Церковный календарь

24 июля. Память равноапостольной Ольги, великой княгини Российской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 июля. Память равноапостольной Ольги, великой княгини Российской

5-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 11 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1998).

Мученика Киндея пресвитера (III–IV).

Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская

Ольга (в Крещении Елена), занявшая престол после гибели мужа, князя Игоря, была первым христианским правителем Руси. Ее долгая жизнь стала водоразделом между Русью языческой и христианской. Тогда договоры на Руси уже скреплялись по обоим обычаям, языческому и христианскому, в Киеве стоял соборный храм пророка Илии. Сын Ольги Святослав, будучи формальным правителем, остался убежденным язычником. Оставив Русь на попечение матери, он провел всю жизнь в походах и, что символично, как и князь Игорь, тоже язычник, погиб в стороне от родной земли. Ольга правила деятельно, укрепила Русь — и принятие ею Святого Крещения в Константинополе нельзя объяснить лишь политической выгодой, ведь в ту пору Византия вела коварную политику против Руси. Ольга прозрела православное будущее России — и внук ее Владимир, молитвами матери, направил страну Христовым путем.

Чудо великомученицы Евфимии всехвальной

В 451 году в Халкидоне в храме Великомученицы Евфимии проходили заседания IV Вселенского Собора, созванного императором Маркианом для того, чтобы осудить ересь монофизитов. После долгих прений еретики заявили о том, что могут подтвердить свою правоту чудом. Тогда Патриарх Анатолий Константинопольский предложил собору прибегнуть к заступничеству святой Евфимии. Была открыта рака с мощами, и на грудь святой положили свитки с православным и монофизитским исповеданиями веры. Раку закрыли и опечатали. Три дня участники собора постились и усиленно молились. Затем раку открыли и увидели, что свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а еретический свиток лежал у её ног. Как живая, святая подняла руку и подала свиток Патриарху. Это чудо вошло в церковный месяцеслов.

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский

По благословению Владимира, митрополита Санкт-Петербургского 24 июля 1998 года, на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге сос тоялось обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Священномученик Иларион — один из немногих новомучеников, чьё место захоронения было известно. Мощи торжественным крестным ходом перенесли в Казанский храм монастыря, где они и оставались до 9 мая 1999 года, когда их передали Сретенскому монастырю Мос квы, настоятелем которого священномученик был до ареста в ноябре 1923 года. Патриарх Алексий II совершил в обители чин прославления священномученика Илариона как местночтимого святого. Архиерейский Собор Русской Церкви 2000 го да принял решение об общецерковном почитании подвижника. Позднее была составлена служба святому.

Священное Писание

Рим., 97 зач., VIII, 14-21

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

Мф., 30 зач., IX, 9-13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 14-21; Мф. 9, 9-13

 У кого пробуждены духовные потребности, под действием страха Божия и требований совести, у того образуется своего рода чувство, которым он угадывает смысл речей, относящихся к предметам духовной области, хотя бы они облечены были в приточную форму. Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. «Потому что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... Ибо огрубело сердце людей сих» (Мф. 13, 12-15). Между тем способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится».

Явление великомученицы Евфимии преподобному Паисию Святогорцу

Это событие произошло 27 февраля 1974 года. Преподобный старец Паисий был в своей каливе, когда услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…» Так как всё происходило на Афоне, он изумился, откуда здесь женщина. Спросил: «Кто там?» — и услышал: «Евфимия». Ощущая в сердце божественную сладость, он, тем не менее, и подумать не мог о небесной гостье, решил, что некая сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Святую Гору. После третьего стука дверь открылась, несмотря на засов, и в келлию вошла великомученица Евфимия. Желая убедиться, что залитая светом гостья не от лукавого, старец повёл её в храм и велел поклониться Святой Троице. Святая рассказала старцу о своих мучениях и разрешила один беспокоивший его вопрос. После этого он три дня не мог есть, а только славил Бога.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих – все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).

Ветхий и новый человек

Под ветхим человеком подразумевается человек, не принадлежащий к Церкви, или хотя и принадлежащий формально, однако уподобляющийся по своему нравственному состоянию ветхозаветным грешникам. Иногда ветхим человеком называется не сам человек, а совокупность принадлежащих ему греховных задатков, привычек, наклонностей и страстей. Ветхому человеку противостоит новый — ходящий по стопам Христовым (1Пет.2:21), живущий жизнью во Христе. Обновление и преображение человека совершается в лоне Православной Церкви — истинной Церкви Христовой: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Ольги

глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной Ольги

глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Молитва княгине Ольге равноапостольной

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 6

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.

Теги:
Великомученица Евфимия Всехвальная
равноапостольная Ольга
священномученик Иларион (Троицкий)
православный календарь

Все публикации