Церковный календарь

3 августа. Память пророка Иезекииля

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 августа. Память пророка Иезекииля

7-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 21 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Преподобных Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590).

Преподобных Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Мученика Виктора Марсельского (ок. 290).

Священномученика Петра Голубева пресвитера (1938). Обретение мощей святого Романа Медведя исповедника, пресвитера (1999).

Пророк Иезекииль

Пророк Иезекииль (имя переводится с еврейского «Бог да укрепит») совершал своё служение среди иудейских переселенцев в период вавилонского плена в 593–571 годах до Рождества Христова. В состав Священного Писания входит Книга пророка Иезекииля, содержащая его пророчества. Святой Климент Александрийский ссылается на предание, согласно которому отец Иезекииля тоже был пророком. Кроме того, Иезекииль был священником. Пророк попал в плен и был переселён в Вавилон после первого взятия Иерусалима (597 год до Р. Х.). До этого он символическими действиями предсказывал осаду и взятие города вавилонянами. Как и пророк Иеремия, он призывал иудеев принять плен как волю Божию и не поднимать восстания, но покаяться. После взятия Иерусалима пророк утешал иудеев, предсказывая конец изгнания, возвращение на родину и построение нового храма.

Преподобных Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его

Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн были друзьями с детства и вместе решили принять монашеский постриг, поселившись в сирийской пустыне. Симеон и Иоанн прожили в пустыне 29 лет, достигли полного бесстрастия и высокой степени духовности. Затем преподобный Симеон вернулся к людям и избрал для себя тяжелый подвиг юродства. Он изгонял бесов, исцелял болезни, избавлял от скоропостижной смерти, неверующих приводил к вере, а грешников — к покаянию. Когда Симеон отошел к Господу, вслед за ним в пустыне скончался и преподобный Иоанн. Незадолго до кончины святому Симеону было дано увидеть венец над головой своего духовного брата с надписью: «За пустынническое терпение».

Священное Писание

1 Кор., 134 зач., V, 9 — VI, 11 (за понедельник)

9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; 10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12 Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Глава 6

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Мф., 56 зач., XIII, 54-58

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

***

1 Кор., 136 зач., VI, 20 — VII, 12 (за вторник)

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Глава 7

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,— и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Мф., 57 зач., XIV, 1-13

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 5, 9–6, 11; Мф. 13, 54–58

Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано - лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах - глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.

Мф. 14, 1–13

Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присваивал себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски - естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

Архимандрит Эмилиан Симонопетритский о благодарности Богу (Часть 2)

Непрестанная молитва и благодарность Господу за все, что происходит с нами, — это необходимые условия нормальной жизни. Если человек не благодарит за все на свете Господа, он не способен ни молиться, ни жить в монашеском сообществе. Человек должен быть благодарен за все, что происходит с ним в монастыре, независимо от того, проистекает ли это из его внутреннего мира, от братьев, от врагов или от бесов. Непрестанная молитва и благодарность за все непосредственно связаны и с нашим личным молитвенным правилом. Иными словами, человек может выработать свое правило, когда у него войдет в привычку молиться непрестанно. И может молиться непрестанно лишь тот, кто установил для себя правило. Если вы захотите отделить непрестанную молитву от правила, и то и другое рухнет. Это основа всего, и это необходимо постоянно помнить. Отклонись на два дня от своего правила, и не заметишь, как забудешь даже и раз в день сказать «Слава тебе, Боже!» Таков закон.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть... И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней. 

Церковь как сообщество, собрание

Под Земной Церковью понимается собрание людей, услышавших призыв Божий ко спасению и последовавших за Христом. Христианская Церковь – это собрание людей вокруг Христа, людей верных Ему.

Богу угодно, чтобы люди спасались совместно, а не по одиночке, по словам Христа: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я по­среди них (Мф.18:20). Не «собрались», а «собраны»! Кем? Христом!

Христианство никогда не возвещало в качестве идеала индивидуальное совершенство, личное спасение в отрыве от остальных людей, «сотериологический эгоизм». Мы желаем счастья всем нашим детям, и для Бога все мы – Его дети.

Главная молитва – «Отче наш», а не «Отче мой». И её прошения: «даждь нам», «остави нам», «не введи нас», «избави нас».

Главное Церковное богослужение называется Литургией (греч.  общее дело). Священник не должен служить её в одиночестве. Поэтому, если на церковном богослужении нам мешают окружающие люди, значит, мы недостаточно зрелые христиане.

Молитвословия

Тропарь пророка Иезекииля

глас 2

Пророче Божий Иезекииле,/ предзревый затворенная Духом врата/ и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога,/ Того моли, молимся,/ да отверзет дверь милости Своей/ и спасет души благочестно поющих память твою.

Кондак пророка Иезекииля

глас 4

Божий явился еси пророк,/ Иезекииле чудне,/ воплощение Господне всем провозвестил еси,/ Сего Агнца и Зиждителя,// Сына Божия, явльшася во веки.

Тропарь преподобных Симеона и Иоанна

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Симеона и Иоанна

глас 2

Во плоти явльшася безплотнаго и добродетельми премирно просиявшаго,/ Симеона равноангельнаго и богоноснаго восхвалим,/ с нимже Иоанна приснопамятнаго, верою и любовию,// яко молящияся Господу непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобных Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Онуфрие и Онисиме,/ яко стяжавшии дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Богатство благодати и сыноположения/ стяжавше многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим,/ к нимже притекающе, вопием:/ радуйтеся, Онуфрие и Онисиме, отцы наши,/ ликов иночествующих похвало и удобрение.

Теги:
Пророк Иезекииль
православный календарь

Все публикации