Церковный календарь

22 июля. Память священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 июля. Память священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

6-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 9 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Преподобного Гавриила Афонского, настоятеля афонского Ильинского скита (1901). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III–IV). Преподобномучеников Патермуфия, Коприя и мученика Александра (361–363). Преподобных Патермуфия и Коприя (IV). Святителя Феодора, епископа Едесского (IX).

Священномученика Константина Лебедева пресвитера (1918).

Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский

Родители Панкратия были родом из Антиохии. Услышав о благовестии Иисуса Христа, отец Панкратия, взяв с собой юного сына, отправился в Иерусалим, чтобы лично видеть великого Учителя. После Вознесения Спасителя один из апостолов пришел в Антиохию и крестил родителей Панкратия и весь их дом. После кончины родителей Панкратий ушел в Понтийские горы и стал жить в пещере. Апостол Петр однажды проходил по тем местам, встретил Панкратия, взял его с собой в Антиохию, а затем в Киликию. Там святые апостолы Петр и Павел рукоположили Панкратия во епископа сицилийского города Тавромении. Святитель Панкратий усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении и окрестных городов приняли христианскую веру. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, внезапно напали на него и побили камнями. Мощи святителя покоятся в храме его имени в Риме.

Святитель Феодор, епископ Едесский

Святитель Феодор Едесский, когда был отроком, уснул в алтаре под прес толом перед архиерейской службой, и во сне светоносный юноша накормил его мёдом, вручил пастырский жезл и благословил. Прос нувшись, Феодор рассказал архиерею о своём видении, и тот понял, что отроку суждено стать пастырем Церкви, и приказал принять его в клир. Но святой удалился в Палестину, в обитель святого Саввы, где и подвизался более 30 лет. После смерти Едесского епископа святой Феодор занял его кафедру. Церковь прославляет святителя за то, что он «еретики от Божия Церкве, яко волки» отгнал, исцелив и обратив к истинной вере Вавилонского царя Моавию, который в благодарность приказал изгнать из Едессы еретиков, притеснявших православных христиан. Впоследствии Моавия вместе с тремя отроками принял за Христа мученическую смерть.

Кипрская икона Божией Матери

Образ явился в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря и с тех пор хранился в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы — церковь Панагии Ангелоктисты. Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился домой, но, не доехав до дому, пал мертвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась ее мозаичная копия. Существует несколько изводов Кипрской иконы Пресвятой Богородицы, разнящихся между собой. На одном отсутствует трон, на котором восседает Богородица, а на полях изображены св. Онуфрий Великий и Петр Афонский. На другом Богомладенец держит в руках скипетр.

Священное Писание

Рим., 121 зач., XVI, 17-24

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.

22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.

23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.

24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Мф., 51 зач., XIII, 10-23

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 16, 17-24; Мф. 13, 10-23

Отчего многие не разумеют бесед о духовных вещах? По причине отолстения сердца. Когда сердце полно пристрастий к земным вещам, тогда оно грубеет, как сказано: "уты, утолсте, расшире". В этом виде оно, как тяжелая гиря, вниз тянет и приковывает к земле всю душу и с ее умом. Тогда вращаясь все в кругу низких предметов, и оно становится низкомыслящим и не может воспарять горе, как обремененная пищею птица. Вращаясь же не видит горнего, и весь склад его противен ему. . . То совсем безвестная для него страна. В сумме своих понятий и опытов не имеет он ничего, к чему мог применить тамошнее, чтобы увидеть его хоть зерцалом в гадании. Оттого ни сам рассуждать о том не берется, ни других рассуждающих слушать охоты не имеет, и книг, в которых пишется о том, в руки не возьмет. Не оттого ли у многих вы встретите иногда не один журнал светский, а духовного ни одного, ни одной духовной книги, даже Евангелия?

Преподобный Кассиан Римлянин о вечернем и утреннем богослужении

Вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: «да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он Сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесён Отцу в жертву. Распростёртость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознёс на небо, согласно сказанному Им: «и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу… размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

...Есть еще что-то, что нужно делать, чтобы Бог слышал нашу молитву, – это добрые дела. Нужно помогать тем, кто нуждается. Это наши родные, близкие, старые родители, кто-то из друзей или знакомых, кто потерял здоровье, не имеет физической силы, материально немощствует. Нужно уметь помогать, нужен навык помощи другим людям. Если этого навыка нет, то и вера наша – пустой звук. Почему Господь должен нашу молитву слышать и нам Свою благодать давать, если мы от себя никакой благостыни не даем – ни добрым словом, ни добрым делом, ни временем, ни вниманием? Вот почему очень важно заботиться о тех, кто в нашей помощи нуждается. В этом и заключается христианское житие. Не надо много слов, чтобы сказать о нем почти все: вера, молитва, добрые дела и обязательно небольшая жертва.

Молитвословия

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь священномученика Панкратия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского

глас 8

Яко стрела огнезрачная,/ от Верховнаго послан был еси Тавроменийскому престолу/ уязвляти безбожных злочестие,/ верных же сердца просвещати,/ яже боговещанными твоими словесы в вере утвердив/ и течение совершив, пострадал еси до крове,/ священномучениче Панкратие,/ моли за вся, поющия память твою.

Кондак священномученика Панкратия

глас 4

Светлая тавромениом, Панкратие,/ звезда показался еси/ и священнострадалец явился еси за Христа,/ Емуже ныне предстоя,// моли за чтущия тя, блаженне.

Тропарь святителя Феодора, епископа Едесского

глас 4

Апостолом подражатель/ и божественных учений столп бысть,/ тем ко Христу притече,/ молением, блаженне, Моавия царя светом Крещения просвещена показа, Феодоре,/ и исповедания ради кровь свою излиял есть,/ исходатайствен тому явися венец от Христа Царя,/ Егоже моли спасти души наша.

Теги:
Священномученик Панкратий Тавроменийский
святитель Феодор Едесский
Кипрская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации