Неделя 6-я по Пятидесятнице
Поста нет. 11 июля по ст. ст.
В этот день совершается память:
Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1998).
Мученика Киндея пресвитера (III—;IV).
Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.
Ольга (в Крещении Елена), занявшая престол после гибели мужа, князя Игоря, была первым христианским правителем Руси. Ее долгая жизнь стала водоразделом между Русью языческой и христианской. Тогда договоры на Руси уже скреплялись по обоим обычаям, языческому и христианскому, в Киеве стоял соборный храм пророка Илии. Сын Ольги Святослав, будучи формальным правителем, остался убежденным язычником. Оставив Русь на попечение матери, он провел всю жизнь в походах и, что символично, как и князь Игорь, тоже язычник, погиб в стороне от родной земли. Ольга правила деятельно, укрепила Русь — и принятие ею Святого Крещения в Константинополе нельзя объяснить лишь политической выгодой, ведь в ту пору Византия вела коварную политику против Руси. Ольга прозрела православное будущее России — и внук ее Владимир, молитвами матери, направил страну Христовым путем.
В 451 году в Халкидоне в храме Великомученицы Евфимии проходили заседания IV Вселенского Собора, созванного императором Маркианом для того, чтобы осудить ересь монофизитов. После долгих прений еретики заявили о том, что могут подтвердить свою правоту чудом. Тогда Патриарх Анатолий Константинопольский предложил собору прибегнуть к заступничеству святой Евфимии. Была открыта рака с мощами, и на грудь святой положили свитки с православным и монофизитским исповеданиями веры. Раку закрыли и опечатали. Три дня участники собора постились и усиленно молились. Затем раку открыли и увидели, что свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а еретический свиток лежал у её ног. Как живая, святая подняла руку и подала свиток Патриарху. Это чудо вошло в церковный месяцеслов.
По благословению Владимира, митрополита Санкт-Петербургского 24 июля 1998 года, на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге сос тоялось обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Священномученик Иларион — один из немногих новомучеников, чьё место захоронения было известно. Мощи торжественным крестным ходом перенесли в Казанский храм монастыря, где они и оставались до 9 мая 1999 года, когда их передали Сретенскому монастырю Мос квы, настоятелем которого священномученик был до ареста в ноябре 1923 года. Патриарх Алексий II совершил в обители чин прославления священномученика Илариона как местночтимого святого. Архиерейский Собор Русской Церкви 2000 го да принял решение об общецерковном почитании подвижника. Позднее была составлена служба святому.
Рим., 110 зач., XII, 6-14
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,— в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Мф., 29 зач., IX, 1-8
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Рим. 12, 6-14; Мф. 9, 1-8
Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления, расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», — и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно, потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.
Это событие произошло 27 февраля 1974 года. Преподобный старец Паисий был в своей каливе, когда услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…» Так как всё происходило на Афоне, он изумился, откуда здесь женщина. Спросил: «Кто там?» — и услышал: «Евфимия». Ощущая в сердце божественную сладость, он, тем не менее, и подумать не мог о небесной гостье, решил, что некая сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Святую Гору. После третьего стука дверь открылась, несмотря на засов, и в келлию вошла великомученица Евфимия. Желая убедиться, что залитая светом гостья не от лукавого, старец повёл её в храм и велел поклониться Святой Троице. Святая рассказала старцу о своих мучениях и разрешила один беспокоивший его вопрос. После этого он три дня не мог есть, а только славил Бога.
Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих —; все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).
Под ветхим человеком подразумевается человек, не принадлежащий к Церкви, или хотя и принадлежащий формально, однако уподобляющийся по своему нравственному состоянию ветхозаветным грешникам. Иногда ветхим человеком называется не сам человек, а совокупность принадлежащих ему греховных задатков, привычек, наклонностей и страстей. Ветхому человеку противостоит новый — ходящий по стопам Христовым (1Пет.2:21), живущий жизнью во Христе. Обновление и преображение человека совершается в лоне Православной Церкви — истинной Церкви Христовой: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).
Тропарь равноапостольной Ольги
глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.
Кондак равноапостольной Ольги
глас 4
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.
Молитва княгине Ольге равноапостольной
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь великомученицы Евфимии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак великомученицы Евфимии
глас 6
Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.