Церковный календарь

9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 августа. Память великомученика и целителя Пантелеимона

8-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 27 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика и целителя Пантелеимона (305). Преподобного Германа Аляскинского (1837).

Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея России (1555). Преподобной Анфисы исповедницы, игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапостольных Климента, епископа Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).

Священномученика Амвросия, епископа Сарапульского (1918). Священномучеников Платона Горных и Пантелеимона Богоявленского пресвитеров (1918); священномученика Иоанна Соловьева пресвитера (1941).

Великомученик и целитель Пантелеимон

Великомученик и целитель Пантелеимон (Всемилостивый) родился в городе Никомидии в семье знатного язычника. Он получил прекрасное врачебное образование и стал известен императору Максимиану (284–305). Просвещённый христианским учением пресвитером Ермолаем, мученик принял святое Крещение и стал безвозмездно лечить всех нуждающихся, исцеляя Именем Иисуса Христа. Император, узнав об этом, стал уговаривать юношу отречься от истинной веры, но святой Пантелеимон предпочёл смерть за Христа. Святые мощи великомученика разошлись по всему христианскому миру, честная глава его пребывает на Афоне: большая часть — в монастыре Святого Пантелеимона, меньшая — в монастыре Святого Павла. Мощи мученика и поныне очень сильно благоухают. Имя великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения.

Собор Болгарских равноапостольных просветителей

Болгарские просветители святые равноапостольные Климент, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были учениками святых Кирилла и Мефодия. После кончины своих наставников они подверглись гонениям от противников славянского богослужения и удалились в Болгарию, где были с любовью приняты святым князем Борисом. Новым центром просветительской деятельности подвижников стал основанный святителем Климентом близ Охрида монастырь Святого Пантелеимона. В 893 году на Переяславском Соборе было принято окончательное решение об использовании славянского языка в богослужении Болгарской Церкви. В результате деятельности болгарских просветителей не позднее середины 910-х годов в Болгарии был создан полноценный славяноязычный аналог византийского корпуса церковных книг, что явилось завершением начинаний святых Кирилла и Мефодия. Впоследствии корпус славяноязычной богослужебной литературы, привезённый на Русь, стал основой для литургической церковной жизни и духовного просвещения новокрещённого русского народа.

Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский и Елабужский

Епископ Сарапульский и Елабужский Амвросий (в миру Василий Гудко) родился в 1867 году в Люблинской губернии. В 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где принял постриг, а в 1904 году состоялась его хиротония во епископа Кременецкого. За обличение администрации 18 марта 1917 года уволен с кафедры на покой в Свияжский монастырь. Весной 1918 года владыку арестовали по обвинению в «контрреволюционных действиях» и отправили в Казань. Его ожидал расстрел, но местные рабочие пригрозили забастовкой, и власти отпустили епископа. По личному приказу Троцкого 27 июля 1918 года его опять арестовали и вывезли на станцию Тюрлем, где был штаб Красной армии. Там посреди поля келейник нашел тело владыки с множеством штыковых ранений, с руками, вывернутыми в плечах, локтях и кистях.

Священное Писание

1 Кор., 142 зач., IX, 13-18

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Мф., 65 зач., XVI, 1-6

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 9, 13-18; Мф. 16, 1-6

Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. «Дела, которые творю Я…, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: «знамение не дастся… только знамение Ионы пророка». И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные…» (Мф. 24, 30).

Праведный Алексий Мечёв о спасительном действии благодати Божией

В церкви мы часто слышим: «Святым Духом всяка душа живится», и действительно, други, во всём необъятном Божием мире живёт и существует всемогущая сила Духа Святого. Если душа человеческая произошла от Бога, то она может найти полное довольство своё и покой только в Боге. Но греховная скверна отчуждила человеческую душу от Бога, и с тех пор человеческая душа стала вянуть, иссыхать, истощаться, а с тем вместе испытывать недовольство, скорбь, тоску, желание чего-нибудь иного, лучшего. Долго продолжалось такое мучительное состояние. Но вот пришёл на землю Христос. Совершив дело нашего искупления на земле и вознёсшись на небо, Он ниспослал нам Духа Божия, чтобы Он оживотворил, восстановил, возродил нас. Средства, по которым нам сообщается Дух Святой, — усердная молитва и Таинства Церкви. Вся наша жизнь, други, от начала до конца сопутствуется великими дарами Духа и вся же во всех своих действиях должна состоять и совершаться под влиянием благословляющей, освящающей и животворящей благодати.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В основе греховной страсти уныния — маловерие, бесплодная вера, ибо самый яркий плод веры — это надежда, не позволяющая человеку погрузиться в мрачное, унылое состояние. Не надейтесь на князей, на сына человеческого (Пс. 145, 3), — учит нас Слово Божие. Уповайте на Бога, но помните, что надежда на Творца не освобождает человека от личной ответственности за свою жизнь и свои поступки, иначе на надежду могут быть списаны собственные ошибки и даже преступления. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Господа, обладает внутренней силой, дающей возможность успешно решать возникающие перед ним задачи; он не подвержен чувству уныния в отличие от того, кто лишен веры и упования на Бога.

Чем святой человек отличается от порядочного?

Порядочность человека, в светском понимании этого слова, хотя и указывает на определенные положительные стороны его нравственного состояния (честность, ответственность и т. п.), однако не может считаться равнозначным аналогом святости. Во-первых, святость подразумевает духовно-благодатное единство с Богом, а порядочность, в светском выражении этого состояния, не подразумевает. Порядочным может быть назван и атеист. Во-вторых, святость человека связана с его добродетельностью. Добродетельность же подразумевает следование тем идеалам Добра, которые открыты Богом, тогда как светская порядочность подразумевает соответствие человека некоему светскому порядку (исполнение законов, соблюдение норм светской морали и этики, и т. п.).

Одним из символов святого человека, согласно святоотеческому богословию, может служить раскаленный в пламени железный предмет. Несмотря на то, что прежде чем быть помещенным в огонь, этот предмет был ржавым, невзрачным, после нагрева он стал сиять. Так сияют и святые — но сияют светом нетварной Божественной благодати. Опять же, раскаленный железный предмет, нагреваясь в пламени огня, становится пластичным — так и святые, по мере стяжания святости становятся всё более и более послушными воле Божьей. Но стоит вынуть этот предмет из огня, он остынет и вновь сделается невзрачным — так и святой, если отступит от Бога, то перестанет сиять благодатью. Символом порядочного человека, в этой связи, может служить не сияющий, но лишь в той или иной мере очищенный от коррозии предмет: он хотя и блестит, однако не сияет, как сияет предмет, нагретый в печи.

«С кротостью наставлять противников». Об отношении к заблуждающимся

Интернет полон раздраженных перепалок на самые разные темы. Люди спорят о политике, о воспитании детей, о том, какая марка электроники лучше. Собеседники часто приходят в сильное негодование, вылетают выражения самые бесцеремонные.

Увы, но споры о намного более важных предметах — о вере и неверии, Православии и заблуждениях — тоже могут превращаться в такие перепалки. Хуже того, люди видят в самой важности темы оправдание для раздражения и гнева.

В этом соблазне нет ничего нового — ещё святой Апостол Павел говорит о том, что рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2Тим.2:24-26). Противники, о которых говорит Апостол, люди тяжко заблуждающиеся; они находятся в «сети диавола». Однако это никак не может служить оправданием для раздражительности, гнева или язвительных насмешек. Их следует наставлять «с кротостью» или просто уклоняться от беседы.

Молитвословия

Тропарь великомученика Пантелеимона

глас 3

Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак великомученика Пантелеимона

глас 5

Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый, великомучениче и целебниче Пантелеимоне,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа// претерпел еси.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

О великий Христов угодниче и преславный целебниче, великомучениче Пантелеимоне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмах почиваяй и данною ти свыше благодатию различные чудеса источаяй. Призри милостивым твоим оком на предстоящия люди и честнейзй иконе умильно молящиеся и просящия от тебя целебныя помощи и заступления. Простри ко Господу Богу нашему теплые молитвы свои и испроси душам нашим оставление согрешений наших. С верою призываем имя твое, святый праведный Пантелеимоне. Яко ты приял еси благодать от Господа Бога — недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебя убо просим: не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоея помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех лютых страждущих врач. Напаствуемым — скорый покровитель. Очам недугующим — прозрения датель. В скорбях пребывающим — готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем вся, яже ко спасению полезная. Яко да твоими ко Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя, Бога Единого, в Троице Святой славимого, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Германа Аляскинского

глас 7

Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Германа Аляскинского

глас 3

Свет вечный Христа Спаса нашего/ тя на путь евангельский во Америку настави,/ возвестити весть о мире евангельскую./ Днесь Престолу Славы предстоя,/ молися о стране твоей и людех ея,/ о мире всего мира/ и спасении душ наших.

Тропарь святителя Горазда

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы Божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь святителя Климента, архиепископа Охридского

глас 4

Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.

Кондак святителя Климента Охридского

глас 3

Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.

Тропарь святителя Наума Охридского

глас 4

Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Кондак святителя Наума Охридского

глас 3

Светлых твоих подвигов пречестная память,/ яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/ демоны и всяку болезнь отгоняет,/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

Тропарь блаженного Николая Кочанова

глас 8

Терпением своим и мужеством/ Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае,/ худость ризную имея,/ тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси./ И ныне, в Вышних Троице предстоя,/ нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,/ исцеление подаеши, твое успение честно славящим,/ и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак блаженного Николая Кочанова

глас 4

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси,/ того же стопам последуя, юродиве Николае Кочанов,/ и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля,/ о ихже согрешениих Христу Богу моляся./ По честнем же твоем успении Великий Новград имать мощи твоя в себе,/ яко неистощимое сокровище,/ подаеши бо исцеление/ с верою к раке мощей твоих приходящим/ и успение твое честно славящим.

Теги:
Великомученик Пантелеимон
священномученик Амвросий Свияжский
православный календарь

Все публикации