Церковный календарь

9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

Неделя 9-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 27 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобного Германа Аляскинского (1837).

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея России (1555). Преподобной Анфисы исповедницы, игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапостольных Климента, епископа Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).

Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского (1918). Священномучеников Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); священномученика Иоанна Соловьева пресвитера (1941).

Великомученик и целитель Пантелеимон

Великомученик и целитель Пантелеимон (Всемилостивый) родился в городе Никомидии в семье знатного язычника. Он получил прекрасное врачебное образование и стал известен императору Максимиану (284–305). Просвещённый христианским учением пресвитером Ермолаем, мученик принял святое Крещение и стал безвозмездно лечить всех нуждающихся, исцеляя Именем Иисуса Христа. Император, узнав об этом, стал уговаривать юношу отречься от истинной веры, но святой Пантелеимон предпочёл смерть за Христа. Святые мощи великомученика разошлись по всему христианскому миру, честная глава его пребывает на Афоне: большая часть — в монастыре Святого Пантелеимона, меньшая — в монастыре Святого Павла. Мощи мученика и поныне очень сильно благоухают. Имя великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения.

Собор Болгарских равноапостольных просветителей

Болгарские просветители святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были учениками святых Кирилла и Мефодия. После кончины своих наставников они подверглись гонениям от противников славянского богослужения и удалились в Болгарию, где были с любовью приняты святым князем Борисом. Новым центром просветительской деятельности подвижников стал основанный святителем Климентом близ Охрида монастырь Святого Пантелеимона. В 893 году на Переяславском Соборе было принято окончательное решение об использовании славянского языка в богослужении Болгарской Церкви. В результате деятельности болгарских просветителей не позднее середины 910-х годов в Болгарии был создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Впоследствии корпус славяноязычной богослужебной литературы, привезённый на Русь, стал основой для литургической церковной жизни и духовного просвещения новокрещённого русского народа.

Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский

Епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (в миру Василий Гудко) родился в 1867 году в Люблинской губернии. В 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял постриг, а в 1904 году состоялась его хиротония во епископа Кременецкого. За обличение администрации 18 марта 1917 года уволен с кафедры на покой в Свияжский монастырь. Весной 1918 года владыку арестовали по обвинению в «контрреволюционных действиях» и отправили в Казань. Его ожидал расстрел, но местные рабочие пригрозили забастовкой, и власти отпустили епископа. По личному приказу Троцкого 27 июля 1918 года его опять арестовали и вывезли на станцию Тюрлем, где был штаб Красной армии. Там посреди поля келейник нашел тело владыки с множеством штыковых ранений, с руками, вывернутыми в плечах, локтях и кистях.

Священное Писание

1 Кор., 128 зач., III, 9-17

9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Мф., 59 зач., XIV, 22-34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. З, 9-17; Мф. 14, 22-34

Святой апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: «силен ветер, велики волны, вода не тверда»; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: «маловерный! зачем ты усомнился?», показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель — терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал — держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ.

Праведный Алексий Мечёв о спасительном действии благодати Божией

В церкви мы часто слышим: «Святым Духом всяка душа живится», и действительно, други, во всём необъятном Божием мире живёт и существует всемогущая сила Духа Святого. Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство своё и покой только в Боге. Но греховная скверна отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое мучительное состояние. Но вот пришёл на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознёсшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас. Средства, по которым нам сообщается Дух Святой, — усердная молитва и Таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для чего же нам нужно хранить веру? Зачем она нужна современному человеку, когда у него такая сила — сила разума, сила технологий, сила денег, сила организации? Быть может, опираясь на все эти силы, и удастся дать человеку счастье, без Бога построить Царство Небесное на земле? Но весь путь рода человеческого свидетельствует, что эта цель человеческими средствами недостижима. Царство Божие созидается силой Божией в ответ на нашу веру. А Царство Божие — это и есть торжество жизни, правды, мира, любви, радости. Царство Божие — это и есть то, что человек сознательно или несознательно воспринимает как цель своего бытия, как высшее счастье. И вера дает людям возможность достигать этой цели, достигать Божиего Царства уже здесь, на земле, создавая это Царство, по слову Божиему, в своем сердце (см.: Лк. 17, 21). И наверное, главная причина, по которой вера православная несокрушима, и заключается в том, что через эту веру люди обретают такой опыт жизни с Богом, который превышает все радости земного мира. Именно этот опыт жизни в общении с Богом и наполняет наши сердца убежденностью в правоте веры и дает силы строить на этом убеждении свою жизнь.

Чем святой человек отличается от порядочного?

Порядочность человека, в светском понимании этого слова, хотя и указывает на определенные положительные стороны его нравственного состояния (честность, ответственность и т. п.), однако не может считаться равнозначным аналогом святости. Во-первых, святость подразумевает духовно-благодатное единство с Богом, а порядочность, в светском выражении этого состояния, не подразумевает. Порядочным может быть назван и атеист. Во-вторых, святость человека связана с его добродетельностью. Добродетельность же подразумевает следование тем идеалам Добра, которые открыты Богом, тогда как светская порядочность подразумевает соответствие человека некоему светскому порядку (исполнение законов, соблюдение норм светской морали и этики, и т. п.).

Одним из символов святого человека, согласно святоотеческому богословию, может служить раскаленный в пламени железный предмет. Несмотря на то, что прежде чем быть помещенным в огонь, этот предмет был ржавым, невзрачным, после нагрева он стал сиять. Так сияют и святые — но сияют светом нетварной Божественной благодати. Опять же, раскаленный железный предмет, нагреваясь в пламени огня, становится пластичным — так и святые, по мере стяжания святости становятся всё более и более послушными воле Божьей. Но стоит вынуть этот предмет из огня, он остынет и вновь сделается невзрачным — так и святой, если отступит от Бога, то перестанет сиять благодатью. Символом порядочного человека, в этой связи, может служить не сияющий, но лишь в той или иной мере очищенный от коррозии предмет: он хотя и блестит, однако не сияет, как сияет предмет, нагретый в печи.

Молитвословия

Тропарь великомученика Пантелеимона

глас 3

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак великомученика Пантелеимона

глас 5

Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый, великомучениче и целебниче Пантелеимоне,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа// претерпел еси.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честнейзй иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога — недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым — скорый покровитель. Очам недугующим — прозрения датель. В скорбях пребывающим — готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Германа Аляскинского

глас 7

Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Германа Аляскинского

глас 3

Свет вечный Христа Спаса нашего/ тя на путь евангельский во Америку настави,/ возвестити весть о мире евангельскую./ Днесь Престолу Славы предстоя,/ молися о стране твоей и людех ея,/ о мире всего мира/ и спасении душ наших.

Тропарь святителя Горазда

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы Божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского

глас 4

Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Кондак святителя Климента Охридского

глас 3

Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.

Тропарь святителя Наума Охридского

глас 4

Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского

глас 3

Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

Тропарь блаженного Николая Кочанова

глас 8

Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова

глас 4

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ с верою к раке мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Теги:
Великомученик Пантелеимон
священномученик Амвросий Свияжский
православный календарь

Все публикации