу, а Оно преобразовывает нас. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Хлеб — символ жизни. Вино — символ избранного народа (из винограда взято лучшее и преобразовано). Чаша — символ единства.
Один из образов Евхаристии — единство матери и младенца в её чреве: они имеют единую кровеносную систему и телесное единство.

Кого из Лиц Святой Троицы мы причащаемся? Всех. Первая молитва ко причащению «соединюся святому Твоему Телу и Крови и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом».

Почему Таинство Причащения по-гречески — Благодарение (Евхаристия)? Ведь мы же принимаем Дар от Бога. Но какие ответные дары мы можем принести Богу, если Ему и так весь мир принадлежит и даже мы сами? Вспомним пророческие слова псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:3-4).

Молитвословия

Кондак святителя Емилиана

глас 3

Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.

Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 8

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Новости по теме

 Митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в Толгском женском монастыре города Ярославля Митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении в Толгском женском монастыре города Ярославля

21 августа 2023 года, в праздник Толгской иконы Божией Матери, в Толгском Свято-Введенском монастыре города Ярославля прошли церковные торжества.

Митрополит Кирилл принимает участие в торжествах в честь Толгской иконы Богородицы в Ярославской епархии Митрополит Кирилл принимает участие в торжествах в честь Толгской иконы Богородицы в Ярославской епархии

20-21 августа 2023 года в Ярославской епархии проходят торжества по случаю празднования в честь Толгской иконы Божией Матери. В праздничных богослужениях принимает митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

 Митрополит Кирилл принял участие в состоявшихся в Ярославле торжествах по случаю празднования Толгской иконе Божией Матери Митрополит Кирилл принял участие в состоявшихся в Ярославле торжествах по случаю празднования Толгской иконе Божией Матери

21 августа в Толгском Свято-Введенском монастыре города Ярославля прошли торжества по случаю празднования Толгской иконы Божией Матери. Божественную литургию в обители, построенной на месте явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1314 году, совершили архипастыри Русской Церкви.

Митрополит Кирилл принимает участие в проходящих в Ярославле торжествах в честь Толгской иконы Богородицы Митрополит Кирилл принимает участие в проходящих в Ярославле торжествах в честь Толгской иконы Богородицы

20-21 августа в Ярославской епархии проходят торжества по случаю празднования в честь Толгской иконы Божией Матери. В праздничных богослужениях принимает митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.