Церковный календарь

25 июля. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 июля. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

7-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 12 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Прокла и Илария (II). Преподобного Михаила Малеинá (962).

Мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Преподобного Арсения Новгородского (1570). Преподобного Симона Воломского (1641). Мученицы Голиндухи исповедницы, во Святом Крещении Марии (591). Преподобных Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Мученики Прокл и Иларий

Святые мученики Прокл и Иларий пострадали во время гонений на христиан в начале II века. Первым был взят под стражу Прокл. Он бесстрашно исповедал свою веру во Христа перед правителем Максимом. Пытками его тщетно заставляли принести жертву языческим богам. Тогда правитель приказал вывести мученика за город и, привязав к столбу, расстрелять из луков. Когда святого Прокла вели к месту казни, его встретил племянник Иларий. Он со слезами обнял дядю, объявил себя христианином и тут же был арестован. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих палачей. Святой Иларий тоже был приговорен к смерти. Его обезглавили через три дня после смерти дяди. Христиане похоронили мучеников в одной могиле. На иконах святых Прокла и Илария изображают всегда вместе.

Преподобный Михаил Малеин

Преподобный Михаил Малеин — святой X века, основатель нескольких обителей на Киминской горе, наставник преподобного Афанасия, основателя Великой Лавры на Афоне. В России его стали особо почитать после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича Романова — родоначальника династии Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 года, в день памяти преподобного, получил его имя и был венчан на царство накануне своих именин 24 июля 1613 года. Это послужило причиной строительства в России храмов в честь святого, в том числе в Московском Кремле. В 1627 году в Москву привезли его мощи, подаренные царю Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом. При Михаиле Феодоровиче составили и поместили в прологе пространное слово в честь преподобного Михаила. Служба святому была написана в Греческой Церкви.

Мученики Феодор варяга и сын его Иоанн

В X веке в Киеве жил варяг по имени Феодор. Он долгое время пробыл на военной службе в Византии и принял там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. Однажды киевские язычники решили выбрать среди юношей и девушек жертву для своих идолов, жребий пал на Иоанна. Когда об этом сообщили Феодору, старый воин решительно ответил: «Не боги это, а  дерево. Бог сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. А эти идолы что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Видя, что в честном бою не одолеть Феодора и Иоанна, осаждавшие подсекли столбы, что держали крышу, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их. Через сто лет Церковь прославила киевских варягов в сонме святых.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Во времена иконоборчества за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед дамасским халифом в государственной измене. Халиф приказал отсечь у преподобного кисть и повесить её на рынке. Святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. После он увидел в тонком сне, что Пресвятая Богородица обращается к нему с повелением без лености трудиться исцелённой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн обнаружил, что рука невредима. В благодарность за исцеление он приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». В благодарность за исцеление преподобный Иоанн написал хвалебную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Священное Писание

Рим., 108 зач., XII, 1-3

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.

Мф., 39 зач., X, 37 — XI, 1

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

* Мелкая монета.

Глава 11

1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Иосиф Исихаст о путях исцеления тела

Пришел однажды монах — у него три серьезные, страшные и к тому же еще неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние, ибо он был богатым человеком. И поскольку кто-то посоветовал ему прийти ко мне, он открыл мне свой помысл, и я его очень пожалел. Я ему сказал, что он сразу выздоровеет, как только поверит, что Бог может его исцелить. Я потребовал, чтобы он ел противоположное, то есть то, о чем он говорил, что если съест, то умрет. Я потребовал от него возложить всю надежду на Бога и, оставив знание, последовать вере. И есть вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно только трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился. И ночью видел во сне двух страшных птиц, которые схватили его, чтобы съесть. И змей крепко обвил его горло. И он звал меня диким голосом, чтобы я спас его. Тогда я, сразившись со всеми этими чудовищами, умертвил их и проснулся. Он приходит и говорит мне: «Я совершенно выздоровел, как будто заново родился».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

К сожалению, разного рода соблазны, которые существуют в человеческой жизни, — искушения властью, силой, могуществом, деньгами — создают иллюзию, будто в качестве краеугольного камня карьерного роста, политической платформы может быть положено нечто иное, например наука, объективный анализ. Нам может казаться, что всё устроено рационально, на основании наших знаний, «ведь мы окончили университет, мы современные люди, мы всё хорошо понимаем. Да, существует и вера, где-то в области фольклора, но мы-то знаем, как строить жизнь!» Но если строить без Бога, то ничего не получится — ни в личной жизни, ни в жизни семейной, общественной, государственной, планетарной. Казалось бы, так просто собраться всем главам государств и правительств и принять некие четкие правила, что можно и что нельзя, для того чтобы спасти мир. Не получается, потому что краеугольный камень выбран не тот, потому что в основе — человеческий грех, который разрушает и личную, и общественную, и планетарную жизнь.

В чём состояло значение сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы?

Незадолго до Своих Крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, пообещал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин.14:16-17), «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин.16:13).

Святой Дух сошёл на апостолов после Вознесения Христа, когда земная миссия Богочеловека была выполнена: «Дух Святый … научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14 и 15). Нужно иметь в виду, что Святой Дух и ранее был на Апостолах, в день же Пятидесятницы они получили Его дары для строительства Церкви. Земная миссия Христа завершилась Вознесением, далее — созидание Церкви Христовой людьми, освящёнными и просвещёнными Святым Духом.

День сошествия Святого Духа на апостолов является Днём рождения Церкви. С тех пор Святой Дух пребывает в ней непрестанно. Благодаря действию Святого Духа в Церкви совершаются Таинства, исполняются богоугодные молитвы, осуществляется преображение верующих, духовное единение членов Церкви с Богом и друг с другом, сохраняется в неповрежденности вера.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Молитва иная Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения Новгородского

глас 4

Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша.

Кондак мучеников Прокла и Илария

глас 4

Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша.

Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

Тропарь преподобнаго Михаила Малеина

глас 8

Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак преподобного Михаила Малеина

глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

Теги:
Мученики Прокл и Иларий Калиптские
преподобный Михаил Малеин
мученик Феодор Варяг
икона Божией Матери «Троеручица»
православный календарь

Все публикации