Церковный календарь

23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

7-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 10 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073).

Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Аполлония (III). Мучеников Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Преподобных Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских.

Священномучеников Александра Попова, Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918).

Коневской иконы Божией Матери.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 

До начала XVII века Риза Господня пребывала в Грузии. В 1616–1617 годах Грузию завоевал персидский шах Аббас I, и святыня оказалась у него. Русский царь взял под защиту грузинского царя Теймураза, и в ходе начавшихся переговоров между персами, русскими и грузинами шах сказал, что хотел бы подарить русскому царю захваченную в Грузии святыню. В марте 1625 года персидский посол Урусамбек привёз Честную Ризу в Москву в дар русскому царю и Патриарху Филарету (Романову) от шаха Аббаса. Хотя царь имел подтверждение от представителей других Церквей, что эта святыня подлинная, он был смущён получением её от иноверца, поэтому объявил в Москве семидневный пост и просил всех молиться, чтобы Господь открыл Свою волю. Святыню носили по улицам с пением и молебном, и было зафиксировано 14 случаев исцелений в эти дни. 27 марта Риза Господня была торжественно положена в Успенском соборе. 10 июля, в канун возведения на царство Михаила Феодоровича, было установлено празднование Положения Честной Ризы Господней в Москве. Службу празднику составил митрополит Крутицкий Киприан.

Преподобного Антония Печерского

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний (в миру Антипа) родился в Любече, вблизи Чернигова. С юности его влекло к духовной жизни, и по промыслу Божиему он решился идти на Афон. Приняв постриг в одной из обителей Святой Горы, он подвизался в пещере, пока игумен не призвал его вернуться на Русь и насаждать там иноческую жизнь по образцу афонской. Вернувшись в Киев, Антоний, как и на Афоне, поселился в пещере (ее выкопал пресвитер Иларион, ставший позднее митрополитом Киевским). Строгая аскетическая жизнь подвижника скоро прославила его, к нему стали стекаться искатели Царства Божиего. Киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на ней был выстроен большой храм и келлии, хотя сам святой продолжал подвиги в пещере, уже выкопанной им самим. Святой Антоний дожил до 90 лет, став отцом русской монашеской традиции, основанной на афонском духовном опыте.

Священное Писание

1 Кор., 138 зач., VII, 24-35

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Мф., 61 зач., XV, 12-21

12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.

21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 7, 24-35; Мф. 15, 12-21

«Из сердца исходят злые помыслы». В сердце же откуда? Корень их в живущем в нас грехе, а разветвление их, размножение и определенный вид в каждом от его собственного произволения. Как же быть? Сначала отсеки все, что от произвола. Это будет похоже на то, как если бы кто в дереве оборвал листья, обсек ветви и сучья, и ствол отрубил почти до корня. Затем, не позволяй выходить новым отросткам, самый корень и засохнет: то есть не позволяй из сердца исходить злым мыслям, а исходящие отражай и отгоняй, и живущий в нас грех, не получая подкрепления, ослабнет и совсем обессилеет. В этом существо заповеди: «трезвитесь и бодрствуйте. Внимайте себе. Препояшьте чресла помышлений ваших». При внимании, надо держать рассуждение. Из сердца исходит не одно худое, но и доброе; не всякое, однако, доброе внушаемое сердцем исполнять должно. Что истинно должно исполнять, это определит рассуждение. Рассуждение — садовничий нож, одни ветви отсекает, а другие прививает.

Чудо святого Кербония, епископа Популенского

Современником святителя Григория Двоеслова был Кербоний, епископ Популенский, отличавшийся святостью жизни и любовью к гостеприимству. Однажды он укрыл у себя воинов во время нашествия готфов. Когда об этом укрывательстве узнал готфский царь Тотила, то велел привести епископа в свой стан в Мерулу, чтобы бросить Кербония на растерзание медведям. Множество народа стеклось на зрелище, присутствовал и сам нечестивый царь, чтобы насладиться смертью архиерея. Для растерзания епископа выпустили самого свирепого медведя. Жестокий Тотила, всегда с особенным удовольствием смотревший на такие казни, с нетерпением ждал зрелища. Выпущенный из клетки медведь ринулся на епископа, но вдруг, забыв свою лютость, начал лизать святому ноги, «давая знать всякому, что по отношению к угоднику Божию сердца зверей изменились в сердца человеческие, а сердца людей, наоборот, в звериные», как говорит святитель Григорий. Не только народ, но и царь, наученный кротостью зверя, почувствовал благоговение к святому.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Через благовестие вера Христова распространилась по всему миру. Велик труд благовестников, но не меньше подвиг тех, кто эту весть воспринял. Ведь мы знаем, что ни эллины, ни иудеи не могли воспринять благую весть, по крайней мере в самом начале апостольской проповеди, потому что для одних она была соблазном, для других — безумием (см. 1 Кор. 1, 23). Но появилось множество людей спасаемых, для которых эта весть несла Божию силу и Божию премудрость (см. 1 Кор. 1, 24). Именно благовестие о Христе преобразовало души людей, несмотря на то, что многие соблазнялись и многие считали эту весть безумием. Весть о Христе распятом и воскресшем преобразовала мир, и даже сегодня, отделенные почти двумя тысячелетиями от этих событий, мы по-прежнему воспринимаем благую весть как свежую, актуальную, способную обновить наше сознание и нашу жизнь.

О невозможности для нас выразить все аспекты Искупления

Итак, мы рассмотрели основные следствия Искупления (победа над смертью, дьяволом и адом, прославление человеческого естества, демонстрация идеального образца поведения Человека). В полной мере знание всех следствий доступно лишь Богу. Вот, что по этому поводу свидетельствовал свт. Афанасий Великий: «...Заслуги Спасителя, совершенные чрез вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их — значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны; так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле; потому что вновь представляющиеся мыслям его — гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию. Посему лучше не отваживаться говорить о всех вообще заслугах Христовых, когда и части их изобразить невозможно...» (Слово о воплощении Бога-Слова).

Молитвословия

Тропарь 45-ти мученикам в Никополе Армянском

глас 1

Единоумне душею связани бывше,/ четыредесять с пятьми страдальцы святии,/ на врага ополчистеся,/ победителие же явльшеся,/ прилете венцы от Христа Бога/ и вечное мучений ваших воздаяние,/ тыя и нам улучити молите,/ благочестно песньми вас величающим.

Кондак 45-ти мученикам в Никополе Армянском

глас 8

Христа ради, мученицы, многия муки подъясте,/ и многобожие низложисте все идольское,/ и разрушисте безбожие всякия прелести,/ Христовою силою сия поправите,/ нас всех верно научаете вопити яве: аллилуйя.

Тропарь преподобного Антония Печерского

глас 4

От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Печерского

глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалении суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятуя отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имени Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской

глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Кондак Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси/ Божественныя ризы Твоея// честное положение.

Молитва ко Господу

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Теги:
Положение ризы Господа в Москве
преподобный Антоний Печерский
православный календарь

Все публикации