Церковный календарь

1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Седмица 8-я по Пятидесятнице
Поста нет. 19 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380). Преподобного Дия (ок. 430). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903). Собор Курских святых.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блаженного Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского 

В 1903 году по настоянию императора Николая II Синод прославил преподобного Серафима. Открытие святых мощей поручили Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому). В докладе об осмотре мощей привели итоги расследования об исцелениях от мощей и по молитвам отца Серафима. На докладе император написал: «Прочёл с чувством истинной радости и глубокого умиления». Торжество началось вечером 18 июля в Успенском соборе Саровской обители. Во время литии гроб с мощами крестным ходом перенесли из церкви Святых Зосимы и Савватия в Успенский собор. Во время полиелея государю и митрополиту Антонию поднесли ключи от крышки гроба. Когда гроб был открыт, начали петь величание. На Литургии 19 июля мощи святого переложили в раку. После Литургии был крестный ход, и гроб с мощами несли император и великие князья.

Благоверный князь Роман Рязанский

Святой благоверный князь Роман Рязанский, правивший в период ордынского ига, защищал своих разорённых и угнетённых подданных от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Те возненавидели князя и оклеветали перед ханом Менгу-Тимуром. Хан вызвал святого в Орду и, грозя мученической смертью, склонял к принятию ислама. Князь отказался изменить своей вере и после жестоких истязаний был убит. Почитание святого началось сразу же после его гибели в 1270 году. В службе князю прославляется его мученический подвиг, патриотическое служение, небесное заступничество за землю Русскую и указывается причина постигших Русь бедствий: «Видя опустошённую страну Рязанскую, обременяемую и притесняемую от зверонравных монгол, веровал, княже, что страшная година сия постигла людей за нечестие их».

Священное Писание

1 Кор., 142 зач., IX, 13-18

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Мф., 65 зач., XVI, 1-6

1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 9, 13-18; Мф. 16, 1-6

Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. «Дела, которые творю Я…, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: «знамение не дастся… только знамение Ионы пророка». И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные…» (Мф. 24, 30).

Видение преподобному Серафиму Саровскому во время Божественной литургии

Подвизаясь в Саровской обители в сане иеродиакона, преподобный Серафим сподобился особенного благодатного видения во время Божественной литургии Великого Четверга, которую совершали настоятель монастыря старец Пахомий и старец Иосиф. По чину службы после чтения паремий и произнесения малой ектении, отец Серафим должен был произнести: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», а затем, повернувшись лицом к народу, навести свой орарь на молящихся, чтобы, сделав круговое движение орарём со словами «и во веки веков», вновь обратиться лицом к алтарю. Однако, когда преподобный повернулся к западным вратам храма, он увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, пребывая в духовном восторге, стал «как вкопанный» и, будучи уведён в алтарь, пребывал там три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны

Приближалась цель нашей поездки, и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Наш русский народ со всех краёв России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, к кому всегда был доступ. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи. Вспоминаю, что произошло в этот день. Недалеко на коленях молилась усердно со слезами одна женщина, придерживая девочку свою лет семи. Девочке было скучно, и она капризничала, а мать так молилась, прося угодника Божия что-то… Служба продолжалась долго, около четырёх часов, но никто не уставал, все были в приподнятом состоянии. Вдруг раздался крик девочки: «Мама, мама!» — а мать, обливаясь слезами, обнимала и целовала дочку. Оказалось, девочка была немая, и эти слова были её первыми словами. Это произвело сильное впечатление на присутствующих.

Основание Дивеевской обители

Преподобный Серафим Саровский удостоился явления Божией Матери в 1825 году. Это произошло в Саровском лесу, на берегу реки Саровки. Пресвятая Богородица ударила жезлом о землю, и из неё забил целебный источник. Затем Она велела старцу взять восемь сестёр-девиц из общины, основанной матушкой Александрой при Казанской церкви, и учредить новую девичью общину. Богоматерь назвала этих сестёр по именам, указала точное место для обители, описала, как нужно обнести её канавой и валом, приказала срубить для обители ветряную мельницу и построить двухпрестольную церковь, присоединив её к Казанскому храму. Богородица Сама дала новый, более лёгкий устав для обители и велела принимать в неё только девиц. Новую обитель Пресвятая Богородица назвала Своим четвёртым уделом на земле и обещала быть её Игуменией.

Канавка Пресвятой Богородицы

Канавка Богородицы, одна из святынь Дивеевского монастыря, устроена преподобным Серафимом по воле Божией Матери. Окружавшая Мельничную общину канавка в три аршина глубины и три аршина ширины вырыта руками самих сестёр. Выкопанную землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала на его склоне преподобный велел посадить крыжовник. Сооружение канавки началось в 1829 году. Собеседник преподобного отец Василий Садовский вспоминал: «Рыли сёстры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами её рубили, но батюшка Серафим переставать не велел». О благодати, дарованной этому месту, святой Серафим говорил сёстрам, что Канавка «до небес высока», здесь прошла Царица Небесная, взяв обитель Себе в удел, это «стопочки Божией Матери», «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь – это не просто общественный институт. Церковь – это таинственный богочеловеческий организм. В своей духовной основе она неизменна, как неизменен ее Глава – Господь наш Иисус Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Быть Церковью – это значит в самом ее устроении отражать принцип жизни Пресвятой Троицы. Ибо именно Живоначальная Троица являет нам образ соборности, в котором гармонично сочетаются единство и множественность, иерархичность и любовь. Церковь – это не только священно- и церковнослужители. Церковь – это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Ответственное служение церковной полноты является важным залогом успеха нашей миссии и укрепления внутреннего единства.

Молитвословия

Тропарь преподобного Серафима Саровского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Тропарь преподобного Серафима

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима

глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Теги:
преподобный Серафим Саровский
православный календарь

Все публикации