Церковный календарь

5 августа. Память праведного воина Феодора Ушакова

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 августа. Память праведного воина Феодора Ушакова

7-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 23 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284–305). Праведного воина Феодора Ушакова (прославление 2001).

Священномученика Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75).

Священномученика Михаила Троицкого пресвитера и мученика Андрея Аргунова (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

Почаевской иконы Божией Матери

450 лет назад греческий митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил дворянку Анну Гойскую, жившую в имении Орля, близ Почаева. В благословение архипастырь оставил ей привезенную из Константинополя икону Богородицы. Со временем стали замечать, что от образа исходит сияние. В 1597-ом году, когда перед иконой исцелился брат Анны — Филипп, она передала чудотворный образ монахам, поселившимся на Почаевской горе. Икона была поставлена в храме в честь Успения Божьей Матери. Позже там был основан  монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала значительные средства. С тех пор Почаевская икона Божией Матери прославилась многими чудесами.

Праведный воин Феодор Ушаков

Великий флотоводец Федор Федорович Ушаков благодаря своему военному таланту и глубокому молитвенному строю души не проиграл ни одного из 43 морских сражений, не потерял ни одного корабля, и ни один его матрос не попал в плен к врагу. Один из создателей Черноморского флота, он разгромил турецкий флот, что позволило России установить мир в Крыму. Завершив ратную жизнь, Ушаков поселился вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря и, по свидетельству его настоятеля Нафанаила, вел жизнь уединенную, часто приезжал для богомолья в монастырь, в Великий Пост живал в обители, в келлии, по целой седмице и вместе с братией выстаивал продолжительные службы. Адмирал оставил по себе добрую память и помощью многим неимущим. Остаток дней он провел в воздержании и был погребен в монастыре.

Священное Писание

1 Кор., 138 зач., VII, 24-35

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Мф., 61 зач., XV, 12-21

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 7, 24–35; Мф. 15, 12–21

«Из сердца исходят злые помыслы». В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: «трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших». При внимании надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение – садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.

Преподобный Паисий Святогорец о пользе доброго общения

Очень сильные братские отношения рождаются в тяжелые годы. На войне мы, солдаты одного полубатальона, два года прожили вместе и были спаяны между собой больше, чем братья, потому что трудности и опасности мы переживали вместе. Мы были настолько спаяны, что звали друг друга «брат». Мирские были люди, с мирским образом мыслей, ни Евангелия не читали, ни духовных книг, а тем не менее один с другим не хотел расставаться. У людей было обычное мирское, в хорошем смысле этого слова, образование, но они имели то, что всего выше — любовь, братство… Сюда несколько дней назад приехал повидаться со мной один мой однополчанин. Как же он меня стиснул в своих объятиях! Я не мог из них вырваться! Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог во Иисусе Христе спасает человека и весь мир от разрушения, от гибели, от вечной смерти, от небытия. Но кто же ведет человека и весь мир к краю пропасти, упав в которую невозможно спастись? Таким путеводителем является зло. Зло – не просто философское понятие, зло – это реальная сила, воздействующая на человека. Все области бытия, в которые входит зло, подвергаются разрушению: человеческие судьбы и межличностные отношения, общества и государства, даже целые цивилизации. Причина разрушающего воздействия зла – в самой его сути. Зло возникает и возрастает по мере удаления от добра. Абсолютным добром является Бог, Он же – Творец мира и человека. Удаление от Бога есть зло, есть разрушение творения. Там, где нет Бога, – там зло, там смерть, там разрушение.

Куда ставить свечи в тех или иных случаях?

В Церкви есть традиция ставить на канун свечи об упокоении (да и то, если кто-то перепутает, то это ни к чему не приведёт; это некая человеческая условность, чтобы разделить: где за живых, а где за мертвых; у Бога же нет мертвых – у Него все живы Лк.20:38). Все остальные свечи можно расставлять по собственному усмотрению. Очевидно, что, если Вы затепляете несколько свечей, то благочестиво будет одну поставить перед иконами Святой Троицы или Спасителя. Свеча в храме лишь сопутствует молитве, а к кому обращаться – решает сам молящийся.

Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим?

Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают недогоревшими. Не стоит придавать огарку большого значения, какого бы размера он ни был. Важен сам факт поставленной свечи, ведь отданные нами деньги – это не просто покупка, это жертва на храм Божий, а жертва Богу уже принесена в тот момент, когда мы передали пожертвование.

Три ступени священной иерархии

Существуют три степени священства: диакон, пресвитер (или священник, иерей), епископ. Иерархическое устроение Церкви основано на Божественном Откровении. Иерархия существовала и в ветхозаветной церкви (левит, священник, первосвященник). Во времена распространения Церкви Христовой сами апостолы поставляли епископов, иереев и диаконов. Этот порядок хранился Церковью всегда, сохраняется ныне и будет сохранятся в дальнейшем.

Молитвословия

Тропарь святому праведному воину Феодору Ушакову

глас 1-й

Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, агаринскую злобу нивочтоже вменив и разорив: не славы мирския, ниже в богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси, моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, отечеству во благочестии непоколебиму пребыти, и сыновом Российским спастися.

Кондак святому праведному воину Феодору Ушакову

глас 2-й

Архистратиже Российский, служителю народа Божияго, нищих и угнетенных свободителю, нечестивых наказателю, полезное нам проси и велию милость, яко споборник наш праведне болярине Феодоре.

Молитва первая святому праведному воину Феодору Ушакову

О преславный защитниче земли русския и веры прпвославныя усердный поборниче, непобедиме воине Феодоре! Никая благодарственная словеса, ниже изящная витийства довлеют, во еже прославити праведное и дивное твое житие, понеже измлада крепкую веру во Христа и любовь ко Отечеству стяжав, благоплодное прозябение честных родителей явился еси. Сего бо ради, Божию дару тезоименит, стране своей в скорбныя времена браней против иноплеменных показался еси. Ибо, праведным воеводам подражая, не числом и уменим токмо, но паче верою враги побеждал еси, силу благочестия истиннаго показуя. Темже любовию к тебе распаляеми, воспеваем многия добродетели твоя: велию лювовь ко Господу и ближним, зане тех ради живот полагал еси, чистоту ангелоподобную, тако вся воздержанием удивил еси, нестяжание истинное, ибо благая и красная мира сего презрел еси. Ей, преблаженне Феодоре, угодниче Божий и благоверный болярине царей православных, призри на убогое моление наше, из греховнаго плена к тебе возносимое. Приклони на мать Господа нашего Иисуса Христа, да не воздаст по делам нашим, но обаче дарует грехов оставление, избавит от злых, находящих на ны, и подаст властем нашем и народу усердное попечение, воинству мужество во ратех, народу благочестие трезвенное. И сподобит нас достигнути безмятежнаго пристанища во Царствии Небеснем, идеже со всеми святыми прославляти будем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников

глас 4

Яко воини, мученицы непобедимии,/ течением невозбранным в судилище неверных внидосте/ и веры ради многия муки претерпесте,/ Христа исповедающе Единаго со дерзновением./ Того молите, Трофиме и Феофиле с прочими,/ яко да тяготу страстей отложше,/ ваше ныне страдание поем, страстотерпцы непреоборимии.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

глас 8

Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице, притецем, людие вси, священницы же и иноцы, мужие, и жены, и чада, здравии и болящии, в покаянии вопиюще и умильно глаголюще: Владычице, помози грешным рабом Твоим, яви яко Благая славу Твою, присно потщися умилосердитися на ны, испросити очищение душ и телес наших от Источника жизни нашея, Бога, Егоже родила еси, едина Благословенная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Почаевской

глас 1

Источник исцелений и веры Православныя утверждение/ Почаевская Твоя икона, Богородице, явися,/ темже и нас, к ней притекающих,/ от бед и искушений свободи,/ лавру Твою невредиму сохрани,/ Православие во окрест стоящих странах утверди/ и грехи разреши молитвенник Твоих:// елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская

К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. Аминь.

Теги:
Почаевская икона Божией Матери
праведный Феодор Ушаков
православный календарь

Все публикации