Церковный календарь

9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

8-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 27 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобного Германа Аляскинского (1837).

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея России (1555). Преподобной Анфисы исповедницы, игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапостольных Климента, епископа Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).

Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского (1918). Священномучеников Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); священномученика Иоанна Соловьева пресвитера (1941).

Великомученик и целитель Пантелеимон

Великомученик и целитель Пантелеимон (Всемилостивый) родился в городе Никомидии в семье знатного язычника. Он получил прекрасное врачебное образование и стал известен императору Максимиану (284–305). Просвещённый христианским учением пресвитером Ермолаем, мученик принял святое Крещение и стал безвозмездно лечить всех нуждающихся, исцеляя Именем Иисуса Христа. Император, узнав об этом, стал уговаривать юношу отречься от истинной веры, но святой Пантелеимон предпочёл смерть за Христа. Святые мощи великомученика разошлись по всему христианскому миру, честная глава его пребывает на Афоне: большая часть — в монастыре Святого Пантелеимона, меньшая — в монастыре Святого Павла. Мощи мученика и поныне очень сильно благоухают. Имя великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения.

Собор Болгарских равноапостольных просветителей

Болгарские просветители святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были учениками святых Кирилла и Мефодия. После кончины своих наставников они подверглись гонениям от противников славянского богослужения и удалились в Болгарию, где были с любовью приняты святым князем Борисом. Новым центром просветительской деятельности подвижников стал основанный святителем Климентом близ Охрида монастырь Святого Пантелеимона. В 893 году на Переяславском Соборе было принято окончательное решение об использовании славянского языка в богослужении Болгарской Церкви. В результате деятельности болгарских просветителей не позднее середины 910-х годов в Болгарии был создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Впоследствии корпус славяноязычной богослужебной литературы, привезённый на Русь, стал основой для литургической церковной жизни и духовного просвещения новокрещённого русского народа.

Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский

Епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (в миру Василий Гудко) родился в 1867 году в Люблинской губернии. В 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял постриг, а в 1904 году состоялась его хиротония во епископа Кременецкого. За обличение администрации 18 марта 1917 года уволен с кафедры на покой в Свияжский монастырь. Весной 1918 года владыку арестовали по обвинению в «контрреволюционных действиях» и отправили в Казань. Его ожидал расстрел, но местные рабочие пригрозили забастовкой, и власти отпустили епископа. По личному приказу Троцкого 27 июля 1918 года его опять арестовали и вывезли на станцию Тюрлем, где был штаб Красной армии. Там посреди поля келейник нашел тело владыки с множеством штыковых ранений, с руками, вывернутыми в плечах, локтях и кистях.

Священное Писание

1 Кор., 148 зач., XI, 8-22

8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.

10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.

13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.

19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.

22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

Мф., 71 зач., XVII, 10-18

10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; 12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них.

13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 17, 10-18

Об Иоанне Предтече сказал Господь: «Илия уже пришел, и не узнали его». Отчего это? Оттого что не внимали путям Божиим и не интересовались ими: у них было другое настроение, другие вкусы, другое воззрение на вещи. Вне круга Божественных вещей, у них догадливость была в силе, а в этом круге они ничего не смыслили по отчужденности от него. Внутреннее настроение образует и свое чутье, которое тотчас подмечает и определяет знакомое ему, как бы оно сокрыто ни было. Художник, ученый и экономист смотрят на одну вещь равно внимательно, но суждение о ней произносит всякий по своему — тот по красоте, другой по причинным отношениям, третий по выгодам от нее. Так и иудеи: как были настроены, так и судили об Иоанне, а потом и о Спасителе, а поскольку были настроены не по Божьему, то и не поняли их, совершавших дело Божие. Вот и ныне не стали понимать ни Предтечи, ни Господа — и творят с ними как хотят. Поднялось скрытное гонение на христианство, которое стало прорываться и явно, как недавно в Париже. Что там сделалось в малом объеме, того надо ожидать со временем в больших размерах… Спаси нас, Господи!

Праведный Алексий Мечёв о спасительном действии благодати Божией

В церкви мы часто слышим: «Святым Духом всяка душа живится», и действительно, други, во всём необъятном Божием мире живёт и существует всемогущая сила Духа Святого. Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство своё и покой только в Боге. Но греховная скверна отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое мучительное состояние. Но вот пришёл на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознёсшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас. Средства, по которым нам сообщается Дух Святой, — усердная молитва и Таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Вспоминаю, что в послевоенном Ленинграде было очень много нищих. Перед каждым храмом выстраивались длинные очереди нищих, которые протягивали руки к прихожанам, идущим на службу. А народ жил бедно, после блокады люди были слабые и материально очень ограниченные. Но был замечательный обычай: хотя бы по копеечке каждому дать. И когда я, еще ребенком, отправлялся в храм, папа давал мне мелочь в кармашек и говорил: «Ты, пожалуйста, каждому, кто просит, дай». Мы понимали, что этими копеечками, конечно, много не поможешь, но если они сложатся, то человек сможет себе что-то купить. Такая жертва, даже не обязательно материальная, необходима, если мы хотим, чтобы Господь слышал наши молитвы.

Молитвословия

Тропарь преподобного Германа Аляскинского

глас 7

Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Германа Аляскинского

глас 3

Свет вечный Христа Спаса нашего/ тя на путь евангельский во Америку настави,/ возвестити весть о мире евангельскую./ Днесь Престолу Славы предстоя,/ молися о стране твоей и людех ея,/ о мире всего мира/ и спасении душ наших.

Тропарь святителя Горазда

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы Божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского

глас 4

Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Кондак святителя Климента Охридского

глас 3

Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.

Тропарь святителя Наума Охридского

глас 4

Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского

глас 3

Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

Тропарь блаженного Николая Кочанова

глас 8

Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова

глас 4

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ с верою к раке мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Тропарь великомученика Пантелеимона

глас 3

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак великомученика Пантелеимона

глас 5

Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый, великомучениче и целебниче Пантелеимоне,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа// претерпел еси.

Теги:
Великомученик Пантелеимон
священномученик Амвросий Свияжский
православный календарь

Все публикации