Церковный календарь

29 июля. Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 июля. Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы

8-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 16 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311).

Мученика Павла и мученицы Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мученика Антиоха врача (IV). Мученицы Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451).

Блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы (1936); священномученика Иакова, архиепископа Барнаульского, и с ним священномучеников Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, преподобномученика Феодора Никитина (1937); преподобномученика Ардалиона Пономарева (1938).

Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница

Блаженная Матрона Анемнясевская (в миру Матрона Белякова) родилась в 1864 году в деревне Анемнясево Рязанской губернии. Дочь крестьянина-бедняка, слывшего в деревне горьким пьяницей, она в семь лет ослепла, а позднее была искалечена матерью. Во время избиения ей трижды являлась Богородица. Матрона потеряла возможность ходить и всю жизнь лежала в  постели, при этом обрела дары исцеления и  прозорливости. Она стала принимать людей, наставляла и утешала их. Летом 1935 года Бельковским районным отделением НКВД было заведено уголовное дело об антисоветской и антиколхозной агитации «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 2 августа 1935 года предписывалось отправить Матрону на принудительное лечение. Она умерла от сердечной недостаточности летом 1936 года в московском Доме хронических больных. Была погребена на Владыкинском кладбище в Москве, а в 70-е годы XX века перезахоронена на Центральном кладбище в подмосковном городе Долгопрудный.

Священномученик Афиноген епископ

Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа в 311 г. во время гонений на христиан в Армении в г. Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал всем принести жертву идолам, однако многие жители отказались подчиниться нечестивому повелению. Филомарха известили, что христианство распространилось в Севастии благодаря проповеди еп. Афиногена. Правитель приказал разыскать старца. Св. Афиноген и его ученики жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили его учеников. Тогда св. Афиноген сам пришел в Севастию, и предал себя в руки мучителей. Господь сподобил св. Афиногена услышать перед смертью Его голос, возвестивший обетование, данное благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю».

Мученица Иулия дева

Святая Иулия, рожденная в знатной христианской семье г. Карфагена, в детстве попала в плен к варварам и была продана сирийскому купцу-язычнику Евсевию. Он не раз пытался склонить Иулию к отречению от веры, но безуспешно. Негодуя на нее за верность Христу, Евсевий, тем не менее, оставил Иулию невредимой за усердную службу и добрый нрав. В одну из торговых поездок в Галлию, Евсевий взял 20-летнюю Иулию с собой. Во время остановки у о. Корсика, он сошел на берег для участия в местном языческом празднике. Кто-то из аборигенов, узнав, что на его корабле есть христианка, донес об этом старейшине Феликсу, который захотел, чтобы и она поклонилась идолам. Не сумев выкупить Иулию у Евсевия, Феликс напоил купца и его слуг и похитил Иулию. Он пообещал, что если она принесет жертвы идолам, то он ее выкупит и освободит. Иулия отказалась. Ее жестоко избили, отрезали ей грудь и затем распяли. Монахи, жившие на о. Горгона близ Корсики, узнав о мученичестве Иулии, похоронили ее тело в своей обители.

Священное Писание

1 Кор., 145 зач., X, 12-22

12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.

16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Мф., 68 зач., XVI, 20-24

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 10, 12-22; Мф. 16, 20-24

Когда св. апостолы исповедали Спасителя Сыном Божиим, Он сказал: «должно… пострадать… и быть убиту». Дело созрело, оставалось только завершить его крестною смертью. То же бывает и в ходе нравственного преуспеяния христианина. Пока он в борьбе со страстьми, враг еще надеется как-нибудь искусить его, но когда страсти улягутся, и у врага не достает уже силы возбуждать их, тогда он воздвигает внешние искушения, всякого рода, — напраслины и притом самые чувствительные. Он метит заронить мысль: «ну, из-за чего трудился и боролся? Никакого нет тебе от этого проку». Но когда он заготовляет таким образом войну со вне, Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: «должно пострадать», так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду.

Старец Порфирий Кавсокаливит об исполнении молитв

Когда мы просим Бога о чем-либо, важно не количество просьб, а то, как они подаются. Когда Бог не удовлетворяет нашу просьбу, это значит или что Он не дает нам просимого для нашего же блага, или что мы не знаем, как и когда надо Его просить. Что касается первого случая, то никто не знает, почему так происходит. Ибо непостижимы пути Господни! Во-первых, когда мы чего-то просим у Бога, то должны делать это без настырности, не говорить: «Я хочу этого сейчас». Кто ты такой, чтобы требовать чего-либо от Бога, и более того, требовать в определенные сроки? Когда мы хотим попросить чего-либо у Бога, то какое-то время кротко с молитвой обращаемся к Нему. Если мы видим, что Он не исполняет нашу просьбу, тогда и мы перестаем Его беспокоить. И когда мы уже забудем о своей просьбе, она исполнится, и мы даже не будем знать, как это произойдет. Потому что Бог ничего не забывает. Он принял нашу просьбу, хранит ее, и когда сочтет, что настало время, исполняет ее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Грех зарождается в мыслях, причем чаще всего это некая случайная мысль, некий эпизод, и уже от человека зависит, превратит ли он этот эпизод в часть своей жизни, будет ли он с такого рода мыслями жить и все глубже в них погружаться. Греховная мысль на языке святых отцов, в том числе преподобного Ефрема Сирина, именуется помыслом. Говоря о последствиях невнимательного отношения к помыслам, святой Ефрем предлагает очень точное и даже ироничное сравнение: человек, не справившийся с помыслами, погибает подобно кораблю, терпящему крушение у пристани. Действительно, должно произойти что-то невероятное, чтобы корабль потонул не в открытом море, среди волн, ветра и бури, а в тихой гавани, у пристани. Человек еще не совершил греха, но помысл овладел его сознанием. Природа человека, его душа уже заражены грехом, и он погибает от одной только мысли.

Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях

Рассмотрим их по восходящей:

– Церковь как культовое здание (синоним – храм);
– Церковь как организация, например «Московская Патриархия» – совокупность учреждений, находящихся в ведении патриарха.
– Церковь как сообщество.  Само слово церковь (экклесия) по-гречески означает собрание. Любое собрание. «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). В данном случае: «сборище злодеев».   
– Церковь как духовный организм. «Церковь это не стены и крыша, но вера и житие», – говорил свт. Иоанн Златоуст. По словам Алексея Хомякова: «Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».

Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ человеческого тела (1Кор.12:27; Еф.4:11-12). Согласно этому образу, Церковь есть Тело Христово, Иисус Христос называется Главою Церкви по аналогии с головою в человеческом теле, а членами этого тела – христиане и ангелы. Как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у нас – членов Церкви – различные служения: кто перед престолом, кто в библиотеке, кто в больнице, кто в интернете.

Разными людьми Церковь воспринимается в соответствии с их духовным уровнем: кто-то видит лишь здание, кто-то общину, а кто-то уже сможет распознать в ней Богочеловеческий организм.

Молитвословия

Тропарь священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его

глас 8

Священный Богу Афиноген, в жертве служитель,/ священное ученик своих принесе Христу заколение,/ пастырь со словесными овцами иде в Небесную ограду,/ победив сверепеющия неверием языки./ Мученик Твоих молитвами, Христе Боже,/ спаси стадо Твое от волков, губящих е.

Кондак священномученика Афиногена епископа и десяти учеников его

глас 4

Владычню речению последовав, яко пастырь изрядный/ душу твою положил еси за Христовы овцы, священномучениче Афиногене,/ сего ради восхваляем тя/ и с тобою десятину ученик твоих,/ иже пострадаша, страхом Божиим и твоим учением наставляеми./ Тем угодивших Владыка венча вас живоначальною десницею,/ Егоже о всех нас молите.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Чирской (Псковской)

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя, рабы Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.

Тропарь блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской

глас 8

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак блаженной Матроны Анемнясевской, Касимовской

глас 8

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помоги нам избавися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Теги:
Блаженная Матрона Анемнясевская
священномученик Афиноген Пидахфойский
мученица Иулия Карфагенская
православный календарь

Все публикации