25 июля. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

6141

Седмица 8-я по Пятидесятнице. Глас 6.

В этот день совершается память:

Мучеников Прокла и Илария (II). Преподобного Михаила Малеинá (962).

Мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Преподобного Арсения Новгородского (1570). Преподобного Симона Воломского (1641). Мученицы Голиндухи исповедницы, во Святом Крещении Марии (591). Преподобных Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

Мученики Прокл и Иларий

Святые мученики Прокл и Иларий пострадали во время гонений на христиан в начале II века. Первым был взят под стражу Прокл. Он бесстрашно исповедал свою веру во Христа перед правителем Максимом. Пытками его тщетно заставляли принести жертву языческим богам. Тогда правитель приказал вывести мученика за город и, привязав к столбу, расстрелять из луков. Когда святого Прокла вели к месту казни, его встретил племянник Иларий. Он со слезами обнял дядю, объявил себя христианином и тут же был арестован. Святой мученик Прокл под градом стрел молился за своих палачей. Святой Иларий тоже был приговорен к смерти. Его обезглавили через три дня после смерти дяди. Христиане похоронили мучеников в одной могиле. На иконах святых Прокла и Илария изображают всегда вместе.

Преподобный Михаил Малеин

Преподобный Михаил Малеин — святой X века, основатель нескольких обителей на Киминской горе, наставник преподобного Афанасия, основателя Великой Лавры на Афоне. В России его стали особо почитать после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича Романова — родоначальника династии Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 года, в день памяти преподобного, получил его имя и был венчан на царство накануне своих именин 24 июля 1613 года. Это послужило причиной строительства в России храмов в честь святого, в том числе в Московском Кремле. В 1627 году в Москву привезли его мощи, подаренные царю Константинопольским Патриархом Кириллом Лукарисом. При Михаиле Феодоровиче составили и поместили в прологе пространное слово в честь преподобного Михаила. Служба святому была написана в Греческой Церкви.

Мученики Феодор варяга и сын его Иоанн

В X веке в Киеве жил варяг по имени Феодор. Он долгое время пробыл на военной службе в Византии и принял там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство. Однажды киевские язычники решили выбрать среди юношей и девушек жертву для своих идолов, жребий пал на Иоанна. Когда об этом сообщили Феодору, старый воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Бог сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. А эти идолы что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом. Видя, что в честном бою не одолеть Феодора и Иоанна, осаждавшие подсекли столбы, что держали крышу, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их. Через сто лет Церковь прославила киевских варягов в сонме святых.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Во времена иконоборчества за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан императором Львом III Исавром перед дамасским халифом в государственной измене. Халиф приказал отсечь у преподобного кисть и повесить её на рынке. Святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и стал молиться перед иконой Божией Матери. После он увидел в тонком сне, что Пресвятая Богородица обращается к нему с повелением без лености трудиться исцелённой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн обнаружил, что рука невредима. В благодарность за исцеление он приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». В благодарность за исцеление преподобный Иоанн написал хвалебную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Евангелие дня

Для многих религий вопрос ритуальной чистоты или нечистоты имеет самое принципиальное значение. Например, в ветхозаветном иудаизме имелись чёткие представления о том, что существуют вещи, которые могут осквернить человека и, тем самым, лишить его возможности общаться с Богом. Нечистой может оказаться еда. Например, хлеб, если тесто было замешано на неправильной закваске. Данную деталь необходимо учитывать, чтобы понять смысл отрывка из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время утреннего богослужения.

Глава 16.

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Услышанная нами беседа Христа с Его учениками состоялась после очередной дискуссии Спасителя с религиозными вождями древнего Израиля. Видя заблуждения фарисеев и саддукеев, их неспособность воспринимать слово Божие, Господь обращается к ученикам с проникновенной просьбой — не быть похожими на иудейских законников. Данный призыв Христос оформляет в виде символического образа — берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Спаситель имел в виду, что содержание слов и поступков определяются не столько формой, сколько мотивацией, находящейся в корне стремлений человека. Взять, например, молитву. Один и тот же текст из молитвослова можно прочесть по-разному. Кто-то, руководствуясь искренним желанием обратиться к Богу, будет произносить слова молитвы с покаянием и чистой верой. Кто-то, стремясь получить от Господа необходимую поддержку в жизни, может превратить молитву в заклинание, начнёт вкладывать в неё магический смысл. А кто-то, устав от всего на свете, но боясь прогневать Всевышнего, будет читать тексты из молитвослова механически. Прочитал, отбыл повинность и свободен!

Под закваской фарисейской и саддукейской Господь Иисус имел в виду целый комплекс заблуждений. Но о нём чуть позже. А пока обратим внимание на реакцию апостолов. Те посчитали, что, похоже, купили не те хлебы — хлебы, испорченные закваской противников Христа. В учениках Спасителя продолжала ещё жить свойственная религиозному сознанию той эпохи формалистская черта.

Спаситель вразумляет апостолов, напоминая им, что Сыну Божьему дана власть над материальным миром. И не стоит потому слишком заботиться о внешнем. Если нужно, Христос даст апостолам всё необходимое для пропитания. Но есть вещи, которые даже Спаситель изменить не может. Это человеческие сердца, испорченные той самой фарисейско-саддукейской закваской. Она представляет собой смесь гордости и лжи.

Законники, исполнявшие многочисленные обрядово-религиозные требования, с одной стороны, презирали простых верующих. С другой — считали возможным для себя указывать окружающим, как жить, что делать. При этом речь шла не о желании поделиться радостью переживания любви Божией, а о стремлении подчинить, манипулировать и, в конечном счёте, использовать других для каких-то целей. После разъяснений Господа Иисуса апостолы поняли, каких вещей необходимо остерегаться. Потому духовная атмосфера раннехристианской проповеди имела совершенно особый характер. В этом легко убедиться, прочитав в книге Деяний о том, как осуществляли свою миссию апостолы.

Возвещая людям Евангелие, они говорили, прежде всего, о том, что не нужно путать цель и средства, нельзя подменять содержание формой. Кроме того, ученики Спасителя всячески сторонились вещей, которые могли бы послужить поводом для обвинения апостолов в праздности, сребро- и властолюбии. Таким образом, урок Христа был Его учениками усвоен. И мы теперь имеем перед глазами пример того, как должна выглядеть истинная духовная жизнь, вдохновляющая как самого человека, так и тех, кто находится с ним рядом. А ещё мы теперь точно знаем, что если и может что-то осквернить человека, так это только он сам.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Иосиф Исихаст о путях исцеления тела

Пришел однажды монах — у него три серьезные, страшные и к тому же еще неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние, ибо он был богатым человеком. И поскольку кто-то посоветовал ему прийти ко мне, он открыл мне свой помысл, и я его очень пожалел. Я ему сказал, что он сразу выздоровеет, как только поверит, что Бог может его исцелить. Я потребовал, чтобы он ел противоположное, то есть то, о чем он говорил, что если съест, то умрет. Я потребовал от него возложить всю надежду на Бога и, оставив знание, последовать вере. И есть вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно только трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился. И ночью видел во сне двух страшных птиц, которые схватили его, чтобы съесть. И змей крепко обвил его горло. И он звал меня диким голосом, чтобы я спас его. Тогда я, сразившись со всеми этими чудовищами, умертвил их и проснулся. Он приходит и говорит мне: «Я совершенно выздоровел, как будто заново родился».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Повседневная забота о вещах материальных, стремление к карьерному росту или другие попечения зачастую не оставляют времени для размышления о хлебе духовном, о том, что ведет нас к вечности. Без общения с Богом человек не может стать вполне счастливым. Ему всегда будет чего-то не хватать. Никакие земные удовольствия не способны заменить ему Божией любви. Чтобы произошла встреча с Богом, нужно сделать немногое — просто дать Ему свободу действовать в нашей жизни. Нередко люди полагают, что Бог где-то далеко от нас. Но Он как любящий Отец ожидает только, когда мы сами добровольно позволим Ему войти в нашу жизнь. Поспешим же открыть навстречу Богу двери наших сердец через молитву и добрые дела! Тогда земное существование наполнится глубоким духовным смыслом, а сердце озарит Божественная любовь.

В чём состояло значение сошествие Святого Духа на апостолов в День Пятидесятницы?

Незадолго до Своих Крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, пообещал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин.14:16-17), «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин.16:13).

Святой Дух сошёл на апостолов после Вознесения Христа, когда земная миссия Богочеловека была выполнена: «Дух Святый … научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14 и 15). Нужно иметь в виду, что Святой Дух и ранее был на Апостолах, в день же Пятидесятницы они получили Его дары для строительства Церкви. Земная миссия Христа завершилась Вознесением, далее — созидание Церкви Христовой людьми, освящёнными и просвещёнными Святым Духом.

День сошествия Святого Духа на апостолов является Днём рождения Церкви. С тех пор Святой Дух пребывает в ней непрестанно. Благодаря действию Святого Духа в Церкви совершаются Таинства, исполняются богоугодные молитвы, осуществляется преображение верующих, духовное единение членов Церкви с Богом и друг с другом, сохраняется в неповрежденности вера.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Молитва иная Божией Матери пред иконой Ее «Троеручица»

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Арсения Новгородского

глас 4

Отечество свое и род оставил еси,/ Христу прилепися,/ и Великаго Новаграда достигл еси,/ и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/ многим постом и воздержанием,/ и пророчествия дар прияти сподобися,/ и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/ и, тело в нем предложив,/ обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./ Егоже моли, святе Арсение преподобне,/ Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ ущедрити нас, почитающих твое торжество,/ и спасти души наша.

Кондак мучеников Прокла и Илария

глас 4

Яко денница звезда, возсия/ мучеников Прокла и Илария/ честное страдание,/ предозаряющи нас чудес светлостьми./ Темже празднуем память вашу:/ Христа Бога молите,// да спасет души наша.

Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна

глас 2

Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.

Тропарь преподобнаго Михаила Малеина

глас 8

Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак преподобного Михаила Малеина

глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года