Церковный календарь

1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

8-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 19 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380). Преподобного Дия (ок. 430). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903). Собор Курских святых.

Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блаженного Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского 

В 1903 году по настоянию императора Николая II Синод прославил преподобного Серафима. Открытие святых мощей поручили Петербургскому митрополиту Антонию (Вадковскому). В докладе об осмотре мощей привели итоги расследования об исцелениях от мощей и по молитвам отца Серафима. На докладе император написал: «Прочёл с чувством истинной радости и глубокого умиления». Торжество началось вечером 18 июля в Успенском соборе Саровской обители. Во время литии гроб с мощами крестным ходом перенесли из церкви Святых Зосимы и Савватия в Успенский собор. Во время полиелея государю и митрополиту Антонию поднесли ключи от крышки гроба. Когда гроб был открыт, начали петь величание. На Литургии 19 июля мощи святого переложили в раку. После Литургии был крестный ход, и гроб с мощами несли император и великие князья.

Благоверный князь Роман Рязанский

Святой благоверный князь Роман Рязанский, правивший в период ордынского ига, защищал своих разорённых и угнетённых подданных от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Те возненавидели князя и оклеветали перед ханом Менгу-Тимуром. Хан вызвал святого в Орду и, грозя мученической смертью, склонял к принятию ислама. Князь отказался изменить своей вере и после жестоких истязаний был убит. Почитание святого началось сразу же после его гибели в 1270 году. В службе князю прославляется его мученический подвиг, патриотическое служение, небесное заступничество за землю Русскую и указывается причина постигших Русь бедствий: «Видя опустошённую страну Рязанскую, обременяемую и притесняемую от зверонравных монгол, веровал, княже, что страшная година сия постигла людей за нечестие их».

Священное Писание

Рим., 111 зач., XIII, 1-10

1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.

10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Мф., 47 зач., XII, 30-37

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Видение преподобному Серафиму Саровскому во время Божественной литургии

Подвизаясь в Саровской обители в сане иеродиакона, преподобный Серафим сподобился особенного благодатного видения во время Божественной литургии Великого Четверга, которую совершали настоятель монастыря старец Пахомий и старец Иосиф. По чину службы после чтения паремий и произнесения малой ектении, отец Серафим должен был произнести: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны», а затем, повернувшись лицом к народу, навести свой орарь на молящихся, чтобы, сделав круговое движение орарём со словами «и во веки веков», вновь обратиться лицом к алтарю. Однако, когда преподобный повернулся к западным вратам храма, он увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от Царских врат. Преподобный Серафим, пребывая в духовном восторге, стал «как вкопанный» и, будучи уведён в алтарь, пребывал там три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати.

Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны

Приближалась цель нашей поездки, и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Наш русский народ со всех краёв России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, к кому всегда был доступ. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи. Вспоминаю, что произошло в этот день. Недалеко на коленях молилась усердно со слезами одна женщина, придерживая девочку свою лет семи. Девочке было скучно, и она капризничала, а мать так молилась, прося угодника Божия что-то… Служба продолжалась долго, около четырёх часов, но никто не уставал, все были в приподнятом состоянии. Вдруг раздался крик девочки: «Мама, мама!» — а мать, обливаясь слезами, обнимала и целовала дочку. Оказалось, девочка была немая, и эти слова были её первыми словами. Это произвело сильное впечатление на присутствующих.

Основание Дивеевской обители

Преподобный Серафим Саровский удостоился явления Божией Матери в 1825 году. Это произошло в Саровском лесу, на берегу реки Саровки. Пресвятая Богородица ударила жезлом о землю, и из неё забил целебный источник. Затем Она велела старцу взять восемь сестёр-девиц из общины, основанной матушкой Александрой при Казанской церкви, и учредить новую девичью общину. Богоматерь назвала этих сестёр по именам, указала точное место для обители, описала, как нужно обнести её канавой и валом, приказала срубить для обители ветряную мельницу и построить двухпрестольную церковь, присоединив её к Казанскому храму. Богородица Сама дала новый, более лёгкий устав для обители и велела принимать в неё только девиц. Новую обитель Пресвятая Богородица назвала Своим четвёртым уделом на земле и обещала быть её Игуменией.

Канавка Пресвятой Богородицы

Канавка Богородицы, одна из святынь Дивеевского монастыря, устроена преподобным Серафимом по воле Божией Матери. Окружавшая Мельничную общину канавка в три аршина глубины и три аршина ширины вырыта руками самих сестёр. Выкопанную землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала на его склоне преподобный велел посадить крыжовник. Сооружение канавки началось в 1829 году. Собеседник преподобного отец Василий Садовский вспоминал: «Рыли сёстры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами её рубили, но батюшка Серафим переставать не велел». О благодати, дарованной этому месту, святой Серафим говорил сёстрам, что Канавка «до небес высока», здесь прошла Царица Небесная, взяв обитель Себе в удел, это «стопочки Божией Матери», «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все, чему учит нас слово Божие, чему учит нас пример преподобного Серафима, нам следует постараться в своей жизни осуществить. А для того чтобы наша кротость не была наигранной, искусственной, кротостью сквозь стиснутые зубы, мы должны научиться терпению. Терпение, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении, – это то, что и создает в человеке дух кротости. Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга, не раздражаться на слова, которые нас раздражают, не обижаться на неловкие поступки, прощать тех, кто осознанно пытается сделать нам что-то неприятное или даже опасное. Давайте попытаемся – в своей жизни, в своих мыслях, в своих словах – хотя бы минимально отобразить то замечательное и великое состояние души, которое явил нам преподобный Серафим.

Молитвословия

Тропарь преподобного Серафима Саровского

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Тропарь преподобного Серафима

глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима

глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Теги:
преподобный Серафим Саровский
православный календарь

Все публикации