Церковный календарь

7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

9-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 25 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Священномученика Николая Удинцева пресвитера (1918); священномученика Александра Сахарова пресвитера (1927); святой Ираиды Тиховой исповедницы (1967).

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Благословенная Анна была дочерью священника Матфана из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет. При святом благоверном царе Иустиниане (527–565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685–695 гг.; 705–711 гг.) обновил ее храм, в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Уроженец Нижнего Новгорода и современник Сергия Радонежского, Макарий прославился просвещением приволжских народов — марийцев, чувашей, татар. В 12 лет он тайно ушел от родителей и принял постриг. Повзрослев, Макарий, как в то время многие искатели Царства Божия, ушел из обители в поисках безмолвия и поселился на Волге, в пещере, вблизи озера Желтые Воды. Твердое воздержание и терпение привлекли к святому других пустынников, и он основал монастырь во имя Святой Троицы. Он обратил многих язычников и мусульман. Казанские татары разорили обитель, пленили святого и его братию. Но хан был так поражен благочестием старца, что отпустил его и с ним до 400 христиан, лишь взял с Макария слово покинуть озеро. Святой ушел с братией в галичскую землю, где основал новую обитель и почил в глубокой старости.

V Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор был созван святым императором Юстинианом в 553 году и заседал с 4 мая по 2 июня в Константинополе. За 10 лет до созыва собора святой Юстиниан издал эдикт в виде трактата из трёх глав, осуждающий епископа Феодора Мопсуестийского и его творения, а также труды епископов Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Причиной осуждения сочинений давно скончавшихся архиереев были их несторианские взгляды. Предыдущий Вселенский Собор 451 года, осудивший монофизитскую и несторианскую ереси, не рассматривал сочинения указанных лиц, что давало повод монофизитам обвинять православных в несторианстве. Эдикт императора о «Трёх Главах» неоднозначно был воспринят епископатом, так как этим указом был осуждён уже скончавшийся архиерей, поэтому возникла необходимость в созыве Вселенского Собора.

Деяния V Вселенского Собора

На V Вселенском Соборе присутствовали 165 архиереев. Римский папа Вигилий, бывший во время созыва собора в Константинополе, отказался в нём участвовать, несмотря на троекратное приглашение. Впоследствии папа согласился с общим мнением отцов и принял соборное определение. Собор ещё раз подтвердил учение о единой Ипостаси Богочеловека: «Если кто не исповедует, что распятый плотью Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы, тот да будет анафема». Кроме того, собор осудил ещё одного учителя древности — Оригена и его учение о всеобщем спасении: «Если кто говорит, что соединяются с Богом Словом все человеки, и диавол, и духи лукавства, и что будет конец Царствия Христова, да будет анафема». На соборе епископ Феодор Мопсуестийский за еретические взгляды был анафематствован. Также были осуждены некоторые сочинения епископов Феодорита и Ивы, так как они успели покаяться до своей кончины.

Священное Писание

1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40

26 Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,— все сие да будет к назиданию.

27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам, 33потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40только всё должно быть благопристойно и чинно.

Мф., 83 зач., XXI, 12-14, 17-20

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и говорил им: написано,— дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 14, 26-40; Мф. 21, 12-14. 17-20

«Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого что пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь осуждает бесплодие, когда человек не приносит плода, когда вся жизнь проходит, а плода нет. У каждого может быть свой плод. Один плод видим только близким, родным. Есть и такие плоды, которыми наслаждаются многие, – величайшие изобретения, творческие прозрения, замечательные произведения искусства. Бывают удивительные таланты, которыми некоторых одаривает Бог, чтобы они руководили другими людьми, – тогда плодом является общее действие многих, направленное на улучшение жизни. Но Господь… имел в виду в первую очередь иные плоды, а именно плоды духа. Плод, который вызревает в глубине человеческой души, должен принести каждый из нас; и если мы явимся на Страшный Суд, не имея этих плодов, то будем осуждены и прокляты так же, как бесплодная смоковница.

Действенность Таинств и богослужений не зависит от личной святости священнослужителя

Священнослужитель — лишь проводник благодати, а её источник — Бог: он передаёт не людское Богу, а Божие людям.

Есть такая метафора: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав и качество пищи. Но от него зависит, придет человек сюда ещё раз или нет (от повара это зависит само собой!).

Священный сан не даёт гарантии святости, поэтому, чтобы не соблазняться нужно чётко разделять божественное и человеческое в Церкви. Даже среди двенадцати Апостолов Христовых был Иуда-предатель.

Донатисты считали, что действительны и действенны только те Таинства, которые совершаются праведными священнослужителями. Ересь осуждена собором 314 г.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 5

Днесь град твой Галич тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло,/ яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Кондак преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне:/ он бо жезлом море раздели,/ ты же страсти, яко Амалика, победил еси/ и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/ в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси:/ гладныя люди до изобилия прекормил еси./ И ныне молися Господеви/ подати всем печальным утешение,/ Макарие, отче приснопамятне,/ иже Галичестей стране и всей Российстей земли/ похвала и утверждение.

Молитва преподобному Макарию Желтоводскому

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит нас падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да просит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств ты же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Анны

глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

Кондак праведной Анны

глас 2

Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Теги:
Преподобный Макарий Желтоводский
православный календарь

Все публикации