Церковный календарь

12 августа. Память мученика Иоанна Воина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 августа. Память мученика Иоанна Воина

9-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 30 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мученика Иоанна Воина (IV). Преподобного Анатолия Оптинского, Младшего (1922).

Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484). Мучеников Полихрония, епископа Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мучеников Олимпия и Максима (ок. 251). Священномученика Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мучеников Прокула, Ефива и Аполлония и праведного Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых. Преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (ок. 1520)1.

Священномученика Иоанна Плотникова диакона (1918).

Апостолы от 70-ти

Господь, перед тем как идти в Иерусалим на претерпение Страстей, послал перед Собой 70 учеников — по двое в те города, которые Сам хотел посетить. Часть имён семидесяти апостолов известна из Писания, часть — из устного предания. Далеко не все семьдесят учеников, избранных Христом, сохранили Ему верность. По преданию, некоторые апостолы от семидесяти позднее отошли от Христа, смутившись Его страданиями. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что «близ вольного страдания Господня умалишася зело ученицы Его, и едва кто от Седмидесяти остался при Нем». Господь же так устроил, что лик Семидесяти был восполнен в течение апостольского века. Среди семидесяти теперь есть те, кто был обращён благодаря проповедническим трудам двенадцати апостолов и апостола Павла — например, апостол Лука, апостол Тимофей, апостол Сила и другие.

Мученик Иоанн Воин

Иоанн, славянин по происхождению, служил в войске римского императора Юлиана Отступника, поклонявшегося языческим богам и объявившего христиан вне закона. Отряд Иоанна был послан преследовать и казнить их. Обладая даром рассудительности, Иоанн решил не открываться, а, по мере сил, спасать единоверцев. Он предупреждал их об облавах, способствовал побегам заключенных, посещал христиан в темницах. Однако император прознал о действиях святого, приказал бросить его в темницу и после суда казнить. Скорая и бесславная гибель самого Юлиана Отступника в сражении стала благом для всех христиан, а Иоанн был освобожден из-под стражи. Посвятив жизнь служению ближним, Иоанн дожил до глубокой старости. В Православной Церкви Иоанн Воин чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.

Преподобный Анатолий Младший

Преподобный Анатолий Младший (в миру Александр Потапов) родился 15 февраля 1855 года в Москве в купеческой семье. В 30 лет поступил в Оптину пустынь и был определен в скит келейником преподобного Амвросия. В 1895 году пострижен в мантию. К нему обращались за советами как к старцу. После закрытия монастыря отец Анатолий был арестован. По дороге в тюрьму он заболел, и ему остригли волосы и бороду. Вернулся он в обитель измученным. Одиннадцатого августа 1922 года в Оптину приехали чекисты. Старца долго допрашивали и хотели увезти. Батюшка попросил отсрочить арест на день, чтобы приготовиться в путь. Чекисты согласились. После этого святой уединился в келлии и в молитве предал свою душу Богу. Утром приехала комиссия. Спросили келейника: «Старец готов?» — «Да, — ответил он, — готов».

Священное Писание

1 Кор., 150 зач., XI, 31 — XII, 6

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

Глава 12

1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Мф., 74 зач., XVIII, 1-11

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; 5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; 6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 11, 31-12,6; Мф. 13, 1-11

«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Детское строение сердца образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, — пример подражания. У детей что видим? Веру полную, нерассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство — смирение: «кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров. Это тайна жизни духовной о Христе Иисусе Господе нашем. Чем кто выше, тем смиреннее, ибо он яснее и осязательнее видит, что не он трудится в преуспеянии, а «благодать, которая в нем»; и это есть «мера возраста исполнения Христова». Ибо главное во Христе Иисусе то, что Он «смирил Себя, послушлив быв даже до смерти».

Святые отцы о приходе праведного Еноха и пророка Илии во времена Антихриста

Согласно Преданию, перед концом мира Бог для вразумления людей пошлёт на землю праведного Еноха и пророка Илию. Эти ветхозаветные праведники не вкусили смерти, Бог взял их живыми на небо (Быт. 5:24 и 4 Цар. 2:11), и теперь им предстоит умереть за Христа. Об их приходе говорят многие святые отцы: мученик Ипполит Римский (II–III века), преподобный Ефрем Сирин (IV век), святитель Андрей Кесарийский (VII век) и другие. В том числе это мнение основывается на пророчестве пророка Малахии: «Вот, пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Подробнее об этом говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова (11:3–12), где указывается, что Бог поставит двух Своих свидетелей, которые будут пророчествовать во время правления антихриста, по окончании проповеди будут им убиты в Иерусалиме и при этом не погребены, но через три с половиной дня Господь их воскресит и вновь возьмёт на небо. Под этими свидетелями и понимаются праведный Енох и пророк Илия.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если человек хочет представить себя благочестивым, или, говоря светским языком, порядочным, честным, на деле таковым не являясь, то такое поведение и есть лицемерие. Ибо в основе лицемерия — ложь, а отец лжи есть диавол (см. Ин. 8, 44). Всякая ложь опасна. Лживые слова могут соблазнить. Но более всего соблазняют ближнего не слова, а дела. И если внешне мы кажемся благочестивыми, добрыми, порядочными, если пытаемся убедить в этом других, таковыми не являясь, то совершаем великий грех, соблазняя другого. А в Евангелии сказано: лучше человеку, который соблазняет, повесить жернов мельничный на шею и потонуть в пучине морской (см. Мф. 18, 6).

Молитвословия

Тропарь апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

глас 3

Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловивше,/ молят непрестанно о всех, память их величающих.

Кондак апостолов

глас 4

Лозие явистеся Христова винограда,/ гроздие приносяще, мудрии, в добродетелех,/ вино нам спасения источающе,/ еже приемлюще, веселия исполняемся,/ празднующе всечестную вашу память,/ в нюже молитеся о оставлении грехов наших,// Господни апостоли.

Тропарь преподобного Германа Соловецкого

глас 8

Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Кондак преподобного Германа Соловецкого

глас 4

Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.

Тропарь мученика Иоанна Воина

глас 4

Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Кондак мученика Иоанна Воина

глас 6

Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.

Теги:
Мученик Иоанн Воин
апостолы от 70-ти
православный календарь

Все публикации