29 июля. Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

4703
Фото

Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6.

В этот день совершается память:

Священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311).

Мученика Павла и мученицы Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мученика Антиоха врача (IV). Мученицы Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451).

Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (1936); священномученика Иакова, архиепископа Барнаульского, и с ним священномучеников Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, преподобномученика Феодора Никитина (1937); преподобномученика Ардалиона Пономарева (1938).

Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница

Блаженная Матрона Анемнясевская (в миру Матрона Белякова) родилась в 1864 году в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Дочь крестьянина-бедняка, слывшего в деревне горьким пьяницей, она в семь лет ослепла, а позднее была искалечена матерью. Во время избиения ей трижды являлась Богородица. Матрона потеряла возможность ходить и всю жизнь лежала в постели, при этом обрела дары исцеления и прозорливости. Она стала принимать людей, наставляла и утешала их. Летом 1935 года Бельковским районным отделением НКВД было заведено уголовное дело об антисоветской и антиколхозной агитации «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 2 августа 1935 года предписывалось отправить Матрону на принудительное лечение. Она умерла от сердечной недостаточности летом 1936 года в московском Доме хронических больных. Была погребена на Владыкинском кладбище в Москве, а в 70-е годы XX века перезахоронена на Центральном кладбище в подмосковном городе Долгопрудный.

Священномученик Афиноген епископ

Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа в 311 г. во время гонений на христиан в Армении в г. Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал всем принести жертву идолам, однако многие жители отказались подчиниться нечестивому повелению. Филомарха известили, что христианство распространилось в Севастии благодаря проповеди еп. Афиногена. Правитель приказал разыскать старца. Св. Афиноген и его ученики жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили его учеников. Тогда св. Афиноген сам пришел в Севастию, и предал себя в руки мучителей. Господь сподобил св. Афиногена услышать перед смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю».

Мученица Иулия дева

Святая Иулия, рожденная в знатной христианской семье г. Карфагена, в детстве попала в плен к варварам и была продана сирийскому купцу-язычнику Евсевию. Он не раз пытался склонить Иулию к отречению от веры, но безуспешно. Негодуя на нее за верность Христу, Евсевий, тем не менее, оставил Иулию невредимой за усердную службу и добрый нрав. В одну из торговых поездок в Галлию, Евсевий взял 20-летнюю Иулию с собой. Во время остановки у о. Корсика, он сошел на берег для участия в местном языческом празднике. Кто-то из аборигенов, узнав, что на его корабле есть христианка, донес об этом старейшине Феликсу, который захотел, чтобы и она поклонилась идолам. Не сумев выкупить Иулию у Евсевия, Феликс напоил купца и его слуг и похитил Иулию. Он пообещал, что если она принесет жертвы идолам, то он ее выкупит и освободит. Иулия отказалась. Ее жестоко избили, отрезали ей грудь и затем распяли. Монахи, жившие на о. Горгона близ Корсики, узнав о мученичестве Иулии, похоронили ее тело в своей обители.

Евангелие дня

Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 30-37

Однажды Господь Иисус произнёс фразу, которая вызывает вопросы и даже недоумение у многих: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Ведь неминуемо возникает вопрос — "Что же нужно такого ужасного совершить, чтобы никогда не быть прощённым Богом? Ведь во время земного служения Христос Спаситель прощал самые разные прегрешения людям. Ответ на вопрос — что такое хула на Духа Святого и почему она не прощается — мы сможем найти в отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 12.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Действительно, Господь Иисус в течение земного служения миловал воров, блудников, грабителей и, как кажется, убийц. Последнее, может быть, не столь очевидно. Но кого бы, как ни убийцу и бунтовщика, приговорили бы в Римской империи к казни через распятие. Напомню, что рядом со Христом на вершине Голгофы висело двое разбойников. Один из них, прощённый Спасителем, оказался первым человеком, вошедшим в рай.

Итак — мы перечислили самые тяжёлые прегрешения, но все они так или иначе подпадали под прощение Спасителя. Что же тогда такое хула на Духа Святого? Это ситуация, в рамках которой человек явным образом ощущает присутствие, действие Божие, но не желает его принять, с ним согласиться. Иными словами — речь идёт о самой настоящей и осознанной лжи, когда мы имеем дело с отрицанием очевидного. Почему же не прощается подобное поведение? Потому что те, кто избирает данный ход действий, просто не нуждаются в прощении, а ещё и не нуждаются в Боге как таковом.

Собственно, именно такое поведение мы и видим в лице противников Христа. На их глазах Спасителем совершалось множество неоспоримых чудес, каждое из которых становилось проявлением Божьих милосердия и любви. Но религиозные вожди древнего Израиля категорически служения Господа Иисус не принимали, не имея, в сущности, возможности отрицать очевидного. Оправдания для такого неприятия находились разные. В одних случаях речь шла о якобы нарушении Христом заповеди о субботе — дне шаббата, то есть абсолютного покоя. В других — фарисеи и саддукеи утверждали, что чудеса совершаются силой бесовской. Но, так или иначе, в корне всего перечисленного находились властолюбие, зависть и малодушие, подталкивавшие этих несчастных людей к самому настоящему богохульству.

Какой же вывод из всего вышесказанного необходимо сделать? Тут двумя словами не ограничишься. Первое, о чем следовало бы сказать, что милосердие Божие не знает границ. Господь, будучи по природе Своей высшим проявлением любви, адресует эту любовь нам. И как только мы, подобно блудному сыну, осознаем сделанные ошибки и выражаем стремление их преодолеть, Бог простирает перед нами Свои объятия. Но и это ещё не всё.

Бог, Которого исповедует христианство, не какой-то сиропно-сентиментальный душка. Это Господь-ревнитель. Тот, Кто не терпит лжи и лукавства, Тот, от Которого нельзя откупиться свечами или пожертвованиями. Истинным приношением нашему Богу является сердце чистое и милостивое, а ещё и совесть, не обременённая лукавством. Таким образом, Господь готов простить нам наше несовершенство, помочь исправить промахи, измениться к лучшему. Но всё перечисленное без нашего собственного искреннего, честного и свободного участия просто невозможно.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Старец Порфирий Кавсокаливит об исполнении молитв

Когда мы просим Бога о чем-либо, важно не количество просьб, а то, как они подаются. Когда Бог не удовлетворяет нашу просьбу, это значит или что Он не дает нам просимого для нашего же блага, или что мы не знаем, как и когда надо Его просить. Что касается первого случая, то никто не знает, почему так происходит. Ибо непостижимы пути Господни! Во-первых, когда мы чего-то просим у Бога, то должны делать это без настырности, не говорить: «Я хочу этого сейчас». Кто ты такой, чтобы требовать чего-либо от Бога, и более того, требовать в определенные сроки? Когда мы хотим попросить чего-либо у Бога, то какое-то время кротко с молитвой обращаемся к Нему. Если мы видим, что Он не исполняет нашу просьбу, тогда и мы перестаем Его беспокоить. И когда мы уже забудем о своей просьбе, она исполнится, и мы даже не будем знать, как это произойдет. Потому что Бог ничего не забывает. Он принял нашу просьбу, хранит ее, и когда сочтет, что настало время, исполняет ее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В наших человеческих взаимоотношениях мы часто сталкиваемся с человеческой неправдой, с грехами, с раздорами, и в первую очередь в наших семьях, среди родных и близких нам людей. Нам очень хочется исправить мужа или жену, детей или даже престарелых родителей... Нам непременно хочется что-то подправить в их жизни. И нередко нам кажется, что это желание справедливо: мол, есть, есть нужда в исправлении! Нужно только проявить власть!.. Почему один человек может господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. Нет иного назначения власти — только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем выше должно быть осознание необходимости употреблять свое положение во благо других людей.

Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях

Рассмотрим их по восходящей:

— Церковь как культовое здание (синоним — храм);
— Церковь как организация, например «Московская Патриархия» — совокупность учреждений, находящихся в ведении патриарха.
— Церковь как сообщество. Само слово церковь (экклесия) по-гречески означает собрание. Любое собрание. «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). В данном случае: «сборище злодеев».
— Церковь как духовный организм. «Церковь это не стены и крыша, но вера и житие», — говорил свт. Иоанн Златоуст. По словам Алексея Хомякова: «Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».

Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ человеческого тела (1Кор.12:27; Еф.4:11-12). Согласно этому образу, Церковь есть Тело Христово, Иисус Христос называется Главою Церкви по аналогии с головою в человеческом теле, а членами этого тела — христиане и ангелы. Как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у нас — членов Церкви — различные служения: кто перед престолом, кто в библиотеке, кто в больнице, кто в интернете.

Разными людьми Церковь воспринимается в соответствии с их духовным уровнем: кто-то видит лишь здание, кто-то общину, а кто-то уже сможет распознать в ней Богочеловеческий организм.

Молитвословия

Тропарь священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его

глас 8

Священный Богу Афиноген, в жертве служитель,/ священное ученик своих принесе Христу заколение,/ пастырь со словесными овцами иде в Небесную ограду,/ победив сверепеющия неверием языки./ Мученик Твоих молитвами, Христе Боже,/ спаси стадо Твое от волков, губящих е.

Кондак священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его

глас 4

Владычню речению последовав, яко пастырь изрядный/ душу твою положил еси за Христовы овцы, священномучениче Афиногене,/ сего ради восхваляем тя/ и с тобою десятину ученик твоих,/ иже пострадаша, страхом Божиим и твоим учением наставляеми./ Тем угодивших Владыка венча вас живоначальною десницею,/ Егоже о всех нас молите.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Тропарь блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской

глас 8

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской

глас 8

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года